Чтение
- 1 year ago
- 0
- 0
«Внеклассное чтение» — роман Бориса Акунина из серии « Приключения магистра », впервые был издан в 2003 году.
В романе параллельно развиваются две сюжетные линии. Действие одной происходит в XVIII веке последний год царствования Екатерины Великой , а другой — в начале XXI века .
Первая линия: семилетний , удивительно одарённый мальчик, становится случайным свидетелем заговора против императрицы и борьбы за престол сторонников Павла I и Александра I . Пытается спасти её от смерти, впутывается в дворцовые интриги. Неожиданно ему на помощь приходит благородный отшельник Данила Ларионович Фондорин.
Вторая линия: известный пластический хирург , оперирующий самых богатых и знаменитых жителей Москвы, делает вид, что находит свою родную дочь в интернате. Забрав девочку оттуда, поселяет её в своём шикарном особняке и нанимает русского англичанина баронета для обучения светским манерам и английскому языку. Бизнесмен и бывший одноклассник хирурга похищает девочку для шантажа по крупной финансовой сделке. Фальшивый отец готов пожертвовать судьбой «дочери» ради прибыли.
Николас, создавая вместе с ученицей компьютерную игру про Эраста Фандорина , предлагает ей три возможных сюжета: «Эраст Петрович против Джека Потрошителя», «Эраст Петрович в Японии» и «Эраст Петрович в подводном городе». Несмотря на то, что достоверных сведений об этих приключениях у Николаса не сохранилось, о каждом из них можно прочитать в отдельном романе (« Декоратор », « Алмазная колесница » и « Планета Вода » соответственно). При этом «Планета Вода» была написана только через 12 лет после выхода «Внеклассного чтения».
Все главы романа называются по известным литературным произведениям и заканчиваются их последними предложениями. Среди них комедия Дениса Фонвизина « », рассказ Ивана Бунина « », роман Ивана Тургенева « Отцы и дети », комедия Уильяма Шекспира « », роман Шодерло де Лакло « Опасные связи », драма Фридриха Шиллера , « Коварство и любовь », поэма Джона Мильтона « Потерянный рай », повесть Жана де Лафонтена « Любовь Психеи и Купидона » . Прослеживается идеологическое направление движения от просветительского утопизма XVIII века ( Денис Фонвизин ) к социалистическому реализму и советскому утопизму XX века ( Василий Шукшин ). Фамилия «бригадира» Любавин отсылает к роману Василия Шукшина «Солнцеград» .
Для образа Николаса Фандорина в романе «Внеклассное чтение» используется определение «русский англичанин», которое обыгрывает модель ассимиляции иностранного компонента в русском сознании. Эта модель часто встречалась в литературе XIX века и имеется устоявшийся образ «русского немца». Ассимиляция включает в себя движение от транслирования западной цивилизаторской модели к принятию и понятию героем своей восточной составляющей и «русскости» .
В романе впервые появляется персонаж Валя Глен, который далее будет присутствовать в следующих произведениях цикла « Приключения магистра ». Во «Внеклассном чтении» этот персонаж является «интерсексуальным», с не установившейся самоидентификацией, которая выражается в том, что этот персонаж считал себя то мужчиной, то женщиной, в связи с чем говорил двумя разными голосами, тенором и контральто. В последующих книгах циклах самоидентификация персонажа устоялась и он считал себя женщиной .
Миранда — восемнадцатилетняя дочь богатого бизнесмена Куценко, к которой Николас Фандорин был нанят гувернером; имеет «ангельскую» внешность и инфантильное поведение, показывая детскую наивность, беспомощность, растерянность, слабость. Николас испытывает симпатию к девушке благодаря её привязанности к нему и беззащитности. При вовлечении Фандорина в похищение девушки он, увидев как она беззаботно спит, принимает окончательное решение защищать её, даже рискуя жизнью собственных детей .
После того как Миранда узнает, что бизнесмен не является её родным отцом и использует её для своих корыстных целей, она утрачивает детскую непосредственность и доверчивость и предстает решительной, жестокой, расчетливой и мстительной. Девушка рассказывает жене бизнесмена Инге, что он для того, чтобы она любила только его изуродовал её лицо и потом восстановил его, а также сделал её бесплодной из-за чего Инга сходит с ума и убивает Куценко. После свершения мести Миранда остается единственной наследницей, так как мачеху отправляют в психиатрическую клинику .
Такие черты характера как жестокость и мстительность сформировались у Миранды во время жизни в интернате. В то же время для того, чтобы вызвать любовь окружающих использовалась маска наивного ребёнка. В нескольких эпизодах во время повествования Акунин показывает проявления хладнокровности к смерти, крови, страданиям, а также подчеркивает контраст между тем как Фандорин воспринимает и описывает девушку и её речью, в которой используются обсценные выражения .
Образ героини, который воспринимается Николасом может быть скрытой аллюзией к образу Лолиты Владимира Набокова в момент знакомства с Гумбертом. При этом образ трансформируется: если Лолита подчеркивает свою сексуальность, то Миранда прячет появившуюся женственность и имперсонирует подростка. Продолжая традицию Чарльза Диккенса, используется анаморфоз для создания персонажа у которого за внешним смирением и благочестием прячется лицемерие, подлость и злодейство, но другие персонажи неверно оценивают его из-за внешних проявлений .
|
Некоторые
внешние ссылки
в этой статье
ведут на сайты, занесённые в
спам-лист
|