Interested Article - Список опер Кристофа Виллибальда Глюка

Кристоф Виллибальд Глюк. Портрет работы Жозефа Дюплесси . 1775

Оперы Кристофа Виллибальда Глюка (1714—1787) занимают важное место в музыке эпохи классицизма . Глюк входит в число самых знаменитых и влиятельных австрийских композиторов , оперы являются наиболее значимыми его произведениями . Точное количество опер, принадлежащих Глюку, указать сложно: разные источники по-разному учитывают созданные им сочинения, среди которых встречаются различные варианты одних и тех же опер; кроме того, часть нот утрачена, а авторство ряда работ спорно. Большинство источников приводит списки примерно из 50 опер . « Музыкальная энциклопедия » пишет о 107 операх, но в собственном списке также указывает около 50 .

Во второй половине XVIII века Глюк осуществил реформы итальянской оперы-сериа и французской лирической трагедии, оказал влияние на развитие жанра оперы-буффа , создал концепцию новой оперы и воплотил её в ряде своих сочинений . Основным качеством новой оперы стало воссоединение сценического, поэтического и музыкального начал при активной драматической функции музыки .

Для своих опер он наиболее часто использовал либретто прославленного итальянского драматурга Пьетро Метастазио , а при создании первых реформаторских опер нашёл единомышленника в лице Раньери де Кальцабиджи , совершившего переворот в создании этого стиля .

Ряд опер Глюка поныне не сходит с мировых театральных сцен. В их числе « Орфей и Эвридика » (1762), « Альцеста » (1767), « » (1770), « » (1774), « Армида » (1777), « Ифигения в Тавриде » (1779), « Эхо и Нарцисс » (1779) .

Оперы Кристофа Виллибальда Глюка оказали влияние на Антонио Сальери , Людвига ван Бетховена , Гектора Берлиоза , Рихарда Вагнера и других выдающихся композиторов .

Список опер

Элементы списка следуют в порядке даты первой постановки. В случае отсутствия данных в соответствующей графе поставлен прочерк.

  • Голубым цветом выделены реформаторские оперы .
  • Желтым цветом выделены оперы, музыка которых утеряна.
Название Оригинальное название Язык Жанр Автор либретто Дата и место первой постановки Примечания
Артаксеркс Artaserse итальянский музыкальная драма П. Метастазио 26 декабря 1741 , Милан , театр « » Известны 2 арии
Деметрий, или Клеоника Demetrio (Cleonice) итальянский музыкальная драма П. Метастазио май 1742 , Венеция , театр « » Известны 8 арий
Демофонт Demofoonte итальянский музыкальная драма П. Метастазио 26 декабря 1742 , Милан, театр «Реджо-Дукале» Не сохранились: Sinfonia, 1 ария, все речитативы
Артамен (первая редакция) Artamene итальянский 1743 , Крема Сохранились только фрагменты
Тигран Tigrane итальянский музыкальная драма К. Гольдони 9 сентября 1743 , Крема Известны 11 арий, 1 дуэт
Аршак Arsace итальянский пастиччо А. Сальви 26 декабря 1743 , Милан, театр «Реджо-Дукале» Известны 8 арий
Софонисба, или Сифак Sofonisba итальянский музыкальная драма П. Метастазио (тексты арий); Франческо Сильвани (речитативы) 13 января 1744 , Милан, театр «Реджо-Дукале» Известны 11 арий, 1 дуэт
Мнимая рабыня La Finta Schiava итальянский пастиччо Франческо Сильвани 13 мая 1744 , Венеция, театр « »
Гиперместра Ipermestra итальянский музыкальная драма П. Метастазио октябрь 1744 , Венеция, театр « »
Пор Poro итальянский музыкальная драма П. Метастазио 26 декабря 1744 , Турин , театр « » Известны Sinfonia, 4 арии, 1 дуэт
Ипполит, или Федра Ippolito итальянский музыкальная драма Дж. Горини-Корьо 31 января 1745 , Милан, театр «Реджо-Дукале» Известны 8 (или 9) арий, 1 дуэт
Падение гигантов La Caduta de’ Giganti итальянский пастиччо 7 января 1746 , Лондон , театр « Хеймаркет » Известны 5 арий, 1 дуэт
Артамен (вторая редакция) Artamene итальянский пастиччо Ф. Ваннески 4 марта 1746 , Лондон, театр «Хеймаркет» Известны 6 арий
Пирам и Фисба Piramo e Tisbe итальянский пастиччо 1746 , Лондон
Свадьба Геракла и Гебы Le nozze d’Ercole e d’Ebe итальянский театральная серенада 29 июня 1747 , Пильниц Написана к свадьбе Фридриха Кристиана и Марии Антонии Баварской
Узнанная Семирамида La Semiramide riconosciuta итальянский музыкальная драма П. Метастазио 14 мая 1748 , Вена , « Бургтеатр »
Распря богов La contesa de' Numi итальянский театральное празднество П. Метастазио 9 апреля 1749 , Копенгаген , дворец Шарлоттенборг
Аэций (первая редакция) Ezio итальянский музыкальная драма П. Метастазио 1750 , Прага , на карнавале
La clemenza di Tito итальянский музыкальная драма П. Метастазио 4 ноября 1752 , Неаполь , театр « Сан-Карло » Опера поставлена к именинам Карла III .
Исипила Issipile итальянский музыкальная драма П. Метастазио 1752 , Прага, на карнавале Известны 4 арии
Китаянки Le Cinesi итальянский театральная серенада П. Метастазио 24 сентября 1754 ,
Танец La danza итальянский пастораль П. Метастазио 5 мая 1755 , Лаксенбург , театр «Фаворита»
Оправданная невинность L’innocenza giustificata итальянский театральное празднество П. Метастазио (тексты арий); (речитативы) 8 декабря 1755 , Вена, «Бургтеатр» Опера поставлена ко дню рождения императора Франца I Стефана
Триумф Камилло Il trionfo di Camillo итальянский 1755 , Рим
Антигон Antigono итальянский музыкальная драма П. Метастазио 9 февраля 1756 , Рим, театр « Арджентина »
Король-пастух Il re pastore итальянский музыкальная драма П. Метастазио 8 декабря 1756 , Вена, «Бургтеатр»
Мнимая рабыня La fausse esclave французский комическая опера и 8 января 1758 , Вена, «Бургтеатр» Увертюра утрачена
Остров Мерлина, или Светопреставление L’île de Merlin, ou Le monde renversé французский комическая опера Л. Ансом 3 октября 1758 , Вена, дворец Шёнбрунн
Осаждённая Китира (первая редакция) Cythère assiégée французский комическая опера Ш.-С. Фавар 1759 (весна),
Кавардак, или Дьявольская свадьба Le diable à quatre, ou La double métamorphose французский комическая опера М. Ж. Седен 28 мая 1759 , Лаксенбург Существует несколько рукописей оперы, принадлежность части которых Глюку достоверно не установлена
Очарованное дерево, или Обманутый опекун (первая редакция) L’arbre enchanté, ou Le tuteur dupé французский комическая опера 3 октября 1759 , Вена, дворец Шёнбрунн Увертюра утрачена
Исправившийся пьяница, или Двойная метаморфоза L’ivrogne corrigé французский комическая опера Л. Ансом и Ж.-Б. Лурде де Сартерр апрель 1760 , Вена, «Бургтеатр»
Фетида Tetide итальянский театральная серенада 8 октября 1760 , Вена, Императорский дворец Опера поставлена к свадьбе Иосифа Австрийского и Изабеллы Бурбон-Пармской
Одураченный кади Le cadi dupé французский комическая опера П. Р. Лемонье 9 декабря 1761 , Вена, «Бургтеатр» Увертюра известна частично
Ариадна Arianna итальянский пастиччо Дж. Мильявакка 27 мая 1762 , Лаксенбург Музыка не сохранилась
Орфей и Эвридика (итальянская редакция) Orfeo ed Euridice итальянский трагическая опера Р. Кальцабиджи 5 октября 1762 , Вена, «Бургтеатр»
Триумф Клелии Il trionfo di Clelia итальянский музыкальная драма П. Метастазио 14 мая 1763 , Болонья , театр «Коммунале»
Аэций (вторая редакция) Ezio итальянский музыкальная драма П. Метастазио 26 декабря 1763 , Вена, «Бургтеатр»
Непредвиденная встреча, или Пилигримы из Мекки La rencontre imprévue французский комическая опера 7 января 1764 , Вена, «Бургтеатр»
Эней и Асканий Enea ed Ascanio итальянский 1764 , Вена Музыка не сохранилась
Смятенье на Парнасе Il Parnaso confuso итальянский театральная серенада П. Метастазио 24 января 1765 , Вена, дворец Шёнбрунн Опера поставлена к свадьбе Иосифа Австрийского и Марии Йозефы Баварской
Телемах, или Остров Кирки Telemaco ossia L’isola di Circe итальянский музыкальная драма 30 января 1765 , Вена, «Бургтеатр»
Корона La corona итальянский театральное представление П. Метастазио
Пролог Prologo итальянский театральное представление 22 февраля 1767 , Флоренция , театр « » Пролог к опере Томазо Траэтты
Альцеста (итальянская редакция) Alceste итальянский трагическая опера Р. Кальцабиджи 26 декабря 1767 , Вена, «Бургтеатр»
Весталка La vestale итальянский театральное празднество П. Метастазио (тексты арий); (речитативы) 1768 , Вена Вторая редакция «Оправданной невинности», музыка не сохранилась
Празднества Аполлона
  • Пролог
  • Филемон и Бавкида
  • Аристей
  • Орфей
Le Feste d’Apollo
  • Prologo
  • Bauci e Filemone
  • Aristeo
  • Orfeo
итальянский театральное празднество и Р. Кальцабиджи 24 августа 1769 , Парма , Придворный театр Театральное празднество в трёх не связанных сюжетно частях, с прологом, поставленное к свадьбе герцога Фердинанда и Марии Амалии Австрийской
Парис и Елена Paride ed Elena итальянский музыкальная драма Р. Кальцабиджи 3 ноября 1770 , Вена, «Бургтеатр»
Iphigénie en Aulide французский трагическая опера 19 апреля 1774 , Париж , Королевская академия музыки
Орфей и Эвридика (французская редакция) Orphée et Eurydice французский трагическая опера П. Л. Молин 28 августа 1774 , Париж, Королевская академия музыки
Очарованное дерево, или Обманутый опекун (вторая редакция) L’arbre enchanté французский комическая опера П. Л. Молин 27 февраля 1775 , Версаль
Осаждённая Китира (вторая редакция) Cythère assiégée французский опера-балет Ш. С. Фавар 1 августа 1775 , Париж, Королевская академия музыки
Альцеста (французская редакция) Alceste французский трагическая опера Ф. дю Рулле 22 апреля 1776 , Париж, Королевская академия музыки
Армида Armide французский героическая опера Ф. Кино 23 сентября 1777 , Париж, Королевская академия музыки
(французская редакция) Iphigénie en Tauride французский трагедия и Ф. дю Рулле 18 мая 1779 , Париж, Королевская академия музыки
Эхо и Нарцисс (первая редакция) Echo et Narcisse французский лирическая опера 21 сентября 1779 , Париж, Королевская академия музыки
Эхо и Нарцисс (вторая редакция) Echo et Narcisse французский лирическая опера Л. Т. Чуди 1780 , Париж
Ифигения в Тавриде (немецкая редакция) Iphigenie aus Tauris немецкий трагедия Й. Б. Альксингер и К. В. Глюк 23 октября 1781 , Вена, «Бургтеатр»

Оперы, приписываемые Глюку

Название Оригинальное название Язык Жанр Автор либретто Дата и место первой постановки Примечания
Le déguisement pastoral французский комическая опера 12 июля 1756 , Вена, дворец « Шёнбрунн » Опера была получена из Парижа и поставлена в Вене в 1756 году. Глюк, как композитор придворной оперы, в некоторых источниках был ошибочно назван её автором. Вероятнее всего, авторство принадлежит
Le Chinois poli en France французский пародия Л. Ансом 1756 , Лаксенбург В 1753 году была поставлена опера Селлитти Le Chinois de retour . Опера Le Chinois poli en France является пародией на неё и состоит из заимствований и шаблонов. По этой причине Глюк не может считаться её автором
Сельская любовь Les amours champêtres французский комическая опера 5 ноября 1758 , Вена, дворец «Шёнбрунн» Опера содержит заимствования из Le déguisement pastoral и пародии на другие произведения. Как следствие, Глюк не является её автором
Isabelle et Gertrude французский комедия Ш.-С. Фавар 14 августа 1759 Музыка М. Блеза. Три арии заимствованы у Глюка
On ne s’avise jamais de tout французский комическая опера 14 сентября 1761 , Париж Опера ошибочно внесена в каталог под именем Глюка. На самом деле принадлежит Монсиньи

Комментарии

  1. Большинство источников ошибочно указывает в качестве места первой постановки Кремону . Однако театр в Кремоне был построен только в 1747 году .
  2. По пьесе «Добродетель торжествует над любовью и ненавистью».
  3. Совместно с . Глюк написал музыку к первому акту из трёх.
  4. Совместно с Дж. Маккари (в Catalogue, 1904, p. 188 — Giacomo Mannari), Дж. Б. Лампуньяни, Л. Винчи .
  5. См. также Пор .
  6. По пьесе П. Метастазио «Александр в Индии».
  7. Обработка сюжета Б. Виттури.
  8. Перевод названия в авторитетных источниках отсутствует.
  9. У Рыцарева автор либретто — П. Метастазио .
  10. Первоначально опера носила название L’eroe cinese .
  11. Первоначально опера носила название «Обманчивая искательница приключений» ( фр. La fausse aventurière ) .
  12. По сюжету А. Р. Лесажа и Le monde renversé .
  13. Название приведено по Кендалл, 2006, в соответствии с названием острова Китира . В других источниках встречается название «Осаждённая Цитера» (например, , с. 176).
  14. По сюжету романа Лонга « Дафнис и Хлоя ».
  15. Несмотря на несоответствие оригинальным названия по и , и Маркус, и Рыцарев используют для опер Le diable à quatre и L’ivrogne corrigé переводы «Кавардак, или Дьявольская свадьба» и «Исправившийся пьяница, или Двойная метаморфоза». У Маркуса в качестве оригинального названия указано Le diable а quatre, ou le Mariage du Diable и L’ivrogne corrigé ou la Double metamorphose соответственно.
  16. По басне Ж. де Лафонтена L’Ivrogne et sa Femme .
  17. На немецком языке.
  18. По пьесе А. Р. Лесажа и Ж.-Ф. д’Орневаля «Паломники из Мекки».
  19. По сюжету К. С. Капече .
  20. Представление должно было состояться 4 октября 1765 года на именинах императора Франца , но было отменено из-за смерти императора 18 августа 1765 года .
  21. По трагедии Еврипида «Алкеста».
  22. По пьесе Жана Расина и трагедии Еврипида .
  23. , p. 454 в качестве места указывают «Париж, Королевская академия» ( Parigi, Académie Royale ).
  24. По либретто Р. Кальцабиджи .
  25. По произведению Ж.-Ж. Ваде .
  26. Первоначально премьера была назначена на 16 апреля 1776, но была отложена. На партитуре также имеется дата 20 апреля 1776 .
  27. По поэме Т. Тассо « Освобождённый Иерусалим ».
  28. По драме .
  29. По поэме Овидия « Метаморфозы ».
  30. По данным других источников премьера состоялась 24 сентября 1779 года .

Примечания

  1. Brown, Bruce Alan. Gluck and the French Theatre in Vienna. — Clarendon Press, 1991. — P. 315—316. — 525 p. — ISBN 9780193164154 .
  2. .
  3. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  4. .
  5. , с. 175—176.
  6. / Sir George Grove, D.C.L.. — L. : MacMillan and Co., 1900. — Vol. 1.
  7. (англ.) . Bärenreiter. Дата обращения: 5 августа 2013. Архивировано из 4 декабря 2013 года.
  8. .
  9. (итал.) . rodoni.ch. Дата обращения: 17 июля 2013. 28 июля 2013 года.
  10. , с. 11.
  11. Балашша, Имре; Гал, Дёрдь Шандор. Путеводитель по операм. — Корвина, 1967.
  12. , с. 26.
  13. (фр.) . larousse.fr. Дата обращения: 17 июля 2013. 22 февраля 2014 года.
  14. Кириллина, Л. В. Реформаторские оперы Глюка. — М. : Издательский Дом «Классика-XXI», 2006. — 384 с. — 800 экз. ISBN 5-89817-152-5 .
  15. Rockstro, William Smith. A General History of Music: From the Infancy of the Greek Drama to the Present Period. — Cambridge : Cambridge University Press, 2013. — P. 251.
  16. , с. 175.
  17. Della Corte, Andrea. Gluck e i suoi tempi. — Firenze : Sansoni-Editore, 1948. — P. 10.
  18. , p. 186.
  19. , p. 187.
  20. , p. 46.
  21. , p. 47.
  22. , p. 450.
  23. , p. 188.
  24. , p. 189.
  25. . Bärenreiter. Дата обращения: 12 августа 2013. 17 марта 2016 года.
  26. , p. 190.
  27. , p. 191.
  28. , p. 451.
  29. , p. 192.
  30. Grout, Donald; Grout, Donald Jay; Williams, Hermine Weigel. A Short History of Opera. — Columbia University Press, 2003. — P. 255.
  31. . Bärenreiter.
  32. Della Corte, Andrea. Gluck e i suoi tempi. — Firenze : Sansoni-Editore, 1948. — P. 22.
  33. . Bärenreiter. Дата обращения: 12 августа 2013. 5 марта 2016 года.
  34. , p. 193.
  35. . Bärenreiter. Дата обращения: 12 августа 2013. 5 марта 2016 года.
  36. , p. 194.
  37. . Bärenreiter. Дата обращения: 13 августа 2013. 17 марта 2014 года.
  38. , p. 274.
  39. . Bärenreiter. Дата обращения: 13 августа 2013. 4 марта 2016 года.
  40. , p. 195.
  41. . Bärenreiter. Дата обращения: 13 августа 2013. 5 марта 2016 года.
  42. (англ.) . RISM. Дата обращения: 21 августа 2013. 24 сентября 2020 года.
  43. , p. 196.
  44. . Bärenreiter. Дата обращения: 13 августа 2013. 16 марта 2016 года.
  45. , p. 197.
  46. . Bärenreiter. Дата обращения: 13 августа 2013. 5 марта 2016 года.
  47. , p. 452.
  48. Ferris, George T. : [ 27 марта 2013 ]. — N. Y. : D. Appleton and Company, 1891.
  49. . Bärenreiter.
  50. . Bärenreiter. Дата обращения: 13 августа 2013. 5 марта 2016 года.
  51. , p. 199.
  52. . Bärenreiter.
  53. Gluck, Christoph Willibald. . — Bärenreiter, 2007. — 120 p.
  54. , p. 200.
  55. , с. 176.
  56. . Bärenreiter. Дата обращения: 14 августа 2013. 5 марта 2016 года.
  57. Sedaine, Michel Jean. ILe diable à quatre ou la double métamorphose:opéra-comique en trois actes et en prose. — Torino : Chez Didot, 1757.
  58. , p. 223.
  59. . Bärenreiter.
  60. , p. 201.
  61. . Bärenreiter. Дата обращения: 14 августа 2013. 5 марта 2016 года.
  62. . Bärenreiter. Дата обращения: 14 августа 2013. 16 марта 2016 года.
  63. . Bärenreiter. Дата обращения: 14 августа 2013. 4 марта 2016 года.
  64. , p. 202.
  65. . Bärenreiter. Дата обращения: 14 августа 2013. 4 марта 2016 года.
  66. Tarchi, Angelo; Metastasio, Pietro. Il trionfo di Clelia: Dramma per musica. — Torino : Derossi, 1787.
  67. . Bärenreiter. Дата обращения: 14 августа 2013. 4 марта 2016 года.
  68. , p. 453.
  69. . Bärenreiter. Дата обращения: 14 августа 2013. 5 марта 2016 года.
  70. Dancourt, Louis Hurtaut; Gluck, Christoph Willibald. La Rencontre Imprévue: Opera Bouffon En Trois Actes Et En Prose, Tiré Des Pélerins De La Mecque. — P. : Duchesne, 1776.
  71. , с. 100.
  72. , p. 24.
  73. . Bärenreiter. Дата обращения: 14 августа 2013. 5 марта 2016 года.
  74. Rosen, David; Brook, Claire. Words on Music: Essays in Honor of Andrew Porter on the Occasion of His 75th Birthday. — Pendragon Press, 2003. — P. 199. — ISBN 1-57647-091-1 .
  75. . Bärenreiter. Дата обращения: 14 августа 2013. 17 марта 2014 года.
  76. . Bärenreiter. Дата обращения: 14 августа 2013. 5 марта 2016 года.
  77. Naumann, Emil. The History of Music. — Cambridge : Cambridge University Press, 2003. — Vol. 2. — P. 831. — ISBN 978-1-108-06164-3 .
  78. . Bärenreiter. Дата обращения: 14 августа 2013. 5 марта 2016 года.
  79. , p. 207.
  80. , p. 60.
  81. . Bärenreiter.
  82. , p. 305.
  83. , p. 454.
  84. , p. 208.
  85. . Bärenreiter. Дата обращения: 14 августа 2013. 5 марта 2016 года.
  86. , p. 381.
  87. . Bärenreiter. Дата обращения: 14 августа 2013. 18 марта 2016 года.
  88. , p. 403.
  89. , с. 106.
  90. . Bärenreiter. Дата обращения: 14 августа 2013. 5 марта 2016 года.
  91. , p. 289.
  92. , p. 212.
  93. , с. 107.
  94. . Bärenreiter. Дата обращения: 15 августа 2013. 4 марта 2016 года.
  95. , p. 213.
  96. . Bärenreiter. Дата обращения: 15 августа 2013. 19 марта 2016 года.
  97. Grout, Donald; Grout, Donald Jay; Williams, Hermine Weigel. A Short History of Opera. — Columbia University Press, 2003. — P. 267.
  98. , p. 214.
  99. . Bärenreiter. Дата обращения: 15 августа 2013. 5 марта 2016 года.
  100. , p. 429.
  101. , p. 215.
  102. , с. 110.
  103. . Bärenreiter. Дата обращения: 15 августа 2013. 16 февраля 2016 года.
  104. , p. 285.
  105. , p. 217.
  106. . Bärenreiter. Дата обращения: 15 августа 2013. 20 марта 2016 года.
  107. , p. 221.
  108. , p. 222.
  109. Anseaume, L. Le chinois poli en France: Opera comique. — Dans l’imprimerie de J.L.N. de Ghelen., 1756. — 32 p.
  110. Favart, M. : [ фр. ] . — P. : Chez la veuve Duchesne, 1765.
  111. . CESAR. (недоступная ссылка)

Литература

Ссылки

  • . Музыкальный справочник. Дата обращения: 21 августа 2013.
Источник —

Same as Список опер Кристофа Виллибальда Глюка