О́льга Влади́мировна Ро́занова
(
21 июня
[
3 июля
]
1886
или
22 июня
[
4 июля
]
1886
,
Меленки
,
Владимирская губерния
—
7 ноября
1918
,
Больница им. К. Т. Солдатёнкова
) — русский живописец, график, художница книги и декоративно-прикладного искусства, автор статей по искусству, поэтесса, организатор культурного строительства в ранней советской России. Одна из крупнейших представительниц
русского авангарда
с уникальным колористическим талантом
. Создала собственное направление в абстрактном искусстве - т.н. "
, на несколько десятилетий предвосхитив развитие сходного направления в амерканском
абстрактном искусстве.
В 1917 году создала один из шедевров абстракционизма — картину «
Зелёная полоса
»
.
Содержание
Биография
Родилась
22 июня
(
4 июля
)
1886
года уездном городе
Меленки
Владимирской губернии
. Отец Розановой — Владимир Яковлевич Розанов, сын священника, уездный
исправник
,
коллежский асессор
,
мать — Елизавета Васильевна Розанова (в девичестве Орлова), дочь священника. В семье, помимо младшей Ольги, было ещё трое детей: Алевтина, Анатолий и Анна. В Меленках у Розановых был собственный деревянный дом на Казанской улице, недалеко от Покровского собора. В этом соборе
26 июня
(
8 июля
)
1886
года Розанова была крещена
.
В 1896 году Ольга переехала во
Владимир
, где поселилась в доме тетки, Марии Васильевны Орловой, на Борисоглебской улице (ныне —
Музейная улица)
, дом 10, в "интеллектуальном центре" старого города
. До 2017 дом считался утраченным, но был идентифицирован по документам сотрудником Государственного Архива Владимирской области Алексеем Арескиным
. Дом располагается рядом с
; до того, как в нем поселились Орловы и Розановы, он принадлежал церковному художнику Роборовскому и был связан с семьями Полисадовых и Делекторских, возможных родствеников поэта
Андрея Вознесенского
и сектетаря
Анри Матисса
,
Лидии Делекторской
. Кроме того, на выходе из Смутного времени в непоредственной близости от Троицкой церкви располагался осадный двор
Дмитрия Пожарского
. В 2021 дом Розановой взят под государственную охрану, но пока находится в критическом состоянии
.
Все девочки Розановы учились во Владимирской женской гимназии, Ольга - в 1896-1904; после ранней смерти отца, в 1903-1904 жила в пансионате гимназии; училась на хорошо и отлично, писала стихи
. Дружила с соседской семьей Казначеевых, увлекавшихся древностями и масонством
.
В ноябре 1906 поехала в Москву и поступила в частное Художественное училище живописи и скульптуры Анатолия Петровича Большакова
(
Мясницкий проезд
, 4), где училась одновременно с выпускниками Мстерской иконописной школы, в частности, с
Федором Мородовым
, одним из будущих столпов соцреализма
. В Москве снимала комнату на
3-й Тверской-Ямской улице
. Ученические
этюды
этого периода относятся к наиболее ранним из известных работ Ольги Розановой. Их сохранилось довольно мало, хотя на её посмертной выставке в 1919 году они были представлены достаточно полно
.
В августе 1907 года Розанова пыталась поступить в
Императорское Строгановское Центральное художественно-промышленное училище
, однако получила отказ
и продолжила заниматься в частных студиях. В некрологе, помещённом в газете «Искусство» 5 января 1919 года, упоминается, что художница всё же посещала Строгановское училище, но недолго, так как её не удовлетворяла царившая там система преподавания. Искусствовед и специалист по творчеству Ольги Розановой
Нина Гурьянова
считает, что она могла некоторое время посещать училище в качестве
вольнослушательницы
.
В 1912 году познакомилась с поэтами-футуристами
Велимиром Хлебниковым
и
Алексеем Кручёных
. С последним её связывали близкие, интимные отношения: они несколько раз расставались и не жили подолгу вместе.
В творческом содружестве Кручёных и Розановой был создан уникальный стиль русской футуристической книги. В 1913—1914 годах они опубликовали книгу «Тэ ли лэ», используя технику цветного
гектографирования
. В 1915—1916 годах использовали в футуристической книге метод
коллажа
. В 1915 году художница применила коллаж в иллюстрировании «Заумной гниги» Кручёных и Алягрова и в альбоме «Война» 1916 года со стихами Кручёных
. Всего ими совместно создано 18 книг.
В 1916 стала секретарем общества «
Супремус
», возглавляемого Малевичем. К этому времени её стиль развивался от
кубизма
и итальянского
футуризма
к чистой абстракции, в которой композиция создаётся визуальным весом и взаимосвязью цветов. В том же году вместе с другими художниками-супрематистами (Казимир Малевич,
Александра Экстер
,
Нина Генке
,
Любовь Попова
,
Ксения Богуславская
,
Надежда Удальцова
,
Иван Клюн
,
Иван Пуни
и другие) работала в художествернных артелях деревень
Вербовка
и
, созданных Натальей Давыдовой. Под влиянием Кручёных писала
заумные
стихи. Крученых, по влиянием Розановой, занялся абстрактным искусством и сделал книгу цветных коллажей
.
После февральской революции 1917 была членом Коллегии Профессионального союза художников-живописцев Москвы, работала "ради картошки" в
Союзе городов
. После октябрьской революции 1917 писала в газету "Анархия", участвовала, в качестве вышивальщицы знамен, в оформлении Москвы к празднику 1 мая. 22 июня 1918 назначена заведующей подотделом художественой промышленности Отдела ИЗО НКП. Вместе с
Александром Родченко
готовила к реформированию ряд крупных художественно-промышленных центров во
Мстере
,
Богородске
и
Иваново
. Участвовала в оформлении Москвы к годовщине революции.
7 ноября 1918 года умерла от
дифтерита
в Солдатёнковской больнице (ныне —
Боткинская
)
. Похоронена в
Новодевичьем монастыре
, рядом с Антоном Чеховым. Специально к похоронам Малевич и Клюн сделали траурный супрематический флаг. После перенесения могилы Чехова, захоронение Розановой было утрачено. Имя Розановой сразу после ее смерти было присвоено Иваново-Вознесенской художественной школе.
Публикация заумных стихов Розановой после ее смерти в газете Московского Отдела ИЗО Наркомпроса вызвало нападения со стороны критиков Пролеткульта.
Ольга Розанова в искусстве
Посвящения
Поэтическая книга «
» (1913)
Алексея Кручёных
вышла с посвящением «Первой художнице Петрограда О. Розановой»
.
Книга Крученых "Бегущее" посвящена "Розановой и Керенскому"
Владимир Маяковский
в 1915 году посвятил Ольге Розановой цикл из трёх стихотворений с надписью «Светлой О. В. Р. — эти стихи»
.
Выставки
Персональные выставки
1918 (декабрь) — 1919 (март) —
Москва
, Первая Государственная выставка. Посмертная выставка картин, этюдов, эскизов и рисунков О. В. Розановой
1917 (декабрь) —
Москва
, Вторая выставка Современного декоративного искусства «
Вербовка
»
1918 (апрель) —
Тифлис
, Выставка картин и рисунков московских футуристов
1918 (май—июль) —
Москва
, Первая выставка картин профессионального союза художников в Москве
Наиболее значительные ранние выставки русского авангарда (1919—1927)
1919 (апрель—июнь) —
Петроград
, Первая Государственная Свободная выставка произведений искусств
1919 —
Москва
, X Государственная выставка. Беспредметное творчество и супрематизм
1919 —
Витебск
, Первая государственная выставка картин местных и московских художников
1920 —
Казань
, Первая Государственная выставка искусства и науки в Казани
1922 —
Берлин
, Первая русская художественная выставка
1927 —
Ленинград
, Выставка новейших течений в искусстве
Выставки XXI века
С 2018 (ноябрь) —
Ростов Великий
, ГМЗ «
Ростовский кремль
». «Хвост кометы» (в память о погибшей работе Розановой). Приурочена к 100-летию со дня смерти художницы
Библиография
Прижизненные публикации
Розанова О. В.
Манифест «Союза молодёжи»: Листовка. —
СПб.
, 1913.
Розанова О. В.
// Союз молодёжи. —
СПб.
, 1913. — № 3. — С. 14—22.
Розанова О. В.
// Анархия : газета. — 1918. — № 86.
Розанова О. В.
// Анархия : газета. — 1918. — № 91.
Розанова О. В.
Уничтожение 3-х федеративной конструкции союза как причина выхода из него левой федерации // Анархия. — 1918. —
№ 99
.
Посмертные публикации
Фриче В.
Цитадель «свободного творчества» // Вечерние Известия. — 1919. — 28 февр. — С. 1.
Ольга Розанова. «Лефанта чиол…» / Вступ. ст., публикации писем и комментарии к ним
Веры Терёхиной
; составители «Хроники жизни и творчества»
Андрей Сарабьянов
и Вера Терёхина. —
М.
: RA, 2002. — 392 с. —
2000 экз.
—
ISBN 5-85164-076-6
.
В феврале 2016 года во
Владимире
усилиями культурного центра «Эйдос» при поддержке департамента культуры областной администрации и администрации города Владимира была организована и проведена научная конференция «Ольга Розанова: региональное, национальное, глобальное»
. В работе конференции приняли участие известные учёные
Андрей Сарабьянов
,
Вера Терехина
и другие специалисты
.
В ноябре 2016 года во
Владимире
был открыт «
Центр Ольги Розановой
»
. В планы Розановского центра входит исследовательская, экспертная, просветительская, художественная и издательская деятельность.
Анна Бражкина.
// Диалог искусств : журнал. — 2024. — Декабрь (
№ 6
). —
С. 86—92
.
, с. 176.
А. Б. Бражкина.
Комментарии к "Формулярному списку уездного исправника Владимира Яковлевича Розанова. 1899"
(рус.)
// Розановский сборник. — 2017. —
Т. I
. —
С. 173—200
. —
ISSN
.
, с. 11.
, с. 115.
А. А. Арескин.
Дом Ольги Розановой во Владимире // Розановский сборник. —
Т. I
. —
С. 52—56
. —
ISSN
.
Анастасия Гусева.
Дом художницы-авангардистки Ольги Розановой в городе Владимире признали памятником. Но на его ремонт и реставрацию по-прежнему мало шансов // Зебра-ТВ. — 2022. — 14 сентября.
Н. И. Власова.
Владимирская земская женская гимназия // Розановский сборник. — 2017. —
Т. i
. —
С. 67—74
. —
ISSN
.
У. С. Вахотина.
Юная Ольга Розанова и владимирские масоны: к постановке проблемы // Розановский сборник. — 2017. —
Т. I
. —
С. 36—39
. —
ISSN
.
Андрей Сарабьянов, Вера Терехина.
Ольга Розанова. "Лефанта чиол...". —
М.
: RA, 2002. — С. 292. —
ISBN 5-85164-076-6
.
Михаил Бирюков.
Мстерский ковчег. —
М.
: "Гараж", 2023. — С. 31. —
ISBN 978-5-60493559-3
-4.
, с. 12.
, с. 13.
Прошение о принятии с резолюцией красным карандашом «Не принята» находится в
РГАЛИ
— Ф. 667. Оп. 1. Ед. хр. 7490
↑
, с. 14.
↑
Терёхина Вера
.
// Наше наследие. — 2003. —
№ 67—68
.
3 сентября 2017 года.
↑
, с. 336.
, с. 35.
Амазонки авангарда.
Под редакцией Джона Боулта и Мэтью Дратта. М. : Галарт, С. 216—217.
, с. 118.
(неопр.)
. Дата обращения: 14 ноября 2018.
15 ноября 2018 года.
Собств. корр.
от 20 октября 2016 на
Wayback Machine
// avo.ru. — 2016. — 25 февр.
↑
Хромова А.
от 20 октября 2016 на
Wayback Machine
// zebra-tv.ru. — 2016. — 27 февр.
Хромова А.
от 25 ноября 2016 на
Wayback Machine
// zebra-tv.ru. — 2016. — 23 ноября.
Палагина Е.
от 26 ноября 2016 на
Wayback Machine
// 33 Губерния. — 2016. — 22 ноября.
Yablonskaia M.
Olga Rozanova // Woman-Artists of Russia's New Age: 1900—1935. — London: Abrams, 1990. — P. 81—98.
Гурьянова Н.
Ольга Розанова и Алексей Кручёных: К вопросу о взаимосвязи поэзии и живописи в русском футуризме // Europa Orientalis. — Salerno, 1992. —
С. 49—108
.
Gurianova N.
Olga Rozanova: Color Libero // Art e Dossier. — 1993. —
№ 85
. — P. 37—43.
Gurianova N.
Suprematism and Transrational Poetry // Elementa. — 1994. —
№ 1
. — P. 369—383.
Ракитин В.
Апофеоз Ольги Розановой // Война / Резьба О. Розановой. Слова А. Кручёных. — 1916. Факсим. изд. М., 1995.
Родченко А.
Ольга Розанова — живописец //
Родченко А.
Эксперименты для будущего. —
М.
, 1996. —
С. 65
.
Gurianova N.
Olga Rozanova // Amazons of Avant-garde. — New York, 1999. — P. 213—239.