Interested Article - Моголистан

Моголистан ( чагат. مغولستان, Moġūlistān ‎) — средневековое тюрко - монгольское государство, образовавшееся в середине XIV века в результате распада Чагатайского улуса . Территория Моголистана включала Восточный Туркестан , Притяньшанье и Семиречье . В китайской историографии принято обозначение — «Восточное Чагатайское ханство».

Этимология

Территории современного Восточного Туркестана , юго-восточного Казахстана , Киргизии были выделены в улус Чагатаю и Угэдэю . В данном регионе сохранялся кочевой быт, на эти земли откочевало большое количество монгольских племён в сравнении с другими регионами Монгольской империи . При превосходящей численности тюркских народов, монгольские племена довольно скоро подверглись тюркизации и растворились в окружении этнически близких им тюркских кочевников . При этом как писал В. В. Бартольд , есть «некоторые указания, что язык моголов был монгольским ; ещё в начале XVI века» .

После распада Чагатайского улуса на два отдельных государства в середине XIV века термин «чагатай» сохранилось только за западным государством (государством Тимура) и его населением. Жители двух новообразованных государств по причине взаимной неприязни называли друг друга разными уничижительными именами, а именно: чагатаи называли моголов — джете ( от тюркского «разбойник»), а моголы чагатаев — караунасами ( от монгольского «метис») .

Этнический состав Моголистана образовали местные тюркские и тюрко-монгольские племена, переселившиеся из Центральной Азии . Известно, что этими племенами управляли ханы из отюреченных монголов. Этническое название «могол» касалось лишь определённой части населения Моголистана. Моголы — историческая тюркоязычная общность кочевых племён преимущественно монгольского происхождения, выступавшая в качестве господствующего класса в государстве Моголистан . Закреплению этнонима «могол» в Чагатайском улусе и, в дальнейшем в Моголистане, видимо, способствовало стремление могольской знати на первых поpax сохранить кочевые традиции и подчеркнуть преемственность власти чингизидов .

В китайском справочнике персидских (и чагатайских ) терминов — (會館) хуэйхуэйгуан зази — составленному в эпоху Мин , даётся перевод этнонима «могол» :

А مغول
Б 韃靼 — идеографическая передача строки А
В 卯斡勒 — послоговая транскрипция фоноидеографическими знаками строки А
Г Постимперские монголы — значение строки Б
Д МФА : mau.wo.lɣ — произношение строки В на стандартном китайском
Е муғул — транслитерация строки А современным таджикским алфавитом

Китайская идеограмма (韃靼, Dada ) в строке Б означает «татары» то есть тюрки, в отличие от идеограммы (蒙古, Menggu ) — монголы .

В западной историографии употребляется термин — .

Употребление термина Могулистан/Моголистан

В «Тарих-и Хамиди» — историческом труде написанным уйгурским историком Муллой Муса Сайрами в 1908 году, название данного региона было описано как «Moghulistan Yurti yaki Yette Sheher» ( уйг. موغۇلىستان يۇرتى ياكى يەتتە شەھەر) что переводится как Страна Могулистан, или Семигородье .

Такое же названия для своей родины использовал и другой уйгурский историк — Мухаммад Садик Кашгари , который отмечал что город Яркенд является столицей Могулистана .

Автор одного из уйгурских переводов « Тарихи Рашиди » (XIV век) Мухаммад Нияз в своём предисловии к данной работе также называет Яркенд как «край пренадлежащий к области Могулистан» .

Чокан Валиханов, опираясь на указание Абульгази пишет :

Ханы так называемого Уйгуристана и Кашгара, начиная с Туглук Тимур хана (первого правителя Могулистана) имели местоприбывание здесь [в Кашгаре] Чокан Валиханов

Т.Султанов также ставит под сомнение мнение казахстанского востоковеда В.Юдина о том что города Кашгарии не входили в состав Могулистана, отмечая следующее :

Манглай Субе, владения дуглатских эмиров, в состав которого, по словам Мирзы Хайдара Дугтлата, автора «Тарих-и Рашиди», входили Кашгар, Хотан, Яркенд, Касан, Ахсикет, Андижан, Аксу, Ат-Баши, Кусан, т. е. юго-запад Семиречья вместе с областями Восточного Туркестана от Ферганы до Кучи и Черчена, не только составлял часть Моголистана, но являлся административно-политическим центром Моголистана с самого начала его возникновения. Т.Султанов

Мирза Шах-Махмуд Чурас в своё труде «Анис ат-талибин» приводя жизнеописание суфийского шейха Исхак Ходжи во время его странствования по городам Кашгарии во времена правления Мухаммад-хана (1591—1610), пишет далее :

В [стране] Чира (область близ города Хотан) есть селение под названием Кук-Гунбад. Мухаммад-хан [послал туда человека и] просил его высокостепенство благочестивого [Ходжу Исхака] пожаловать в Аксу. Его святейшество благочестивый [Ходжа Исхак] в добрый час с божьим благословением оставил одно свое рубище и одну головную повязку в своем ханаке в Чира. Все жители Моголистана, испрашивая благословения, делают обход [вокруг этой обители].

История

Монгольские государства в XIV-XVIII веках: Монгольский каганат , Джунгарское ханство , Хошутское ханство , Хотогойтское ханство , Калмыцкое ханство и Моголистан
Моголистан в 1450 г.
Моголистан в 1490 г.

Образование

Наиболее подробные сведения об истории Моголистана приводит Мухаммад Хайдар в сочинении Тарих-и Рашиди. После смерти чагатаида Казан-хана , противника кочевого быта, племенная верхушка могольских родов принимает решение образовать независимое от чагатаидов государство. Центром нового государства становится владение Манглай-Субе , в состав которого, по утверждению Мухаммед Хайдара, входили Кашгар , Яркенд , Хотан , Касан, Андижан и др. Исследователи относят владение Манглай-Субе к монгольскому племени дуглат . В Тарих-и Рашиди термин «дуглат» Мухаммад Хайдаром также упоминается в значении звания:

Когда настал день, то первым вызвали эмира Тулака, который являлся предком сего раба [по материнской линии] и имел тогда звание дуглата .

Поскольку во всех монгольских государствах по традиции ханом мог быть только чингизид , эмир Пуладчи, создавая самостоятельное государство, поставил во главе ханом 18-летнего Туглук-Тимура . Первый правитель Моголистана был возведён эмиром Пуладчи на ханский престол в Аксу в 1347/1348 году.

Моголистан

Политическая история Моголистана заполнена феодальными войнами, усобицами, отражением нападений со стороны соседних государств.

Первый правитель государства Туглук-Тимур (1347—1362) для укрепления власти государства провёл ряд административных, политических и экономических реформ, ввёл ислам , который использовал как орудие управления. В 1360 году он воспользовался нарушением порядка в Мавераннахре и своей легитимностью как потомка Чагатая , чтобы вторгнуться в регион и взять его под свой контроль, тем самым временно воссоединив два ханства. В 1361 году Туглук-Тимур ненадолго завоевал весь Мавераннахр . Однако, несмотря на вторжение во второй раз в 1361 году и назначение его сына Ильяса-ходжи наместником Мавераннахра, Туглук-Тимур не смог удержать прочное влияние в регионе, и моголы были в конечном итоге изгнаны эмирами Хусейном и Тимуром (Тамерланом) , которые затем боролись между собой за контроль над Мавераннахром .

При сыне Туглук-Тимура Ильяс-Ходже (зима 1362/1363—1365/6) в Моголистане начинается период политической раздробленности. Ильяс-Ходжа делал попытки усилить ханскую власть, но усиление междоусобной борьбы привело к раздроблению государства на отдельные владения (улусы): в Тариме господствовал эмир Камар ад-Дин , Илийской долиной, Центральным Тянь-Шанем и Тарбагатаем управлял Анка-торе . Правление чагатаидов в Моголистане было временно прервано переворотом Камара ад-Дина, который, вероятно, убил Ильяса-Ходжу в 1368 году и нескольких других чагатаидов. Моголы Анка-торе воевали с Тамерланом, который несколько раз вторгался в Моголистан, но не смог заставить его жителей подчиниться . Согласно Маджму ат-Таварих , улус Анка-торе включал киргизские и кипчакские роды .

В 1368 году Хизр-Ходжа-хан захватил Уйгурское Турфанское идыкутство и включил Турфан в состав Моголистана.

Могольские воины Султан-Ахмад-хана I на соколиной охоте. Миниатюра из «Шейбани-наме» Мухаммед Салиха (XVI в.)

В 1370—1380-е годы Тамерлан совершил около десятка грабительских набегов на Моголистан. В 1371—1372 годах он лично выступил в поход на Моголистан, дойдя до Сегиз-Игача в Прииссыккулье , захватил большое количество пленных и добычу, после чего вернулся обратно. В 1375 году Тамерлан дошёл до Или , через Сайрам , Таласскую долину вглубь Семиречья. В 1377 году войсками Тамерлана был дважды разбит эмир Камар ад-Дин : первый раз в предгорье Каратау; второй — в Боомском ущелье, на пути из Чуйской долины к озеру Иссык-Куль . Моголы послали прошение о помощи минскому императору Хунъу . Хотя военный союз не был достигнут, Империя Мин открыла караванную торговлю в Моголистан, значительно обогатив моголов, которые собирали зекет (налог) с прибыльной торговли Великого шёлкового пути . Эта торговля открыла эру экономического и культурного обмена с Китаем в обмен на то, что государство приняло (как считала Мин) статус данника Мин .

К концу 1380-х годов сложился политический союз правителей Моголистана с улусом Джучи против Тамерлана. В результате изнурительной борьбы с агрессией Тамерлана Моголистан распался на уделы. Правитель Моголистана Хизр-Ходжа (1389—1399) вынужден был признать зависимость от Тамерлана. В первой половине XV века усилилась раздробленность и Тимуриды продолжили притязать на земли Моголистана. Хан вынужден был перенести свою столицу из Алмалык в город Турфан .

Ханская власть упрочилась при сыне Хизр-Ходжы Мухаммад-хане I (1408—1416). При нём удалось вернуть земли в долинах рек Чу и Талас . На время утихли междоусобицы. Мухаммад-хан I продолжил политику исламизации кочевых племён.

В первой половине XV века на восточные рубежи Моголистана начались набеги ойратов . Борьбу с ними организовал Султан-Увайс-хан (1418—1421, 1424/5—1429). Он вынужден был перенести свою ставку из Турфана в город Алмалык в Семиречье.

Распад государства

В 1470—1472 годах ойраты разгромили войска Йунус-хана, правителя Моголистана. В 1484 году он захватил Ташкент у Тимуридов .

После смерти Султан-Увайс-хана всё более начали проявляться признаки упадка Моголистана. В последовавшей междоусобной борьбе победу одержал сын Султан-Увайс-хана Эсен Буга-хан (1429—1461).

Во второй половине XV и начале XVI веков последующие правители Моголистана ( Султан-Ахмад-хан , Мансур-хан ) пытались укрепить положение, но постоянные смуты и междоусобные войны ослабили государство. Известно, что некоторая часть моголов присоединилась к Бабуру и приняли участие в завоевании Индии, в числе которых был прославленный полководец Чин-Тимур , сын Султан-Ахмад-хана. Автор Тарих-и Рашиди Мухаммад Хайдар также ушёл в Индию, где завоевал Кашмир и правил им от имени Бабуридов .

В 1470-х годах в результате вторжения Уч-Тэмура на территориях западного Моголистана был основан улус, преимущественно состоящий из киргизских племён . После ухода ойратов Уч-Тэмура киргизы признавали власть Султан-Ахмад-хана и Султан Халил-хана , в 1508 году после смерти Халил-хана киргизами был поднят на трон , основав на бывших землях западного Моголистана ( Семиречье, Тянь-Шань ).

В 1514 году Султан-Саид-хан , двоюродный брат Бабура по матери, во главе пятитысячного войска через Торугартский перевал (близ озера Чатыр-Куль ) вторгся в Тарим. Разбив войска Мирзы Абу Бакра , он захватил Кашгар, Яркенд , Хотан , Аксу , Кусан и основал независимое ханство Мамлакат-и Могулийе (Могулия) со столицей в Яркенде. В 1516 году Султан-Саид-хан формально признал старшинство своего брата Мансур-хана , хана Центрального и Восточного Моголистана.

В середине XVI века могольские ханы окончательно были вытеснены из Семиречья и Тянь-Шаня совместными усилиями и казахов .

Прямая линия потомков Туглук-Тимура правила в восточной части Моголистана до 1570-х годов. К этому моменту территория государства Мансур-хана в результате киргизско-казахской экспансии состояла всего лишь из Турфанского округа. В 1570-х годах хан Мамлакат-и Моголийе Абд ал-Карим-хан присоединил к своему государству Турфан, тем самым воссоединив земли Туглуктимуридов . Однако единство ханства длилось недолго, поскольку уже в 1596 году Турфанский округ или же Уйгуристан выделился из состава Мамлакат-и Моголийе (Могулии) во главе с младшим братом Абд ал-Карим-хана Абд ар-Рахим-ханом .

Следующие объединение земель Могулистана произойдёт уже при сыне Абд ар-Рахим-хана — Абдаллах-хане , после того как в 1638-39 гг. он будучи ханом Чалыша и Турпана захватил власть в Кашгарии и утвердился на ханском престоле .

Население

Родоплеменной состав моголов включал в себя как местные тюркские , так и пришлые тюрко- монгольские народы и племена, переселившиеся в результате монгольского завоевания Средней Азии : арканут , арулат , баарин , балыкчи, барак-итарчи, барки, барлас , дуглат , дохтуй, карлук , булгачи , калучи, канглы , кереит , кончи, кунгират , кушчу, кипчак , киргиз , кытай , мекрит , найман , нойгут , сулдуз , черик , чеграк, чорос . До XV века все они были известны под общим этнонимом «могол». Начиная с XV века, в результате нашествия Тамерлана , вторжения ойратов и междоусобной борьбы, начался процесс обособления народностей и последующего поглощения могольских племён киргизами , казахами и предками современных уйгуров .

Тюркоязычный массив могульских племен, в том числе племена Алтая и Сибири, некогда составляли единство под общим этнонином «кыргыз» . Вероятно большая часть могульских племён хранила память об их далеком « киргизском » прошлом. Относить к « киргизскому » происхождению следует относить не только современных киргизов Тянь-Шаня, но и весь массив могульских племён. Этноним «кыргыз» в древнюю и домонгольскую эпоху пережил те же преобразования, которому подвергались и другие этнонимы как «татар» , «монгол» , «сюнну» , «тюрк» , «уйгур» и др .

С середины XIV в. до середины XVI в. протекала консолидация местного тюркоязычного населения домонгольской эпохи, могульских племён и прибывших иж Иртышско-Енисейского междуречья киргизских племён. Эта консолидация протекала с тенденцией массовой ассимиляции могулов киргизами, который прогрессировал по мере миграции киргизов из Восточного Тянь-Шаня и последующим распространением киргизского этноса по Тянь-Шаню в XV в. Со второй половины XVI в. процесс ассимиляции принял наибольший размах, что в последующие два столетия остатки могульских племён, не ушедших в Восточный Туркестан подверглись полному «окиргизованию» во всех отношениях .

Племена могулов, подобно другим тюркским кочевым народам, состояли из двух родоплеменных частей — левое крыло ( тюрк. сол кол ; монг. джавангар , араб. майсара ‎) и правое крыло ( тюрк. он кол ; монг. бурангар , араб. маймана ‎). Племена, принадлежавшие к одному крылу, составляли строгую иерархию и отличались друг от друга по старшинству. В зависимости от старшинства представили родовой знати располагались в строгом порядке на различных церемониях. В зависимости от уровня статуса племени его представитель садился ближе к хану, и наоборот. Подобная практика соблюдалась во время военных походов и коллективных охот .

В формировании современной уйгурской народности могульский пласт стал самым крупным. С сложения могульского этноса он вступил в взаимодействие с уйгурским этносом, который в его теперешнем виде оформился еще в домонгольское время. Уйгуры были под политическим господством могулов, однако в количественном отношении могулы значительно уступали уйгурам. В связи с этим взаимодействия двух этносов проходили ассимиляцией могулов уйгурами. Могулы постепенно утратили свой язык кыпчакского типа и восприняли новый язык карлукского типа. Ассимиляция протекала и в культурном отношении, могулы постепенно отказывались от кочевой жизни в пользу оседлой .

Религия

Хотя Моголистан и был объявлен религиозными авторитетами « дар аль-исламом » («территорией ислама» или «мусульманской страной»), тем не менее какая-то часть оседлого и кочевого населения страны все еще оставались не верующими. Это касалось, в частности, киргизов . По словам Мирзы Хайдара Дуглата , «киргизы также из сообщества могольских племен», но моголы поголовно приняли ислам и слились с мусульманами, а киргизы так и остались в неверии и по этой причине отмежевались от моголов . В этом заключалось, по мнению историографа моголов, главное различие между ними. В XVI веке отделились от Могольского государства; у них не было своих ханов , а были только беки , которых называли « кашка» ; по словам османского автора конца XVI века Сейфи Челеби , киргизы — «кочевники и родственны моголам, и они не были «ни мусульманами, ни кафирами » .

Окончательное утверждение ислама среди жителей и подданных Могольского государства с центром в Яркенде , относится к рубежу XVI–XVII веков и связано с успехами суфийских деятелей из ордена Накшбандия : шейха Махдуми Азама (ум. 1542), шейха (ум. 1572) и Исхака Ходжи (ум. 1599) .

Ислам

Ислам стал фактором государственной жизни Моголистана только при правлении первого хана Моголистана, Туглук-Тимура (1347—1363). Согласно известиям исторических книг (« Шаджарат ал-атрак» ), это важное в истории страны событие имело место вскоре после возвращения Туглук-Тимур-хана в Моголистан из его второго похода на Мавераннахр в 1361 году. Согласно известиям других источников (« Шаджара-йи тюрк» ), Туглук-Тимур-хан принял ислам в 1353 году в возрасте 24 лет. По словам Мирзы Хайдара Дуглата , Туглук-Тимура обратил в ислам Маулана Аршад ад-Дин , сын . Вместе с ханом мусульманскую веру приняли также многие беки и эмиры со своими воинами . По словам Мирзы Мухаммада :

Лучи Ислама поглотили мрак неверия и ислам распространился в юрте Чагатай хана. <Слава Аллаху и благодарение ему>, что по сей день счастье ислама прочно в том высокопоставленном семействе. После этого счастливый хан в противоположность своим предкам проявил старание в укреплении религии, как об этом будет сказано. Эти рассказы я слышал от Маулана Ходжа Ахмада, <да освятит Аллах его тайну>, человека обаятельного. У моголов нет больше сведений, кроме этого рассказа о том, что Туглук Тимур хан стал мусульманином благодаря Маулане Аршад-ад-Дину.

Несмотря на официальную поддержку, распространение ислама в Моголистане шло медленно. Показательно, что даже среди представителей Туглуктимуридов были немусульмане: в частности, дочь Хизр-Ходжа-хана (ум. 1399), жена Тамерлана , по словам Ибн Арабшаха , была христианкой . Да и рядовые моголы второй половины XIV века, по утверждениям тимуридских источников, «в большинстве своем были лишены украшения исламской веры», и потому их западные соседи, чагатаи , называли своих восточных соседей кафирами («нечестивцами»).

В первой половине XV веке ислам упрочил свои позиции в Моголистане. Особые заслуги в распространении ислама приписывают Мухаммад-хану (1407—1416), который насильно заставлял своих подданных носить чалму, а непослушным вбивались в голову подковные гвозди .

Только во второй половине XV века, при Юнус-хане (ум. 1487), ревностном мусульманине, к тому же получившем основательное мусульманское образование в Персии ( Ширазе ), западные соседи моголов, чагатаи , нашли возможным признать их мусульманами, и на моголов было распространено правило, соблюдавшееся при войнах между мусульманами: военнопленных в рабство не продавать .

Буддизм

Однако и стараний Мухаммад-хана с Юнус-ханом не хватило сделать их Могулистана полноценную мусульманскую страну. В 1420 году, по рассказам послов эмира Шахруха в Китай , во многих городах Восточного Туркестана молитвенные здания ислама соседствовали с буддийскими храмами уйгуров . Так, в Турфане горожане, по свидетельству послов, были большей части «иноверцами — поклонялись идолам и имели большой буддийский храм, очень красивый. Там было много изваяний, новых и старых. На переднем возвышении находилось большое изваяние, которое было, как утверждали, фигурой Шакьямуни ( Будды )» . В августе 1420 году послы прибыли в Комул и из слов Хафизи Абру :

В этом городе эмиром Фахр ад-Дином была построена большая мечеть. Напротив мечети был сооружен огромный буддийский храм, в котором находилось большое изваяние. Слева и справа от него располагалось множество подобных красиво оформленных изваяний, но меньших размеров. У входа в храм возвышалось большое изваяние, ростом с девятилетнего мальчика; это была искусно выполненная медная фигура. На стенах храма с большим мастерством, в тонких красках были нарисованы различные рисунки. На дверях храма были изображены два демона, готовых напасть друг на друга .

Когда династия Мин отправляла дипломатические миссии ко двору эмира Тимура в Самарканде, среди уйгуров-буддистов уже проживало не мало мусульман на территории Кумула (Хами) и Турфана. По сведениям китайского посла Чен Ченг (1365–1457), буддисты и мусульмане говорили на одном тюркском языке, но подразделялись по религиозным и культурным отличиям. К примеру, уйгурские мужчины отращивали свои волосы в длину, когда мусульмане брили свои головы, а уйгурские женщины носили черные накидки, а мусульманки одевались в белые.

Последнее упоминание об уйгурах-немусульман в исламских источниках встречается в записях суфийского служителя конца XVI века из Самарканда , являвшегося членом братства (тариката) ордена Накшбандия . Здесь он рассказывает о том как один из учеников возглавил торговую миссию из Яркенда в Сучжоу где ему составил компанию местный кади (исламский судья) – чья дочь была тяжело больна. По мольбе своего ученика, Исхак Вали явился из далёкого Яркенда и чудом излечил дочку кади:

"Тем временем" - мы читаем, "около трёх тысяч неверных уйгуров собрались вокруг Ходжы [Абдусаттара], все они стали мусульманами и тайно стали приверженцами его святейшества [Искаха Вали]" .

Войско

Описание могульского войска в битве при Ахси с армией Шейбани-хана (за Ташкент , Джизак , Ферганскую долину и Сайрам ).« Шейбани-Наме » (XVI век):

Наступил решительный день. Могольские ханы, приготовив свои войска к бою, стояли в ожидании неприятеля. Под знаменем Алача-хана собрались 10 тыс. калмаков и около 10 тыс. моголов. Во главе другого отряда стоял сам Ханике-хан (Султан Махмуд-хан), с ним находились два сына Алача-хана (Султан Ахмад-хан I) и Бабур с 1000 воинов. Внешний вид могольского войска представлял «диковинное зрелище», «дивоподобные воины» в странных головных уборах и одеждах; кони, покрытые разноцветными попонами и украшенные котасами из «хвостов павших лошадей». Кто был из них из «страны калмаков», кто «уроженцем Турфана », кто «выходцем из Хотана », чьей то «родиной был Иссык-Куль », а кому то «домом приходился могольский Аксу », все они стояли в ожидании приняв боевой порядок .

Тем не менее Бабур в своём труде отмечает то что Султан Ахмад Алача-хан (Младший-хан) прибыл не с 20 000 войском калмаков и могулов, а с около 1 тыс. — 2 тыс. воинами что были «наряжены по-могольски», также вместе с Алача-ханом прибыли его сыновья Султан Саид Хан и Баба-султан , в то время как его старший сын Мансур-хан остался наместником в Уйгуристане .

Одной из важнейших сил в могульской армии составляли киргизы , переселённые в 1327—1329 годах из Алтая и Иртыша в пределы Чагатайского улуса ханом Ильчигидаем , совершившим военный поход против «военачальников киргизских племен» ( сердаран-и аквам-и кыргыз ) с целью их наказания за регулярные набеги на окраинные владения чагатаидов. В результате этого часть киргизов вошла в состав могулов, позднее став одной из крупнейших сил в Моголистане. Земельные владения киргизов в Моголистане охватывали Алтай и Восточный Казахстан, гранича с Золотой Ордой , что послужило интерпретации части золотоордынских племён в состав киргизов. Предводители киргизов — знатные эмиры Хаджи-бек и Енге-торе играли в Моголистане не меньшую роль, чем дуглаты .

Государственное устройство

  • Хан — глава государства и верховный собственник земли.
  • Улусбек (Улусбеги) — высшая административная должность, помощник хана в управлении государством (избирался из рода эмиров племени дуглат, данная должность передавалась по наследству).
  • ат, данная должность передавалась по наследству).
  • При хане функционировал Совет знати .
  • Существовали формы условного землевладения знати, в кочевых районах земля находилась в общинном пользовании .
  • Виды повинности — военная , транспортная , трудовая , почтовая и так далее.

Улусбеги Моголистана

  • Пуладчи — глава племени дуглат, улусбеги ханства 1347—1360 гг.
  • Худайдад (1353—1433 гг.) — сын Пуладчи, улусбеги ханства 1360—1366, 1390—1425 гг.
  • Камар ад-Дин (ум. ок. 1392 г.) — брат Пуладчи, улусбеги ханства 1366—1390 гг.
  • Мухаммад-шах Гуркан — сын Худайдада, улусбеги ханства с 1425 г.

Ханы Могулистана

Примечания

Комментарии
  1. Юдин В.П. указывал на то что язык могулов был кыпчакского типа близкий к казахскому и киргизскому языкам, однако никаких внешних источников подтверждающих эту гипотезу предоставлено не было. Также ни один исследователь по истории Могулистана не до и ни после Юдина не выявлял предположения что язык могулов был близок к кыпчакскому языку.
Источники
  1. Григорьев А. П. Монгольская дипломатика XIII—XV вв: чингизидские жалованные грамоты. — Ленинград: Изд-во Ленинградкого университета, 1978. — С. 12. — 138 с.
  2. , с. 84.
  3. Владимирцов Б. Я. // Л.: Изд-во АН СССР. — 1934. — С. 125 . 24 июля 2020 года.
  4. Бартольд В. В. Сочинения. Том V. Работы по истории и филологии тюркских и монгольских народов. — Москва: Наука, 1968. — С. 169—170. — 759 с.
  5. Ибрагимов С. К. . — Алма-Ата: Наука, 1969. — С. . — 648 с.
  6. Бартольд В. . Дата обращения: 2012. 2012 года.
  7. Петров К. И. . — Фрунзе: ИАН Кирг. ССР. Т. III, вып. 2., 1961. — С. 175. 6 декабря 2020 года.
  8. Аристов Н. А. Заметки об этническом составе тюркских племён и народностей и сведения об их численности // Живая старина. — 1896. — № Год шестой. Выпуск III-IV . — С. 277—456 .
  9. Ведомство по внешним сношениям с мусульманскими государствами
  10. Shinji Ido. (англ.) // CoreySeries: Trends in Linguistics. Studies and Monographs [TiLSM] 313DE Gruyter Mouton. — 2018. — P. 21—52 .
  11. (англ.) . Дата обращения: 1 февраля 2021. 10 июня 2017 года.
  12. (англ.) . Дата обращения: 1 февраля 2021. 28 сентября 2020 года.
  13. Beatrice Forbes Manz. . — Cambridge University Press , 1989. — С. –9.
  14. Wang Ke. The East Turkestan Independence Movement, 1930s to 1940s. — 2018.
  15. Muḥammad Ṣadiq Kashghari, TRANSLATED BY DAVID BROPHY. IN REMEMBRANCE OF THE SAINTS: The Rise and Fall of an Inner Asian Suf i Dynasty. — New York: Columbia University Press, 2021. — С. 29.
  16. Т. И. Султанов. Тюркские версии «Тарих-и Рашиди» и их место в средневековой восточнотуркестанской историографии // Санкт-Петербургский государственный университет. — 1997.
  17. Турсун Икрамович Султанов. Чингиз-хан и Чингизиды. Судьба и Власть.
  18. Мирза Шах-Махмуд ибн Мирза Фазил Чурас, в переводе Абу Мансура. . 30 декабря 2022 года.
  19. Бартольд В. В. Сочинения. Том II. Часть 1. Работы по истории и филологии тюркских и монгольских народов. — Москва: Издательство восточной литературы, 1962. — С. 512. — 1024 с.
  20. Мирза Мухаммед Хайдар . Тарих-и Рашиди //Введение, перевод с персидского А. Урунбаева, Р. П. Джалиловой, Л. М. Епифановой. Ташкент,1996
  21. Grouset, pp. 409-11. For details of the battles between Amir Husayn and Timur for control of Transoxiana, see Manz, Chapter 3
  22. Kim, p. 306
  23. Акеров Т. Маджму ат-Таварих как исторический источник (Полный перевод, анализ и комментарии). — Б:2017.
  24. (англ.) . The Early History of the Moghul Nomads: The Legacy of the Chaghatai Khanate // The Mongol Empire & Its Legacy (неопр.) / Amatai-Preiss, Reuven; Morgan, David. — Brill, 2000. — С. 290, 299, 302—304, 306—307, 310—316.
  25. Upshur, Jiu-Hwa; Terry, Janice J; Holoka, James P; Cassar, George H; Goff, Richard. World History: Before 1600: The Development of Early Civilizations (англ.) . — (англ.) , 2011. — Vol. 1. — P. 431—432.
  26. Starr, S. Frederick. (неопр.) . — (англ.) , 2004. — С. —47. — ISBN 0-7656-1317-4 .
  27. Grousset, pp. 491-5
  28. Академия наук СССР. . — Киргизское гос. изд-во, 1963. — 628 с.
  29. О. Караев. Чагатайский улус. Государство Хайду. Могулистан. Бишкек, 1995
  30. Шах Махмуд Чурас. .
  31. Cм. Киргизские роды
  32. Юдин В. П. // Известия АН Каз. ССР. — 1965. — № 3 . — С. 52—65 . 6 января 2021 года.
  33. , с. 125.
  34. , с. 5.
  35. , с. 128.
  36. , с. 132.
  37. Мирза Мухаммад Хайдар . (рус.) . Восточная литература . Дата обращения: 17 июня 2023. 5 февраля 2023 года.
  38. Сейфи Челеби . . Восточная литература . Дата обращения: 17 июня 2023. 17 июня 2023 года.
  39. неизвестный автор. . Восточная литература . Дата обращения: 17 июня 2023. 18 апреля 2023 года.
  40. Мирза Мухаммед Хайдар . Тарих-и Рашиди / /Введение, перевод с персидского А. Урунбаева, Р. П. Джалиловой, Л. М. Епифановой. Ташкент, 1996
  41. Мухаммад-хан I . Wikipedia . Дата обращения: 1 октября 2023. 24 августа 2022 года.
  42. Хафизи Абру . Зубдат ат-таварих . — 1988. — С. 143. 17 июня 2023 года.
  43. David Brothy. Uyghur Nation: Reform and Revolution on Russia-China frontier. — London: Harvard University Press, 2016. — С. 25.
  44. Мухаммад Салих. . 16 декабря 2022 года.
  45. Захир ад-Дин Мухаммед Бабур. .
  46. Сабитов, Ж. М., Акеров Т. А. // Международная Тюркская Академия. — С. 72 .

Литература

  • Акимушкин О. Ф. Средневековый Иран: Культура, история, филология. — СПб. : Наука , 2004. — С. 212—264. — 403 с. — (Восток: Общество, культура, религия). — 1200 экз. ISBN 5-02-027059-8 .
  • Кусаинова М. А. История Казахстана. — Алматы : Шың Кітап, 2006. — С. 354. — ISBN 9965-9784-4-1 .
  • Султанов Т. И. Чингиз-хан и Чингизиды. Судьба и власть. — М. : АСТ , 2006. — 445 с. — (Историческая библиотека). — 5000 экз. ISBN 5-17-035804-0 .
  • Юдин В. П. / под ред Ю.Г. Баранова. — Алматы: Дайк-Пресс, 2001. — С. 125—132. — 384 с. — ISBN 9965-441-39-1 .
  • Петров К. И. Очерки феодальных отношений у киргизов в XV—XVIII вв. / под ред. Б.А. Пашкова. — Фрунзе: Академия наук Киргизской ССР, 1961. — 172 с.

Ссылки

Источник —

Same as Моголистан