Стивенсон-Гуднайт, Рози
- 1 year ago
- 0
- 0
Франче́ско Ро́зи ( итал. Francesco Rosi ; 15 ноября 1922 — 10 января 2015 ) — итальянский кинорежиссёр, классик итальянского киноискусства второй половины XX века, один из самых награждённых кинорежиссёров страны последнего полувека — в его творческом активе находились призы Каннского , Венецианского и Берлинского кинофестивалей, премии Британской и Итальянской киноакадемий. Самые прославленные киноработы Рози — остросоциальные притчи « Сиятельные трупы » (1976), « Христос остановился в Эболи » (1979) и « Три брата » (1981).
Родился и вырос в Неаполе . В 1943 году был арестован вместе с сокурсниками университета за выступления против нацистов. После того, как ему удалось бежать, Рози скрывался в Тоскане , установив связь с движением Сопротивления . С 1944 года работал на радио.
Вскоре Лукино Висконти пригласил его ассистентом режиссёра для съёмок фильма « Земля дрожит » (1948). В дальнейшем Рози работал ассистентом Антониони (« Побеждённые »), Висконти (« Чувство »), Моничелли и Эммера .
Дебютировал как режиссёр экранизацией пьесы «Кин, или Гений и беспутство» Александра Дюма , впрочем, переработанной Сартром , с Витторио Гассманом в главной роли. В 1958 году он получил специальный приз жюри Венецианского кинофестиваля за фильм « Вызов » об истории неаполитанца Вито Поллара. С этой картины основной темой творчества режиссёра становится неаполитанская мафия . В фильме « » (1961) сицилийские крестьяне вступают в противостояние с мафией. Фильм « Руки над городом » (1963), в котором снялся Род Стайгер , рассказывает о деятельности строительного синдиката. « » (1967) — единственная картина, в которой Рози ушёл от реальности, чтобы снять киносказку с летающими ведьмами, добрыми волшебницами, чудесными клёцками, принцем и бедной крестьянской девушкой ( София Лорен ), которые полюбят друг друга, и свадебным пиром в финале.
Первая половина 70-х в творчестве Рози тесно связана с политическим кинематографом. Круг его тем довольно широк: первая мировая война в ленте « Люди против » (1970), коррупция в итальянской промышленности в картине « Дело Маттеи » (1972, Главный приз МКФ в Каннах ), судьба знаменитого итальянского капомафия Лаки Лучано в фильме « » (1973), наконец, « Сиятельные трупы » (1976), где коррупция , уголовщина в верхних эшелонах власти становятся предметом глубокого социального анализа. Рози, как никто другой, дотошен в построении реалистичной картины происходящего, уделяя большое внимание точности фактов и внутреннему психологизму героев. Он никогда не поступается реализмом, в котором не находится места иллюзиям.
«Когда-нибудь мы будем изучать историю Италии по фильмам Рози».
Спад политической борьбы во второй половине 1970-х годов повлиял и на творчество Рози. Тематика его картин становится шире, фильмы становятся более поэтическими, обретая универсалистский гуманизм: « Христос остановился в Эболи » (1979, Главный приз МКФ в Москве ), экранизация романа Карло Леви , — живописное полотно о судьбе писателя- антифашиста , сосланного в богом забытый город посреди Апеннин ; « Три брата » (1981) по мотивам повести Андрея Платонова «Третий сын»; наконец, « », опера, в которой тема любви и предательства звучит в новом для Рози музыкальном жанре.
С начала 90-х годов Рози практически полностью погружается в театральную режиссуру, сняв всего несколько фильмов — « » и « Перемирие ».
Творческий путь Франческо Рози отмечен многократным сотрудничеством с выдающимся итальянским кинооператором Паскуалино де Сантисом (« Смерть в Венеции ») — 14 совместных фильмов, а также с одним из лучших кинодраматургов мира Тонино Гуэрра — 11 фильмов.
92-летний Рози скончался в Риме 10 января 2015 года, спустя три года после получения им почётного « Золотого льва » Венецианского кинофестиваля за жизненный вклад в мировое киноискусство.