Академический переулок (Санкт-Петербург)
- 1 year ago
- 0
- 0
Подсосенский переулок (до середины XIX века Барашевский переулок , с середины XIX века по 1922 год — Введенский переулок ) — переулок в Басманном районе Центральном административном округе города Москвы . Проходит от Барашевского переулка до улицы Воронцово Поле . Нумерация домов ведётся от Барашевского переулка. Застройка переулка включает в себя квартал в стиле модерн (дома 6 — 18) и квартал усадеб XVIII — XIX веков (№ 21, 25, 26, 30).
Справочно, в атласе Хотева ( 1852 ) Введенским назван короткий участок нынешнего Барашевского переулка — от Подсосенского до Лялиной площади . Барашевским переулком назван нынешний Подсосенский и участок Барашевского переулка до Покровки .
Реконструированные дома второй половины XIX века, архитекторы — Лев Кравецкий и Семён Барков .
Александр Попов . Кирпичная кладка, открывшаяся под штукатуркой, имеет клейма 1690-х годов.
, здание, построенное в 1875—1877 годах на основе жилых палат XVIII века, принадлежавших купцу Осипу Сорокину, архитектор —На месте памятника планировалось новое строительство, дом был отселен и заброшен, в древнейшей части разобраны перекрытия. В 2011 году на фасаде появились строительные леса. Весной 2014 года Мосгорнаследие выдало разрешение на проведение ремонтно-реставрационных работ по фасадам. В 2015 году сменился собственник, работы возобновились. В сентябре 2016 года по итогам общественного обсуждения Акта государственной историко-культурной экспертизы научно-проектной документации проектная документация приспособления согласована. В сентябре 2017 года реставрационные работы, начавшиеся в 2016 году новым собственником и проведённые ООО «Спецреставрация», завершены.
Кирпичное здание с деревянными перекрытиями 1926 года постройки имело 8 пятикомнатных квартир. При конструктивистском решении фасада (изначально зеленовато-серого, присущего конструктивистским постройкам, цвета) отделка внутренних помещений была выполнена с широким применением лепных декоративных элементов.
В 1930 году Иосиф Сталин подарил одну из квартир в этом доме (№ 6, 3-й этаж) своему личному врачу, Ивану Александровичу Валединскому. В квартире № 5 в 1926—1936 годах жил профессор Московского университета, юрист Альфонс Вормс . В середине 1930-х годов почти все квартиры превратились в коммунальные.
В 1950-х годах был надстроен пятый этаж, позднее была сделана 6-этажная встройка на месте заднего двора (2-й подъезд). В 1960-е годы дом был оборудован лифтами.
Жилой дом городской усадьбы построен в 1888—1889 годах по проекту архитектора Михаила Бугровского . Здесь жил этнограф Марк Косвен :270 .
Пятиэтажный доходный дом на пересечении с Лялиным переулком построен в 1910 году по проекту архитектора Ольгерда Пиотровича . Здание характерно для творческого почерка зодчего, использовавшего в своих постройках сочетание отделки стен глазурованной керамической плиткой с рельефными вставками, окрашенными в более тёмный относительно стены цвет. Карниз дома поддерживают картушеподобные кронштейны, декорированные рельефными лентами и венками. Аттик и окна пятого этажа оформлены разноцветной керамической плиткой . Часть фасада здания, выходящая на Лялин переулок, гладко оштукатурена.
Главный дом усадьбы построен в начале XVIII века в глубине двора. В начале XIX века в южной части участка был построен флигель, выходящий торцом на красную линию переулка. В 1839 году усадьба перешла Морозовым . В 1879 году архитекторы Дмитрий Чичагов и его брат Михаил Чичагов на месте углового корпуса усадьбы выстроили современный двухэтажный особняк. Архитекторы отдельных построек и интерьеров — Фёдор Шехтель и Илья Бондаренко . Интерьеры расписаны в 1895 году художником Михаилом Врубелем . В доме Морозовых находилась одна из старообрядческих домашний моленных . В 1920-х годах в здании размещался Институт методов внешкольной работы , с 1935 года — Всесоюзное объединение «Союзтранспроект» .
Константин Буссе . В 2012 году ООО «Старый квартал» выиграло у правительства Москвы конкурс на право аренды памятника архитектуры по цене один рубль за метр площади в год, при условии реставрации здания. В 2013 году арендатор снёс подлинные перекрытия и стены второго этажа городской усадьбы и заменил их бетонным новоделом .
, здание 1880 года постройки, архитектор —Дом на пересечении с улицей Воронцово Поле имеет в своей основе палаты XVII века. Угловое здание с полукруглым выступом имеет характерный для классицизма XVIII века облик. Фасад оформлен филёнками, полочками, горизонтальными тягами и декорирован пилястрами неканоничного ионического ордера . Расположенные со двора входы в дом и флигель украшают классические кованые зонтики. В здании сохранились интерьеры парадной анфилады второго этажа .
, флигель городской усадьбы XVIII—XIX веков.
Первая каменная церковь Введения в Барашах была освящена в 1647 году, в 1653 году был освящён придел Пророка Илии . Позднее, в 1668 году, был освящён придел Лонгина Сотника , считавшегося покровителем московского царского рода.
Подготовка к строительству здания, дошедшего до наших дней, началась в 1688 году с заготовки 100 тысяч кирпичей. При строительстве были частично использованы стены и детали предыдущего храма 1668 года постройки. Первым был освящён северный придел Лонгина Сотника (1698), вслед за ним — придел Пророка Илии (1699). К 1701 году строительство Введенского храма было закончено. В 1737 году здание пострадало от пожара . Очевидно, что во время восстановительных работ была построена сохранившаяся до настоящего времени ярусная колокольня, так как своей формой и декором она аналогична колокольне храма Рождества Иоанна Предтечи на Варварке (1741) и некоторым другим постройкам этого периода.
Пятиэтажный доходный дом, примыкающий к церковному двору, был построен в 1902—1904 годах по проекту архитектора Михаила Бугровского . Фасад здания выполнен в так называемом «кирпичном стиле», характерном для московских построек начала XX века — без штукатурки и с глубокой разделкой кладочного раствора между кирпичами. В 1960-х годах фасад был окрашен по кирпичу жёлтой охристой краской с выделением белым отдельных элементов, что существенно исказило его первоначальный облик. В 1977 году была осуществлена реконструкция дома .
В 1920-е годы здесь жил венгерский писатель и революционер Мате Залка .
Комплекс застройки доходного владения, включающий сам доходный дом и хозяйственные постройки, отнесён к заявленным объектам культурного наследия .
Здание 1905 года постройки, архитектор — Сергей Воскресенский . В детстве и юности здесь жил поэт Виктор Гусев , с 1910-х годов и до конца жизни — химик Сергей Ланговой :380 .
Здание начала XX века. Композиция фасада построена на сочетании облицованных серо-зелёной керамической плиткой и белых оштукатуренных поверхностей. Центральная часть выделена выгнутым аттиком, поле которого заполнено абрамцевской майоликой .
Заявленный объект культурного наследия , здание 1910 года постройки, архитектор — Виктор Мазырин . Автор особняка Арсения Морозова построил этот дом по своему типовому проекту (похожее здание было возведено на улице Машкова , 17) . Фасад полностью покрыт керамической плиткой ( кабанчиком ) и расчленён лопатками болотного цвета на центральную и боковые части. Завершающие центральную и боковые части дома аттики выполнены в готических формах, сочетающихся с оформленными в стилистике модерна ограждениями трёх металлических балконов . Несмотря на внешнюю простоту, доходный дом имеет запоминающийся стилистический облик. .
В 2000-е годы была проведена реконструкция здания, в результате которой его внешний облик был несколько изменён: на первом этаже были пробиты дополнительные двери, башенки увенчаны шпилями, изменён рисунок оконных переплётов .
Дом является жилым, в части здания со двора размещается Школа архитектуры и дизайна . В правой части дома находится проездная арка, с этой же стороны к зданию пристроен типовой девятиэтажный кирпичный жилой дом (№ 12, стр. 1).
Здание построено в 1901 году по проекту архитектора Ивана Кондратенко .
По мнению искусствоведа Марии Нащокиной , этот дом на углу с Казарменным переулком является уникальной постройкой для московского модерна . Его фактурный фасад насыщен разнообразными деталями — эркерами, балконами, аттиками, окнами с фигурными рамами. Угол дома оформлен полукруглым эркером с небольшими узкими окнами, стены которого украшены скульптурными изображениями причудливых стеблей цветов . Фасад неоднократно ремонтировался, при этом в него вносились изменения в сторону упрощения декора: были ликвидированы башни и арки над крышей, часть утраченных изразцов на фасаде заменена чужеродными лепными львиными мордами, изначальный монохромный серый цвет фасада заменён на салатовый с белым (затем на жёлтый с белым), исчезли витражные окна и окна из рельефного стекла . В ходе одного из ремонтов на одном из аттиков было закрашено керамическое панно, изображающее качающиеся маки . Фасады здания находятся в аварийном состоянии.
В 1905 году дом, первоначально принадлежавший самому архитектору, перешёл к Н. Г. Тарховой, продавшей его пять лет спустя потомственной дворянке С. Белоголововой (при этом Макаев продолжал жить в построенном им доме) . В советское время квартиры были превращены в коммуналки (расселены в 1990-х годах). Среди жильцов дома — художник, сооснователь арт-группы «Мухомор» Константин Звездочётов . Некоторое время в подвале дома размещался самодеятельный музей «Дети — родителям», посвящённый репрессированным учёным, в конце 2000-х годов экспонаты были уничтожены представителями неизвестной фирмы .
Здание в неоклассическом стиле с ротондальным угловым объёмом построено в 1914 году для размещения частного реального училища К. П. Воскресенского по проекту архитектора И. И. Флоринского . Плоскости стен здания во втором и третьем этажах расчленены ионическими пилястрами , опирающимися на рустованные стены первого этажа. Ротонду украшают шесть высоких коринфских полуколонн, между капителями которых помещены гирлянды .
Реальное училище Воскресенского являлось одним из самых известных дореволюционных учебных заведений в Москве. В отличие от официальной гимназической программы, учебная программа реального училища делала упор на математику, физику и химию. В училище преподавали химик И. А. Каблуков и С. К. Богоявленский . Окончивший это училище выдающийся русский биолог и генетик С. С. Четвериков , вспоминал:
Это было совершенно исключительное и прекрасное учебное заведение, о котором до сего дня сохранились у меня самые теплые, самые признательные воспоминания… Основанное Константином Павловичем Воскресенским.., выдающимся педагогом „божьей милостью“, как в своё время говорили, оно оставляло далеко позади себя большинство других учебных заведений Москвы!
В училище учился лётчик М. М. Громов ., а также основатель кукольного театра С. В. Образцов . В советское время в здании в разное время размещались Московский педагогический техникум имени Профинтерна, Московский областной педагогический институт, Институт управления, готовящий кадры в области организации и автоматизированных систем управления производством. Впоследствии здесь размещался Московский инженерно-экономический институт . В 1920-х годах в здании размещался Педагогический техникум имени Профинтерна . В настоящее время здание занимает .
Доходный дом построен в 1915 году по проекту архитектора С. Б. Залесского — автора Дома экономического общества офицеров . В 1941 году в здание попала фашистская авиабомба и разрушила верхние этажи, были убиты и несколько жильцов дома . Нижняя часть доходного дома сохранила выразительную неоклассическую композицию. Стены двух первых этажей рустованы, оформление центральной части здания дополнено рустованными пилястрами и полуколоннами коринфского ордера, завершёнными раскрепованным антаблементом . Разрушенные верхние этажи построены заново после войны и не связаны с нижней частью в единое гармоничное целое . В настоящее время здание является жилым.
Городская усадьба Г. В. Четверикова — Е. Н. Малютина — А. Я. Елагиной конца XVIII—XX веков состоит из главного дома с мезонином и двух одноэтажных флигелей — подобная планировка типичная для московских усадеб послепожарного периода. Эклектичный декор фасад приобрёл при более поздних перестройках . В доме жил океанолог В. Б. Штокман .
Усадьба конца XVIII—XIX века. В середине 1990-х годов была проведена реконструкция усадьбы, инвестором которой выступила корейская компания Samsung Engineering & Construction , входящая в корпорацию Samsung Group . Памятник архитектуры был реконструирован с восстановлением фасадов, внутренних интерьеров, потолков, лепнины, барельефов . В начале 2000-х годов в усадьбе разместился офис Dresdner Bank , а в 2010 году здания усадьбы были проданы . Главный дом усадьбы, флигели и ворота являются объектами культурного наследия регионального значения . Сейчас там расположен Азиатско-Тихоокеанский банк .