Interested Article - Энтомофагия
- 2021-02-22
- 2
Энтомофа́гия — явление поедания насекомых , присущее многим живым существам ( птицы , пресмыкающиеся , сами насекомые, млекопитающие , в том числе люди, а также растения и грибы ). К энтомофагии не следует причислять явление поедания паукообразных , поскольку ему соответствует определение .
Также под энтомофагией понимают практику поедания людьми насекомых. Блюда из насекомых существуют в Центральной и Южной Америке , Австралии , Африке , Южной и Восточной Азии , в то же время в западной цивилизации энтомофагия исторически осталась не такой распространённой.
Энтомофагия в природе
Энтомофагия широко распространена среди многих представителей царства животных , но не ограничивается им — существуют насекомоядные растения и грибы .
Насекомоядные животные
Внетаксономической группой животных, питание которых состоит в основном из насекомых, называют Насекомоядными.
Многие животные используют насекомых в качестве основного питания, а многие, которые этого не делают (и, таким образом, не являются в полном смысле насекомоядными), тем не менее используют насекомых в качестве дополнительного источника белка .
Примерами типичных насекомоядных животных являются различные виды карпов , опоссумов , лягушек , ящериц ; соловьи , ласточки , ехидны , нумбаты , муравьеды , броненосцы , трубкозубы , панголины , земляные волки , летучие мыши и другие. Насекомые также могут быть насекомоядными: стрекозы , шершни , божьи коровки , некоторые виды мух и богомолы и так далее. Насекомоядность также распространена в разной степени среди приматов , таких как мартышки , тамарины , долгопяты , галаго и других.
Насекомоядные растения
Насекомоядные растения — это собирательное название около 600 видов растений из 19 семейств , которые приспособились к ловле и перевариванию небольших насекомых . Таким образом, они дополняют своё обычное автотрофное питание ( фотосинтез ) одной из форм гетеротрофного питания. Тем самым насекомоядные растения меньше зависят от почвенного неорганического азота , необходимого для синтеза их собственных белков.
Энтомофагия у людей
Яйца , личинки , куколки и взрослые особи некоторых видов насекомых употребляются в пищу людьми с доисторических времён вплоть до наших дней. Более 3000 этнических групп по всему миру практикуют в том или ином виде энтомофагию . Поедание человеком насекомых (антропоэнтомофагия) распространено в культурах почти во всех частях света. 80 % народов мира едят в том или ином виде насекомых от 1000 до 2000 видов. Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединённых Наций (ФАО) зарегистрировала около 1900 видов съедобных насекомых и, по оценкам, в 2005 году во всём мире насчитывалось около двух миллиардов людей, регулярно употребляющих насекомых. ФАО рекомендует употребление в пищу насекомых в качестве возможного решения проблемы деградации окружающей среды, вызванной животноводством .
В некоторых обществах, прежде всего в западных странах, энтомофагия является редкостью или табуирована. Одним из немногих европейских блюд из насекомых, известным до середины XX века, является суп из майских жуков . И всё же поедание насекомых пока не является распространённым явлением в западной культуре, однако некоторые компании в Северной Америке и Европе в настоящее время предлагают блюда из насекомых.
Принятые в западной культуре стандарты безопасности запрещают употреблять в пищу червивые овощи и фрукты , и проглотить насекомое допустимо лишь случайно.
Насекомые содержат достаточно много белка , и волокон (хитиновый покров). Из некоторых видов насекомых также получают определённые пищевые добавки , например, пищевой краситель кармин из кошенили .
Сторонники поедания насекомых считают, что энтомофагия помогает решить проблему ожирения, повышенного давления и прочее. При этом насекомоядная диета существенно отличается от вегетарианской и веганской концепций. В отличие от вегетарианцев, энтомофаги считают, что растительные белки, получаемые, к примеру, из орехов и бобовых , не заменяют человеку животных белков.
Этичность
Демонстрируемое насекомыми поведение совместно с наличием у них централизованной нервной системы , которая также имеет эволюционное происхождение, не позволяют уверенно отвергать возможность наличия у насекомых сознания и способности чувствовать боль . В связи с этим возникает вопрос об этичности употребления насекомых в пищу. Важным аспектом в этом вопросе является то, что для получения равного количества питательных веществ требуется переработать гораздо большее количество насекомых, чем крупных животных. Если суммировать всех вовлечённых индивидов, то общие страдания, связанные с производством пищи из насекомых, оказываются очень велики .
В странах, где энтомофагия традиционно распространена, убийство насекомых редко осуществляется с заботой о том, чтобы быть произведённым безболезненно. Обычными способами приготовления насекомых в этих странах являются варка или жарка их живьём . Это, вероятно, крайне мучительно для них. Насекомые так же, как и млекопитающие, восприимчивы к теплу и избегают горячих раздражителей .
Использование насекомых в качестве источника пищи может иметь косвенные негативные последствия на благополучие насекомых в целом. Существуют исследования, показывающие, что люди склонны приписывать меньший интеллект и способность чувствовать животным, которых они едят . Это является одной из стратегий разрешения так называемого парадокса мяса , состоящего в трудности одновременной заботы о животных и употреблении их в пищу . Тот же эффект может иметь место и в случае насекомых. Серьёзное рассмотрение проблемы этичного обращения к насекомым затрудняется, если люди оказываются не заинтересованы в её обсуждении.
Табу
На сегодняшний день существуют культуры, которые считают полностью неприемлемым (за редкими исключениями) употребление насекомых в пищу, в том числе и по религиозным соображениям. Например, требования кашрута в иудаизме накладывают полный запрет на поедание насекомых, за исключением некоторых видов саранчи . Однако даже эти исключения не принимаются в некоторых общинах, поскольку по описанию в Торе невозможно точно идентифицировать разрешённые к употреблению виды саранчи . Данный запрет может быть настолько строгим, что может распространяться даже на те продукты, в которых обыкновенно могут встречаться насекомые или их личинки (например, грибы ). Аналогичные запреты присутствуют и в исламе (см. халяль ).
Инсектофобия
У многих людей, особенно проживающих в городской местности, где частота контактов с любыми насекомыми минимальна, в той или иной степени присутствует инсектофобия . У данных людей возникает чувство тревоги , страха и ужаса при контакте с некоторыми видами насекомых (например, тараканы , осы , пчёлы , муравьи , вши , мухи , кровососущие виды насекомых и так далее) или даже от мыслей об этом. При наличии данной фобии человек также может категорически отвергать возможность употребления насекомых в пищу. Присутствие даже должным образом переработанных насекомых в продуктах питания воспринимается им как опасное для здоровья или просто отвратительным . Немалую роль в этом могут играть ассоциации всех насекомых с вредителями, разносчиками инфекций, паразитами или опасными жалящими существами .
Данная фобия в достаточной степени ограничивает распространение практики энтомофагии среди людей, особенно в развитых странах. Чтобы преодолеть данные препятствия, разрабатываются подходы, основанные на рациональной аргументации, связанной с предполагаемой устойчивостью технологий производства и переработки насекомых, их высокой пищевой ценностью и потенциальной роли в обеспечении продовольственной безопасности. Но такие подходы имели довольно ограниченный успех среди широкой публики .
Примечания
- Julieta Ramos-Elorduy, Peter Menzel. . — Rochester, VT: Park Street Press, 1998. — 150 с. — ISBN 978-0-89281-747-4 .
- . www.fao.org . Дата обращения: 16 июня 2023. 19 июня 2023 года.
- от 5 июня 2013 на Wayback Machine — Газета.Ru
- Pali-Schöll, Isabella; Binder, Regina; Moens, Yves; Polesny, Friedrich; Monsó, Susana (2019). . Critical Reviews in Food Science and Nutrition . 59 (17): 2760—2771. doi : . ISSN . PMC . PMID .
- Greenfield, Beth . Budget Travel (21 октября 2011). Дата обращения: 1 июня 2014. Архивировано из 29 июня 2015 года.
- Nelson A.ZabalaMaria A.Gómez. (англ.) // Pharmacology Biochemistry and Behavior. — 1991 December ( vol. 40 , no. 4 ). — P. 887—891 . — doi : . 15 апреля 2022 года.
- S. Loughnan, B. Bastian, N. Haslam. (англ.) . Current Directions in Psychological Science. 23 (2): 104–108. doi:10.1177/0963721414525781. S2CID 145339463. (2014). Дата обращения: 12 октября 2021. 30 сентября 2018 года.
- Bastian, Brock; et al. (2011). (PDF) . Personality and Social Psychology Bulletin . 38 (2): 247—256. doi : . PMID . (PDF) из оригинала 19 июня 2019 . Дата обращения: 13 октября 2021 .
- Steve Loughnan, Nick Haslam, Brock Bastian. The role of meat consumption in the denial of moral status and mind to meat animals // Appetite. — 1 августа ( т. 55 , № 1 ). — С. 156—159 . — doi : .
- Rothgerber, Hank (August 2014). "Efforts to overcome vegetarian-induced dissonance among meat eaters". Appetite . 79 : 32—41. doi : . PMID .
- Джулия Шоу. BBC Future (8 февраля 2019). Дата обращения: 12 октября 2021. 17 октября 2021 года.
- . — 2. ed., 25. impr. — London: Soncino Press, 5755. — С. 451. — 1067 с. — ISBN 978-0-900689-21-5 .
- Департамент Кашрута (г. Одесса). (PDF). Дата обращения: 16 июня 2023. 22 апреля 2023 года.
- ↑ Laura Shine. (англ.) // A Thesis In the Humanities Program : Диссертация. — 2021. — 29 June. — P. 2 .
См. также
- 2021-02-22
- 2