Деонтей Уайлдер — Луис Ортис (2018)
- 1 year ago
- 0
- 0
Би́лли Уа́йлдер ( англ. Billy Wilder , имя при рождении — Самуил Вильдер ( нем. Samuel Wilder ); 22 июня 1906 , Суха , Галиция , Австро-Венгерская империя — 27 марта 2002 , Беверли-Хиллз , штат Калифорния , США ) — американский кинорежиссёр и сценарист, в продолжение полувека снявший более шестидесяти фильмов и удостоенный семи наград американской киноакадемии, из них шесть « Оскаров » (1946, 1951, 1961) и один — Приз памяти Ирвинга Дж. Талберга — «за высокое качество общего творческого вклада в киноискусство» (1988).
Билли Уайлдер родился в еврейской семье в Галиции Австро-Венгерской империи , в городе Суха-Бескидзке . Его отец Макс Вильдер был управляющим гостиничной сетью, мать Евгения Дитлер — домохозяйкой. Поступив в Венский университет , намереваясь получить образование юриста , после года обучения оставил его, чтобы стать сотрудником одной из ведущих венских газет. В 1920-е годы работал журналистом в Берлине , где начал писать сценарии для немых кинофильмов. В 1929—1933 годах по его сценариям поставлены, в частности, такие фильмы, как «Эмиль и сыщики», «Человек, который искал своего убийцу». После прихода к власти нацистов эмигрировал во Францию, а затем в Соединённые Штаты. Его мать, отчим и бабка погибли в Освенциме .
Уайлдер приехал в Лос-Анджелес без денег и не зная английского языка. Он прибыл туда вместе с актёром Петером Лорре и несколько лет жил в крайней бедности, перебиваясь доходами от писания совместных сценариев. Поворотный момент в его творческой биографии наступил, когда он познакомился со сценаристом Чарлзом Брэккеттом. Их длительное и плодотворное сотрудничество началось с фильма « Восьмая жена Синей Бороды » (1938) и продолжалось до 1950 года, и его результатом стал целый ряд блестящих сценариев и кассовых хитов американского кино конца 1930-х — начала 1940-х годов. По их сценариям поставлены такие успешные комедии, как « Полночь » (1939) Лейзена , « Ниночка » (1939) Любича (главную роль в которой сыграла Грета Гарбо ) и « С огоньком » (1941) Хоукса . После этих больших удач, начиная с 1942 года, Уайлдер и Брэккетт расширили сферу своей совместной деятельности, занявшись также продюсированием и режиссурой. Как самостоятельный режиссёр Уайлдер дебютировал комедией «Майор и малютка» (1942).
В 1944 году Уайлдер снимает один из первых своих фильмов в жанре нуар — « Двойная страховка ». Сценарий к нему был написан им совместно с известным автором детективных романов Раймондом Чандлером .
Во второй половине сороковых и в пятидесятых годах Уайлдер — один из самых востребованных режиссёров Голливуда. Ключом к успеху Уайлдер считал обдуманный подбор сценария, предельное внимание к сюжету, меткость и афористичность реплик, углублённую работу с актёрами. Картины Уайлдера этих лет посвящены таким нетипичным для Голливуда темам, как алкоголизм , нацистские концлагеря , проституция и бессмысленность современной жизни.
Среди его режиссёрских успехов, отмеченных премиями «Оскар», — « Потерянный уикенд » (1945), « Бульвар Сансет » (1950) и « Квартира » (1960).
Начиная с фильма « Зуд седьмого года » (1955), основным жанром в творчестве Уайлдера становится комедия в самых разнообразных проявлениях: комедия- фарс (« В джазе только девушки », 1959), романтическая комедия (« Любовь после полудня », 1957), комедия с оттенком сатиры (« Квартира », 1960). Почти все эти ленты основаны на сценариях И. А. Л. Даймонда , с которым Билли Уайлдер сотрудничал с 1955 года . Излюбленными актёрами Уайлдера тех лет были Джек Леммон , Мэрилин Монро , Одри Хепбёрн .
Несмотря на интерес режиссёра к социальным драмам, за Уайлдером закрепилась репутация крупнейшего мастера комедии в истории звукового американского кино. В сотне самых смешных голливудских фильмов, составленной Американским институтом киноискусства , больше всех картин принадлежит Уайлдеру, в том числе лента, возглавляющая список, — «В джазе только девушки». Сам же режиссёр, объясняя свой интерес к жанру комедии, говорил: «Сейчас, когда я думаю о моих фильмах, мне кажется, что когда я был чем-то расстроен, то обязательно делал комедию. И наоборот, в состоянии душевного подъёма мне хотелось снимать нечто трагическое. Наверно, я делал это вполне бессознательно. Но могу сказать с полной ответственностью, что в процессе работы над комедией я избавлялся от депрессии . Фильмы были для меня чем-то вроде психоанализа » .
Во многом итоговая, комедия Уайлдера «Квартира» была удостоена нескольких «Оскаров» (в том числе в категории «Лучший фильм»).
В сентябре 2017 года Билли Уайлдер возглавил рейтинг топ-100 сценаристов в истории кинематографа, который опубликовал портал Vulture .
Уайлдер скончался от воспаления лёгких в своём доме в Лос-Анджелесе.
Год | Награждение | Фильм |
Премия « Оскар »: | ||
1946 | Лучший оригинальный сценарий | Потерянный уикэнд |
1946 | Лучший режиссёр | |
1951 | Лучший оригинальный сценарий | Бульвар Сансет |
1961 | Лучший оригинальный сценарий | Квартира |
1961 | Лучший режиссёр | |
1961 | Лучший кинофильм | |
1988 | Приз памяти Ирвинга Дж. Тальберга | За высокое качество общего творческого вклада в кино |
Номинации на « Оскар »: | ||
1940 | Лучший оригинальный сценарий | Ниночка |
1942 | Лучший адаптированный сценарий | Задержите рассвет |
1942 | Лучший оригинальный сюжет | С огоньком |
1945 | Лучший адаптированный сценарий | Двойная страховка |
1945 | Лучший режиссёр | |
1949 | Лучший адаптированный сценарий | Зарубежный роман |
1951 | Лучший режиссёр | Бульвар Сансет |
1952 | Лучший сюжет и сценарий | Туз в рукаве |
1954 | Лучший режиссёр | Лагерь для военнопленных № 17 |
1955 | Лучший адаптированный сценарий | Сабрина |
1955 | Лучший режиссёр | |
1958 | Лучший режиссёр | Свидетель обвинения |
1960 | Лучший сценарий | В джазе только девушки |
1960 | Лучший режиссёр | |
1967 | Лучший оригинальный сценарий | Азарт удачи |