Российские немцы
- 1 year ago
- 0
- 0
Балти́йские не́мцы ( нем. Deutschbalten, Baltendeutsche ; эст. baltisakslased , латыш. vācbaltieši, baltvācieši ), также остзе́йские не́мцы (от немецкого Ostsee — Балтийское море ) — этническое немецкое меньшинство, с XII века проживавшее на восточном побережье Балтийского моря, на территории современных Эстонии , Латвии .
Балтийские немцы составляли высшие слои общества — дворянство и духовенство , а также значительную часть свободных городских граждан ( бюргеров ) в тогдашних провинциях Курляндия , Лифляндия , Эстляндия и оказали значительное влияние на культуру и язык местных жителей (современных эстонцев и латышей ). В современной Германии , имеющей богатую историю репатриации этнических немцев из исторических эксклавов , термин «балтийские немцы» имеет такое же хождение и легитимное этнографо-историческое употребление, как и, например, « судетские немцы » ( Sudetendeutsche ), « силезские немцы » ( Schlesien-Deutsche ), « карпатские немцы » ( Karpatendeutsche ).
Первые немцы появились в Прибалтике двумя путями. Сначала это были готландские ганзейские купцы, прибывшие морем и уже в конце XII века поселившиеся на месте основанной в 1201 году Риги . Второй путь — сухопутный, которым в конце XII века в Прибалтику стали прибывать крестоносцы . Целью их походов были завоевание земель и крещение местных языческих народов. Крестоносцы подавили сопротивление местных племён и создали на их землях свои государства (см. Ливонская конфедерация ).
Ордена крестоносцев были по составу интернациональными «братствами» выходцев из дворянских и аристократических родов, не имеющих наследных земельных уделов. На севере Европы в среде крестоносцев преобладали этнические немцы, поэтому эти ордена называют «немецкими орденами» крестоносцев. Оба пути — и морской (купцы), и сухопутный (крестоносцы) в историографии Средних веков считают восточным направлением немецкой колонизации .
Крестоносцы поселились в исторических областях Курляндия, Ливония и Эстляндия и на острове Эзель (ныне — Сааремаа ), породнились с правящими родами местных народов и в итоге составили правящий социальный слой на захваченных территориях. Историческая область Эстляндия охватывала север современной Эстонии , Ливония — южную часть Эстонии и север Латвии , Курляндия — западное побережье Балтики и часть левобережья Западной Двины . Крестоносцам не удалось захватить Литву , поэтому там немцы не расселялись. Немецкие купцы и ремесленники строили крепости и города, основанные, как правило, на месте прежних городищ язычников.
Немцы впоследствии составляли дворянский и помещичий ( Landadel ) слой общества, в то время как местное население в большинстве стало крепостными крестьянами . В городах, построенных под надзором немецких и датских мастеров ( Ревель , Рига , Дерпт ), преобладали ремесленники и купцы . Население балтийских ганзейских городов состояло из свободных граждан (бюргеров, Bürger ), которые, как и в других ганзейских городах, выбирали городской совет ( Bürgerschaft ) и городского голову — бургомистра ( Bürgermeister ) и, будучи независимы от феодалов, самоуправлялись по законам немецкого городского ( Stadtrecht ) или Любекского ( Lübisches Recht ) права.
Аристократы объединялись в , которые решали вопросы земельного, юридического плана, объединяли ресурсы для развития образования и культуры.
После Ништадского мира 1721 в подчинении России оказалась современная Эстония и одна третья часть нынешней Латвии. Немцы сохранили своё привилегированное положение на местах и к середине XIX века овладевшая русским языком немецкая дворянская верхушка стала играть роль успешного посредника между российской имперской верхушкой и местной безземельной крестьянской массой латышей и эстонцев.
Балтийские немцы успешно продвигались по карьерной лестнице в Российской империи и за пределами Прибалтики. 14 из 15 ливонских генерал-губернаторов в 1790—1885 годах были немецкими дворянами, а из 12 генерал-губернаторов Курляндии между 1795 и 1882 годами 10 были балтийскими немцами.
Тем не менее, несмотря на удачный симбиоз с чиновничьим аппаратом Российской империи, балтийские немцы начали испытывать серьёзные демографические проблемы, после установления российского контроля прямой поток германских колонистов из Германии и Скандинавии в Прибалтику прекратился, особенно из числа представителей низших сословий. Но в 1913 году немецкие дворяне по-прежнему владели 48,1% пахотной земли в Латвии . Крупные поместья немецкие бароны дробили на наделы, которые за деньги сдавали латышам и эстонцам. Аналогичная ситуация наблюдалась и в ливонском Причудье , с той разницей, что здесь с хроническим безземельем , возникшим в результате распространения латифундий немецких баронов, столкнулись и этнические русские переселенцы (в основном староверы ) .
С балтийскими немцами сблизилась и немецкая община Выборга . После присвоения в 1403 году статуса города на тот момент шведский Выборг развивался как крупный торговый центр под сильным влиянием немецких купцов. В городе прибавилось число богатых переселенцев из Любека , Гамбурга , Бремена и других ганзейских городов. Под влиянием этого факта с XVI века в быту горожан стали преобладать немецкие обычаи, сохранявшиеся до середины XIX века уже после перехода города под российскую юрисдикцию, хотя немцы никогда не были самой многочисленной нацией города. К примеру, в 1812 году в Выборге проживало 2893 человека, немцев было 362, в основном купцов, шведов — 412, русских — 846, финнов — 1273. Но в Выборгской губернии после включения Старой Финляндии в состав великого княжества Финляндского немецкий язык был вытеснен шведским из официального делопроизводства и преподавания и роль прибалтийских немцев снизилась .
В целом, однако, немецкие общины Прибалтики продолжали вести довольно замкнутый образ жизни, стремились к самоизоляции от других этнических групп и по прошествии столетий. Куприн в его повести « Яма » начала XX века писал, что проститутки из числа остзейских немок на рубеже XIX и XX веков если и говорили по-русски, то с сильным акцентом .
Несмотря на то что Рига вошла в состав Российской империи ещё в 1721 году, русский язык в городе стали употреблять в качестве административного лишь в 1891 году, заменив немецкий. В первой половине XIX века немцы были в городе превалирующим большинством — около 43,5% всего населения, доля русских составляла около 20%, латышей — в пределах 20%, поляков — около 9% . По переписи 1881 года , доля немцев в городе опустилась до 32,3%, но они продолжали оставаться крупнейшей общиной Риги.
Искусствовед Ояр Спаритис отмечает, что в XIX веке балтийские немцы вступили в острое соперничество с русскими за гегемонию в Остзейском крае. Обладая политической и экономической властью и в Риге, и в Лифляндской губернии, общины начали укреплять символы своей культуры .
После войны с Наполеоном в 1818—1825 гг. в Московском форштадте для лютеран была воздвигнута церковь Иисуса (архитектор Х. Брейткрейц), в Петербургском предместье — церковь Александра Невского для православных .
Во второй половине столетия немецкая община приобрела церковь св. Гертруды (арх. И. Д. Фельско ) и реконструировала символ своего культуртрегерства, Домский собор (арх. , В. Нейман ). Русская община возвела православный неовизантийский Христорождественский собор (арх. Р. Пфлуг ), ставший русской доминантой в центре прежде немецкого города . Его аналоги были затем построены в Ковно и Ревеле .
Архитектурные символы утверждались также в сфере культуры, торговли и ремёсел. По проекту петербургского архитектора Л. Бонштедта в 1860—1862 гг. у Александровской улицы и Городского канала был построен новый Немецкий театр , а Большая и Малая гильдии перестроены в стиле неоготики , подчёркивая верность немецкой традиции (архитекторы Г. Шель и И. Д. Фельско). Имперская администрация ответила зданием Окружного суда (арх. Я. Ф. Бауманис ), копирующим силуэт царской короны .
В Старой Риге рядом с классическим ампирным зданием Арсенала соорудило дворец в формах флорентийского палаццо (архитекторы Р. Пфлуг и Я. Ф. Бауманис). Русская общественность ответила строительством здания акционерного общества «Улей» (арх. Р. Шмелинг ) и « второго городского », или Русского театра (арх. ) .
Немцы финансировали строительство здания Рижского политехникума (арх. Г. Хилбиг ), здания I городской гимназии (арх. И. Д. Фельско), ( Николаевская ул ., 1) и здания (арх. И. Д. Фельско и Р. Шмелинг) на противоположной стороне Николаевской улицы.
Просветительская политика России реализовалась в строительстве зданий для (Николаевская ул., l с), Ломоносовской гимназии ( бульвар Наследника , 29), Александровской гимназии ( Суворовская ул ., 1), ( , 1). Архитектор Г. Шель по заказу Православной церкви руководил разработкой проекта и строительством выдержанного в византийском стиле здания Рижской духовной семинарии (Пушкинский бульвар, 9) .
Купечество и Рижский биржевой комитет в 1851 г. заказали уроженцу Риги и блестящему петербургскому архитектору Э. Боссе проект здания Рижской биржи , в котором запечетлены пластические формы Венецианского ренессанса. В здании Коммерческого училища , также заказанном Рижским биржевым комитетом, использованы элементы кирпичной неоготики (архитектор В. Бокслаф ). Тот же архитектор в том же стиле спроектировал комплекс .
В 1902—1905 г. немецкая общественность осуществила давно лелеемую идею строительства городского Художественного музея (архитектор В. Нейман), повторяющего идею Атенеума в Гельсингфорсе .
Пытаясь сгладить противоречия между зажиточным немецким меньшинством и местными безземельными батраками из числа автохтонных эстонцев и латышей, правительство царской России пошло на ряд изменений. Аграрная реформа в Лифляндии (1849) и аграрная реформа в Эстляндии (1856) отменили барщину и выделили лично свободным крестьянам 80 % пахотной земли региона, но без лесов.
По данным исследований Стродса , за период с 1850 года до начала XX века из Латвии в Россию переселилось около 300 тысяч человек (15,5% населения). Особенно массовым было бегство крестьян из Латгалии . К миграции крестьян подталкивало безземелье, хотя остзейское дворянство в основном противилось исходу и даже нарочно очерняло жизнь в России .
Однако и к началу XX века немцы по-прежнему владели почти всеми лесами и пятой частью пахотных земель Прибалтики. Поскольку численность автохтонного населения продолжала увеличиваться, аграрный вопрос к началу XX века вновь вернулся на повестку дня и оставался одним из самых насущных задач молодых эстонского и латвийского государств вплоть до радикальной экспроприации немецких поместий - мыз правительствами обeих самопровозглашённых стран в 1918—1920 годах (подробнее — см. в ст. Земельная реформа 1919 года в Эстонии и Земельная реформа 1920 года в Латвии ).
Император Павел I , благоволивший к остзейскому дворянству, дал движение проекту создания университета для этого края. Из двух предполагавшихся городов: Митавы и Дерпта выбор был сделан в пользу последнего, Дерпт, отмечалось в докладе дворянской комиссии, « находится в середине трёх губерний: Лифляндской, Курляндской и Эстляндской; положение своё имеет на сухом месте, между тем как Митава окружена болотами; употребляет российскую монету и ассигнации и сверх того превосходит дешевизной съестных припасов » . В царствование императора Александра I комиссия об учреждении училищ вынуждена была завершить работу по созданию университета в Дерпте, план которого был утверждён Павлом I ещё 4 ( 15 ) мая 1799 .
Торжественное открытие Императорского Дерптского университета прошло 21 апреля ( 3 мая ) 1802 и 22 апреля ( 4 мая ) 1802 , а лекции начались 1 ( 13 ) мая 1802 . 12 ( 24 ) декабря 1802 года Александр I подписал «Акт постановления для Императорского университета в Дерпте», таким образом казне было поручено материальное обеспечение университета, а руководство перешло под эгиду Министерства народного просвещения . Этот день ежегодно торжественно празднуют как день учреждения университета.
Устав Дерптского университета был утверждён Александром I 12 ( 24 ) сентября 1803 .
Спроектированное остзейскими баронами учебное заведение надолго стало «особенным» в российской университетской системе. Дерптский университет был преимущественно немецким по составу преподавателей и учащихся, преподавание вели на немецком языке. К концу XIX века среди значительной части населения Прибалтики, особенно его образованного слоя, русский язык получил широкое распространение, прибалтийские немцы были фактически двуязычны. В этих условиях появилась возможность ввести в Дерптском университете обучение на русском языке, не ущемляя прав студентов и преподавателей. В 1892 году Дерптский университет был переименован в Юрьевский по исконному названию Дерпта, основанного Ярославом Мудрым (в крещении Георгием, или Юрием) — Юрьев .
Балтийские немцы (помещики и пасторы ) были первыми, кто начал развивать латышский язык и культуру .
В 1796 году в курляндском поместье графа фон Бера Злекас была открыта первая школа для детей слуг, где обучение велось в том числе и на латышском языке. Это поместье стало центром просвещения латышского народа благодаря деятельности местных пасторов (1779—1862) и его сына (1805—1883), который последовал примеру остзейского философа Иоганна Готфрида Гердера , начавшего записывать латышские народные песни — дайны, задолго до того, как к этому подключились латыши , Фрицис Бривземниекс и главный исследователь латышского фольлора Кришьянис Баронс .
В 1822 году балтийские немцы начали издавать для латышей газеты « Latviešu Avīzes » и «Tas Latviešu Ļaužu Draugs» , учредили Общество латышских друзей ( латыш. Latviešu draugu biedrība ). В связи с отменой крепостного права их целью было создать особую идентичность для латышских крестьян, которой бы они придерживались и гордились — крестьянскую идентичность .
В начале XIX века в Остзейском крае по немецкому образцу стали формироваться музыкальные общества и песенные коллективы балтийских немцев. В 1836 году с подачи рижского бургомистра прошел Первый большой Немецкого общества («Sing Fest») , предтеча Праздников песни .
С началом Первой мировой войны Прибалтика стала местом боев между германскими и российскими войсками. Балтийские немцы рассматривались российским командованием как пособники Германии. Уже в 1914 году были интернированы и высланы из Прибалтики немцы, бывшие подданными Германии и Австро-Венгрии. Затем стали высылать некоторых балтийских немцев — подданных Российской империи. Около Гапсаля были задержаны два германских офицера, у которых были изъяты петиции с просьбой к немецким войскам оккупировать Эстляндию. Подписи под этими петициями собирали при участии лютеранских пасторов, с ведома руководящих лиц прибалтийского дворянства (в том числе предводителя эстляндского дворянства Э. фон Деллинсгаузена) . После этого были арестованы и в феврале 1918 года высланы в Красноярск и Екатеринбург несколько сотен представителей балтийско-немецкого дворянства из Ревеля, Дерпта и Вендена . По условиям Брестского мира им было разрешено вернуться в Прибалтику.
Немецкое население Прибалтики начало постепенно сокращаться после окончания Первой мировой войны и предоставления государственности народам Прибалтики со стороны победившей коалиции — Антанты (подробнее — см. в ст. Польский коридор ). Аграрные реформы в Латвии и Эстонии означали потерю немцами большей части их земельных угодий, каждому помещику из всей территории его поместья оставили по 20 га для личного пользования . Кроме того, некогда единая община в условиях новых независимых государств распалась на две общности: немцев Латвии и немцев Эстонии .
В 1925 году в Латвии проживали 70 964 немцев (3,6% населения), но к 1935 году их число упало до 62 144 человек (3,2%).
Рига продолжала оставаться крупнейшим городским центром для балтийских немцев (38 523 человек в 1935 году), в то время как в Таллине в это время оставалось 6575 немцев .
Однако после государственного переворота Карлиса Улманиса , провозгласившего курс на « Латышскую Латвию », немцы столкнулись с запретами на приобретение недвижимости и (например, адвокатскую деятельность) .
С началом репатриации балтийских немцев было объявлено, что подлежат ликвидации все немецкие церковные приходы (решение опубликовано 28 октября 1939 года) и школы (решение опубликовано 25 ноября). 1 ноября 1939 года были закрыты все 88 немецких школ Латвии, что стало ярким доказательством реальности потенциальной ассимиляции остающихся прибалтийских немцев . Закрытие школ подстегнуло страхи прибалтийских немцев и подтолкнуло это национальное меньшинство практически в полном составе покинуть страну. 28 ноября 1939 года прекратил работу , один из наиболее авторитетных центров общественно-политической жизни остзейской диаспоры. 13 декабря вышел последний номер газеты « Rigasche Rundschau » на немецком языке . Богослужения на немецком языке были запрещены, нарушение наказывалось уголовно .
Условия выезда немецкого меньшинства были грабительскими, оставляемые ими предприятия зачислялись в особый фонд, из которого производили оплату поставленных Латвией товаров. Сами владельцы не получили практически ничего. К 20 декабря 1939 года немцы ушли c Рижской биржи , где стали главенствовать латыши .
Накануне решения о выезде в Латвии был запрещён обмен денег на драгоценности и золото, а сам оборот ценностей ограничен 300 граммами серебра. Каждому выезжающему разрешали вывезти с собой только 50 латов наличными (средняя зарплата в стране составляла 100 латов). Запрещали вывозить любые машины, кроме мотоциклов, племенной скот, движимое имущество, которое могло быть оценено как товар; медицинское оборудование и врачебные кабинеты. С отъездом немцев освободились высокооплачиваемые должности и вакансии в госуправлении (261), учреждениях образования (7675), торговле (4987), промышленности (7675) . В Риге и городах освободилось около 10 тысяч квартир.
В конце 1939 — начале 1940 года ( рейхсгау Вартеланд ) . C октября 1939 по май 1940 года Эстонию покинули около 13 500 жителей .
) большинство балтийских немцев Эстонии были переселены на оккупированные немцами территории Польши (Техническими аспектами переселения немцы занимались сами. Его организацию возглавлял Эрик фон Бремен, за транспорт отвечал Вальтер фон Хёршелманн . Для переселения необходимо было внести себя в национальный список немецкого культурного муниципалитета или получить справку о национальности в министерстве внутренних дел . Мигранты группами выезжали из Таллина, Пярну и Курессааре на судах.
16 октября 1939 года немецкие школы в Эстонии были закрыты, со временем та же участь постигла и другие немецкие организации. Немецкое культурное самоуправление было распущено 21 декабря 1939 года, расформирование было формальностью и было связано с тем, что число лиц немецкой национальности в Эстонии упало ниже половины числа по переписи 1934 года. Культурное самоуправление было окончательно ликвидировано 1 января 1940 года .
С февраля по март 1941 года, согласно соглашению между Германией и СССР, прошла ещё одна волна миграции (
). В отличие от первого переселения, на этот раз в списки выезжающих были также включены эстонцы, латыши и русские, которые работали на интересы Германии и опасались советских репрессий. Эти переселенцы прибыли не на аннексированные польские территории, а в . Из Эстонии выехало около 7 тысяч человек, из Латвии — около 10 тысяч, в том числе до 4000 ненемцев . Кроме того, на этот раз были включены и литовские немцы . В отличие от Umsiedlung -переселенцев Nachumsiedlung -переселенцам не была обещана имущественная компенсация .После войны ФРГ выплатила компенсацию всем балтийским немцам, вынужденным покинуть свои прежние дома и лишившимся там своего имущества .
В ФРГ по данным немецких обществ выходцев из остзейских земель на начало 1970-х годов проживали 42 800 балтийских немцев .
В Латвии на начало 2022 года проживали 4922 немца (0,24% населения), из них 42,26% являлись латвийскими гражданами, 12,25% — « негражданами » , на начало 2021 года — 5291 немец (0,28%) . В Эстонии на начало 2023 года насчитывалось 2900 немцев (0,2%) .
Численность немцев в Эстонии и Латвии :
Год |
Немцы в Эстонии,
всего чел. |
в % к общей численности
населения Эстонии |
Немцы в Латвии,
всего чел. |
в % к общей численности
населения Латвии |
---|---|---|---|---|
1934 | 16 346 | 1,45 | .. | .. |
1935 | .. | .. | 62 100 | 3,26 |
1959 | ↘ 670 | 0,06 | ↘ 1 600 | 0,08 |
1989 | ↗ 3 466 | 0,22 | ↗ 3 300 | 0,12 |
2000 | ↘ 1 870 | 0,14 | ↗ 3 465 | 0,15 |
2011 | ↘ 1 544 | 0,12 | ↗ 4 567 | 0,22 |
2012 | ↗ 1 612 | 0,12 | ↗ 4 630 | 0,23 |
2013 | ↘ 1 594 | 0,12 | .. | .. |
2014 | ↗ 1 614 | 0,12 | ↗ 5 029 | 0,25 |
2015 | ↘ 1 552 | 0,12 | ↗ 5 128 | 0,26 |
2016 | ↗ 1 913 | 0,15 | ↗ 5 171 | 0,26 |
2017 | ↗ 1 945 | 0,15 | ↘ 5 129 | 0,26 |
2018 | ↗ 2 178 | 0,17 | ↗ 5 207 | 0,27 |
2019 | ↗ 2 238 | 0,17 | ↘ 5 181 | 0,27 |
2020 | ↗ 2 438 | 0,18 | ↗ 5 253 | 0,28 |
2021 | ↗ 2 570 | 0,19 | ↗ 5 291 | 0,28 |
2022 | ↗ 2 701 | 0,2 | ↘ 4 922 | 0,24 |
2023 | ↗ 2 900 | 0,2 | ↘ 4 914 | 0,24 |