Хамат-Тверия
- 1 year ago
- 0
- 0
Тве́рия , Тиве́рия , Тивериа́да , Таба́рия , Тиберия ( ивр. טְבֶרְיָה , англ. Tiberias , греч. Τιβεριάς , лат. Tiberias , араб. طَبَرِيَّا или طَبَرِيَّة ) — город на западном берегу Тивериадского озера в Галилее , на северо-востоке Израиля .
Тверия входит в число четырёх святых для евреев городов ( Иерусалим , Хеврон , Тверия и Цфат ) .
Каждый год в Тверию стекаются десятки тысяч людей [ источник не указан 803 дня ] , чтобы посетить национальные святыни: гробницы Рамбама (рабби Моше бен-Маймона — Маймонида ), рабби Иоханана Бен-Заккая и рабби Акивы .
Среди достопримечательностей — греческий православный храм Двенадцати апостолов , руины синагоги ( VI век ) в районе горячих источников, а также остатки древнего еврейского города Хамат Тверия (I—IV века н. э.). С 1955 года на базе 17 местных источников с температурой до +63 °C и лечебной грязи «пилома» действует бальнеологический курортный комплекс Хамей Тверия . В окрестностях озера расположены дома отдыха.
К югу от Тверии, в том месте, где река Иордан вытекает из Тивериадского озера, находится Ярденит — традиционное место крещения в водах реки. К северу от Тверии, на северо-западном берегу Тивериадского озера, находится Капернаум ( Кфар-Нахум ), в котором жил и проповедовал Иисус Христос . Францисканцы приобрели этот участок, раскопали и исследовали город, а также основали здесь свой монастырь. Недалеко от Капернаума на горе стоит католический монастырь с храмом, который посвящён Заповедям блаженств (см. также Нагорная проповедь ).
Своё название город получил от имени римского императора Тиберия . После изгнания евреев из Иерусалима он стал главным еврейским духовным центром. Согласно Талмуду , здесь обитал патриарх Иаков .
По словам Иосифа Флавия , Тивериада была основана в 17 году н. э. Иродом Антипой и получила название в честь императора Тиберия . Место для города было выбрано в самой красивой части Галилеи .
Ирод Антипа сделал Тивериаду своей резиденцией, для чего построил здесь великолепный дворец, храм, амфитеатр и окружил город стеной. Была ещё одна причина привлекательности города для правителей Галилеи: близ города протекал горный ручей с целебной водой. В окрестностях было много древних гробниц, которые при строительстве разрушались (зачастую дома строили прямо на их месте), поэтому иудеи считали город нечистым и боялись селиться в нём, так что в первое время он имел вполне греческий вид. [ источник не указан 803 дня ] Для иудеев Ирод построил большую синагогу; в её помещениях двумя поколениями позже происходили мятежные собрания галилеян во время великой войны с Римом .
В Тивериаду были перевезены вместе с правительственной резиденцией архивы провинции; для гарнизона была построена крепость, в арсеналах которой хранилось оружие для 70 000 солдат. В течение следующих 50 лет Тивериада была бесспорной столицей Галилеи и, за исключением Кесарии , красивейшим городом Иудеи . Нерон подарил её Агриппе младшему , который перенёс столицу из Тивериады в Сепфорис .
Неизвестно, бывал ли в Тивериаде Иисус , Евангелия об этом не упоминают; несомненно только, что он был в окрестностях города и озера. Сама Тивериада упоминается в Евангелии дважды ( Иоан. , ).
Евреи Тивериады не участвовали в восстании 70 года н. э. , после подавления которого большинство еврейского населения Иудеи было уничтожено или изгнано. После разрушения Иерусалима в 70 году и особенно после основания на месте Иерусалима Элии Капитолины иерусалимские евреи во множестве переселяются в Галилею, населяют её города и основывают здесь центр еврейства. В результате Тивериада превратилась в единственный город Римской империи , большинство населения которого составляли евреи. В городе были построены 13 синагог. Тивериадский синедрион становится для евреев высшей инстанцией в религиозных делах; высшая иудейская академия, перенесённая сюда из Иерусалима, делается центром еврейской учёности. В йешивах Тивериады были собраны те постановления, которые образуют Мишну , главную часть Талмуда .
В эту эпоху в Тивериаде была записана часть Иерусалимского Талмуда . А в самом городе и в округе жили еврейские мудрецы того времени — танаим и амораим .
При Константине Великом основал церковь обратившийся в христианство иудей ; императрица Елена воздвигла здесь церковь о 12 престолах. С 449 по 553 год здесь было епископство.
Император Юстиниан I обнёс Тивериаду . При халифе Омаре ( 637 год ) город перешёл под власть мусульман.
В 1099 году Тивериаду захватили крестоносцы и город стал частью Иерусалимского королевства . Епископство было восстановлено во время Первого крестового похода . Население и архитектура города почти полностью изменились. Город превратился в важный административный и военный центр. Крестоносцы построили в Тивериаде замки и оборонительные сооружения. В 1187 году крестоносцы были разбиты армией Салах-ад-Дина возле Карней-Хитин (недалеко от Тверии). После разгрома крестоносцев город снова подпал под власть мусульман и с 1247 года находился под их властью постоянно. Разрушенная Тверия долгое время оставалась малозначимым городом.
В более поздние времена город, получивший название Табарийе, был построен на развалинах прежней Тивериады; со стороны озера он был открыт, а со всех остальных сторон был окружён высокими стенами и 20 башнями из чёрного базальта.
В 1564 году еврейская меценатка из Португалии Беатрис де Луна (приняла имя Грации Мендес Наси ), пользуясь благосклонностью турецкого султана Сулеймана I , взяла город в аренду. Город был значительно отстроен в период 1564 —1569 годов. Племянник Грации Наси, Жан Мик, который в Турции стал Иосифом Наси , некоторыми источниками считается первым сионистом . Ещё в 1561 году он получил в подарок часть города с пригородами и хотел создать там очаг еврейской жизни, то есть место, куда могли бы приехать евреи, изгнанные из Испании и Португалии, а также все притесняемые евреи Германии, Франции и Польши .
В 1740 году в Тверию переехал главный раввин Измира Хаим Абулафия . С 1777 года в городе стали селиться хасиды под руководством рава Менахема Менделя из Витебска .
В 1811 году Тверия была не более чем селением, в котором числилось около ста домов еврейских, 20 христианских и довольно много мусульманских. И. Л. Буркхардт насчитывал здесь до 4000 жителей, из которых половина евреев. 1 января 1837 года город был разрушен , уцелела только часть древней крепости со стенами домов, множество жителей тогда погибло.
В 1881—1882 годах известный русский художник Василий Дмитриевич Поленов во время своего первого путешествия на Ближний Восток и по библейским местам посетил Константинополь, Палестину, Сирию и Египет, откуда привёз эскизы и наброски к масштабному полотну « Христос и грешница », а также другие картины, написанные в найденной в поездке новой для себя манере письма. Вероятно, в это же время им была написана картина «Дворик в Тивериаде». В 1888 году он написал картину «На Тивериадском (Генисаретском) озере».
В 1596 году, согласно оттоманским реестрам, население Тверии составляли 50 мусульманских семей и 4 холостяка . В 1780 году здесь жило около 4000 человек, 2/3 из которых были евреями . В 1842 году население составляло около 3900 жителей, примерно треть из них — евреи, несколько христиан и 2/3 мусульман . В 1850 году здесь работали три сефардские синагоги, обслуживавшие 80 семей, и жило ещё 100 ашкеназских семей. Тверийские евреи жили более спокойно, чем евреи Цфата . Согласно реестрам, в 1863 году 3/4 населения Тверии составляли христиане и мусульмане, которых было от 2000 до 4000 человек . Данные переписи около 1887 года сообщают, что в Тверии жило примерно 3640 человек; 2025 евреев, 30 латинян [ уточнить ] , 215 католиков, 15 греко-католиков и 1355 мусульман .
С начала еврейской иммиграции в Палестину конца XIX и первой половины XX века еврейское население Тверии значительно возросло. В 1901 году 2000 из 3600 жителей Тверии были евреями , к 1912 году население города достигло 6500, из которых 4500 были евреями, 1600 — мусульманами и 400 — христианами . Согласно , проведённой британскими властями , в Тверии жило 6950 человек, из них 4427 евреев, 2096 мусульман, 422 христиан и пятеро «прочих» . Согласно , в городе проживало 5381 евреев, что составляло 63,9 % от общего числа жителей; мусульман было 2645, христиан — 565 и десять «прочих» .
2 октября 1938 года в результате погрома в квартале Кирьят Шмуэль погибло 19 евреев, включая 11 детей.
Во время войны за независимость Израиля город стал ареной ожесточённых столкновений между арабами и евреями. В период 8— 9 апреля 1948 года между еврейским и арабским районами вспыхнули спорадические перестрелки. 10 апреля « Хагана » начала миномётный обстрел, убив несколько арабских жителей . Местный арабский комитет отказался от предложения Арабской освободительной армии взять город под её защиту, но небольшой контингент иррегулярных арабских группировок вошёл в город . В течение 10—17 апреля «Хагана» начала наступление на город, отказавшись вести переговоры о перемирии, а англичане не стали вмешиваться . Арабское население (6000 жителей, или 47,5 %) было эвакуировано под защитой британских военных сил 18 апреля 1948 года . Еврейское командование не отдавало приказ об эвакуации, и она, судя по всему, стала для него сюрпризом .
Сегодня Тверия — один из туристических центров Израиля. В 2005 году доходы от иностранных туристов в гостиницах Тверии выросли на 118,3 %.
По данным Центрального статистического бюро Израиля , население на начало 2020 года составляло 44 779 человек .