Interested Article - Тавры
- 2020-06-04
- 1
Тавры ( др.-греч. Ταύροι ) — народ , населявший в древности южное побережье (преимущественно горную часть ) Крыма , известное в то время как Таврика или Таврида ( др.-греч. Ταυρίδα ). Упомянуты в трудах греческих и римских историков и географов. Первые упоминания — VI век до н. э. , последние — I век н. э . К этому времени смешались со скифами и обычно назывались «Тавроскифами» ( греч. Σκυθοταύροι, Ταύροι Σκύθες, Ταυροσκύθες ).
Этногенез
Этническая принадлежность древних тавров неясна. Тавры (так же как и скифы) не были самоназванием, эти имена дали им греки предположительно по у этого народа. Точно не известно, на каком языке они говорили, хотя делались попытки отнести его к индоевропейским (реликтовым индоарийским ) языкам (вместе с меотами ) . По археологическим находкам тавров сближают с остатками срубной культурно-исторической общности . Возможно сближение тавров и с каким-то этноязыковым тохарским реликтом.
Любопытно, что в сообщении анонимного автора VI века н. э. Псевдо-Арриана готский язык назван таврским. Рассказывая о гуннском племени эвдусиан, Псевдо-Арриан указывает: « Итак, от Синдской гавани до гавани Пагры прежде жили народы, называвшиеся керкеты или ториты, а ныне живут так называемые эвдусианы, говорящие на готском или таврском языке » (Перипл Понта Евксинского. 63 (22)). То есть либо языки смешались, либо были родственными, потому готы могли изъясняться не на германском, а на индоевропейском языке, так же, как и тавры на германском в свою очередь.
Существует гипотеза, что тавры, на определённом этапе существования, соответствуют археологической кизил-кобинской культуре . Археологи связывают с таврами многочисленные памятники этой культуры, расположенные в горном и предгорном Крыму.
Характерные таврские захоронения представляют ящик из четырёх каменных плоских плит (иногда весьма массивных), перекрытых сверху пятой. Они широко распространены в горном Крыму до настоящего времени.
Тавры не были закрытым сообществом: о том, что с течением времени тавры приняли многих беженцев из Крымской степи, следует из археологических раскопок поселения . Обе группы постепенно смешивались и бывшие кочевники активно интегрировались в хозяйственную жизнь горцев, создав целый ряд переходных предгорных сообществ.
О хозяйственной жизни тавров известно немного. Помимо стычек и локальных конфликтов с жителями приморских греческих городов тавры начали осваивать и традиции чаирного садоводства . Раскопки поселения Уч-баш кизил-кобинской культуры показали использование ими черешни, алычи и вишни .
Сведения античных авторов и эпиграфики
Впервые о таврах упоминает древнегреческий историк Геродот , в рассказе о скифо-персидской войне . Тавры были среди тех народов, которые отказали скифам в помощи против персов . Геродот писал, что они жили в горной местности на полуострове, вдающемся в Понт, между Керкинитидой и Херсонесом Скалистым (до Керченского пролива ). Эллинов и мореходов, попавших к ним в плен, они приносили в жертву своей богине Деве , упоминаемой древними греками в мифе об Ифигении . Пленников ударяли дубиной по голове и сбрасывали в море или, по другим сведениям, закапывали в землю. Захваченным в бою врагам отрубали головы и выставляли их вокруг дома на высоких шестах в качестве охранителей. «Живут тавры грабежом и войной», заканчивает Геродот. Таврский царь (или цари) присутствовал на совете племён перед вторжением персов.
В найденном в Херсонесе декрете в честь Диофанта , полководца царя Митридата , относящемся ко II веку до н. э. , упомянуто, что были подчинены тавры, жившие около Херсонеса. Царь Боспора Аспург , судя по ряду надписей, в начале I века подчинил многие окрестные племена, в том числе и тавров.
В дальнейшем сведения о таврах чрезвычайно разрознены. Страбон писал, что в гавани Символон ( Балаклава ) недалеко от Херсонеса собирались их банды и грабили корабли. Тацит упоминал о гибели в 49 году в земле тавров части римских воинов, ставших жертвами кораблекрушения, в том числе префекта когорты . Аммиан Марцеллин также говорил о свирепости этого племени и о том, что римская чернь ревёт подобно таврам. Он также указывал, что три таврских племени: арихи, синхи (возможно, синды ) и напеи — наиболее злобны. Относительно обычая жертвоприношений Деве, которую также называли Орсилохой, Аммиан сообщал, что жертв закалывали, а их головы прибивали на стены храма «как вечные памятники славным деяниям».
На территории Херсонеса были найдены надгробия с указанием о том, что покойный был убит таврами, а на территории Боспорского царства на некоторых надгробиях было написано, что сам умерший был тавром.
Можно предполагать деление тавров на разные племена, возглавшиеся вождями. Поклонение Деве было воспринято от тавров и жителями Херсонеса, но без сопутствующих жертвоприношений.
Примечания
- ↑ . Дата обращения: 19 марта 2017. 17 января 2021 года.
- Трубачёв О. Н. Indoarica в Северном Причерноморье: Реконструкция реликтов языка. Этимологический словарь. М.: «Наука», 1999.
- Галкина Е. С. Тайны Русского каганата. М.: «Вече», 2002, с. 91
- . Дорогой тысячелетий. Очерки о Древнем Крыме . Издательство «Крым» Симферополь (1969). Дата обращения: 25 декабря 2018. 26 декабря 2018 года.
- . Дата обращения: 19 марта 2017. Архивировано из 2 апреля 2017 года.
- Страбон VI, 4, 2
- Тацит XII, 17
- Аммиан Марцеллин XXII, 8, 33
Источники
- Геродот. История.
- Псевдо-Арриан . Объезд Эвксинского Понта // Латышев В. В. Известия древних писателей о Скифии и Кавказе // Вестник древней истории. — 1948. — № 4 (26). — С. 226—238.
Литература
- . Симферополь: Таврия, 1995. (адаптир. вариант).
- Бондаренко М. Е. Тавры: Этногр. характеристика древ. племен горн. Крыма, (I тыс. до н. э.). — М.: МАКС пресс, 2010. — 128 с.
- Зубарь В. М. Херсонес Таврический и население Таврики в античную эпоху. — Киев: Шлях, 2004. — 312 с.
- Колотухин В. А. Горный Крым в эпоху поздней бронзы — начале железного века: (Этнокультур. процессы). — Киев: Южногор. ведомости, 1996. — 160 с.
- Кравченко Е. А. Кизил-кобинська культура у Західному Криму. — Київ: ІА НАН України, 2010. — 276 с.
- Кравченко Э. А, Горбаненко С. А., Горобец Л. В., Кройтор Р. В., Разумов С. Н., Сергеева М. С., Яниш Е. Ю. От бронзы к железу: Хоз-во жителей Инкерман. долины: (По материалам исслед. поселений Уч-Баш и Сахарн. Головка). — Киев: ИА НАН Украины, 2016. — 318 с.
- Крис Х. И. Кизил-кобинская культура и тавры. — М.: Наука, 1981. — 128 с. — (Свод археол. источников; Вып. Д1-7).
- Лесков А. М. Горный Крым в I тысячелетии до нашей эры. — Киев: Наук. думка, 1965. — 200 с.
- Сенаторов С. Н. Лепная керамика кизил-кобинской культуры: типология и хронология: Автореф. дис. … канд. ист. наук. — СПб., 2002. — 22 с.
- Храпунов И. Н. Этническая история Крыма в раннем железном веке // Боспорские исследования. — 2004. — Вып. VI. — 240 с.
- 2020-06-04
- 1