Женщина есть женщина
- 1 year ago
- 0
- 0
Роковая женщина ( фр. la femme fatale ), вамп — распространённый в литературе и кино образ сексапильной женщины, которая манипулирует мужчинами посредством флирта . Она всегда не та, за кого выдаёт себя вначале. Герою трудно противостоять чарам роковой женщины, которая влечёт его помимо воли; зачастую это влечение приводит к гибели героя.
Хотя истоки образа специалисты находят в Библии ( Далила , Иезавель , Саломея ) , оформление знакомого образа роковой обольстительницы приходится на период раннего романтизма . Среди образов носительниц губительной для героя любви, которые проходят по страницам поэм той эпохи, — « » у Гёте , загадочная у Кольриджа , Безжалостная красавица и ламия в у Китса . Очень часто они приходят за героем из потустороннего мира.
Вслед за такими героинями романтизма, как Коринфская невеста и лесбиянка Кармилла , в немом кино роковая женщина была истолкована как ненасытная сексуальная вампирша , отсюда американский синоним французского термина — vamp . Истоки этого словоупотребления видят в поэме Киплинга «Вампирша», по мотивам которой был в 1915 году снят фильм « Жил-был дурак » с Тедой Бара в главной роли. Ещё раньше Теды Бары типаж роковой женщины воплотила на экране Хелен Гарднер .
Для фильма-нуар роковая женщина — такой же неотъемлемый атрибут, как и фигура частного детектива, ведущего расследование . Классический образ хищницы, которая затягивает главного героя в сети своей лжи, создала Барбара Стэнвик в обойме фильмов сороковых, таких, как « Двойная страховка » (1944) . Иногда за фасадом роковой женщины кроется ранимая жертва мужчин более расчётливых и могущественных, чем увлечённый ею главный герой. Такова, например, героиня Риты Хейворт в фильме « Гильда » (1946) и героиня Авы Гарднер в фильме « Убийцы » (1946).
Фигура летальной женщины — женщины-паука — наиболее яркое воплощение женственности в мире нуара. Неодолимо соблазнительная, двуличная и ненасытная в постели — её толковали как симптом типичной мужской фобии по поводу женщины как существа, способного оскопить и проглотить жертву противоположного пола. Она бросает вызов патриархальному обществу своей независимостью, своим умом и находчивостью. Она никак не вписывается в расхожее представление о том, что женщина в состоянии полностью реализовать себя в качестве жены и матери. Её внешний вид всегда сексуален, с длинными распущенными волосами, откровенными костюмами, которые подчёркивают длинные, чувственные ноги, а также с ярким макияжем .
Зеркальным отражением образа роковой женщины в литературе романтизма был образ рокового мужчины ( l’homme fatal ), каковы, например, дон Жуан , Печорин или Хитклифф . В киноведении этим термином также обозначают мужчину, который встаёт на место роковой женщины в нео-нуарах на гомосексуальную тематику (например, « Керель » Фассбиндера или « Дурное воспитание » Альмодовара ) .