Демон Когурэ
- 1 year ago
- 0
- 0
|
В статье есть список
источников
, но
не хватает
сносок
.
|
Когурё ( кор. 고구려 ? , 高句麗 ? , [koɡuɾjʌ] кит. трад. 高句驪 , упр. 高句丽 , пиньинь gāogōulǐ , палл. Гаогоули , устар. Гао-Гюйли ; 37 до н. э. — 668 ) — государство народа когурё, говорившего на когурёском языке . Существовало в период Трёх корейских государств .
Современное название «Корея» происходит от названия средневекового государства Корё , которое, в свою очередь, является сокращением от «Когурё».
Столица государства Когурё — город Хвандо (по версии китайских историков — современный Цзиань в Северо-Восточном Китае), а с начала V века — Пхеньян .
Также: Список правителей Когурё .
Наивысшего могущества государство достигло в конце IV века , контролируя обширную территорию на севере Корейского полуострова и провинцию Ляонин и горные районы провинции Гирин в Маньчжурии . Усилению Когурё способствовала феодальная раздроблённость соседнего Китая, правители которого не в состоянии были восстановить своё влияние в Корее.
Первый исторически подтверждённый правитель Юри умер в 18 году н. э. Согласно неподтвержденным данным , он правил 21 год и умер в возрасте 60 лет.
Списки первых царей несколько разнятся в Самгук Саги и китайской хронике .
Согласно различным легендам, основателем Когурё является Джумон. Согласно одной из них, царь Пуё взял в жёны дочь бога реки Хэбо (河伯, собственно «Речной бог»). Царь держал жену взаперти, но она зачала от солнечных лучей и родила большое яйцо. Царь пытался уничтожить яйцо, но у него ничего не получилось, тогда он вернул его жене и она заботилась о нём. Вскоре из яйца вышел мальчик, которому дали имя Джумон (кор. 주몽; кит. 硃蒙, Чжумэн), что означало «искусный стрелок».
Пуёсцы хотели убить его, но правитель не разрешил. Он повелел Джумону ухаживать за лошадьми. Во время зимней охоты Джумон, пользуясь одной стрелой, убил много зверей, и вельможи хотели убить его из зависти. По совету матери Джумон бежал вместе с Яньвэйдэном (焉違等) на юго-восток. Спасаясь от погони, Джумон попросил у реки защиты, после чего рыбы и черепахи составили мост, по которому Джумон пересёк реку. На другом берегу он встретил трёх человек, и они пошли с ним в город Хэшенгу (紇升骨). Там Джумон основал Когурё ( кит. 高句麗 Гаогоули или гаоцзюйли). С основателем Пуё Томёном связана схожая легенда.
Жена Джумона оставалась в Пуё и там родила сына Шилюйсе (始閭諧). Узнав, что Джумон правит в Когурё, Шилюйсе сменил имя на Люйда (閭達) — Юримён-ван и с матерью перебрался к отцу. Тот поручил ему государственные дела.
Когда Джумон умер, власть наследовал сын Юримён ван, ему наследовал (如栗) — Тэмусин-ван . После правил сын Жули — Молай (莫來) . Мобон-ван завоевал Пуё .
В 12 году н. э. Ван Ман приказал когурёсцам послать войска против хунну . Когурёские войска отказались идти в поход, а когда их попытались принудить, когурёсцы стали грабить китайские владения. Гнев Ван Мана пал на какого-то когурёского правителя: по китайским данным был вероломно убит хоу Цзоу (騶, кор. Чху ), по корейским данным убил корейского военачальника . Обрадованный Ван Ман приказал называть когурёского правителя не ваном, а хоу , тем самым понизив его статус. В ответ когурёсцы стали совершать набеги на ханьские земли .
Гуан У-ди в 32 году принял когурёское посольство с дарами. Страны помирились, и китайцы восстановили признание когурёского вана. Посольства направлялись также к Чжан-ди (76—88) и Ань-ди (106—125) .
(53—146) начал набеги на . Правитель области (蔡風) безуспешно пытался остановить когурёсцев. Набеги продолжались также между 126 и 146 годом. По китайским данным, тогда правил уже другой ван — Богу (伯固) Пэкко . В 169 году правитель области Сюаньту (耿臨) порубил несколько сотен когурёсцев, и Синтхэ покорился и стал подчиняться знаменитому ханьскому генералу . Вскоре они стали друзьями и ван помогал подавить мятеж в Фушане (место не установлено).
Ван Иимо (伊夷摸) или Нимму (179—197) был врагом ханьцев ещё при отце Пэкко, он грабил и приютил 500 семейств хунну . Он был высок и очень силён, строгим, но великодушным. (公孫康) по «приказу» номинального (правил Цао Цао ) императора Сянь-ди вторгся в Когурё, сжёг столицу (Иимо вскоре перестроил её на новом месте). Несколько городов и деревень хунну также подняли восстание. По китайским сведениям, поход был между 195 и 220 годами, по корейским ханьское войско было наголову разгромлено в 184 году .
В 238 году Вэй Мин-ди послал Сыма Сюаньвана (司馬宣王) против Гунсунь Вэнъи (公孫文懿 или гунсунь Юань 公孫淵). Когурёсцы послали на помощь Сюаньвану несколько тысяч солдат во главе с чубу тега . В 242 году ван напал на Ляоси .
В 244 году начальник округа Ючжоу (Гуаньцю Цзянь) направился в Сюаньту с 10 000 солдат. Предводитель когурёсцев — Ван Увиго с двадцатью тысячами пеших и конных воинов ударил по китайцам у реки Пирюсу и убил 3000 их солдат. В следующем сражении в ущелье Янмэк когурёсцы убили ещё 3000 противников. Ван решил что сможет разбить Цзаня и с 5000 тяжеловооружённых всадников и ударил по китайцам. В сражении у Фэйлю (沸流) китайцы разбили когурёскую армию. Погибло более 18 000 человек.
Вана преследовали до Чэнсиани (赬峴). Он бежал на Амнокскую равнину. Зимой, втащив с помощью лошадей обоз на гору (丸都山), где был город, китайцы перебили всё население. Ван бежал вместе с женой и приближёнными.
В 245 году Цзянь отправил генерала (王頎) преследовать вана. Ван бежал в Окчо . Когурёсец Миру с небольшим отрядом воинов повернул и атаковал китайцев, что дало вану возможность собрать разбежавшихся солдат. Лю Окку вернулся и вынес раненного Миру с поля боя. В южном Окчо китайцы, пройдя 1000 ли, прекратили преследование, они поставили стелу с надписью о своих подвигах и возвратились через Наннан (район совр. Пхеньяна ). Победные надписи были сделаны в районе горы Хвандо и крепости Пульла. Гуаньцю Цзянь узнал, что когурёсец Тыннэ всегда отговаривал вана вредить Вэй и уморил себя голодом, видя, что ван его не слушает. Цзянь повелел охранять его могилу и позаботился, чтобы вдову и детей Тыннэ отпустили на свободу.
По Самгук Саги когурёсец Нюю притворился, что сдаётся в плен и готов выдать вана. Нюю принёс еду и питьё для угощения вэйского командира и спрятал кинжал среди посуды. Когда вэйский командир вышел поприветствовать его, Нюю убил его кинжалом, но и сам был убит солдатами. Возникла суматоха и немногочисленные когурёсцы смогли разгромить передовой отряд китайцев.
Из-за междоусобной войны в Китае и вторжения кочевников связи с Когурё на время прекратились. В период между 307 и 312 годом ( кит. ) захватил город Дацзи (大棘) в Чанли (ныне восточный Хэбэй ), а в 319— 320 году он стал губернатором Пинчжоу (平州, ныне Ляоян ). Вскоре ван Ыбуль напал на него. По китайским источникам Мужун не смог отразить нападение . По корейским, мужуны напали на когурёскую крепость Хасон, а в 320 когурёсцы вторглись на Ляодун, но были разбиты мужунами.
Мужун Хуан вторгся в Когурё в 342 году в 11-м месяце через южную дорогу (от к устью , в ), которая плохо охранялась и была трудна, но позволяла обойти крепость Хвандо. Он вёл 40 000 отборных воинов, в авангарде были Мужун Ба и Мужун Хань. По северной дороге атаковал Ван Юй с 15 000. Му , брат вана с 50 000 стоял на северной дороге, ван с небольшим войском был на южной. Неожиданная атака Мужуна Ханя, поддержанная Мужуном Хуаном, опрокинула когурёское войско. Цзозаньши Хань Шоу обезглавил когурёского военачальника Абуль Хавдога. Он разбил войско когурёсцев при Муди (木底) и преследовал вана до города Хвандо (丸都), который был взят. Ван на одной лошади бежал в Танунгок. Стены были разрушены, дома сожжены. Ван Юй на северной дороге был разбит и у когурёсцев оставались силы для сопротивления и блокирования мужунской армии. По совету Хань Шоу Мужун Хуан возвратился домой с заложниками.
В 370 году Янь была разгромлена войсками Цинь и когурёсцы выдали Мужуна Пина, который хотел укрыться у них.
В 371 году Когугвон был убит стрелой при отражении вторжения Пэкче .
В 385 год в 6-м месяце 40 000 когурёское войско вторглось на Ляодун и в . Они разбили Сыма Хаоцзина и захватили 10 000 пленных. Мужун Чуй (правитель государства Поздняя Янь ) отправил своего брата ( кит. ) отразить вторжение. Зимой того же года Нун вернул обе области.
В 400 году ван Ан Квангэтхохо получил от Мужуна Бао титул губернатора Пинчжоу, владетеля Ляодуна и . Когурёсцы назначили чиновников: военачальника (司馬), офицеров (參軍官), помощника начальника приказа (長史). Вскоре Ляодун действительно стал когурёской провинцией.
В начале V века в Северном Китае росло влияние табагачского государства Северная Вэй и когурёсцы решили установить с вэйцами дипломатические отношения. В 425 году к (424- 452 год ) ваном Корёном было направлено посольство, которое прибыло в Аньдун ( Даньдун ) с докладом и данью. В 435 году ван попросил предоставить ему родословную дома императора Вэй, чтобы иероглифы их имён были изъяты из обращения . Император был рад и направил внештатного командующего кавалерией Ли Ао (李敖), который передал вану новые титулы . Остановившись в Пхеньяне , Ли Ао провёл разведку: он выяснил расстояние от Ляодуна до города Чжачэн (柵城) в 1000 ли, выяснил расстояние до «малого моря» (小海) на юге, узнал что в бывшем Пуё население выросло вдвое со времён старой Вэй . Осенью того же года ван направил благодарности Тай У-ди. Когурёсцы ежегодно платили дань в 200 цзиней золота и 400 цзиней серебра .
В 466 году император , по совету вдовствующей императрицы Вэньмин (文明太后), потребовал выдать ему дочь вана в младшие жёны. Дочь вана уже была выдана замуж и ван попросил принять не дочь, а племянницу. Император отправил вана Анло Чжэня (安樂王真) и министра Ли Фу (尚書李敷) отвезти подарки (шёлк) семье невесты. В Когурё стали говорить, что родство вэйского дома с яньским не помешало вэйцам захватить Янь, под предлогом организации свадьбы вэйские послы выведают слабые места Когурё. Ван отправил письмо императору с сообщением о смерти невесты. Император отправил Чэн Цзуня (侍程), чтобы выяснить, умерла ли невеста, напомнить вану, что в таком случае он должен подыскать новую и лучше выполнять указы. Ван практически арестовал послов, но император умер и дело замяли.
Весной 520 года вэйцы поймали посла Когурё к Лянскому императору . При обыске посла они обнаружили документы о даровании титула Вана от лянского императора, церемониальные одежды и меч- цзянь (劍). Посла и регалии отвезли в Лоян . Вэйцы не стали ссориться с Императором Когурё и сами отправили ему титулы. Между тем, когурёсцы продолжили контакты с Лян. В Император Восточной Вэй Сяо Цзин-ди дал Императору новый титул: великий военачальник кавалерии (驃騎大將軍). В 546/547 году когурёсцы установили дипломатические отношения с Западной Вэй . В 550 году были отправлены послы в Северную Ци
В 551 году тюрки напали на крепость Синсон и, не сумев взять её, осадили Пэгам. Генерал Ко Хыль с 10 000 воинов отбил нападение, 1000 тюрок попали в плен. Воспользовавшись этим, генерал из Силла Кочхильбу захватил 10 когурёских уездов.
В 413/414 году Император ( кор. ), отправил к императору Цзинь Ань-ди посольство.
При , в 424 году также было отправлено посольство.
В 438 Фэн Хун (馮弘) последний правитель был разбит войсками Юань Вэй и нашёл убежище в Когурё, в Бэйфэнчэн (北豐城) и оттуда просил помощи у Южной Сун . отправил к нему Ван Байцзю (王白駒) и Чжао Цисина (趙次興), а когурёсцам приказал помочь ему. Когурёсцы убили и посланников и сбежавшего.
В 458 когурёсцы прислали в Южную Сун сушеньские стрелы с древками из дерева витекс и каменными наконечниками.
Основная статья: Когурёско-суйские войны .
В конце VI — начале VII века воевало с китайской империей Суй , что привело к падению последней.
В 589 году династия Суй покорила южнокитайскую династию Чэнь и объединила Китай. Это очень обеспокоило когурёсцев. Император приказал готовить войска и зерно для войны. Суй Вэнь-ди испугался этого и в 591 были послал грамоты с дарованием титулов Когурё. Когурё проигнорировало. В 597 году ван получил от Суй Вэнь-ди грамоту с большой печатью и требованием платить дань. В ответ на это в 598 году Император Когурё напал на Ляоси . Правитель Инчжоу Вэй Шичун (韋世衝擊) отразил нападение. Суй Вэнь-ди пришёл в ярость. Принц был назначен юаньшуаем — маршалом. была собрана трёхсоттысячная армия и флот. Сразу же обнаружился недостаток припасов. При вступлении в Юйгуань начались ливни и вспыхнула эпидемия. Флот вышел из Дунлая и направился к , но был размётан бурей. Всё же армия дошла до реки Ляохэ. Где были разбиты в бою. В девятом месяце, осенью, суйские войска отступили их потери составили 80-90 %.
Когда Суй Ян-ди вступил на престол в 605 году , империя была уже восстановлена после веков раздроблённости и стала невероятно мощна.
В 607 году император застал у Тули-хана тайного посла из Когурё. По совету приближённых, император вызвал посла и сказал, что Тули-хан верный вассал и приезжает к императору, а император может также к нему приехать, если ван Когурё верный вассал — пусть приедет на поклон, иначе император сам пожалует к нему с войском.
Весной 611 года император Сун перенёс ставку в Чжоцзюнь и стал собирать войска. Официально война была объявлена в 612 году . Было собрано 1 333 800 человек. [ источник не указан 1932 дня ] Армия должна была нападать двумя колонами. Кавалерийский полк состоял из 10 отрядов по 100 человек, в армии (их было 12) было 4 полка. [ источник не указан 1932 дня ] В каждой армии было по 4 пехотных полка, в каждой по 20 отрядов, отличавшихся цветом знамён и шнурков доспехов. [ источник не указан 1932 дня ] Армии выступали с промежутком 40 ли и для их полного выхода понадобилось 40 дней (По Ли Чжи : 24 дня). Войска растянулись на 960 ли. В центре ехал император с гвардией и двором.
Весной 612 года суйские войска столкнулись с сопротивлением когурёсцев на переправах через Ляохэ . Со второй попытки суйцы построили понтонный мост . Суйцы осадили крепость Ляодун (она же Сянпин). Начались тяжёлые бои. В ставку Суй Ян-ди три раза прибывал посол с уведомлением о сдаче крепости и три раза когурёсцы снова начинали обороняться. В шестом месяце император перенёс ставку в лагерь Люхэчэн недалеко от Ляодуна и пригрозил своим генералам казнью.
В это время флот Лай Хуэра высадил десант около Пхёньяна и несколько десятков тысяч отборных войск отправились на штурм. Суйцы вошли во внешний город и начали грабёж, но лучшая часть войск Когурё была спрятана в храме и они напали на суйцев с тыла. Лай Хуэр был отброшен к берегу, но смог укрепиться там.
Пехота под началом подошла на 30 ли к Пхёньяну, но не имела сил для штурма, повернула. Тем временем другие войска стали проигрывать бои когурёсцам Узнав об этом, Лай Хуэр решил отступить. Из 305 000 воинов ударного корпуса осталось только 2700 человек. [ источник не указан 1932 дня ] Император приказал заковать в цепи . В 25 день седьмого месяца император приказал отступать. Все достижения Суй заключались во взятии крепости Мурёра, рядом была основана крепость Тундин и учреждён новый округ Ляодун.
Весной 613 года император прибыл в Чжоцзюнь и объявил мобилизацию населения для подвоза припасов. Император разрешил полководцам действовать по обстоятельствам. и Ян Ичэнь отправились на , Ван Жэньгун на . Император лично руководил осадой Ляодуна, когда его застали известия о мятеже , который решил взять Лоян . Император, в страхе, велел отступать. Чиновник (斛斯政) выдал когурёсцам положение суйских войск и когурёсцы стали преследовать и истреблять их, хоть и действовали не в полную силу, боясь хитрости. Суйский арьергард, в основном, погиб. По косвенным данным суйская армия насчитывала около 300 000 человек. [ источник не указан 1932 дня ]
Осенью 614 года Суй Ян-ди , несмотря на сопротивление советников и мятежи, прибыл с войском к крепости Хуайюань. Лай Хуэр взял крепость Писа и направился к Пхёньяну, где и был разбит. Война завершилась победой Когурё. Хотя китайские историки яростно отрицают это.
В 618 году к власти в Китае пришла династия Тан . Незадолго до этого умер Император Йонянхо и на престол вступил . Император, в 619 году отправил послов в Тан с предложением мира. В 622 году стороны договорились о взаимной выдаче беглецов, в Тан было отправлено более 10 000 беглецов.
В 624 году в Когурё прибыли даосские проповедники, которые получили большое влияние на Императора.
Узнав, что Ли Шиминь победил тюркского кагана Ашину Доби в 628 году , Император Йонню выслал Императору Тан поздравления и карту с границами Когурё.
В 641 году в Когурё прибыл посол Чэнь Дадэ (陳大德). Когурёсцам быстро стало понятно, что Дадэ служит чжифан ланчжуном , то есть фактически является начальником разведки, собирающим сведения о положении военных дел в соседних странах. Дадэ вёз много шёлковых тканей и дарил их начальникам городов и гарнизонов, заручившись их расположением, он под предлогом «любви к горам и рекам» свободно перемещался по стране и собирал сведения. Он так же искал китайцев, живущих в Когурё, и сообщал им о родных, отчего завоевал их расположение. Император согласился принять Дадэ только в окружении телохранителей.
Зимой 642 года главный министр (макниджи) Ён Кэсомун (или Ён Кэгым, Ён Кэсомун ) совершил переворот. Он перебил более 100 человек высших сановников и со своими войсками ворвался во дворец, изрубил Императора Йонню и бросил останки в канал. Кэсомун возвёл на престол племянника , но фактически правил сам, запугав высших и простолюдинов.
Ли Шиминь завершил подготовку к вторжению, начатую в 641 году. Провиант стали свозить в пограничные города Инчжоу (營州) и в крепость Гудажэньчэн (古大人城). Чжан Лян был поставлен во главе полевой армии для взятия Пхёньяна. Его заместители: Чан Хэ (常何) и Цзо Нань (左難). Приказано собрать 40 000 воинов и построить 500 судов для переправы через море. Ли Шицзи (李勣) возглавлял армию, направленную в Ляодун , его помощником был Ван Даоцзун (王道宗). Корпусами командовали Чжан Шигуй (張士貴), Чжан Цзян (張儉), тюрк (бывший приближённый Багадур-шада ) , телес Циби Хэли (契苾何力), будущий тюркский каган Ашина Мише , Цзян Дэбэнь (薑德本), Цюй Чжичэн (曲智盛), У Хэйта (吳黑闥).
Весной 645 года армия торжественно выступила из Лояна . Летом Ли Шицзи с армией перешёл Ляохэ . Чжан Цзянь с авангардом из тюркских войск выиграл битву у крепости Конансон, убил несколько тысяч человек. В мае пала крепость Гаймучэн (蓋牟城, кор. Кэмо), её взял Ли Шицзи и Дао Цзун, было захвачено много пленных и зерно. Крепость переименовали в Гайчжоу (蓋州). Чжан Лян с моря напал на крепость Писа. Чэн Минчжэнь (程名振) ночью подошёл к городу, предатели открыли ворота, и было убито 8000 когурёсцев.
Ли Шицзи продвинулся к крепости Ляодун Ёдон. Император приказал построить мосты и гати через болота у озера Ляо. Были похоронены скелеты погибших при походе Суй. Из крепостей Сэнсон и Кукнэсон на помощь Ляодуну вышло 8000 конных когурёсцев. Дао Цзун был готов встретить с 4000 конницы и 40 000 пехоты. Пехота Чжан Цзуньи была разбита когурёсцами. Дао Цзун приказал рубить головы бежавшим и остановил бегство, поднялся на холм и увидел, что корейцы перегруппируются. Тогда он с 4000 всадников напал на них и остановил наступление. Чжан Цзуньи он казнил и насадил его голову на копьё. По версии китайцев крепость была сдана. По версии японцев и корейцев она была оставлена уже после того, как подоспевшие войска разбили китайцев. Крепость стала непригодна из-за сильных разрушений от осадных машин и пожара [ источник не указан 1189 дней ] .
Вскоре танская армия с юго-запада напала на крепость Пэкам. Комендант Сон Дэым прислал человека к императору Тан, чтобы договориться о тайной сдаче крепости. Император передал танский флаг, который вывесили на стене. Защитники крепости решили, что танцы уже ворвались в крепость и сложили оружие. Но Ли Шицзи (李勣) обманул и отдал город на разграбление. В плен попало 2000 воинов и 10 000 семейств. Император помиловал всех пленников.
Пэкам стал округом Яньчжоу (岩州), Сон Дэым стал губернатором. Ли Шицзи захватил 700 воинов и они предложили сражаться на стороне Тан, но Император Тан велел их прогнать.
Ли Шиминь подошёл к крепости Анси. С севера подошли армии Ко Ёнсу и Ко Хечжин, а также 15 000 всадников мохэ . Император счёл, что лучше разбить полевую армию, не дав соединиться с гарнизоном. Ко Ёнсу, несмотря на советника, предлагавшего перекрыть подвоз продовольствия китайцам, продвинулся вперёд на 40 ли от крепости. Император отправил 1000 тюрок во главе с Ашина Шээром (второй сын Чуло-хана ) спровоцировать когурёсцев. Они столкнулись с мохэскими всадниками и бросились назад. Ко Ёнсу подошёл на 8 ли к крепости и встал на склоне горы. Удалось ослабить бдительность Ко Ёнсу сообщением о грядущих мирных переговорах. Ли Шицзи с 15 000 воинов занял западный перевал, Чжансун Уцзи и Ню Цзиньда с 8 тысячами отборной конницы спрятались в узкой долине на севере, император с 4000 конницы и 80 000 пехоты должен был штурмовать гору. На восходе Ко Ёнсу решил атаковать войско Ли Шицзи, император приказал подать сигнал к общему наступлению. Когурёсцы стали перестраиваться для отражения императора. Пешие копейщики Шицзи пробились сквозь ряды когурёсцев, началась гроза и земля стала скользкой. Погибло 20 (по Самгук Саги 30) тысяч когурёсцев. Но Ко Ёнсу перешёл к обороне на склоне горы. Император приказал разрушить мосты и полностью окружить его. Ко Ёнсу и Ко Хечжин сдались с 3680 воинами когурёсцами и 3300 мохэ были казнены (по корейским сведениям похоронены заживо за атаку на ставку императора). Ко Ёнсу и Ко Хечжин были помилованы и награждены.
На военном совете Шицзи настоял на взятии северной крепости Анси, которая считалась неприступной. Но штурм Анси не принёс результатов. Ёнсу и Хечжин посоветовали напасть на крепость Оголь, где был старый и немощный комендант, тогда можно было открыть дорогу на Пхеньян. Уцзи отсоветовал, заключив, что оставлять 100 000 корейцев на севере в тылу — рисковать императором. Анси стали осаждать, используя осадные башни с востока и камнемёты с запада. Император узнал от шпиона про ночную вылазку. И вылазка сорвалась. Хотя осадные машины китайцев разрушали стены и башни, город взять не удавалось. Когурёсцы успевали менять солдат и офицеров на стенах и заделывать проломы. Однажды в день было по 67 стычек. Из земли и стволов деревьев китайцы построили холм у юго-восточной стены, с которого можно было наблюдать за происходящим в крепости. Офицер Фу Фуай (傅伏愛) с солдатами должен был занять вершину холма. Насыпь осела и, надавив на стену крепости, обрушила её. Из пролома вышли когурёсцы и захватили насыпь, сделали там окопы с заслонами из горящих ветвей и заняли круговую оборону . Император казнил Фу Фуая и выставил его голову. Следующие три дня китайцы безнадёжно штурмовали крепость.
Началась осень (Ганму: октябрь), видя сокращение продовольствия и фуража , Ли Шиминь приказал развернуть войска и отправиться на родину. Комендантом был чиновник в ранге «сонджу». В корейских записях не осталось его имени. В XVIII веке корейский историк Сон Джунгиль написал, что коменданта звали Ян Манчхун (якобы это имя сохранилась в неназванных китайских записях). Он вышел на стену крепости и два раза поклонился императору, который пожаловал ему 100 кусков шёлка и похвалил за верность и стойкость. Вместе с войсками было приказано увести в Китай население округов Гайчжоу и Ляочжоу. Ли Шицзи и Дао-цзун с 40 000 воинов прикрывали отступление. В Ляочжоу оставалось ещё 100 000 мешков зерна, которые пришлось бросить. Через Ляохэ было невозможно переправиться из за топей и размытых берегов. 10 000 человек должны были мостить дорогу и делать понтон из телег. Ли Шиминь лично трудился и возил фашины на своей лошади. В десятом месяце танские войска спешно пересекли реку Пальчха. Была ночь и началась снежная буря, многие замёрзли насмерть, император приказал зажечь костры вдоль дорог для обогрева.
По корейской версии из Хамхына пришло подкрепление, снявшее осаду.
Кампания завершилась. По китайским записям в поход отправилось 100 000 человек и 10 000 лошадей по суше, и 70 000 по морю. Потери пешей армии составили 1-2 тыс. человек, во флоте несколько сот, и 8000 лошадей. Когурёсцы потеряли 40 000 человек. Корейские данные определяют потери Тан, как «огромные». Скорее всего китайских летописях данные о потерях были сознательно уменьшены. Танцы взяли 10 крепостей: Хёнтхо, Хвэнсан, Кэмо, Мами, Ёдон (Ляодун), Пэкам, Писа, Хёпкок, Ынсан, Хухван. 70 000 человек было переселено в Тан. 14 000 пленных стали евнухами. Ко Ёнсу умер от «злобы и тоски». Ко Хеджин переселился в Чанъань . В провале стали обвинять Дао-цзуна, но тот сказал, ещё раньше предлагал взять Пхеньян, Ли Шиминь заметил, что такого не припоминает.
В 646 году когурёсцы попытались добиться мира с Тан, но несмотря на состоявшийся обмен дарами, отношения оставались натянутыми. Заносчивость Кэсомуна возросла и он перестал отвечать (посольствами) императору и начал войну с Силлой. В 647 году император принял план советников, заключавшийся в постепенном истощении Когурё беспрестанной войной. Армию возглавил Ню Цзиньда (牛进达) и Ли Шицзи с 3000. Были подготовлены большие корабли с башенками и 10 000 десанта. Ли Шицзи сжигал все небольшие укрепления на границе. Ню Цзиньда провёл около 100 боёв, осенью взял крепость и осадил . Ли Хайань (помощник Цзиньда) разбил 10 000 когурёсскую армию, убив 3000 человек. Император приказал заложить новые большие корабли для высадки в Когурё. Зимой в Тан прибыл принц Имуу для заключения перемирия.
В 648 году танскую армию возглавил Сюэ Ваньчэ (薛萬徹) для нападения с моря с 30 000. 5000 когурёсцев было разбито в горах Гэшань, но другие 10 000 попытались сжечь китайский флот. Они были перебиты отрядами в засаде. У города Пакчак (泊灼) Ваньчэ разбил тридцатитысячную когурёскую армию Ко Муна. Видя истощение сил Когурё, император готовил на 649 год поход армии в 300 000 воинов. Лес для кораблей должны были заготавливать в Сычуани . Это было поручено племенам лао, которые в ответ восстали, 20 000 войск было послано на усмирение. Многие жители Сычуани были разорены непомерными повинностями. Смерть Ли Шиминя 10 июля 649 года положила конец подготовки к войне.
В 654 году когурёский генерал Анго вместе с частью мукри , подконтрольных Когурё, напал на Тунляо, где жили недавно завоёванные подконтрольные Тан кидане и город Синчен. Буря, недостаток стрел и палы, которые пустили кидани , вынудили его отступить. Весной-летом 655 года когурёсцы отняли у Силлы 33 крепости. Перед лицом когурёской угрозы Силла обратилась за помощью к китайскому императору Гао-цзуну . Китайский генерал Чэн Минчжэнь (程名振) пересёк реку Квидан и разбил пограничное когурёское войско. Разграбил и сжёг городские предместья. Действия танцев в 658 году не имели значительных успехов.
В 660 году танскую армию возглавили Киби Хэйли, , Лю Байин, Чэн Минчжэнь. В 661 году было собрано 44 000 войск из северо-восточных областей. Император отказался от личного участия в походе под влиянием У Хоу . Летом, в четвёртом месяце, танская армия, при участии союзных войск, пересекла границу Когурё 35 колоннами. В это время часть когурёских войск безуспешно осаждала силласкую крепость Пукхансан . Осенью разбил корейскую армию на реке Пхэган, закрепился на горе Маыпсан и приступил к осаде Пхёнъяна. Сын Кэсомуна с несколькими десятками тысяч лучших войск перекрыл переправы на реке Амнок . Циби Хэли удалось форсировать реку по свежему льду и неожиданной атакой разбить и уничтожить 30 000 когурёсцев. Он не смог продолжить наступление, так как получил приказ вернуться.
Весной 662 года Пан Сяотай был разбит Кэсомуном в верховьях реки Сасу. Погибло войско, Сяотай и 13 его сыновей. Зимой начались сильные холода, силласцы пытались помогать продовольствием, но в итоге Су Динфан снял осаду с Пхёнъяна. Война прекратилась.
Видимо в отношениях с Тан был достигнут определённый компромисс, так как принц Покнам (или Намбок) был отправлен к императору для церемоний на горе Тайшань .
В 666 году умер Ён Кэсомун . Пост макниджи получил старший сын Намсэн. Вскоре возникла вражда с младшими братьями Намгоном и Намсаном. Проиграв бой, Намсэн закрепился в крепости и обратился к Тан с просьбой о помощи. Император отправил армию во главе с Циби Хэли. Осенью, Пан Туншань (龐同善) разбил когурёское войско, что позволило Намсэну бежать в Тан. Намгон объявил себя макниджи, его дядя Ён Джонтхо начал тайные переговоры с Тан о сдаче. Зимой император призвал возглавить войска в Ляодуне , Пан Туншань и Циби Хэли были подчинены ему, для снабжения армии он напрямую мог распоряжаться всеми налогами Хэбея .
Осенью 667 года Шицзи осадил крепость , считая её ключом к стране. Жители во главе с Сабугу связали коменданта и сдали крепость, которую занял Киби Хэли. Шицзи взял 16 городов. Сюэ Жэньгуй предотвратил контратаку когурёсцев под Синсоном. Гао Кань выдвинулся вперёд и был разбит. Корейцы стали преследовать его и был разбиты фланговой атакой Сюэ Жэньгуя. Погибло 50 000 человек, пали крепости Намсо, Мокчо, Чханам. Китайцы соединились с войсками Намсэна. Го Дайфэн (郭待封) с флотом подошёл с моря к Пхёнъяну, но у него вскоре возник голод из-за невозможности снабжения. Когурёсцам удалось перевести 30 000 на реку Амнок . Под стенами Анси когурёсцы встретили Хао Чуцзюня и напали на его армию. Несмотря на возникшую в войске панику, Чуцзюнь не прервал обеда, а пообедав, собрал лучшие силы и разбил когурёсцев.
Весной 668 года Шицзи взял крепость Пуё. При штурме отличился , который прорвался в крепость с 3000 солдатами. Вскоре сдались 30 или 40 окружающих городков. Намгон отправил 50 000 войск вернуть Пуё. На реке Сольха они встретились с Шицзи и были разбиты, пало 5000 и пленено 30 000 человек. Шицзи взял крепость Тэхэн. Осенью Шицзи соединился с Циби Хэли и форсировал Амнок, выбив когурёские отряды. Вскоре пала крепость Ёги. Циби Хэли первым прибыл под стены Пхёнъяна, вскоре к нему присоединился Шицзи. Когурёские войска стали сдаваться и бежать. Началась осада Пхёнъяна к которой присоединились и подоспевшие силлаские войска. Ван Поджан послал делегацию во главе Намсаном для обсуждения условий сдачи. Но Намгон решил сражаться. Намгон назначил командующим буддийского монаха Синсона (信誠), который вместе с другими офицерами согласился открыть ворота через 5 дней.
Через пять дней танская армия вступила через открытые ворота и стала жечь Пхёнъян. Намгон попытался заколоть себя, но выжил и был захвачен в плен. Вместе с ним в плен попали Император и другие вельможи. Зимой начались приготовления к параду. Ранней весной первые пленные прибыли в Чанъань . Были помилованы и награждены: (поскольку был безвластен), Намсан и Синсон. Намгон был сослан в (Гуйчжоу). К империи было присоединено: пять областей, 176 городов, 990 000 дворов, преобразованные в 9 (наместничество), 42 области, 100 уездов. Знатные когурёсцы привлекались к управлению наравне с китайцами. Пхёнъян стал столицей Аньдунского (военное наместничество), Сюэ Жэньгуй стал первым духу , ему придано 20 000 войск для умиротворения области. Вскоре он перенёс ставку в Синсон и начал подавление восстания Ком Моджама в районе Пхёнъяна. Граница установилась по реке Тэдонган , территории южнее заняли силласцы .
В 669 году , весной, незаконнорождённый сын вана по имени Ансын ушёл в Силлу с 3000 семей. Осенью 38 300 (или 30 тыс. или 28 200 при 1800 телег, 3300 коров, 2900 лошадей, 60 верблюдов) семей было выселено из Когурё и расселено на пустующих землях внутренних провинций Китая.
Очаговое сопротивление китайским войскам никогда полностью не прекращалось. В 670 провозгласил ваном Когурё (внука Поджана по дочери). Гао Кань (高偘) и Ли Цзинсин (李謹行) были отправлены во главе карательного корпуса. Ансун убил Моджама и бежал в Силлу, где позже создал двор в изгнании. В 671 остатки мятежников были разгромлены в крепости Анси Гао Канем. В 672 году мятежники были разбиты на горе Пэкпинсан, также было схвачено 2000 силласцев, отправившихся на помощь мятежникам. Ли Цзинсин разбил восставших на реке Хороха. После повторного сражения в Чанъань было отправлено 10 000 ушей.
В 677 году , в связи с замирением Когурё, ван Поджан был переселён в и формально восстановлен в правах. Вскоре он начал тайные переговоры с мукри . Также позволили вернуться многим насильно выселенным из Когурё. Связи с мукри быстро открылись, и ван был сослан в Анчжоу, где умер в 682 году и был похоронен с почестями в Чанъани. Многие бежали в Силла , к мукри или к тюркам . Токму, сын Поджана, был назначен правителем Аньдуна в 699 году, и его род правил там относительно самостоятельно.
У Императора было два дворца — в городе и за городом.
Первая столица была в Куннэ, нахождение которого достоверно не известно, в 427 ван переехал в Пхеньян . Город был построен без какой либо специальной системы и представлял собой классическую конструкцию со Внутренним Городом с сильной крепостной стеной. И с внешним посадом, огороженным полицейской стеной. Стены многократно достраивались при росте города, при этом сохранялись и старые. Что усложняло его взятие и предохраняло против пожаров. На расстоянии 8 ли от города располагались форты на 800 человек гарнизона с конями. Известно о четырёх таких сооружениях. Расстояние между ними составляло около 5 ли.
Кроме столиц, существовало насколько десятков других городов, в которых устроены были собственные суды .
В государстве служили чиновники трёх разрядов: краай (相加) (Встречающий), тубрапо (對盧沛)(Распорядители зерна), кашудакра (古鄒大加)(Древнейший Старейшина) — принимали послов. Также есть письмоводители тоба (主簿)(Писарь), ютаи (優台)(Постановщик Таблиц, Глашатай), шитя (使者)( гонцы ), бракисени (帛衣先人)(управляющий людьми шёлковой одежды). Ютаи и тоба носили чиновничьи шапочки, которые больше были похожи на колпаки, чем на головные уборы с задней пластинкой, которые носили ханьские чиновники. Краай (相加) (Встречающий) носили шапочку, похожую на китайскую «бянь» (弁). Чиновники приказов вставляют в неё по два пера. Позже чиновничество разрослось до 12 разрядов. Столичный чиновник управлял пятью приказами.
Тюрем ещё не существовало; во всяком случае, они не упоминаются в источниках. Виновного судили собравшиеся для этого чиновники и, если осуждали, то тут же казнили, а жену и детей отдавали в рабство. Бунтовщиков привязывали к столбу и сжигали, потом отрубали голову, а семью отдавали в казну. Вор был должен вернуть украденное двенадцатикратно. Если человек брал в долг у казны или у частного лица, то детей должника за неуплату продавали в рабство .
Налоги: ткани по 5 пи (疋) холста, проса по 5 даней (то есть всего около 5 центнеров.) С ремесленников налог берут раз в три года. 10 человек совместно вносят один пи тонкого холста. Земельная подать: зажиточное домовладение — один дань (около 100 литров), средние — 0,7 даня, бедные 0,5 даня (70 и 50 литров соответственно).
Когурёсцы не соблюдали китайского придворного обычая объедаться до рвоты и были умеренны в еде. Любили различные красивые здания. Поскольку обычаи и язык схожи с пуёскими , китайцы, опираясь на предания этих народов, считали когурёсцев потомками пуёсцев или народами одного происхождения. Вечером когурёсцы собирались вместе мужчины и женщины для песен и плясок в специальные постройки, когда был снег, и на улице, когда была тёплая погода. Имели одежду, красиво расшитую золотом и серебром, для публичных собраний. В быту носили одежду из ткани, шёлка, а также кожи и меха.
Знать и богачи носили широкие шапки не сужающиеся к верху без пол, из тёмно-красного шёлка сорта ло (罗) и украшена золотом и серебром. Большие и длинные халаты с широкими рукавами и широкие штаны с белым кожаным поясом. Обувь из жёлтой кожи. Женщины надевали нижнюю рубаху, юбку и сверху длинное платье.
Почтение выражали, приподняв (возможно: выставив вперёд при поклоне) одну ногу. Ходили быстро, как и пуёсцы. Стоя руки складывали сзади, при ходьбе держали руку в руке спереди. Были любителями сидеть на корточках и вести разговоры, нередко «пошлые и грубые». Старшие и младшие мылись в одной реке и спали в одной комнате, что было совершено неприемлемо с китайской точки зрения.
До брака, с точки зрения китайских историков V—VI века, были невоздержанными в отношениях с противоположным полом, но после свадьбы остепенялись. Брачные церемонии справляли в доме невесты и жили там, пока не родится сын, тогда переезжали к мужу. Семья жениха давала молодым свинью и вино, и ничего больше. Если кто получал за дочь большой дар, то над ним смеялись и говорили, что он «продал дочь в рабство». Мужчины часто бросали своих жён.
Умершего клали в гроб и ставили в склеп, где гроб мог стоять до трёх лет. Потом выбирали благоприятный день и хоронили. На похоронах играли на музыкальных инструментах и плясали, приносили золото и серебро и другие ценности клали в могилу, которую делали из камней и обсаживали соснами и кипарисами . Остальное имущество умершего: одежды, разные редкости, повозки, лошади ставились вокруг могилы и гости по очереди разбирали их. Траур: родители или муж — три года, братья — три месяца. Обязательное оплакивание.
По мнению китайцев, были злыми и вспыльчивыми, коварными и скрытными. При этом были сильными и искусными воинами. Почитали физическую силу, владение луком, копьём, мечом- дао . Воины носили доспехи и шлемы (по записям V—VI века). Вообще, оружие употребляли подобное китайскому. Разводили пони чуть выше метра ростом. Нередко проводили военные учения. Любили устраивать набеги, поэтому рано сделали своими подданными Окчо и Тонъе .
Делились на 5 племён (на классическом китайском): Сеуна (消奴, живут на западе)(Сбросившие рабство), Зодна (絕奴, живут на севере) (Сломавшие рабство), Кэлна (順奴, живут на востоке)(Затуманившие рабство), Консна (灌奴, живут на юге) (Смывшие рабство), Кэйро (桂婁, живут в центре)(Одетые в Османтус душистый ). Сеуна вначале были царствующим родом, но поскольку были малочисленны, Кэйро сменили их. (По всей видимости китайцы под видом «царствующих родов» описывают какое-то другое явление.)
Жили частично оседло, но частично ещё кочевали в поймах рек, постепенно переходя к пойменному земледелию. Таким же было земледелие в горных долинах, где земли были сильно истощены, так как изначально были неплодородными, за исключением тех, что существовали в поймах рек. Статьями экспорта являлись кони, шерсть, бронза, агат и изделия из него , шёлк и изделия из него, рабы . Импортировалось главным образом золото которое считалось небесным металлом важным для религиозных обрядов, предметы роскоши и железо. Так же для религиозных обрядов переменялся порох [ нет в источнике ] . В целом торговый баланс был нейтральным, пока знать не начала злоупотреблять роскошью. Но в целом объём внешней торговли был относительно небольшой для такого большого государства, что объясняется неразвитостью товарно-денежных отношений. В Когурё ещё не было денег в привычном нам понимании, в качестве денег использовалась система, придуманная скифами для Великого шёлкового пути , которая основывалась на фиксированной ценности шкур, весового серебра и зерна. Так же многое было подчинено религиозному аспекту. В частности в Когурё смогли изобрести фейерверки, но не смогли найти военного применения пороха из-за сакрализации Небесного Огня. Так как главный тотемный культ Когурё — Восточный Феникс . Птица символизирующая Огонь и Небо. Использовать порох иначе как для поклонения Небу понималось как святотатство.
Также ничем не оправданный избыточный импорт золота , которое шло на религиозные обряды и не приносило практической пользы, сильно подрывал экономику, чем вызвал массовое бегство из государства, в частности, на Японские острова, задолго до падения государства. Подобный импорт дал Когурё славу государства-работорговца, не ценящего своих людей. Впрочем, реальное положение рабов было довольно сносное, что обеспечивало и хороший приплод, и постоянные поставки живого товара на окрестные рынки Так же этому способствовала [ источник не указан 1925 дней ] . Росту работорговли способствовала и система законов, по которому преступник за любое преступление обращался в рабство, если не мог выплатить огромный штраф [ источник не указан 1925 дней ] .
Сохранилось немало когурёских глосс, причём многие из них находят параллели в древнеяпонском языке . Однако кореанист А. В. Вовин считает, что «когурёский язык», родственный японскому, был распространён только в южной части княжества, тогда как в северной был распространён предок корейского языка. В подтверждение своей точки зрения он указывает на тот факт, что в соседних языках отсутствуют заимствования, которые можно было бы отождествить с «когурёскими» глоссами, тогда как корейские заимствования достаточно многочисленны .
Из Китая были привезены книги: У-Цзин , Три Истории ( Шицзи , , Хоу Хань Шу ), Сань-го чжи , (晉陽秋) .
Музыкальные инструменты: Пятиструнный Усянь (五弦), Цисяньцинь , Аджэн , бамбуковый рожок били (피리), (флейта с боковым отверстием для рта, для исполнения военных мелодий), Пайсяо , барабан , тростниковая дудочка (吹蘆) по которой настраивается оркестр.
В первый день Нового Года устраивают праздник с играми на реке Тэдонган , в конце ван спускается из носилок и в одежде лезет в воду. Народ делится на две команды и они стараются облить друг друга водой, кричат и догоняют. После двух-трёх сходок прекращают. Называют это «забава умыванием».
Были храмы духов Земли и Урожая (社稷), а также духу, тождественному китайскому фениксу .
В 10-м лунном месяце (обычно октябрь) приносили жертву Небу, называют этот обряд «дунмэн» (東盟). Обряд совершался на вулкане Пэкту , который тогда был более активен. Часть жертвы кидали в вулкан. Жертвой был скот, золото и люди. Запускались фейерверки.
На востоке страны была большая пещера (禭神), жертвы приносились так же 10-м месяце. Там был храм духа «Когурё», там была деревянная статуя в виде женщины.
Вероятно, в этом лежат корни более поздней легенды о Тангуне.
В другом храме молились духу Годэн (高登). Так же молились первым Императорам.
Вообще было много разных почитаемых духов.
В 372 году приняли буддийских миссионеров и часть стали буддистами.
В VII веке приняли даосских проповедников из Тан. Были привезены книги и изображения. Впоследствии не раз приглашали даосов и это учение имело успех в Когурё. По косвенным данным первые даосы попали в Когурё ещё при Троецарствии, при разгроме школы Пяти доу риса .
В Корее Когурё называют одним из трёх [ источник не указан 1925 дней ] раннефеодальных корейских государств. В Китае, однако, сейчас относятся [ источник не указан 1925 дней ] как к зарубежному государству — даннику Китая. Позднее, в соответствии с расширительной трактовкой истории Китая как многонационального государства, принятой в официальной китайской историографии, к ней стали относить историю всех государств, когда-либо существовавших на территории современного Китая — другими словами, история Когурё в период до переноса столицы в Пхеньян должна считаться частью китайской истории [ источник не указан 1925 дней ] .
В 1990-е годы китайские историки предприняли масштабные попытки продемонстрировать , что Когурё на самом деле представляло собой одно из китайских государственных образований — по мнению наблюдателей, целью этих действий стало отказать претензиям Кореи на правопреемство Когурё.
В 2002 году китайское правительство начало осуществление многомиллиардной программы , касающейся северо-восточных районов страны. В рамках этой программы переписываются учебники истории [ источник не указан 1925 дней ] , восстанавливаются памятники истории Когурё — в частности, в районе современного города Цзиань , где, по мнению историков [ источник не указан 1925 дней ] , находилась древняя столица этого государства. Начало осуществления данной программы вызвало волну протестов [ источник не указан 1925 дней ] со стороны учёных Кореи, Японии и России и способствовало антикитайским настроениям [ источник не указан 1925 дней ] в Южной Корее .