Казахский народный танец
- 1 year ago
- 0
- 0
Белорусский народный танец — белорусское народное танцевальное искусство , представленное в виде народного бытового или постановочного сценического танца. Белорусские танцы отличаются своей сформированностью и самобытностью . Исторические условия развития белорусского народа, постоянная борьба за сохранение своих национальных черт, привели к тому, что в белорусском фольклоре и танце сохранились древние, архаичные черты. Это делает белорусскую хореографию значимой для понимания истоков белорусской культуры . Белорусский народный танец, как и вся белорусская культура, формировался начиная с XIV века. А истоками народных плясок были ещё более древние восточнославянские обряды. С середины XIX века началось слияние традиционного фольклора с танцевальными формами кадрили и польки, которые пришли из Западной Европы.
Белорусские танцы делят на три группы: иллюстративно-изобразительные, игровые и орнаментальные.
Белорусский балетмейстер Лариса Алексютович подразделяет белорусские танцы по жанрам:
Понятие «белорусский народный танец» включает в себя три составляющие:
Особенности белорусского танцевального искусства складывались в процессе формирования и развития белорусской народности и её культуры (XIV—XVI вв.), корнями своими уходящей в недра древней общерусской культуры . В танце в художественной форме проявились ощущение красоты жизни, эмоциональность, темперамент и характер народа .
На протяжении длительного времени белорусский танец был малоизвестен даже на родине и редко выходил за пределы деревни. В появлении и популяризации белорусских народных танцев на сценических площадках не только Белоруссии, но и за её пределами большая заслуга труппы Игната Буйницкого — талантливого самородка, создавшего в 1907 году белорусский народный театр, в котором сам Буйницкий принимал участие как режиссёр, актёр и танцор. В концертах исполнялись народные песни, произведения белорусских поэтов и танцы под аккомпанемент традиционной «траістай» музыки — скрипки, цимбал и дуды. В сценической интерпретации народных танцев И. Буйницкий почти не отходил от фольклорной основы .
Белорусская национальная хореография сохранила богатое творческое наследие прошлого. Наиболее популярны белорусские народные танцы — « Лявониха », « Крыжачок », « Юрачка », « », «Чарот», «Таукачыкi», «Чобаты», «Лянок», «Кола», «Ручнікi», «Млынок», «Касцы», «Козачка», « Мяцеліца », «Мікiта», «Дударыкi», « Бычок », «Казыры» .
Особенность белорусского танца динамичность и жизнерадостность, эмоциональность и коллективный характер исполнения. В настоящее время белорусский народный танец представлен профессиональными танцевальными коллективами, самые известные из которых — Государственный ансамбль танца Беларуси, ансамбль « Хорошки », «Лявониха» .
С историко-этнографической точки зрения в Белоруссии выделяются 6 регионов:
Традиционно белорусские танцы делят на три группы: иллюстративно-изобразительные, игровые и орнаментальные:
Из-за того, что танцы могут иметь региональные и исполнительские вариации, часто трудно определиться, к какой из групп относится конкретный танец. Также иногда случаются ситуации, когда один танец может содержать в себе сразу три или две группы .
По структурным принципам классификации хореографического фольклора выделяют следующие жанры: хороводы , , кадрили , польки и .
Хоровод — один из древнейших видов танца. Предположительно появился в конце первого тысячелетия нашей эры. Хоровод представляет собой триединство песни, игрового (обрядового) действия и хореографического рисунка . По тематике белорусские хороводы очень разнообразны: одни отображают трудовую деятельность, семейный уклад, любовные отношения, а другие народные праздники . В зависимости от силы одного из трёх основных составляющих хороводы делят на 3 большие группы: хороводные песни, игровые хороводы и танцевальные хороводы :
Белорусские хороводы отличаются разнообразием движений, изображений и темпов. В зависимости от изменения темпа хоровод совершает изменение от построения геометрических изображений при медленной мелодии к активным движениям солистов в ритм быстрой музыки. Чаще всего традиционные хороводы не сопровождались инструментальной музыкой .
Кадрили составили большую группу белорусских танцев, бытовавших в различных местных вариантах («Люстэрка», «Шэр», «Нажніцы», «Ланская», «Смаргонская») . Кадриль имеет иностранное происхождение. Этот танец пришёл в Белоруссию в середине XIX века . В разных регионах Белоруссии зафиксировано много разновидностей кадриль: толстые кадрили (танцует большое количество пар), тонкие (танцует мало пар), были и такие кадрили, где танцевали 40 пар .
Третью группу белорусских танцев образуют польки, которые также характеризуются множественностью региональных вариантов («Трасуха», «Янка», «Вязанка», «Шморгалка», «Драбней маку», «Уся-сюся») . Полька — танец чешского происхождения. Полька хотя и является заимствованным танцем, но именно белорусская полька оказала большое влияние на мировую хореографию. От польки произошло много исконно-белорусских танцев, таких как «Трасуха» .
Отдельный жанр танцевального белорусского танцевального фольклора образуют сольные импровизационные танцы-пляски, в которых каждый участник импровизирует (« Казачок », « Барыня », « Камарынская », «Сплюшка», « ») .
Белорусские польки чрезвычайно богаты по своим хореографическим и музыкальным особенностям, однако отличаются они лишь интонационным разнообразием .
Для традиционных танцев характерна повторяемость двух-трёх танцевальных фигур, общий для всех участников композиционный рисунок, массовое исполнение, часто с песенным сопровождением, неограниченное количество участников и любой состав (хотя чаще в быту эти танцы танцуют женщины). Музыкальную структуру традиционных танцев отличает прежде всего размер 2/4, хотя встречаются и другие размеры, квадратность построения мелодии. Инструментальное сопровождение танца имеет нередко ту же ладово-интонационную основу, что и хороводная песня .
«Лявоніха», из традиционных народных танцев — самый популярный и любимый в Белоруссии. В нём ярко выражены душа белорусского народа, его национальные черты. «Лявоніха» — танец парно-массовый. Его музыкальное сопровождение — мелодия одноимённой песни. Танец жизнерадостный, динамичный, задорный, исполняется любым количеством пар; композиционно строится на свободных, стремительных, но не сложных движениях .
«Крыжачок» принадлежит к наиболее популярным белорусским народным танцам. О происхождении его названия существует толкование, усматривающее его связь с народным названием дикого селезня — «крыжак», сам же танец относят к группе танцев, подражающих движениям птиц . «Крыжачок» — танец орнаментальный, парно-массовый, исполняется любым количеством пар в быстром темпе .
Белорусским народным танцам свойственны свои характерные особенности. Каждый танец имеет свою группу элементов движения, своё музыкальное сопровождение, свой ритмический рисунок; «народный танец не только утверждает различные типы движений. Он придает им весьма разнообразный пластический облик» .
Особенностью многих белорусских народных танцев является также их сюжетность. Движениями танца исполнитель рассказывает о своей жизни, о своем труде, отношении к природе .
Белорусский танец имеет своеобразные движения, в которых довольно часто используются сложные композиционные приёмы. Каждый танец имеет своё музыкальное сопровождение, свой ритмический рисунок; «народный танец не только показывает нам различные типы движений, он ещё и придаёт им очень разнообразный пластический облик» .
Почти все белорусские танцы парные и массовые. Движение танцоров полны динамизма, внутреннего эмоционального накала и народного духа. Особенностью многих белорусских танцев является их сюжетность. Движениями танца исполнитель рассказывает о своей жизни, работе, отношении к природе .
Практически во всех композиционных танцах используются простые геометрические фигуры: квадрат, треугольник, линия. Эти фигуры объединяются в единое целое с помощью переплетений. Например, весенний хоровод представлял собой композицию процесса ткачества. Его фигуры, называющиеся «навіваць», «сновать», «кишку снимать», «надевать», «ткать» иллюстрировали соответствующие процессы, однако сопровождающие тексты песен к ним отношения не имели .
Руки в танце аккомпанируют ему, помогают передать настроение танцора. Положения рук раскрывают и усиливают внутреннее художественное содержание танца .
Белорусские танцы часто несут в себе какой-то сюжет, они наполнены определённой долей театральности и актёрство .
В белорусском танцы чаще всего встречаются четыре позиции ног — первая, вторая, третья и шестая, для которых, в отличие от позиций ног классического танца, характерно одинаковое положение. Также можно встретить ещё две позиции ног: вторую параллельную и четвертую параллельную. Во всех позициях тяжесть корпуса распределяется равномерно на обе ноги .
Инструментальное сопровождение танца имеет нередко ту же основу, что и хороводная песня, так как является переводом вокальной мелодии на язык инструментов, сопровождающих танец .
Белорусская народная танцевальная музыка имеет красочную мелодию, но при этом она достаточно проста. Из музыкальных инструментов используются скрипка , бубен , гармошку , виолончель . В Белоруссии были известны и древнерусские гусли .
Особой популярностью в народе пользовалась волынка , что отражалось в частушках .
Ой, без дуды, без дуды,
Ходзяць ножкі не туды,
А як дудку пачуюць,
Самі ногі танцуюсь
Нередко танцы возникали как музыкальное сопровождение к определённым песням или играм. Их названия могли совпадать с названием таких песен. Процесс имел и обратную силу, так частушки в разных местах Белоруссии носили названия «Скакушки», «Плясушки», «Плясухи» и тому подобное. Примерами танцев, созданных по определённой песни, являются «Лявониха», «Толкачики», «Шестак» .
Белорусские танцы упомянуты в большом количестве этнографической и фольклорной литературы, но часто в этих источниках приводится мало хореографической информации, а иногда там даётся только название танца, оставляя за рамками текста его сущность, поэтому важное значение имеет сбор этнографических сведений о народных танцах, пока они не потерян безвозвратно .
Народный танец «Метелица» в 1862 году был введён в первую белорусскую комическую оперу «Крестьянка». Это первый пример использования белорусского народного танца в театре .
Большую роль в появлении сценического народного танца сыграл Игнат Буйницкий, создавший в 1907 году « ». В репертуаре насчитывалось более десятка танцев .
Творческая наблюдательность, великолепные музыкальные данные позволили И. Буйницкому этнографически точно фиксировать стилистику народного танца и создавать яркие, динамичные, фольклорно-истинные танцевальные образы, ставшие истоками национального балетного искусства .
В 1933 году был открыт театр оперы и балета в Минске , где при создании национального хореографа вплетали в изображение классический балет с элементами танцевального фольклора .
Позже большое количество театральных и танцевальных коллективов, в том числе и самодеятельных, занимались постановкой народных танцев, что способствовало развитию и разнообразию сценического танца, обогащению его новыми техническими движениями и композиционными построениями .
Большой вклад в развитие сценического народного танца внесли такие белорусские балетмейстеры, как К. Олексютович, К. Муллер, Л. Ляшенко, И. Хворост и Н. Чистяков .
Народные танцы, как неотъемлемая часть культуры и быта белорусов были многократно упомянуты в белорусской литературе, начиная с XIX века, в анонимной поэме « Тарас на Парнасе ». В ней герои не только говорят о танцах, но и сами танцуют .
С. Бядуля отмечал, что богатую декоративность белорусскому танцу придает обилие цветов и техник белорусского народного костюма .
Использовал в своем творчестве белорусские мелодии и русский композитор Александр Глазунов .