Кинематограф Европы
- 1 year ago
- 0
- 0
Израильское кино ( ивр. הקולנוע הישראלי ) — национальный кинематограф Государства Израиль .
В среднем в Израиле снимают 16 художественных фильмов в год , 300 часов телевизионных фильмов и 100 часов документального кино .
Ещё со времён турецкого владычества в Палестине снимались фильмы. В 1896 году братья Люмьер послали французского кинооператора Александра Промио на Ближний Восток . Промио снял несколько фильмов, впервые запечатлев на плёнку виды Иерусалима и Палестины. В 1899 — 1902 годах Теодор Герцль пытается снять несколько пропагандистских фильмов об Эрец-Исраэль, но затея не получает развития.
В 1903 году компания Edison Studios снимает в Палестине фильм «Танцоры у ворот Яффо». Некоторые фильмы, в том числе «Армия Иисуса», были сняты на деньги христианских миссионеров . Специально для 10 Сионистского конгресса 1911 года британский кинорежиссёр Мори (Моше) Розенберг снимает «Первый фильм в Эрец-Исраэль». В 1913 году кинокомпания «Мизрах» из Одессы снимает пропагандистский фильм «Еврейская жизнь в Эрец-Исраэль».
В 1913 году Акива Арье Вайс открывает первую киностудию в Палестине под названием «Ора хадаша», правда первый фильм, посланный во Францию , потерялся из-за разразившейся Первой мировой войны .
В 1917 году Яаков Бен-Давид, прозванный «Пионером ивритского кинематографа», снимает документальный фильм о прибытии генерала Эдмунда Алленби в Иерусалим .
На протяжении нескольких лет профессор Борис Шац , основатель « Школы искусства и ремёсел Бецалель », пытался создать кинематографическую промышленность в Палестине, но эти попытки ни к чему не привели. С прибытием в Палестину в 1926 году Натана Аксельрода начал развиваться ивритский кинематограф. Аксельрод, выходец из России, находился под влиянием идей Сергея Эйзенштейна и Всеволода Пудовкина . Он начинает снимать первый художественный ивритский фильм «Пионер» (החלוץ), но из-за финансовых трудностей съёмки пришлось прервать. Аксельрод создаёт кинотоварищество и начинает выпускать кинодневники, рассказывающие о жизни в Палестине, в том числе о прокладке нефтепровода между Хайфой и Киркуком , начале строительства Нетании и т. д.
В 1931 году компания «Ага» Баруха Агадати снимает первый ивритский анимационный фильм «Приключения Гади бен Суси» (הרפתקאותיו של גדי בן סוסי).
В начале 1930-х годов Александр Форд снимает в Палестине фильм «Сабра» («Цабар»), причём сценарий был написан его женой Ольгой. Фильм, снятый в жанре вестерна , рассказывает о еврейских поселенцах, ищущих воду в пустыне и сталкивающихся с группой вооружённых бедуинов. В фильме снимались ведущие театральные актёры того времени, в том числе Хана Ровина , Иегошуа Бертонов , и др.
В 1935 году Барух Агадати снимает свой самый известный фильм «Вот эта земля» (זאת היא הארץ).
Остановившееся во время Второй мировой войны кинопроизводство заработало снова после провозглашения независимости Израиля в 1948 году . В основном снимались документальные фильмы и кинодневники, на средства и по заказу израильского правительства. В 1954 году пресс-служба ЦАХАЛа создаёт собственную студию, снимающую как документальные, так и образовательные фильмы. В том же году Кнессет принимает «Закон о поощрении кинопроизводства», обязывающий владельцев кинотеатров показывать определённый процент израильских фильмов. В 1960 году правительство начинает в полном масштабе субсидировать местное кинопроизводство.
В 1950-х годах в Израиле снимается несколько художественных фильмов, среди которых самым значительным был вышедший в 1955 году «Высота 24 не отвечает» (גבעה 24 אינה עונה). На тот момент он был самым дорогим фильмом, снятым на израильской киностудии. Бюджет фильма составлял 650 тысяч фунтов стерлингов , но потрачено на производство было в три раза больше. Это был первый израильский художественный фильм, представленный на кинофестивале в Каннах . В фильме снимались известные израильские и зарубежные актёры, в том числе Хайя Харарит , , , Шошана Дамари , и другие. Постановщиком фильма был британский кинорежиссёр . Фильм имел кассовый успех, но в Израиле был встречен холодно, в первую очередь из-за того, что снимался на английском языке.
После начала субсидирования правительством израильского кинематографа начался его настоящий рассвет. На это время приходится начало работы в кино Эфраима Кишона , Ури Зоара , Менахема Голана , Арика Айнштейна , Аси Даяна , и т. д. Наибольшую популярность в то время приобретают фильмы, снятые в так называемом жанре «Фильм-бурекас» (סרט בורקס). В основе этого жанра лежат отношения между различными представителями израильского народа (в основном, между сефардами и ашкеназами ) с полным набором стереотипов, разницей в культуре, насмешками над акцентами и тому подобным. Название «Фильм-бурекас» придумал израильский кинорежиссёр Боаз Давидзон, автор культового фильма « Эскимо-лимон », как насмешливый синоним спагетти-вестернов . Первым таким фильмом, стал снятый Эфраимом Кишоном « Салах Шабати » (סאלח שבתי) с Хаимом Тополем в главной роли. Фильм пользовался огромной популярностью в Израиле. Он получил два приза « Золотой глобус » в категориях лучший актёр и лучший зарубежный фильм. К тому же это был первый израильский фильм, номинированный на « Оскар » в категории за лучший иностранный фильм .
С другой стороны, под влиянием Новой волны , в израильском кинематографе появилась группа режиссёров и актёров, называющих себя «Новая чувственность» (הרגישות החדשה), пытающихся создать новое, модернистское кино. Первым таким фильмом стал снятый в 1964 году Ури Зоаром «Дыра в Луне» (חור בלבנה). Фильм полностью провалился в прокате, но уже следующий «Три дня и ребёнок» (שלושה ימים וילד) того же режиссёра, принёс не только финансовый успех, но и приз за лучшую мужскую роль на Каннском кинофестивале актёру Одеду Котлеру .
Как и «Фильмы-бурекасы», так и «Новая чувственность» продолжали своё развитие вплоть до 80-х годов.
В 1970-х годах «Фильмы-бурекасы» приобрели необычайную популярность у израильских зрителей, на фоне уничижительного отношения к ним со стороны критиков. Такие фильмы как «Чарли с половиной» (צ'ארלי וחצי) и «Торжество в снукере» (חגיגה בסנוקר), с Зеевом Ревахом и Иегудой Барканом в главных ролях, разошлись на фразы в израильском обществе. « Эскимо-лимон », « А-Лаака » и «Высота Хальфон не отвечает» стали культовыми фильмами израильского кино. В то же время представители «Новой чувственности» снимали свои лучшие фильмы. Эфраим Кишон поставил « Полицейского Азулая » (השוטר אזולאי), получившего приз « Золотой глобус » и выдвинутого на «Оскар». В главной роли снялся один из лучших израильских актёров Шайке Офир . Два фильма режиссёра Моше Мизрахи «Я люблю тебя, Роза» (אני אוהב אותך רוזה) и « Дом на улице Шлуш » (הבית ברחוב שלוש) также выдвигались на получение премии «Оскар» в категории «Лучший иностранный фильм», как и фильм Менахема Голана « Операция Йонатан ».
На фоне экономического кризиса в Израиле произошёл кризис и в израильском кинематографе. Всё меньше публики посещало кинотеатры и правительственные субсидии тоже не увеличивались. Среди наиболее удачных фильмов того периода, можно выделить « За решёткой » (מאחורי הסורגים) Ури Барабаша, « Аванти пополо » (אוונטי פופולו) Рафи Букаи, «Блюз на каникулы» (בלוז לחופש הגדול) Ренена Шора и «Два пальца от Сидона» (שתי אצבעות מצידון) Эли Коэна, причём последний был снят студией пресс-службы ЦАХАЛа. Одноимённая песня из фильма стала хитом на израильском радио.
С 1983 года в проводится Международный хайфский кинофестиваль .
В 1990-х годах израильские кинематографы обратились к более понятному публике жанру мелодрамы . Фильмы Шабтая Габизона «Шуру» (שורו) и «Больной любовью из квартала Гимель» (חולה אהבה בשיכון ג) с Моше Ивги в главных ролях, «Жизнь по Агфе» (החיים על פי אגפא) Аси Даяна, «Песнь сирены» (שירת הסירנה) Эйтана Фокса , «Афула-экспресс» (עפולה אקספרס) Джули Шелез завоевали любовь израильского зрителя. В 1993 году на экраны выходит фильм «Зоар», повествующий о трагической судьбе знаменитого израильского певца Зоара Аргова . В 1999 году , режиссёр обращается к теме проблем репатриации советских евреев в Израиль. Он снимает фильм « Друзья Яны » (החברים של יאנה), рассказывающий о судьбе брошенной мужем новой репатриантки на фоне операции Буря в пустыне . В фильме снимались Эвелин Каплун , , Владимир Фридман , Исраэль Демидов , Евгения Додина , Люси Дубинчик и др. Фильм тепло встретили как зрители, так и критики на кинофестивалях в различных странах.
После упадка израильской кинопромышленности в конце 1990-х годов и принятия закона о её общественном финансировании в 2001 году израильский кинематограф переживает бум. Публика снова вернулась в кинотеатры. Израильские фильмы пользуются заслуженным успехом на мировых кинофестивалях. Развитие коммерческого телевидения в Израиле повлекло за собой расцвет кино. На экраны выходят фильмы молодых израильских кинорежиссёров, таких как Довер Косашвили с фильмом «Поздняя свадьба» (חתונה מאוחרת), Нир Бергман — « Сломанные крылья » (כנפיים שבורות) и « Внутренняя грамматика » (הדקדוק הפנימי), Йосеф Сидар — « Бофор » (בופור), Эран Колирин — « Визит оркестра » (ביקור התזמורת), Шмуэль Маоз — « Ливан » (לבנון) и др. Снимают новые фильмы и известные кинорежиссёры: Эйтан Фокс — « Прогулки по воде » (ללכת על המים) и « Йосси и Джаггер » (יוסי וג'אגר); Ави Нешер — «Конец света налево» (סוף העולם שמאלה); Шаби Габизон — «Катастрофы Нины» (האסונות של נינה) и т. д. В 2005 году , фильм одного из самых известных режиссёров Израиля Амоса Гитая « Свободная зона » (אזור חופשי) выходит в мировой прокат. В фильме снялась Натали Портман , а исполнительница главной женской роли Хана Ласло получила премию за лучшую женскую роль на Каннском кинофестивале .
Кинокартины израильских авторов всё чаще в 2000-е годы завоёвывают награды на крупнейших мировых кинофестивалях. На Каннском кинофестивале израильтяне с 2004 года, помимо премии Ханы Ласло, были также удостоены двух премий «Золотая камера» за лучший дебютный фильм («Моё сокровище» и «Медузы»), приза зрительских симпатий и премии международных критиков («Визит оркестра») и премии за лучший сценарий (« Примечание » Йосефа Сидара). Фильм Сидара «Бофор» получил «Серебряного медведя» на Берлинском фестивале и был выдвинут на «Оскар» . Также номинации на «Оскар» удостоились «Примечание», израильская криминальная драма « Аджами » и анимационный фильм Ари Фольмана « Вальс с Баширом ». Последний собрал награды многочисленных фестивалей в области анимации и завоевал «Золотой глобус» и «Сезар» за лучший фильм на иностранном языке . Фильмы израильтян получали Гран-при кинофестивалей в Карловых-Варах и Токио, а на кинофестивале в Венеции в 2012 году молодая актриса Хадас Ярон получила приз за лучшую женскую роль (« Заполнить пустоту »). В 2013 году в шорт-лист претендентов на «Оскар» за лучший документальный полнометражный фильм вошли сразу две израильские ленты — « Привратники » режиссёра Дрора Море́ и « 5 разбитых камер » израильтянина Гая Давиди и палестинца Эмада Бурната .
Перемены произошли не только в месте израильского кино на мировой культурной арене, но и внутри страны. Количество снимаемых в год картин выросло до 16. Доля израильских фильмов в общем объёме посещений кинотеатров, упавшая до 0,3 % к 1998 году (36 тысяч билетов из проданных 10 миллионов), к 2006 году выросла до 14 % .
В Израиле две известных кинематографических премии. «Офир» вручается Израильской киноакадемией с 1990 года и носит имя выдающегося актёра Шайке Офира . Второй — «Приз Волжина», вручается на Иерусалимском международном кинофестивале с 1988 года и носит имя американского бизнесмена Джека Волжина (с 2010 года «Приз Хаджаджа», в память об американском продюсере ).
(по )
Год | Название фильма | Режиссёр |
---|---|---|
1990 | Сави Габизон | |
1991 | Яаков Гольдвассер | |
1992 | Аси Даян | |
1993 | Энрике Ротенберг | |
1994 | Шмуэль Асфари | |
1995 | Сави Габизон | |
1996 | Ури Сиван и Ари Фольман | |
1997 | Джули Шелез | |
1998 | Эяль Хальфон | |
1999 | Друзья Яны | Арик Каплун |
2000 | Иосиф Сидар | |
2001 | Довер Косашвили | |
2002 | Сломанные крылья | Нир Бергман |
2003 | Сави Габизон | |
2004 | Иосиф Сидар | |
2005 | Эяль Хальфон | |
2006 | Авива, любовь моя | Шеми Зархин |
2007 | Визит оркестра | Эран Колирин |
2008 | Вальс с Баширом | Ари Фольман |
2009 | Аджами | Ярон Шани и Скандер Копти |
2010 | Менеджер по персоналу | Эран Риклис |
2011 | Сноска | Иосиф Сидар |
2012 | Заполнить пустоту | Рама Бурштейн |
2013 | Вифлеем | Юваль Адлер |
2014 | Развод | Ронит и Шломи Элькабец |
2015 | Баба Джун | Юваль Дельшад |