Interested Article - Сенгор, Леопольд Седар

Леопольд Седар Сенгор ( фр. Léopold Sédar Senghor ; 9 октября 1906 , Жоаль , Сенегал 20 декабря 2001 , Нормандия , Франция ) — французский и сенегальский политик , поэт и философ . Первый президент Сенегала (1960—1980), президент Федерации Мали , объединявшей современные Сенегал и Мали (1960), член ряда правительств Четвёртой французской республики . Один из ведущих африканских интеллектуалов XX века, деятель панафриканизма и правого крыла международной социал-демократии . Наряду с мартиникским поэтом и политиком Эме Сезером Сенгор является одним из разработчиков теории негритюда (африканского духа) — направления африканской философии , обосновывающего исключительность исторических судеб африканских наций.

Биография

Ранние годы

Леопольд Седар Сенгор родился 9 октября 1906 года в семье бизнесмена в небольшом городе Жоаль , расположенном на побережье Сенегала к югу от Дакара . Его отец происходил из сенегальского племени серер ; их род отводится к правителю государства Син XIII века Тукуре Бадиару. Второе имя Леопольда Сенгора (Седар) на языке племени означает «тот, кто не должен быть унижен», фамилия происходит от португальского слова «сеньор».

Франция

В 1928 году начались «16 лет странствий» — Сенгор, получив католическое образование в Сенегале, уехал во Францию, где поступил в Сорбонну , а затем изучал лингвистику и культурологию с Марселем Моссом и Марселем Коэном в Практической школе высших исследований . Получив высшее образование, первым из африканцев получил учёную степень агреже по классической филологии и французской лингвистике и занялся преподавательской деятельностью.

В 1935 году Леопольд Сенгор, Эме Сезер и Леон-Гонтран Дамас издали первый номер литературного журнала «Чернокожий студент» ( фр. L'Étudiant Noir ), в котором они впервые изложили основы негритюда — литературного и идеологического движения французских чернокожих интеллектуалов, отвергавших доминирование европейской традиции в политической, социальной и моральной сферах. В 1947 году Сенгор перешёл в культурологический журнал «Презанс африкен» («Presence Africaine»), ставший новым рупором негритюда.

Будучи призван в чине рядового, во время Второй мировой войны с 1939 года служил во французской армии. После оккупации Франции гитлеровскими войсками был схвачен в Ла-Шарите-сюр-Луаре и с 1940 по 1942 год находился в немецком плену , едва избежав расстрела. В лагерях для военнопленных много занимался составлением стихов. Отпущенный по состоянию здоровья, участвовал в Движении Сопротивления .

После войны был избран деканом факультета лингвистики (африканских языков и цивилизации) Национальной школы заморских владений Франции (1944—1958), служил на государственных должностях во Франции, был депутатом Учредительного и Национальных собраний (1945—1958), в том числе вице- спикером Национального собрания страны.

9 сентября 1946 года женился на своей первой супруге Жинетт Эбуэ, дочери Феликса Эбуэ , с которой развёлся в 1955 году.

Покинув африканскую секцию СФИО (в которой состоял с 1936 года), в 1948 году вместе с Мамаду Диа основал Демократический блок Сенегала, преобразованный в 1959 году в Прогрессивный союз Сенегала.

После победы новой партии на выборах и переизбрания в 1951 году Сенгор был государственным секретарём (статс-секретарём) в правительстве Эдгара Фора (с 1 марта 1955 по 1 февраля 1956 года), мэром Тиеса (1956—1959) и министром-советником по вопросам культуры, образования и правосудия в правительстве Мишеля Дебре (с 23 июля 1959 по 19 мая 1961 года). Он также участвовал в комиссии, разрабатывавшей конституцию Пятой французской республики , и заседал в Парламентской ассамблее Совета Европы .

С 4 апреля 1959 по 20 августа 1960 года — председатель Федеральной ассамблеи Федерации Мали .

Глава государства

20 августа 1960 года Сенегал был провозглашён республикой в составе Французского Сообщества . В сентябре 1960 года Леопольд Сенгор стал первым президентом получившего независимость Сенегала . 17 декабря 1962 года в результате разногласий между сенегальскими лидерами в стране произошёл государственный переворот, завершившийся арестом Председателя Совета министров Мамаду Диа и его сторонников, обвинявшихся в нарушении конституции. После отстранения обвинённого в попытке переворота премьер-министра Мамаду Диа Сенгор в 1962—1970 годах одновременно являлся главой правительства. 22 марта 1967 года пережил покушение Мустафы Ло на свою жизнь: оружие покушавшегося дало осечку , и он был казнён.

В ходе референдума 3 марта 1963 года была принята новая конституция, по которой Сенегал стал президентской республикой c однопартийной системой; президентом остался Сенгор (переизбирался на этот пост 5 раз). К 1966 году Сенегал оформился как однопартийное государство , управляемое Прогрессивным союзом Сенегала (в 1976 году переименованным в Социалистическую партию Сенегала ). Хотя президент Сенгор пользовался значительным авторитетом как внутри страны, так и за её пределами, его правление не было лишено неурядиц: так, при его правительстве в связи с неоправдавшимися расчётами в отношении притока иностранного капитала по мере ухудшения положения населения в стране росло движение протеста. Случались забастовки, в 1968—1969 годах прошли студенческие волнения, и в конце 1971 года власти ввели режим чрезвычайного положения.

Лишь ближе к концу своего президентства, в 1974 году, Сенгор позволил Абдулаю Ваду учредить Сенегальскую демократическая партию , после чего в 1976 году был принят закон, разрешавший функционирование трёх политических партий: социал-демократической, либерально-демократической и марксистско-ленинской. Начиная с выборов 1978 года , оппозиция была представлена в парламенте, однако Сенгор покинул свой пост по окончании пятого президентского срока в декабре 1980 года (его преемником стал Абду Диуф ). Считается, что он был первым лидером африканского государства, добровольно оставившим президентское кресло . Возглавляемая им Социалистическая партия Сенегала оставалась при власти до 2000 года.

После президентства: Академия и Социнтерн

В 1983 году избран членом Французской академии ; стал первым африканцем, избранным в академики . На церемонии приёма его в академию присутствовал сам президент Франции Франсуа Миттеран . После его смерти его кресло в Академии занял экс-президент Франции Валери Жискар д’Эстен .

Был вице-президентом, а затем почётным председателем Социнтерна . Кроме того, он в 1976 году на встрече в Женеве группы африканских социал-демократов из Социалистического интернационала инициировал создание «Африканского Социнтерна» — Лиги африканских демократических социалистических партий . Учредительный конгресс состоялся 26-28 февраля 1981 года в городе Тунис. Председателем организации был избран сам Сенгор, а почётным председателем — тунисский президент Хабиб Бургиба .

Скончался 20 декабря 2001 года в возрасте 95 лет во Франции, где провёл последние годы жизни .

Творчество

Сенгор, получивший почётную степень Университета Саламанки

Является автором стихов, посвящённых в основном судьбам Африки и её народов. Сборники стихов Сенгора (в том числе «Песни в сумраке» и «Песни для Наэтт») впервые изданы в 40-е годы XX века . Опыт участия Сенгора в борьбе с нацизмом нашёл своё отражение в поэтическом цикле «Чёрные жертвы» (1948). В поэзии Сенгора традиции современной ему французской поэзии сочетались с элементами африканского фольклора. Он часто обращался к тематике истории африканских народов; например, посвятил известному правителю зулусов, воителю Чаке одноимённую поэму (1949). В 1948 году Сенгор также выпустил под своей редакцией «Антологию новой негритянской и мальгашской поэзии» ( Antologie de la nouvelle poésie nègre et malgache ) с предисловием Жана-Поля Сартра .

Философские идеи Сенгора сформировались под влиянием антииндустриалистских веяний 1930-х годов, трудов католических мыслителей Эммануэля Мунье и Пьера Тейяра де Шардена , а также раннего Маркса , Уильяма Дюбуа , Клода Маккея и Лэнгстона Хьюза . Выводя африканскую цивилизацию прямиком из Древнего Египта , Сенгор считал и Африку, и Европу частью одного и того же культурного континуума, однако различие лежит в психосоциальной плоскости — между «негро-африканской» личностью, ориентированной на эмоции и интуицию, и «эллинско-европейской», ориентированной на разум и рациональность.

По Сенгору, основная форма отношения африканца к миру — это не познание или завоевание, а аффективная сопричастность. На основе этого им формировались концепции африканского социализма , коллективности и солидарности. Хотя Сенгор был в большей степени реформистом , чем более левые сторонники африканского социализма вроде Джулиуса Ньерере , у них было много общего. Все они, считая, что присущие традиционной общине механизмы распределения и коллективного труда носят солидаристскую природу, надеялись на основе таких отношений найти уникальный, специфический для Африки, путь к современному некапиталистическому обществу, исключив классовые конфликты и эксплуатацию. Исходя из этих предпосылок, Сенгор также пытался показать особый солидаристский характер африканской демократии, государства и партии. В книге «Африканские страны и путь Африки к социализму» ( Nations et Voie Africaine du Socialisme , 1961) призывал строить социализм в Африке на основе использования достижений современной науки и техники.

Память

Награды

  • Кавалер Большого Креста ордена Почётного легиона и Большого Креста ордена За заслуги (Франция).
  • Командор ордена искусств и литературы и ордена Академических пальм.
  • Крест Добровольцев (Франция), памятная медаль войны 1939—1945 (Франция).

Труды Сенгора

  • Prière aux masques (ок. 1935 — опубликованы в сборнике сочинений в 1940-х).
  • Chants d’ombre (1945)
  • Hosties noires (1948)
  • Anthologie de la nouvelle poésie nègre et malgache (1948)
  • La Belle Histoire de Leuk-le-Lièvre (1953)
  • Éthiopiques (1956)
  • Nocturnes (1961)
  • Nation et voie africaine du socialisme (1961)
  • Pierre Teilhard de Chardin et la politique africaine (1962)
  • Poèmes (1964).
  • Lettres de d’hivernage (1973)
  • Élégies majeures (1979)
  • La Poésie de l’action: conversation avec Mohamed Aziza (1980)
  • Ce que je crois (1988)

Переводы на русский:

  • Песнь ночи и солнца, (послесловие М. Малышева), М., 1965
  • Избранная лирика, (предисловие М. Ваксмахера), М., 1969.

Примечания

  1. Léopold Sédar Senghor // (фр.) / Assemblée nationale
  2. Léopold Sédar Senghor // (кат.) — , 1968.
  3. Galvan, Dennis Charles. (англ.) // (англ.) : journal. — 2001. — 1 July ( vol. 12 , no. 3 ). — P. 51—62 . — ISSN . — doi : . 14 декабря 2018 года.
  4. от 25 ноября 2019 на Wayback Machine (фр.)
  5. от 23 января 2019 на Wayback Machine XVII Congress of the Socialist International, Lima 20-23 June 1986; от 14 мая 2013 на Wayback Machine XVIII Congress of the Socialist International, Stockholm 20-22 June 1989 (англ.)
  6. (англ.) . The Telegraph (21 декабря 2001). Дата обращения: 9 января 2024.

Литература

  • Ляховская Н. Д. Леопольд Седар Сенгор. — М. : Наследие, 1995. — 500 экз.
  • Корнеев М. Я. Метафизика, эстетика и компаративистика Леопольда Седара Сенгора // Серия «Мыслители», Размышления о философии на перекрёстке второго и третьего тысячелетий. Выпуск 11 / К 75-летию профессора М. Я. Корнеева. — СПб: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. — C. 256—277.
  • Мосейко А. Н. «Негритюд» и современная философско-эстетическая и теоретико-литературная борьба в странах Тропической Африки. // В кн.: Теории, школы, концепции. Художественный процесс и идеологическая борьба. — М., 1975.
  • Потехина Г. И. Очерки современной литературы Западной Африки. — М.: Наука, 1968. — 214 с.
  • Сенгор (Senghor) Леопольд Седар // Сафлор — Соан. — М. : Советская энциклопедия, 1976. — С. 250. — ( Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 23).

Ссылки

  • , 20 декабря 2001
Источник —

Same as Сенгор, Леопольд Седар