Борис Годунов
- 1 year ago
- 0
- 0
«Борис Годунов» — опера Модеста Мусоргского в четырёх действиях с прологом (в восьми, во второй редакции девяти картинах). Либретто композитора по мотивам одноимённой трагедии А. С. Пушкина . Первая авторская редакция завершена в 1869 году, вторая авторская редакция — в 1872 году. Первая постановка оперы осуществлена в Петербурге в 1874 году.
Работу над оперой Мусоргский начал в октябре 1868 года, используя для написания либретто текст Пушкина и материалы « Истории государства Российского » Н. М. Карамзина . Тема — период правления царя Бориса Годунова , c 1598 по 1605 год, непосредственно перед началом « Смутного времени ». В выбранном историческом эпизоде композитора привлекала возможность отразить отношения царя и народа, представить народ и царя в качестве главных действующих лиц. Мусоргский писал: « Я разумею народ как великую личность, одушевлённую единой идеей. Это моя задача. Я попытался решить её в опере ».
Опера была завершена в конце 1869 года и представлена в Дирекцию императорских театров. Театральный комитет не принял её к постановке, объяснив решение отсутствием выигрышной женской роли. После отказа Мусоргский внёс ряд изменений, в частности, ввёл «польский» акт с любовной линией Лжедмитрий — Марина Мнишек, а также добавил эффектный финал — монументальную сцену народного восстания под Кромами. Однако вторая редакция (1872) также была отвергнута. Оперу удалось поставить лишь два года спустя, благодаря энергичной поддержке в театральных и музыкальных кругах. Премьера состоялась 27 января ( 8 февраля ) 1874 года на сцене Мариинского театра . Несмотря на восторженный приём публики, критика встретила оперу резко отрицательно. В 1882 году она была снята с репертуара.
Существуют две авторские редакции — 1869 и 1872 гг., а также ряд посмертных редакций, среди них две редакции Римского-Корсакова (1896 и 1908), сводная редакция П. А. Ламма—Б. В. Асафьева (1928), редакция и оркестровка Д. Д. Шостаковича (1940). Сцена у собора Василия Блаженного из 1-й авторской редакции, отсутствующая в обеих редакциях Римского-Корсакова, существует в инструментовке Ипполитова-Иванова. Наибольшее распространение среди исполнителей XX в. получила 2-я редакция Римского-Корсакова. В постановках конца XX и в XXI вв. используются также авторские редакции, которые по мнению музыковедов точнее соответствуют характеру повествования и персонажам.
Работая над либретто, Мусоргский сделал краткую выборку из трагедии Пушкина и во многих случаях пересмотрел оригинал, в том числе, проигнорировал вошедшую в поговорку фразу «ох, тяжела ты шапка Мономаха!» . Основной целью Мусоргского было оптимально приспособить «немузыкальный» текст к музыкальной драме, как он её себе представлял. Работа шла, прежде всего, в направлении динамизации пушкинского оригинала, повышения его эмоционального и «психоделического» градуса. Вектор переработки хорошо просматривается, например, в рассказе Шуйского, который спровоцировал припадок Бориса с галлюцинациями (так называемая Сцена с курантами). В нижеследующей таблице некоторые характерные изменения отмечены курсивом:
у Пушкина | у Мусоргского |
---|---|
Шуйский:
Не казнь страшна; страшна твоя немилость;
Перед тобой дерзну ли я лукавить? И мог ли я так слепо обмануться, Что не узнал Димитрия? Три дня Я труп его в соборе посещал, Всем Угличем туда сопровожденный. |
Шуйский:
Не казнь страшна, страшна твоя немилость.
В Угличе, в соборе пред всем народом, пять с лишком дней я труп младенца навещал. |
Вокруг его тринадцать тел лежало,
Растерзанных народом , и по ним Уж тление приметно проступало, Но детский лик царевича был ясен И свеж и тих, как будто усыпленный; |
Вокруг него тринадцать тел лежало,
обезображенных, в крови, в лохмотьях грязных ; и по ним уж тление заметно проступало. Но детский лик царевича был светел, тих и ясен. |
Глубокая не запекалась язва,
Черты ж лица совсем не изменились . |
Глубокая, страшная зияла рана,
а на устах его непорочных улыбка чу́дная играла. Казалося, в своей он колыбельке спокойно спит, сложивши ручки и в правой крепко сжав игрушку детскую … |
Нет, государь, сомненья нет: Димитрий
Во гробе спит. |
— |
Борис: Довольно! | Борис: Довольно! |
Бояре , стрельцы , рынды , приставы, паны и пани, сандомирские девушки, калики перехожие , народ московский.
Действие происходит в России и Польше в 1598—1605 годах.
Первая картина . Заполненный народом двор Новодевичьего монастыря под Москвой. Пристав требует, чтобы все стали на колени и молили Бориса Годунова венчаться на царство ( хор «На кого ты нас покидаешь» ). К выборам нового царя крестьяне и посадские люди равнодушны. Отдельные реплики говорят о невнимании к происходящему. Вышедший к народу дьяк Щелкалов сообщает, что Борис и слышать не желает о троне ( «Православные! Неумолим боярин!» ). К монастырю подходят калики перехожие. Они призывают молиться за избрание на царство Бориса, во спасение Руси.
Вторая картина . Царское коронование на площади в Московском Кремле. Под колокольный звон бояре шествуют в Успенский собор. Народ по приказу боярина Шуйского славит царя ( величальная «Уж как на небе солнцу красному слава!» ). Появляется Борис. Его гнетут сомнения и зловещие предчувствия ( ариозо «Скорбит душа» ).
Первая картина . Монах-летописец Пимен пишет летопись ( монолог «Еще одно последнее сказанье» ). Проснувшемуся молодому послушнику Григорию Отрепьеву он рассказывает о том, что Борис Годунов виновен в гибели законного наследника престола царевича Димитрия. Оброненное замечание, что Григорий с царевичем — ровесники, рождает в голове Отрепьева дерзкий план: он назовётся Димитрием и вступит в борьбу с Борисом.
Вторая картина . Корчма на литовской границе, куда забрели беглые монахи Варлаам и Мисаил, с ними вместе — Григорий. Гости пьют вино, шутят и поют песни ( шинкарка: «Поймала я сиза селезня», Варлаам: «Как во городе было во Казани» ). Григорий поглощён мыслями о самозванстве. Он выспрашивает у хозяйки дорогу в Литву. Появляются два пристава: они ищут бежавшего из Чудова монастыря «недостойного чернеца Григория из рода Отрепьевых». Григорий разоблачён и, спасаясь бегством, выскакивает в окно. Все бросаются за ним.
Царский терем в Кремле. Борис утешает дочь Ксению, горюющую об умершем женихе; рассматривает географическую карту, которую чертит сын Феодор. Но ни в семье, ни в государственных делах Борису нет удачи; это — кара за убийство царевича ( монолог «Достиг я высшей власти» ). Князь Шуйский приносит весть о появлении в Литве самозванца-Димитрия. Борис расспрашивает его о подробностях гибели царевича; он в смятении, в углу его комнаты ему мерещится призрак убитого младенца ( «сцена с курантами»: «Ух, тяжело!..Дай дух переведу» ).
Первая картина . Девушки развлекают песнями скучающую в Сандомирском замке Марину Мнишек ( ария Марины «Как томительно и вяло» ). Она хочет пленить Самозванца, чтобы занять престол московских царей. Склоняет к этому Марину и её «духовный отец» — тайный иезуит Рангони, убеждая будущую царицу обратить «еретиков-москалей» в католическую веру. Марина колеблется, но Рангони угрожает ей церковным проклятием.
Вторая картина . Лунной ночью в саду Сандомирского замка, у фонтана, мечтает Самозванец о Марине. К нему подкрадывается Рангони. Сладкими речами о красоте Марины иезуит выманивает у Самозванца признание в страстной любви к гордой панне. По саду в торжественном полонезе проходит шумная толпа весёлых гостей — они предвкушают победу польского войска над войском борисовым. Самозванец скрывается за деревьями. Все уходят в замок, но Марина возвращается в сад, где её ждёт Григорий. Хитростью и лаской Марина разжигает в нём чувство любви. Она будет принадлежать ему, когда во главе польского войска Самозванец овладеет Москвой и взойдёт на престол. Звучат взаимные упрёки и страстные любовные признания ( дуэт «О, царевич, умоляю» ).
Первая картина . Москва, площадь перед собором Василия Блаженного. Собравшийся здесь народ обсуждает слухи о приближении войска Самозванца и надеется на скорое избавление от Борисова произвола. Вбегает Юродивый, за ним — толпа мальчишек. Они дразнят и доводят его до слёз ( песня Юродивого «Месяц едет, котенок плачет» ). Закончилась обедня. Голодный люд в отчаянии протягивает руки к боярам, раздающим милостыню ( хор «Хлеба!» ). Юродивый жалуется царю на мальчишек: «Вели-ка их зарезать, как ты зарезал маленького царевича». Борис останавливает бросившуюся к Юродивому стражу и просит помолиться за него. «Нельзя молиться за царя-Ирода, Богородица не велит» — ответ Юродивого.
Вторая картина . Боярская дума в Грановитой палате Кремля. Шуйский рассказывает о тайных страданиях царя. Бормоча «Чур, дитя!», появляется Борис. Приведённый Шуйским летописец Пимен повествует о чудесном исцелении слепого, помолившегося над могилкой царевича Димитрия ( монолог «Смиренный инок…» ). Царь не выдерживает и падает без чувств. Очнувшись, он зовет сына Феодора и, едва успев произнести последние напутствия, умирает ( монолог «Прощай, мой сын!» ).
Третья картина . Народ на лесной дороге под Кромами, городком близ литовской границы, расправляется с царским воеводой — боярином Хрущовым, устраивая ему шутовское «венчание на царство» — «за то ему почёт, как вору доброму» ( хор «Не сокол летит по поднебесью» ). Тут и Мисаил с Варлаамом, подстрекающие народ рассказом о казнях и расправах на Руси (песня «Солнце, луна померкнули» ). Они призывают всех встать за законного царя Дмитрия.
Толпа глумится над Хрущовым ( хор «Расходилась, разгулялась… Ой ты, сила!» ), расправляется с попавшимися под руку иезуитами ( «Души ворон проклятых!» ). Появляется войско Самозванца, народ славит его и идёт за ним следом ( хор «Слава тебе, царевичу!» ). Лишь Юродивый остаётся, предрекая народу новые страшные невзгоды ( «Лейтесь, лейтесь, слёзы горькие!» ).
На провинциальной русской сцене: 1899 г. — Казань; 1900 г. — Орел, Воронеж, Саратов. Было несколько других постановок.
В последующих дореволюционных постановках участвовали: Шаляпин (Борис, Варлаам, Пимен, Микитич), Андреев, Григорий Пирогов, Савранский (Борис), Фигнер , Собинов , (Самозванец), Лосский , , (Варлаам), Касторский , (Пимен), Збруева (Шинкарка), Друзякина , Обухова (Марина). Дирижёры: Рахманинов , Блуменфельд , .
Год | Организация | Дирижёр | Солисты | Издатель и каталожный номер | Редакция | Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|
1948 | Хор и оркестр Большого театра | Николай Голованов | Борис Годунов — Александр Пирогов , Феодор — Бронислава Златогорова , Ксения — Елена Кругликова , Мамка Ксении — Евгения Вербицкая , Шуйский — Никандр Ханаев , Щелкалов — , Пимен — Максим Михайлов , Григорий — Георгий Нэлепп , Марина Мнишек — Мария Максакова , Варлаам — Василий Лубенцов , Мисаил — , Шинкарка — , Юродивый — Иван Козловский | « Мелодия » (Д—0305-12, Д—05836-43) | Римский-Корсаков | |
1948 | Хор и оркестр Большого театра | Николай Голованов | Борис Годунов — Марк Рейзен (остальной состав — тот же, что в записи с А. Пироговым) | «Мелодия» (М—37403-10) | Римский-Корсаков | |
1952 | Choeurs Russes de Paris, Orchestre National de la Radiodiffusion Francaise | Исай Добровейн | Борис Годунов, Пимен, Варлаам — Борис Христов , Ксения — Людмила Лебедева, Мамка Ксении — Лидия Романова, Шуйский — Андрей Белецкий, Щелкалов, Рангони — Ким Борг, Григорий — Николай Гедда , Марина Мнишек — Эугения Зареска | |||
1956 | Хор и оркестр театра Метрополитен-опера | Димитрис Митропулос | Борис Годунов — Джорджо Тоцци , Ксения — Лорел Хёрли , Мамка Ксении — , Шуйский — , Щелкалов — , Пимен — , Григорий — , Марина Мнишек — Нелл Рэнкин | Ратхауз | На английском языке | |
1962 | Хор и оркестр Большого театра | Александр Мелик-Пашаев | Борис Годунов — Иван Петров , Мамка Ксении — Евгения Вербицкая , Шуйский — Георгий Шульпин , Щелкалов — Алексей Иванов , Пимен — Марк Решетин , Григорий — Владимир Ивановский , Марина Мнишек — Ирина Архипова , Варлаам — Алексей Гелева , Мисаил — Николай Захаров, Шинкарка — Bероника Борисенко , Юродивый — Антон Григорьев | «Мелодия» (Д—010953-60) | Римский-Корсаков | MEL CD 10 00764 (2011) |
1970 | Хор Радио Софии, хор Венской государственной оперы , Венский филармонический оркестр | Герберт фон Караян | Борис Годунов — Николай Гяуров , Феодор — Оливера Милякович, Ксения — Надежда Добрянова, Шуйский — Алексей Масленников , Щелкалов — Сабин Марков, Пимен — Мартти Талвела , Самозванец — Людовик Шписс, Марина Мнишек — Галина Вишневская , Варлаам — Антон Дьяков, Шинкарка — Маргарита Лилова, Юродивый — Алексей Масленников | |||
1981 | Хор и оркестр Центрального телевидения и Всесоюзного радио | Владимир Федосеев | Борис Годунов — Александр Ведерников , Феодор — , Ксения — Елена Школьникова , Мамка — Нина Григорьева , Шуйский — Андрей Соколов , Щелкалов — Александр Ворошило , Пимен — Владимир Маторин , Самозванец — Владислав Пьявко , Марина Мнишек — Ирина Архипова , Рангони — Юрий Мазурок , Варлаам — Артур Эйзен , Мисаил — Анатолий Мишутин, Шинкарка — Людмила Симонова, Юродивый — Янис Споргис | |||
1985 | Хор и оркестр Большого театра | Марк Эрмлер | Борис Годунов — Евгений Нестеренко , Феодор — Ольга Терюшнова, Ксения — Елена Школьникова , Мамка Ксении — Нина Григорьева , Шуйский — Константин Лисовский, Щелкалов — Александр Ворошило , Пимен — Анатолий Бабыкин, Григорий — Владимир Атлантов , Марина Мнишек — Елена Образцова , Рангони — Юрий Мазурок , Варлаам — Артур Эйзен Мисаил — Константин Басков , Шинкарка — Лариса Никитина , Юродивый — Алексей Масленников | Римский-Корсаков | ||
1989 | The Chevy Chase Elementary School Chorus, The Choral Arts Society of Washington, The Oratorio Society of Washington, National Symphony Orchestra | Мстислав Ростропович | Борис Годунов — Руджеро Раймонди , Марина Мнишек — Галина Вишневская , Григорий Отрепьев — Вячеслав Полозов , Пимен — Павел Плишка, Юродивый — Николай Гедда | Мусоргский , 1872 г. | ||
1997 | Хор и оркестр Мариинского театра | Валерий Гергиев | Борис Годунов — Николай Путилин , Шуйский — Константин Плужников, Пимен — Николай Охотников , Григорий — Виктор Луцюк | Studio 5, Нидерланды | Мусоргский , 1869 г. | |
1997 | Хор и оркестр Мариинского театра | Валерий Гергиев | Борис Годунов — Владимир Ванеев , Шуйский — Константин Плужников , Пимен — Николай Охотников, Григорий — Владимир Галузин , Марина Мнишек — Ольга Бородина | Studio 5, Нидерланды | Мусоргский , 1872 г. |
Год | Организация | Дирижёр | Солисты | Производитель / Издатель | Редакция | Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|
1978 | Хор и оркестр Большого театра | Борис Хайкин | Борис — Евгений Нестеренко , Григорий — Владислав Пьявко , Марина — Ирина Архипова , Шуйский — Андрей Соколов , Щелкалов — Владимир Мальченко , Пимен — Валерий Ярославцев , Варлаам — Артур Эйзен , Мисаил — , Хозяйка корчмы — Лариса Никитина , Ксения — Галина Калинина , Мамка Ксении — Нина Григорьева , Фёдор — , Юродивый — Алексей Масленников | Римский-Корсаков |
Режиссёр-постановщик
Баратов, Леонид Васильевич
Режиссёр телевизионной съемки А. Баранников |
|
1980 | Парижская национальная опера | Руслан Райчев | Борис — Руджеро Раймонди , Григорий — Wieslaw Ochman, Марина — Viorica Cortez, Шуйский — Kenneth Riegel, Щелкалов — Ernest Blanc, Пимен — Peter Meven, Варлаам — Aage Haugland, Мисаил — Charles Burles, Хозяйка корчмы — Anna Ringart, Ксения — Christine Barbaux, Мамка Ксении — Christine Barbaux, Фёдор — Zehava Gal, Юродивый — Michel Sénéchal |
Nihon Monitor (NMC) LSZS 00160;
Dreamlife DMLB 47 (1995); Premiere Opera Ltd. DVD 6165 (2007) |
Шостакович | |
1987 | Хор и оркестр Большого театра | Александр Лазарев | Борис — Нестеренко , Григорий — Владислав Пьявко , Марина — Тамара Синявская , Шуйский — Владимир Кудряшов, Щелкалов — Юрий Мазурок , Пимен — Александр Ведерников , Варлаам — Артур Эйзен , Мисаил — Александр Архипов, Хозяйка корчмы — Лариса Никитина, Ксения — Неля Лебедева, Мамка Ксении — Раиса Котова, Феодор — Татьяна Ерастова | Римский-Корсаков | ||
1990 | Хор и оркестр Мариинского театра | Валерий Гергиев | Борис — Роберт Ллойд , Григорий — Алексей Стеблянко , Марина — Ольга Бородина , Рангони — Сергей Лайферкус | Мусоргский , 1872 г. | Режиссёр Андрей Тарковский | |
1991 | Московский музыкальный театр им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко | Евгений Колобов | Борис — Владимир Маторин , Григорий — В. Осипов, Марина — Ю. Абакумовская, Шуйский — Вячеслав Войнаровский , Щелкалов — А. Кичигин, Пимен — В. Кирнос, Варлаам — Владимир Свистов, Мисаил — Н. Деминов, Ксения — Т. Ясько, Фёдор — Александр Беляев | Videoland Klassik VLRT 055 (2001) | ||
1993 | Хор Grand-Théâtre de Genève, Оркестр романской Швейцарии | Edo De Waart | Борис — Samuel Ramey, Григорий — Kim Begley, Марина — Vessela (Vesselina) Zorova, Шуйский — Anthony Rolfe-Johnson, Щелкалов — Gregory Yurisich, Пимен — John Tomlinson, Варлаам — Henk Smit, Мисаил — Doug Jones, Хозяйка корчмы — Anne Collins, Фёдор — Eirian James | House of Opera DVD 267, House of Opera Video 267 | ||
2001 | Хор De Nederlandse Opera, Филармонический оркестр Нидерландского радио | Edo De Waart | Борис — John Tomlinson, Григорий — Christopher Ventris, Шуйский — Chris Merritt, Пимен — Frode Olsen, Варлаам — Henk Smit, Хозяйка корчмы — Elzbieta Ardam, Фёдор — Brian Asawa, Ксения — Xenia — Juanita Lascarro, Юродивый — Alexei Grigorev? Мамка Ксении — Helga Dernesch | House of Opera DVDCC 265 | Мусоргский , 1869 и 1872 гг. | |
2004 | Оперный театр «Лисео» (Барселона) | Sebastian Weigle | Борис Годунов — Matti Salminen, Григорий Отрепьев — Pär Lindskog, Шуйский — Philip Langridge, Пимен — Eric Halfvarson, Юродивый — Francisco Vas, Щелкалов — Albert Schagidulin, Варлаам — Anatoly Kotcherga (Kocherga), Шинкарка — Itxaro Mentxaka, Фёдор — Brian Asawa, Ксения — Marie Arnet, Мамка Ксении — Stefania Toczyska | |||
2007 | Хор и оркестр Большого театра | Александр Ведерников | Борис Годунов — Михаил Казаков , Шуйский — Максим Пастер , Пимен — Николай Зимненко, Самозванец — Роман Муравицкий, Марина Мнишек — Марианна Тарасова, Юродивый — Виталий Панфилов, Щелкалов — Юрий Лаптев, Рангони — Пётр Мигунов , Варлаам — Валерий Гильманов, Шинкарка — Оксана Корниевская, Ксения — Анна Аглатова , Мамка Ксении — Евгения Сегенюк | Режиссёр Александр Сокуров . Художник-постановщик Юрий Купер . Художник по костюмам Павел Каплевич | ||
2010 | Театр Реджио (Турин) | Джанандреа Нозеда | Борис Годунов — Orlin Anastassov, Шуйский — Peter Bronder, Пимен — Vladimir Vaneev, Самозванец — Ian Storey, Юродивый — Evgeny Akimov, Щелкалов — Vasily Ladjuk, Варлаам — Владимир Маторин , Шинкарка — Nadezhda Serdjuk, Ксения — Alessandra Marianelli, Фёдор — Pavel Zubov | Opus Arte | ||
2012 | Хор и оркестр Мариинского театра | Валерий Гергиев | Борис Годунов — Евгений Никитин , Шуйский — Евгений Акимов, Пимен — , Самозванец — , Юродивый — Андрей Попов, Щелкалов — Алексей Марков, Варлаам — Алексей Тановицкий | Мусоргский , 1869 г. | Режиссёр Грэм Вик | |
2013 | Баварская государственная опера | Кент Нагано | Борис — Aleksander Tsymbaluk, Григорий — Sergey Skorokhodov, Шуйский — Gerhard Siegel, Щелкалов — Markus Eiche, Пимен — Anatoli Kotscherga, Варлаам — Владимир Маторин , Мисаил — Ulrich Ress, Хозяйка корчмы — Okka von der Damerau, Ксения — Eri Nakamura, Феодор — Yulia Sokolik, Юродивый — Kevin Conners | Bel Air Classics |
Источники: ,
Год | Организация | Дирижёр | Солисты | Производитель | Редакция | Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|
1954 | Хор и оркестр Большого театра | Василий Небольсин | Борис Годунов — Александр Пирогов , князь Василий Шуйский — Никандр Ханаев , Григорий Отрепьев / Лжедмитрий I — Георгий Нэлепп , монах Пимен, летописец — Максим Михайлов , Юродивый — Иван Козловский — Юродивый , монах Варлаам — Алексей Кривченя , монах Мисаил — , Марина Мнишек , дочь сандомирского воеводы — Лариса Авдеева , хозяйка корчмы — , Андрей Щелкалов, думный дьяк — , Ксения Годунова — | « Мосфильм » | Римский-Корсаков | Борис Годунов (фильм, 1954) ; режиссёр В. Строева |
1961 | NBC Opera Orchestra | Герман Адлер | Борис — Джорджо Тоцци , Григорий — Фрэнк Порретта, Марина — Глория Лэйн, Шуйский — Эндрю Маккинли, Пимен — Ричард Кросс, Варлаам — Спиро Малас, Ксения — Жанетт Сковотти, Мамка Ксении — Джоан Каплан | ; режиссёр | ||
1987 | Хор и оркестр Киевского Государственного академического театра оперы и балета УССР имени Т. Г. Шевченко | Стефан Турчак | Борис Годунов — Анатолий Кочерга , Григорий Отрепьев — Олег Исаев (поет Сергей Дубровин ), Василий Шуйский — Валерий Шептекита (поет Владимир Гуров), Андрей Щелкалов, думный дьяк — Иван Гаврилюк (поет Иван Пономаренко), Пимен — Самойлов, Евгений Валерианович (поет Валентин Пивоваров), Юродивый — Юрий Дубровин (поёт Александр Дьяченко), Марина Мнишек — Ирина Малышева (поёт Людмила Юрченко), Рангони — Игорь Стариков (поёт Анатолий Мокренко ), Варлаам — Роман Филиппов (поёт Владилен Грицюк), Мисаил — Валентин Макаров (поёт Николай Хоружий), Шинкарка — Валентина Шевель (поёт Галина Туфтина ), Царевич Феодор — Анатолий Суханов (поёт Юрий Биденко), Царевна Ксения — Ольга Суржа (поёт Гизелла Ципола ) | Укртелефильм | Борис Годунов (фильм, 1987) ; режиссёр Б. Небиеридзе | |
1989 | The Chevy Chase Elementary School Chorus, The Choral Arts Society of Washington, The Oratorio Society of Washington, National Symphony Orchestra | Мстислав Ростропович | Борис Годунов — Руджеро Раймонди, Марина Мнишек — Дельфин Форест (поёт Галина Вишневская), Григорий Отрепьев — Павел Слаби (поёт Вячеслав Полозов, Николай Гедда), Пимен — Бернар Лефорт — (поёт Павел Плишка), Юродивый — Павел Слаби (поёт Николай Гедда), Варлаам — Ромуальд Тесарович, Василий Шуйский — Кеннет Ригел, Федор — Урос Александрик (поёт Мэтью Фиш) | Gaumont ( Франция ) | Мусоргский , 1872 г. | Борис Годунов (фильм, 1989) ; режиссёр А. Жулавский |