Interested Article - Винчи, Леонардо
- 2021-07-06
- 1
Леона́рдо Ви́нчи ( итал. Leonardo Vinci , около 1690 , Стронголи — 27 мая 1730 , Неаполь ) — итальянский композитор эпохи барокко, видный представитель неаполитанской оперной школы .
Биография
Изучал музыку в неаполитанской консерватории Повери-ди-Джезу-Кристо ( Conservatorio dei Poveri di Gesù Cristo ), где учился у композитора Гаэтано Греко. «Слепец-притворщик» («Lo Cecato fauzo»; Неаполь, 1719) — первая опера на неаполитанском диалекте . Наиболее известная ранняя опера — комедия «Li zite ’n galera» (Неаполь, 1722; традиционно переводится как «Девушки на галере», однако вернее будет перевести название как «Новобрачные на лодке») . Одним из первых использовал тексты Пьетро Метастазио для своих опер. Всего написал более 25 опер , в том числе «Катон в Утике» (Рим, 1728; из неё доныне популярна ария «Confusa, smarrita») и «Узнанная Семирамида» («Semiramide riconosciuta»; Рим, 1729). Также оставил произведения духовной музыки (оратории, кантаты и пр.). «Артаксеркс» («Artaserse») — самый большой успех композитора (особенно популярна оттуда ария «Vo solcando» в конце I акта), плоды которого он не смог развить в связи со скоропостижной смертью. Обстоятельства смерти Винчи не выяснены. Современный исследователь К. Маркстром допускает, что композитор был отравлен мужем-рогоносцем, с супругой которого Винчи неосмотрительно вступил в любовную связь .
Опера «Артаксеркс», возобновлённая в наши дни , впервые была представлена публике 4 февраля 1730 года в «Teatro delle Dame» (до наших дней не сохранился) в Риме . Примечателен тот факт, что после римской премьеры «Артаксеркс» удерживался в репертуаре различных европейских театров ещё более 10 лет.
Творчество
В противовес господствовавшему барочному оперному стилю, который представлял Алессандро Скарлатти , Винчи установил целый ряд новых особенностей (простая и изящная мелодия, тематический контраст, значительное снижение роли полифонии и др.), характерных для предклассического стиля. Эта тенденция была воспринята композиторами-современниками, стремившимися обновить «старую» оперу.
Сочинения
Оперы
Примечание. В скобках указана дата премьеры.
- Слепец-притворщик ( Lo cecato fauzo , 1719)
- Lo scagno (1720)
- Lo scassone (1720)
- Lo castiello sacchiato (1720)
- Барон из Троккии ( Lo Barone di Trocchia , 1721)
- Дон Чиччо ( Don Ciccio , 1721)
- Новобрачные на лодке ( Li zite 'n galera , 1722)
- Торжество Вакха ( La festa di Bacco , (1722)
- Лабиринт ( Lo labborinto , 1723)
- Сулла-диктатор ( Silla dittatore , 1723)
- Фарнак ( Farnace ; 1-я ред., 1724; 2-я ред., 1729)
- Верная жена ( La mogliera fedele , 1724)
- Гераклия ( Eraclea , 1724)
- Партенопа ( Partenope ; др. название La Rosmira fedele , 1725)
- Астианакт ( L’Astianatte , 1725)
- Покинутая Дидона ( Didone abbandonata , 1726)
- Сир , царь Персии ( Siroe, Re di Persia , 1726)
- Эрнелинда ( Ernelinda , 1726; др. название: La fede tradita e vendiciata)
- Сигизмунд, царь Польши ( Gismondo, Re di Polonia , 1727; др. название: Il vincitor generoso)
- Падение децемвиров ( La caduta dei Decemviri , 1727)
- Катон в Утике ( Catone in Utica , 1728)
- Медей ( Medo , 1728)
- Узнанная (разоблачённая) Семирамида ( La Semiramide riconosciuta , 1729)
- Александр в Индии ( Alessandro nell’Indie , 1729)
- Спор богов ( La contesa de' numi , 1729)
- Максимиан ( Massimiano , 1729)
- Артаксеркс ( Artaserse , 1730)
Частично сохранившиеся / утраченные оперы
- Публий Корнелий Сципион ( Publio Cornelio Scipione , 1722)
- Ифигения в Тавриде ( Ifigenia in Tauride , 1725)
- Триумф Камиллы ( Il trionfo di Camilla , 1725)
- Флавий Аниций Олибрий ( Flavio Anicio Olibrio , 1728)
Примечания
- По другим сведениям, родился в селении Винчи под Флоренцией {{подст:АИ}}.
- Синопсис и объяснение заглавия см. от 6 февраля 2017 на Wayback Machine .
- Вариант перевода: «Разоблачённая Семирамида».
- Markstrom K.S. The operas of Leonardo Vinci, Napoletano. Hillsdale, N.Y.: Pendragon Press, 2007, p.342-344.
- . Дата обращения: 29 сентября 2017. 19 ноября 2015 года.
- . Дата обращения: 7 сентября 2013. 7 декабря 2015 года.
- В связи с папским указом, запрещавшим женщинам появляться на сценах Рима (действовал до 1798 года ), все женские партии на премьере исполняли мужчины.
- Markstrom K. S. The operas of Leonardo Vinci, Napoletano. — Hillsdale, N.Y.: Pendragon Press, 2007. — ISBN 9781576470947 .
Литература
- Markstrom K.S. The operas of Leonardo Vinci, Napoletano. Hillsdale, N.Y.: Pendragon Press, 2007. ISBN 9781576470947 .
- Винчи, Леонардо // Музыкальный словарь Гроува . Москва, 2007, с.196.
Ссылки
- (итал.)
- 2021-07-06
- 1