Андреев, Василий Иванович (генерал-майор)
- 1 year ago
- 0
- 0
Василий Васильевич Андреев ( 3 (15) января 1861 , Бежецк , Тверская губерния — 26 декабря 1918, Петроград ) — русский музыкант, организатор и руководитель первого в истории оркестра русских народных инструментов (1888), композитор, балалаечник -виртуоз .
Родился в купеческой семье.
В 1883 году занялся усовершенствованием народных музыкальных инструментов и образовал в Санкт-Петербурге из любителей игры на них оркестр из струнных ( домры четырёх различных размеров, балалайки шести размеров, гусли ), духовых ( брёлка или жалейка — род свирели , пастушеского рожка ), ударных (накры — род литавр из больших глиняных горшков с натянутой на них кожей, бубен ).
После концертов этого оркестра, имеющего своеобразный колорит, в 1888 году в русском обществе развилось широкое увлечение назваными инструментами (особенно балалайкой) благодаря сравнительной лёгкости игры на них. Явился на них широкий спрос, в связи с которым возникло усиленное их производство мастерами музыкальных инструментов, поддержанное введением обучения игры на них в войсках. Стали издаваться школы и ноты (преимущественно аранжировки народных песен, оригинальные композиции, вальсы и другие сочинения).
Виртуозно владея техникой игры на балалайке, Андреев выступал и в качестве композитора для своего инструмента и для великорусского оркестра. Время от времени он совершал со своим оркестром концертные путешествия по России и Европе (где имел огромный успех), а также заведовал постановкой обучения игре на русских народных инструментах в войсках гвардии.
Являлся членом Русского Собрания и .
Умер по одним сведениям в ночь 24/25 декабря 1918 года, по другим - в ночь 25/26 в петроградской больнице, заболев во время гастролей на Северном, а затем Восточном фронтах (по одним сведениям, от "испанки", по другим - туберкулёза) . 28 декабря был погребён на Никольском кладбище в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге. В 1936 году был перезахоронен в некрополе мастеров искусств на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры . Могила находится на Композиторской дорожке. В 1950 году на могиле установлен постамент с урной.
Музыкальная деятельность Андреева подвергалась критике в первые десятилетия существования Великорусского оркестра . Музыковед Н. Ф. Финдейзен так отзывался о нём в Русской музыкальной газете 1898 года :
Итак, нет более повода ссылаться на балалайку, как на народный инструмент, ибо последний искажен и переделан. Но, говоря откровенно, еще менее повода ссылаться на г. Андреева, как и на распространителя русской народной музыки, ибо он, подобно г. Агреневу-Славянскому , точно также с легким сердцем наряду с народной песней пропагандирует и салонные вальсики доморощенного изделия и разные попурри , и марши, и тому подобную дребедень; что же до народной песни, […], якобы коренной и истинной, предлагает нам такую пошлость, как « Светит месяц », « Барыню », «Нигде милого не вижу» или же беззастенчиво выдает свою доморощенную стряпню за « Камаринскую » Глинки. Нет, думается нам, от таких распространителей народной музыки, каковые господа Славянский и Андреев, скорее можно ожидать растления вкусов в публике, чем зарождения в ней любви к сокровищам безыскусственной народной поэзии.
Отзыв княгини М. К. Тенишевой (1858—1928) :
Для того общества, которое действительно любит и понимает музыку, преподношение Андреевым классических опер и серьезных авторов было только профанацией. Он предпочел пропагандировать пошлость среди невежд. Обладая толпой, найдя к ней доступ, он, как и Вяльцева , не старается поднять ее до себя и вести за собой, а, потворствуя, ломаясь перед ней, угождает ей и удовлетворяется пошлым успехом.
В 1920-х годах вокруг наследия Андреева развернулась целая идеологическая борьба, получившая название «андреевщины». Одним из главных критиков того времени выступал создатель оркестра четырёхструнных домр Г. П. Любимов .