Interested Article - Шлафрок

П. А. Федотов . Свежий кавалер . 1846

Шлафро́к ( нем. Schlafrock , также шла́фор , шлафо́рк ) — разновидность халата , просторная домашняя одежда XVIII-XIX вв., носившаяся и мужчинами и женщинами. Представлял собой подбитый ватой или мехом просторный халат длиной до лодыжек из атласа , тармаламы или кашемира с простёганными обшлагами и воротником (шалевым) другого цвета, без пуговиц, с широким запахом, карманами и поясом в виде витого шнура с кистями .

Русское название данного предмета одежды является заимствованием из немецкого языка (с нем. «халат», букв. нем. спальная куртка ). Согласно Этимологическому словарю Фасмера , часть «-ок» в слове «шлафрок» воспринималось в русском языке как уменьшительно-ласкательный суффикс , вследствие чего появилось новообразование «шлафор» .

Впервые в русском название данного предмета одежды в форме «шляфрок» (опосредованно через польск. szlafrok ) содержится в путевых записках Бориса Куракина за 1707 год , а в современной форме — в таможенном «Тарифе Санктпитербургского, Выборгского, Нарвского, Архангелогородского, Кольского портов» 1724 г. , где в перечне привозимых товаров, по тогдашней классификации относимых к « галантерее » содержатся также «шлафроки мужские и женские,… тафтяные писанные»

В. Л. Боровиковский . Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке . 1794

Данный предмет одежды появился в XVIII веке, но, например, в России, будучи заимствованным в петровскую эпоху , прочно укрепился в дворянском быту лишь во второй половине того же столетия . Он был преимущественно утренней одеждой, но носили его и даже днём , а в деревне помещики могли проносить его до вечера . В нарядно выглядевших шлафроках, «парадном неглиже », мужчины принимали дома гостей, прибывавших с неофициальным визитом . Мужские шлафроки носили с феской и домашними туфлями без задников . Особой популярностью этот предмет одежды стал пользоваться в 1830-е годы, вплоть до того, что в данное десятилетие для них создавались специальные ткани, чаще всего в восточном стиле . Газета « Молва » в 1832 году (№ 63) рекомендовала модникам шить шлафроки из дамских турецких шалей .

Женщинам по правилам хорошего тона дозволялось появляться в шлафроках на людях только в первой половине дня, занимаясь хозяйственными делами . Женские шлафроки отличались от мужских цветовой гаммой, отделкой и используемой материей .

В прессе XVIII и первой половины XIX вв., например, журналах , публиковались советы, как правильно во время утренних приёмов носить шлафрок, чтобы выглядеть как можно более нарядно .

Шлафрок играл роль и в погребальном церемониале русских императоров. После того, как тело умершего государя было обмыто, камердинеры надевали на него белый шлафрок, и в таком виде, клали тело на принадлежавшую усопшему постель в Почивальной комнате, над которым придворные священники в траурном облачении посменно и каждодневно, вплоть до дня похорон, по утрам и вечерам читали Евангелие . Аналогичное действие проделывалось и с телом усопшей императрицы, однако забота о теле возлагалась на новую императрицу (в частности, во время кончины Екатерины II «вступила в распоряжение порученного её попечению тела» супруга цесаревича Павла Мария Фёдоровна ), а обмывать и одевать тело покойницы должны были камер-юнгферы и фрейлины .

Наряду с шлафроком в России в качестве домашней одежды также использовались другие разновидности халатов и архалук . В конце XIX века шлафрок как предмет неформальной домашней одежды стал постепенно выходить из употребления, в прессе предписывали тем, у кого не было средств на поддержание чистоты и белизны своих белья и кружев, отказываться от «нарядных неглиже», и вместо халатов и шлафроков носить скромную домашнюю одежду .

Данный предмет одежды часто встречается в литературных произведениях периода его бытования (особенно в русскоязычных), а также на живописных полотнах. Например, в шлафрок облачён главный герой картины « Свежий кавалер » Павла Федотова (1846 г.) — дворянин, только что получивший медаль и красующийся ею, даже нацепив на свой халат .

Шлафрок мышиного цвета с голубыми кистями имелся у мужа Любочки в пьесе А. П. Чехова « Свадьба ». У Ф. М. Достоевского в « Братьях Карамазовых » в домашнем шлафроке с чёрной шалью и туфлях выступает госпожа Хохлакова. Шлафор на вате упоминается в « Евгении Онегине » и « Метели » А. С. Пушкина . В пушкинском же романе « Арап Петра Великого » живущий в доме Гаврилы Ржевского пленный шведский офицер, служащий танцмейстером его дочери, носит китайчатый шлафрок. В романе « Соборяне » Николая Лескова Татьяна Николаевна, жена протопопа Савелия Туберозова, готовясь к приходу мужа домой, вносит пикейный шлафрок белого цвета.

Примечания

  1. // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль . — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа , 1880—1882.
  2. .
  3. .
  4. , с. 86, 106.
  5. , с. 330.
  6. .
  7. // = Russisches etymologisches Wörterbuch : в 4 т. / авт.-сост. М. Фасмер ; пер. с нем. и доп. чл.‑кор. АН СССР О. Н. Трубачёва , под ред. и с предисл. проф. Б. А. Ларина [т. I]. — Изд. 2-е, стер. — М. : Прогресс , 1987. — Т. IV : Т — Ящур. — С. 452.
  8. Куракин Б. И. // Архив кн. Ф.А. Куракина. — СПб. , 1890. — Т. 1 . — С. 101—240 . 3 ноября 2013 года.
  9. .
  10. . — СПб. : Сенатская типография , 1724. — С. 33. — 34 с.
  11. .
  12. , с. 86.
  13. .
  14. Логунова М. О. Развитие традиций императорского траурного ритуала. Подготовка тела монарха. // Печальные ритуалы императорской России / ред. Бекренева Н. В.. — Центрполиграф , 2011. — 270 с. — (История России). — ISBN 978-5-227-02856-3 .
  15. Логинова М. О. // Власть . — 2010. — № 3 . — С. 111-115 .
  16. Кирсанова Р. М. Халат // Костюм в русской художественной культуре 18 — первой половины 20 вв.: Опыт энциклопедии / под ред. Т. Г. Морозовой , В. Д. Синюкова . — М. : Большая Российская энциклопедия , 1995. — С. 306-309. — 383 с.: ил. с. — 50 000 экз. ISBN 5-85270-144-0 .
  17. , с. 86, 90.
  18. , с. 330-331.
  19. , с. 765.
  20. , с. 334.

Литература

Источник —

Same as Шлафрок