Interested Article - Сожжение книг

Сожже́ние книг — уничтожение книг в огне .

Сожжение книг в прошлом нередко совершалось публично с целью продемонстрировать отрицательное отношение к сжигаемой литературе .

В древности

Один из наиболее ранних «библеоклазмов» устроил по совету Ли Сы китайский император Цинь Ши Хуан в 221 г. до н. э. Учёных же он велел живыми закопать в землю. Ирония состояла в том, что вскоре после этого его династию свергли неграмотные простолюдины. Из-за уничтожения книг Сыма Цянь испытывал огромные сложности с источниками при сочинении своей хроники « Ши цзи ».

В христианской традиции

Ефесяне сжигают книги после проповеди апостола Павла

В 35 году после проповеди апостола Павла в Эфесе « из занимавшихся чародейством довольно многие, собравши книги свои сожгли пред всеми; и сложили цены их, и оказалось их на пятьдесят тысяч драхм » ( Деян. ).

В каноническом праве существует норма, принятая в 680 году на Шестом Вселенском Соборе :

Повести о мучениках, врагами истины лживо составленные, дабы обесславить Христовых мучеников и слышащих привести к неверию, повелеваем не обнародовать в церквах, но предавать оные огню. Приемлющих же оные или внимающих оным, как будто истинным, анафематствуем.

63-е правило Шестого Вселенского собора

Позднее Седьмой Вселенский собор ( 787 год ) постановил, что подобные сочинения « должно отдавать в епископию Константинопольскую, дабы положены были с прочими еретическими книгами » .

Католическая церковь

Мартин Лютер сжигает буллу , гравюра на дереве, 1557

Католической церковью в Средние века неоднократно устраивались публичные сжигания Талмуда . Талмуд в последней половине шестнадцатого столетия был публично сожжён не менее шести раз .

При диктаторе Флоренции с 1494 по 1498 Савонароле практиковался костёр тщеславия . Савонарола организовал отряд мальчиков, которые врывались в знатные дома с целью следить за исполнением 10 заповедей, бегали по городу, отбирая игральные карты , кости , светские книги, флейты , духи и тому подобные вещи; потом всё это предавалось торжественному сожжению.

В 1499 году в Гранаде кардинал-инквизитор Хименес де Сиснерос отдал приказ о сожжении всех арабских манускриптов, за исключением медицинских .

Русская православная церковь

Константин сжигает арианские книги, иллюстрация из сборника церковного права, ок. 825

В 1284 году в русской «Кормчей книге» (сборнике церковных и светских законов) появляется следующая норма:

Если кто будет еретическое писание у себя держать, и волхованию его веровать, со всеми еретиками да будет проклят, а книги те на голове его сжечь.

В 1690 Собор под председательством Патриарха Иоакима анафематствовал «хлебопоклонническую ересь» и осудил на сожжение сочинение Феодора Медведева «Манна», в которой утверждалось, что в таинстве евхаристии хлеб и вино претворяются в тело и кровь в момент произнесения священником слов Христа .

В иудаизме

После того как противники Маймонида обратились в инквизицию с просьбой расследовать ересь , инквизиция сожгла сочинения Маймонида в 1234 году (см. Йона Геронди ). В XVIII веке в некоторых еврейских общинах сжигались обвинённые в ереси книги Моше Хаима Луцатто и Моисея Мендельсона .

В буддизме

Сожжение буддийских сутр практиковалось в школе дзэн , но это не было проявлением фанатизма , а было стремлением учителей «вызвать в ученике прорыв к „ просветлению “». Это связано с тем, что считалось, что просветление необходимо искать не в культовых предметах и религиозных символах, а в «„истинной природе“ человека, которая и есть „ природа Будды “» . С помощью сожжения сутр учителя устраняли у последователей учения привязанности к символам и образам, тем самым указывая на один из основных дзэнских принципов о передачи пробуждения «от сердца к сердцу без опоры на письменные знаки» . Профессор Генрих Дюмулен отмечал, что, вероятно, дзэнские монахи «участвовали в легкомысленной игре, в основе которой лежал их личный опыт и который символизировал их невообразимую свободу». Через некоторое время после сжигания ученики опять читали буддийские сутры . Сжигание сутр патриархами школы наиболее ярко проявилось в Китае в VIII—IX веках в южной школе шестого патриарха Хуэйнэна и в эпоху Сун (960—1279), особенно в XII веке данной эпохи . Дзэнский мастер Вон Кью-Кит указывал на то, что основатель дзэн, Бодхидхарма , также просил своих учеников сжигать его тексты, потому что замечал, как ученики «становились рабами слов вместо того, чтобы практиковать учение, выраженное словом» .

В нацистской Германии

Берлин, 10 мая 1933 г.

Широко известна массовая акция сожжения книг 10 мая 1933 г. в Германии (такие акции проводились и позднее). Сотни студентов, профессоров, членов СА и СС уничтожали на костре книги «антинемецких» авторов: Зигмунда Фрейда , Эриха Кестнера , Генриха Манна , Карла Маркса , Курта Тухольского и многих других.

В память о сожжении книг в нацистской Германии на Оперной площади (ныне — Бебельплац ) в Берлине был в 1995 открыт памятник работы израильского скульптора Михи Ульманна .

После поражения Германии в войне союзники в рамках денацификации провели массовое уничтожение нацистской литературы (в том числе полному уничтожению подлежали все школьные учебники времён нацизма).

В Румынии

После того, как румынские войска в 1941 году заняли Бессарабию , новая румынская администрация проводила политику румынизации . Частью этой политики было изъятие и сожжение книг в местных библиотеках. Сожжению подлежали все книги, написанные не на румынском языке (в том числе на дореформенном русском и европейских языках).

В Кишинёве было сожжено 1 200 000 томов, в Тирасполе 250 000 . В Бельцком уезде румынские войска сожгли 15 вагонов книг. Кроме литературы изъятию и уничтожению подлежали граммофонные пластинки . В список обязательных для изъятия входили пластинки с песнями из фильмов « Весёлые ребята », « Цирк » и « Дети капитана Гранта » .

В США

В 1946 году жители Бингемтона сожгли ряд комиксов, опасаясь, что они распространят среди американской молодёжи «моральную развращённость» .

В 1954 году после публикации книги « » случаи сожжения комиксов прошли по всей стране .

В 2001 году в США минимум 6 раз сжигались книги о Гарри Поттере .

В сентябре 2010 года минобороны США скупило и сожгло весь тираж книги Операция «Тёмное сердце» , написанной бывшим сотрудником разведки Энтони Шеффером .

Сожжение Корана пастором Терри Джонсом

11 июля 2010 года пастор Терри Джонс объявил о намерении сжечь Коран. Это решение вызвало широкую негативную реакцию, его осудили Ватикан , Генсек ООН Пан Ги Мун , страны исламского мира , Индонезия , Иран , Индия , Госсекретарь США , Генеральный прокурор США , Генсек НАТО, руководители некоторых религиозных конфессий США, командующий коалиционными войсками в Афганистане генерал Петреус и другие. 9 сентября к пастору обратился президент США Барак Обама .

После этого Джонс отказался от сожжения Корана . Однако другие два пастора всё-таки сожгли два Корана 11 сентября .

20 марта 2011 года Джонc всё же сжёг Коран в одной из церквей Флориды , что спровоцировало радикальных исламистов на массовые беспорядки в Афганистане , включая убийства людей .

В современной России

Сожжение книг частными лицами и проправительственными организациями

По словам журналиста, директора Информационно-аналитического центра «СОВА» А. Верховского, 5 мая 1998 года по распоряжению епископа Екатеринбургского и Верхотурского Никона были сожжены во дворе епархиального Духовного училища книги известных православных богословов XX века протопресвитеров Александра Шмемана , Иоанна Мейендорфа , Николая Афанасьева и протоиерея Александра Меня . Однако позднее было указано на неточность информации журналистов, поскольку « было сожжено четыре книги, которые по авторству приписывать можно Меню, но на них не было пометок священноначалия о том, что они изданы по благословению, а проповеди, которые они содержали, содержали явно натяжки в совершенно вольной трактовке Священного Предания » .

В 2002 году члены молодёжного движения « Идущие вместе » установили муляж унитаза перед зданием ГАБТ, после чего в нём были сожжены специально отпечатанные брошюры выдержками из книг Владимира Сорокина . Акция была связана с подписанием контракта между писателем и Большим Театром . Впрочем, по утверждению авторов акции, книги были не сожжены, а утоплены . Аналогичная акция с участием книг Сорокина (также Эдварда Радзинского и Владимира Соловьёва ) была проведена в 2008 году, уже Союзом Православных Хоругвеносцев .

В июне 2012 года два монаха Троице-Сергиевой Лавры публично сожгли две тысячи экземпляров книги профессора А. И. Осипова «Посмертная жизнь» («Из времени в вечность: посмертная жизнь души»), подаренных лавре Сретенским монастырём , так как в данном издании, по их мнению, есть фрагменты, не соответствующие православному учению . Данная книга была одобрена к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви . 15 июля 2012 года этот поступок был осуждён Духовным Собором Троице-Сергиевой лавры. Один из монахов был отправлен в скит на покаяние .

Поручение и. о. министра образования и молодёжной политики Республики Коми об изъятии книг, изданных при поддержке Фонда Сороса
Ответ и. о. министра образования и молодёжной политики Республики Коми на запрос журнала 7x7 об изъятии и сожжении книг

Сожжение книг по распоряжению государственных органов

В ноябре 2015 года от полномочного представителя президента в Северо-Западном федеральном округе Андрея Травникова поступило поручение правительству Республики Коми , в котором говорилось, что Фонд Сороса реализовывал программы, «целью которых является популяризация среди молодёжи чуждых российской идеологии установок, формирования в молодёжной среде искажённого восприятия отечественной истории». В связи с этим предписывалось изъять из библиотек «учебные издания, не имеющие соответствующих рекомендаций Минобрнауки России и других уполномоченных государственных органов». В ответ на запрос и. о. министра образования и молодёжной политики республики Коми, сообщила, что во исполнение этого поручения из фондов библиотек была изъята и уничтожена литература, изданная в рамках проекта Фонда Сороса «Обновление гуманитарного образования в России». В литература была «уничтожена путём сожжения». И. о. министра также сообщила, что литература из другой библиотеки изъята и будет уничтожена, а третьему образовательному учреждению было рекомендовано также изъять литературу .

На Украине

14 марта в 2010 г. пророссийские политические движения (в частности, ПСПУ и молодёжный фронт «Прорыв») на митинге в Симферополе выступили с требованием реализовать волю граждан Украины, выраженную на референдуме 17 марта 1991 года , о вхождении Украины в союзное государство с Россией и Белоруссией . В этот же день на митинге представителями данных партий были сожжены учебники по новейшей истории Украины .

В Исландии

Издательство Tunglið («луна» на исландском) публикует книги тиражом в 69 экземпляров только в ночь полнолуния. Те экземпляры, которые не распродаются на протяжении ночи, сжигаются. Владельцы издательства поясняют, что таким образом они полностью используют символическую энергию вышедших книг в течение нескольких часов, а не столетий .

В произведениях искусства

См. также

Примечания

  1. 9-е правило Седьмого Вселенского собора
  2. . Дата обращения: 7 августа 2009. 25 ноября 2009 года.
  3. William Hughes. Western Civilization: The Earliest Civilization Through the Reformation , McGraw-Hill, 1993. Pg. 152
  4. Костомаров Н. И. от 7 марта 2012 на Wayback Machine
  5. «A pity of it all. A portrait of German-Jewish Epoch, 1743—1933», Amos Elon, Picador, NY, 2002, pp.33-55, 87-88, 207—208,229,244
  6. Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. Индия и Китай. — СПб. : ОРИС, 1994. — С. 187. — 336 с. — ISBN 5-88436-026-6 .
  7. Абаев. Н. В. Чань-буддизм и культура психической деятельности в средневековом Китае. — Новосибирск: Наука , 1983. — С. 73. — 128 с.
  8. Торчинов Е.А. Буддизм: Карманный словарь. — СПб. : Амфора, 2002. — С. 55—57. — 187 с. — ISBN 5-94278-286-5 .
  9. , с. 187.
  10. Маслов А. А. Классические тексты дзэн. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. — С. 106—107. — 480 с. — ISBN 5-222-05192-7 .
  11. , с. 123.
  12. Вон Кью-Кит. . — М. : ФАИР-ПРЕСС, 1999. — С. . — 400 с. — ISBN 5-8183-0023-4 .
  13. Шорников П. М. // Русская община. — 03 января 2009. 26 мая 2011 года.
  14. (англ.) . Canadian Broadcasting Corporation. Дата обращения: 8 января 2015. 7 июня 2022 года.
  15. . Интерфакс. Дата обращения: 21 ноября 2014. 29 ноября 2014 года.
  16. . Российская газета. Дата обращения: 21 ноября 2014. 29 ноября 2014 года.
  17. . Lenta.ru (8 сентября 2010). Дата обращения: 21 сентября 2010. 3 апреля 2012 года.
  18. . Lenta.ru (9 сентября 2010). Дата обращения: 21 сентября 2010. 2 мая 2012 года.
  19. от 9 января 2014 на Wayback Machine // Газета.ru , 11.09.2012 г.
  20. AIF.RU. . Аргументы и факты (12 сентября 2010). Дата обращения: 21 сентября 2010. 18 сентября 2010 года.
  21. от 4 марта 2016 на Wayback Machine // Информационное агентство «Национальные интересы», 12.09.2012 г.
  22. от 9 января 2014 на Wayback Machine // РИА Новости , 01.04.2011 г.
  23. . Дата обращения: 8 сентября 2011. 15 ноября 2011 года.
  24. . Дата обращения: 26 марта 2009. 7 февраля 2009 года.
  25. от 7 октября 2013 на Wayback Machine // NEWSru.com , 27.06.2002
  26. Юлия Таратута от 22 октября 2013 на Wayback Machine // Газета « Коммерсантъ » № 56 от 30.03.2004. — С. 7
  27. . Дата обращения: 12 августа 2013. 7 октября 2013 года.
  28. от 13 мая 2017 на Wayback Machine // You Tube
  29. Дата обращения: 4 мая 2013. 11 октября 2012 года.
  30. от 5 марта 2016 на Wayback Machine // Православие и мир , 23.07.2012 г.
  31. Владимир Прокушев. . 7x7 (13 января 2016). Дата обращения: 13 января 2016. 13 января 2016 года.
  32. . Lenta.ru (13 января 2016). Дата обращения: 13 января 2016. 14 января 2016 года.
  33. . Дата обращения: 26 октября 2019. 26 октября 2019 года.
  34. . Дата обращения: 26 октября 2019. 26 октября 2019 года.
  35. James Reith (2017-05-31). . The Guardian (англ.) . из оригинала 28 апреля 2018 . Дата обращения: 27 апреля 2018 .
  36. Владимир Сорокин. «Манарага». — Corpus, 2017. — 256 с. — ISBN 978-5-17-102757-5 .
Источник —

Same as Сожжение книг