Климент (Друмев)
- 1 year ago
- 0
- 0
Митрополи́т Кли́мент Ты́рновский (в миру Васи́л Ни́колов Дру́мев ; 1841 , Шумен — 10 [23] июля 1901 , София ) — епископ Болгарского экзархата (в период схизмы ); видный деятель болгарского национального возрождения , политический деятель Болгарского княжества , писатель .
Васил Друмев родился около 1840 года (точная дата неизвестна ) в Шумене , в семье мелкого ремесленника Николы Друмева. Его мать Керуша, воспитанная албанцами-христианами , считала себя албанкой. Учился Васил в своём родном городе с 1847 по 1856 год, среди его учителей были деятели болгарского национального возрождения Сава Доброплодный и Сава Филаретов. Учитель Доброплодный способствовал развитию у своих учеников любви к истории, литературе, театру и мотивировал учеников продолжать образование. Под его влиянием, Васил Друмев стал участвовать в театральных постановках в городе, сыграл главную роль во время премьеры комедии Доброплодного «Михал Мишкоед». Играл на флейте в оркестре Михая Шафрана . В 1856—1857 годы Васил Друмев был помощником учителя .
В 1858 году Друмев уехал в Константинополь , где при помощи Драгана Цанкова получил стипендию для обучения в России, после чего поступил в Одесскую духовную семинарию .
Летом того же года познакомился с надзирателем пансиона Георгием Раковским . В Одессе Друмев пишет свои первые стихи «Светливо слънце ся роди…» и «Милно и жално към въсток гледа…», напечатанные в «Цариградском вестнике». В 1860 году написал повесть «Нещастна фамилия» — первую болгарскую оригинальную повесть. Это произведение произвело огромное впечатление на болгарских читателей . Публикует переводы с русского и на болгарский язык.
В 1862 году на время прервал учёбу и отправился в Белград, где вступил в созданную Раковским Первую Болгарскую легию и был секретарём Раковского . Там он познакомился с Василом Левским и Стефаном Караджей , Хаджи Димитром . После провала Легии вернулся в Одессу и продолжил обучение в семинарии . Под влиянием сокрушительных неудач, он поменял национально-романтические взгляды на более умеренные.
В Одессе Васил Друмев пишет свою вторую повесть «Ученик и благодетели» (1864—1865). В 1865 году окончил духовную семинарию и поступил в Киевскую духовную академию , которую окончил в 1869 году.
В 1869 году уехал в Галац (Румыния), а затем в Браилу , где стал директором болгарской школы. Там он 1 октября 1869 года, вместе с Василом Стояновым, Марином Дриновым и другими болгарскими деятелями, основывает Болгарское литературное общество ( болг. Българско книжовно дружество ) и становится его действительным членом, бухгалтером и заместителем председателя. С 1870 по 1873 год был редактором периодического издания Болгарского литературного общества .
В 1872 году — после долгой церковно-политической борьбы — было провозглашено создание Болгарского экзархата , что не было признано Константинопольским Патриархатом и другими греческим церквами. Новой национальной Болгарской церкви требовались пастыри. В 1873 году Друмев ушёл с поста директора Браильской болгарской школы, чтобы всецело посвятить себя церковному служению.
16 июня 1873 года в селе Башкёй (ныне , жудец Тулча , Румыния ) митрополитом Доростольским и Червенским Григорием Григорием (Немцовым) был пострижен в монашество с именем Климент и рукоположён в сан иеродиакона . 24 июня того же года в монастире «Чилик» митрополитом Григорием рукоположён в сан иеромонаха , а 18 июля 1873 года в Тулче был возведён и в сан архимандрита .
С июля 1873 по апрель 1874 года архимандрит Климент служил протосинкеллом Доростоло-Червенской митрополия .
21 апреля 1874 года в кафедральном храме Святой Троицы в городе Русе поставлен викарным епископом Доростоло-Червенской митрополии Болгарского экзархата с титулом Браницкий .
С 1875 по 1876 год Климент находился в Тулче . Во время Русско-турецкой войны Климент спас город Русе (Рущук) от уничтожения, а болгарское население — от резни. После заключения Сан-Стефанского договора, Климент составил благодарственный адрес императору Александру II. В сентябре 1878 года Климент основал и стал ректором в Тырновской епархии Болгарского экзархата . Возглавлял семинарию вплоть до мая 1884 года.
Климент активно участвовал в политической жизни Болгарии , выступая за некоторое ограничение избирательных прав и поддерживая русофильский курс в возрождённой Болгарии. В 1878—1879 годы — депутат Учредительного собрания . Он дал учредительному Тырновскому Великому Собранию характеристику трёх кандидатов на Болгарский престол. Был депутатом I Великого Народного собрания 1879 года, I и II созывов Обыкновенного Народного собрания . Участвовал в выработке конституции, причём выражал взгляды, сближавшие его с консерваторами.
После падения первого министерства Бурмова в ноябре 1879 года князь поручил ему составить кабинет. Он обратился к консерваторам ( Начевич , Греков , Икономов ). Занимал пост премьер-министра Княжества Болгария от Консервативной партии и одновременно министра народного просвещения. Его министерство продержалось до 24 марта 1880 года и уступило место либеральному министерству Цанкова .
С 27 мая 1884 года — митрополит Тырновский , а осенью того же года ему было поручено временное управление Софийской епархией . В своих проповедях владыка решительно осуждал «религиозный индифферентизм» и «модное безверие множества молодых интеллигентов», обличал «интриги католических и протестантских пропагандистов» .
C 1885 по 1887 год был председателем Болгарского Красного Креста .
Позже Климент стал сближаться с Цанковым, а в 1886 году вместе с ним принял горячее участие в тех событиях, которые привели к отречению князя Александра I Батенберга . 9 августа 1886 году вечером он вошёл в премьер-министром временного правительства, но 10 августа утром это министерство должно было уступить место другому .
После этого митрополит Климент удаляется в Тырново, где ведёт борьбу против либерального премьер-министра Стефана Стамболова . Когда Стамболов подготовил отмену ст. 38 от Тырновской Конституции, в коей подчёркивалось, что потомки болгарского князя «не могут исповедовать другой веры, кроме православной», — митрополит Климент открыто противустал инициативе премьера, не убоявшись гонений.
14 февраля 1893 года в день рождения князя Фердинанда I (с 1908 года — царя) он произнёс в Тырновском соборе Св. Богородицы проповедь, взяв за основу апостольский текст, приходящийся на тот день («Верою Моисей великъ бывъ…», Евр. 11:24-40). В том вдохновенном слове, одновременно духовно-поучительном и общественном по своему характеру, митрополит Климент восславил Св. Православие, и призвал слушателей свято хранить веру и жить согласно её заповедям и предписаниям. Он сурово осудил врагов Православной веры, подчеркнув что «все кто посягант у нас на Православие, посягают на самое существование народа» и завершил свою речь словами: «Има Православие у нас, има български народ; няма Православие — няма български народ!» Эта смелая проповедь была объявлена «противонародной», «противодержавной» и нацеленной против личности монарха. Почти сразу после произнесения проповеди, митрополит Климент был атакован группой фанатичных приверженцев Стамболова, а затем насильственно увезён в Гложенский монастырь .
В начале июня 1893 года Климент за эту проповедь был предан суду по обвинению в оскорблении князя и в призыве к бунту. Полный текст этой речи неизвестен, так как окружной суд, допросив свидетелей обвинения, отказался допросить свидетелей защиты. На суде адвокат Теодор Теодоров произнёс блестящую речь в защиту гонимого Владыки. После процесса в двух инстанциях, проходившего с вопиющими нарушениями, митрополит Климент был приговорён к 3 годам тюремного заключения, но помилован князем . Стамболов, однако, выслал в административном порядке его сначала в Петропавловский монастырь, а затем — снова в Гложенский монастырь , где митрополит Климент провёл 15 месяцев. Питался он, в основном, солёной рыбой, которую ему тайно передавали монахи.
Эти гонения сделали Климента очень популярным; когда после переворота 18 мая 1894 года, низвергшего Стамболова, он приехал в Софию , повсюду по дороге его встречали громадные толпы народа, устраивая ему овации .
Когда летом 1895 года председатель VIII Народного собрания Теодор Теодоров выступил за восстановление дипломатических отношений с Россией, — митрополит Климент возглавил направленную в Санкт-Петербург болгарскую делегацию. В ноябре 1896 года болгаро-русские переговоры увенчались успехом.
В 1894—1898 годы Климент был председателем Болгарского литературного общества.
Все его литературные произведения светского характера написаны до пострижения в монашество и принятия духовного сана . Литературную известность он приобрёл с выходом из печати повести «Несчастная фамилия» (1860 год) и драмы «Иванко, убийца Асеня» (1872 год) .
Повесть «Несчастная фамилия», написанная в духе сентиментализма , посвящена горькой участи болгарской семьи, ставшей жертвой мести турецкого бека . Это произведение произвело огромное впечатление на болгарских читателей. Сентиментальная повесть соответствовала вкусам болгарского « третьего сословия » .
Драма «Иванко, убийца Асеня» почерпнута из истории средневековой Болгарии XII века . Вельможа при дворе болгарского царя Асеня I , Иванко, убивает Асеня I по наущению «коварного грека» Исака и его дочери. Несмотря на свой исторический сюжет, Васил Друмев вложил в «Иванко» много злободневного . Это произведение тематически гармонировало с национально-освободительным движением (длительная борьба против греческой церковной иерархии за болгарскую церковную независимость , явившаяся значительным этапом на пути к политическому освобождению) . «Иванко» стал первым значительным драматическим произведением в болгарской литературе . Критики отметили и недостатки пьесы — недостаточная психологическая мотивировка, внешние эффекты и риторичность .
В архиве Васила Друмева хранятся незавершённые драмы, повести, рассказы, а также воспоминания из жизни студентов в России и т. д .
В дальнейшем и под его пера выходили уже церковные тексты: проповеди, послания, и др.