Interested Article - Иудейское царство

Иуде́йское ца́рство ( ивр. מַלְכוּת יְהוּדָה ‎, Малхут Ехуда ) или Иудея ( ивр. יְהוּדָה ‎) — одно из двух иудейских государств (Южное царство) со столицей в Иерусалиме . Возникло в X веке до н. э. после распада Израильского царства Давида и Соломона . Включало в себя земли колена Иуды , колена Симеона , и половину колена Вениамина .

Период Южного царства

После смерти царя Соломона (932—928 до н. э.), царство было разделено. Десять колен (племен) образовали Северное царство , которое получило название Израиль со столицей сначала в Тирце, затем в Самарии . Его первым царём был оппозиционный режиму Соломона царь Иеровоам I .

В 730-е годы до н. э. царь Северного Израильского царства Факей напал на Иудейское царство, забрал множество пленных, но по убеждению пророка Одеда возвратил им свободу . Факей и Рецин (Резон), царь сирийский, заключив между собой союз, задумали низложить иудейского царя Ахаза и на престол Давидов возвести некоего сына , но не могли исполнить своего намерения и должны были отступить от Иерусалима . Находясь в стеснённых обстоятельствах, Ахаз обратился к ассирийскому царю Тиглатпаласару с просьбой помочь ему против врагов. Тиглатпаласар III покорил Дамаск , завоевал несколько северных городов израильского царства, Галаад , Галилею и всю землю Неффалимову и жителей отвёл в плен в Ассирию ( 4Цар. ).

Северное царство просуществовало свыше 200 лет, и было уничтожено Ассирией в 721 году до н. э. Южное царство — Иудея, первым царём которого был сын Соломона Ровоам (Рехавам), со столицей в Иерусалиме просуществовало свыше 300 лет и было уничтожено Вавилоном в 586 году до н. э.

Вавилонское пленение (586—537 до н. э.)

Вавилонский плен послужил первым шагом к распространению чистого монотеизма среди языческих народов, так как именно с этого времени начался процесс иудейского рассеяния, имевший важное значение для подготовки языческого мира к христианству. Спустя 70 лет в силу указа персидского царя Кира II , сломившего могущество Вавилона, иудеи получили возможность возвратиться на свою землю и построить новый Храм в Иерусалиме.

Иудея под персидским владычеством (537—332 до н. э.)

С падением Нововавилонского царства (539) и возникновением Персидской империи , включившей в свои пределы все важнейшие центры древнего мира — в Месопотамии, Малой Азии и Египте, — часть евреев возвратилась в Иудею, где ими был восстановлен Храм и возрождён религиозный центр в Иерусалиме , вокруг которого возобновилась государственная и этническая консолидация евреев. Персидские цари официально признали право евреев жить по законам праотцев, запечатлённым в Торе.

С этого времени начинает складываться доминирующая модель этнического развития евреев, включающая символический и культурный центр в Израиле и обширную диаспору. Возникнув первоначально в Месопотамии и Египте, с конца 1-го тысячелетия до н. э. диаспора охватывает Северную Африку, Малую Азию, Сирию, Иран, Кавказ , Крым, Западное Средиземноморье.

Иудея под греческим владычеством (332—167 до н. э.)

После разрушения персидской монархии Александром Македонским Земля Израиля ( Иудея ) сначала была подчинена Птолемеям в Египте (320—201 до н. э.), затем Селевкидам в Сирии. В эту эпоху в еврейскую среду проникает греческая культура. Высшие классы усваивают греческие нравы и обычаи, наряду с древнееврейским и арамейским распространяется также древнегреческий язык ( койне ). Одновременно среди евреев распространяются три философских и религиозных течения. Наиболее популярным является учение фарисеев, учителей-ревнителей закона. Путём толкований они стремятся приспособить основы Моисеева законодательства к новым условиям жизни, а также оградить чистоту еврейского вероучения и ритуала от языческого и в особенности эллинского влияния. Другого направления держались саддукеи, представители священнических и аристократических классов. Не допуская никаких толкований закона, они требовали от народа слепого исполнения обрядов. Третье направление заключалось в удалении от мирской суеты, в искании спасения в простой суровой жизни. Представителями этого течения были ессеи, родоначальники христианского аскетизма .

Рассеяние евреев по всем странам Востока и Запада началось за три столетия до нашей эры. Кроме обширных еврейских колоний в Месопотамии и Персии, Бактрии и Армении, со времени вавилонского пленения, в эпоху господства в Палестине Птолемеев образовалась очень многочисленная колония евреев в Египте ( Александрии и др.), где в городе Гелиополе был воздвигнут храм Ония , соперничавший с Иерусалимским. Во II веке до н. э. появились колонии евреев в Риме и некоторых приморских городах западного Средиземноморья .

Освободительные войны Хасмонеев (167—140 до н. э.)

С переходом евреев под сирийское владычество начались при Антиохе Епифане жестокие гонения на еврейский культ и стремление насильственно эллинизировать евреев . В целях национальной самообороны среди евреев, под предводительством священника Маттафии и его сыновей ( Маккавеев ), возникло восстание (165—141 до н. э.) против македонян-греков-сирийцев, закончившееся освобождением Иудеи из-под власти Сирии. В 141 году до н. э. освобождённая Иудея провозгласила правителем сына Маттафеи, Симона (Шимона), родоначальника хасмонейской династии.

Хасмонейское царство (140—37 до н. э.)

Еврейское восстание не только отстояло религиозную независимость Иудеи, но и привело к созданию независимого Хасмонейского царства (164—37 до н. э.) со столицей в Иерусалиме.

В это время эллинизированные группы и нееврейские семитские народы Негева и Заиорданья влились в состав еврейского народа.

Преемником Симона был его сын Иоанн-Гиркан (135—106 до н. э.), соединивший в своём лице царский титул и сан первосвященника. Потомки его были уже далеки от традиций эпохи национального подъема первых Маккавеев и всецело поддались влиянию эллинской культуры. После Иоанна-Гиркана царствовали его сыновья Аристобул (106—105 до н. э.) и Александр-Яннай (105—79 до н. э.). Последнему наследовала его супруга, Саломея Александра (79—70 до н. э.).

В 63 году до н. э. вспыхнула распря между сыновьями Саломеи, Гирканом II и Аристобулом II , в результате которой был призван третейским судьёй римский полководец Помпей , взявший Иерусалим и обративший Иудею в этнархию, входившую в состав римской провинции Сирии и находившуюся под управлением Гиркана. В 40 году до н. э. Антигон , младший сын Аристобула, стал при помощи парфян царём.

В 4 году до н. э. Иудейское царство было разделено на Иудею, Самарию , Галилею и Перею (Заиорданье). С 70 года Иудея лишилась автономного статуса и была превращена в римскую провинцию .

Иудея под властью Римской империи

После смерти Ирода Великого произошло распределение территории царства между его сыновьями. Галилея и Заиордания были отданы Ироду Антипе ; земли к северу от них — Ироду Филиппу ; а Иудея с Самарией — Архелаю, который должен был со временем унаследовать и титул царя. Однако Ирод Архелай вызывал неудовлетворение как у евреев, так и у римлян, и император Август сместил его в шестом году нашей эры, передав власть над Иудеей римскому прокуратору . С политической точки зрения Галилея и Иудея были хотя и подвластными Риму, однако полностью отдельными государствами.

Во времена Иисуса Христа Галилеей правил Ирод Антипа (с 4 до н. э. по 39 н. э.), а Иудеей — Понтий Пилат (с 26 по 36 н. э.). Согласно Евангелию отсюда происходило распространение раннего христианства .

При Ироде Агриппе I Иудея была снова объединена и достигла своего прежнего размера.

Исследования

В настоящее время на территории бывшего Иудейского царства образованы национальные парки Израиля, один из парков — Бейт-Гуврин-Мареша , хранит историю, связанную с важнейшими городами Иудейского царства .

См. также

Примечания

  1. 4 Цар. XVI, 5; 2 Парал. XXVIII, 5—15
  2. Ис.
  3. Путеводитель по Израилю , Зеэв Вильнаи , Тель-Авив, 1972, с.281.

Литература

  • Иудейское царство // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  • Иудейское царство // Советская историческая энциклопедия. — М. : Советская энциклопедия, 1965. — Т. 6. — С. 704—705.
  • : [ 3 января 2023 ] // Исландия — Канцеляризмы. — М. : Большая российская энциклопедия, 2008. — С. 241. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 12). — ISBN 978-5-85270-343-9 .
  • — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  • — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  • Иосиф Флавий . Иудейская война .
  • Иосиф Флавий . Иудейские древности .
  • Горохов А.А. Иудео-Израильское раннее государство: история формирования и развития (X в. до н. э.) / А. А. Горохов. – СПб.: Алетейя, 2021. – 300 с.: ил. ISBN 978-5-00165-347-9 .
  • Горохов А.А. Социально-экономическое и культурное развитие древнеизраильского юга в X–XI вв. до н.э. (на археологическом материале Шефелы) // Античный мир и археология. 2019. № 19. С. 3-11. Учредители: Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского ISSN: 0320-961X.
  • А.А. Немировский . Гл. 4 Восточное Средиземноморье и Аравия. Ч. Восточное Средиземноморье в первой половине I тысячелетия до н. э. // Древний Восток / под ред. В.П. Будановой. — М. : АСТ, 2008. — С. 380—408. — (Учебное пособие для вузов). — ISBN 978-5-17-045827-1 .
  • И. Р. Тантлевский . Гл. 6 История Израиля и Иудеи в эпоху Первого Храма. Ч. III Эпоха двух царств: Иудея и Израиль // История древнего Востока. От ранних государственных образований до древних империй / Под ред. А. В. Седова. — М. : «Восточная литература» РАН, 2004. — С. 452—483. — ISBN 5-02-018388-1 .
  • Ю. Б. Циркин . Гл. 5 Еврейские царства Ч.2 Разделенные царства // История библейских стран. — Астрель, 2003. — С. 174—213. — (Классическая мысль).
  • Грант М. История древнего Израиля / Пер. с англ. С. Гинзбурга. — М. : Терра — кн. клуб, 1998. — 334 с. — ISBN 5-300-01817-1
  • Эфаль И. Сирия-Палестина под властью Ахеменидов // Кембриджская история древнего мира . Т. IV: Персия, Греция и Западное Средиземноморье ок. 525—479 гг. до н. э., — М., 2011. C. 177—205. ISBN 978-5-86218-496-9

Ссылки

  • Гринберг Э.
Источник —

Same as Иудейское царство