Из воспоминания балерины:
«Что я стану балериной, никто не думал. И я не думала! От рождения я была кривоногая… Когда в доме собирались родственники и друзья, мама садилась за рояль, а я танцевала. Гости перешептывались: „Ах, какая очаровательная Ляляша, жаль, конечно, но балериной ей не быть!“. К трём годам ноги у меня выпрямились. Но это ещё ничего не значило»
.
В первые дни войны была эвакуирована вместе c училищем на Урал, в город
Молотов
.
«В
Полазне
на
Каме
пережили первую военную зиму. Балету учились… в церкви. Голод, холод… Потом перебрались в
Курью
, и там уже занимались в
бараках
, где тоже было очень холодно: на руку, которой держались за палку, мы надевали варежку. В сильные морозы приходилось заниматься в пальто. Теперь, когда объясняешь детям, что балет — это на всю жизнь, доходит далеко не до всех. Наша же любовь к балету, взращённая в таких невероятных условиях, не может не быть искренней и всепоглощающей»
Весной 1944 года, после снятия
блокады
вместе с училищем вернулась в Ленинград.
Танцевала ведущие партии классического и современного репертуара в постановках советских балетмейстеров.
С конца
80-х
преподаёт в ведущих балетных труппах Италии, Франции, США, Канады и России
.
Создала ряд ярких образов в фильмах
Александра Сокурова
.
В 1987 году дала несколько уроков для руководителей хореографических коллективов на Рубинштейна, 13.
11 ноября 2012 года (дата эфира) приняла участие как член жюри в конкурсе «Большой балет» на
телеканале Культура
.
Алла Осипенко является президентом Международного благотворительного фонда содействия развитию танцевального искусства «Терпсихора»
.
Отзывы
…неповторимый силуэт танцующей Осипенко вошёл в сознание как одно из художественных явлений эпохи
.
«Осипенко — одна из наиболее значительных фигур в своём поколении исполнителей. Неординарны данные балерины: уникальна лепка тела, создающая графику поющих линий и лёгких, удлинённых пропорций. Структура же мышц, напротив, суховата, возможностей кантиленного танца лишена. Музыкальность не была её стихией: мелодия танца Осипенко возникала как бы сама по себе, складываясь из красоты совершенных поз. Склонность к экстатическим внутренним состояниям — при внешней отрешённости и непроницаемости, подчёркнутой внеэмоциональности — всё это определило исключительное своеобразие исполнительницы. Классический репертуар, за редким исключением, так и не стал Осипенко близким. <…> Закрепились в её репертуаре
Одетта-Одиллия
[
1954
];
Гамзатти
[
1953
], событием стала
Фея Сирени
[
1953
]. <…> Сферой приложения её творческих сил стала современная хореография. Вершина творчества Осипенко — партия
Хозяйки Медной горы
(
1957
, первая исполнительница, балетм.
Ю. Н. Григорович
), в которой наиболее полно раскрылись масштаб личности балерины и трагедийная природа её дара»
.
«Её прелестные линии, её прочтение роли, её насыщенность образа, — это никогда не было ни на что похоже. И в жизни она обладала тоже такой индивидуальностью. Очень была независима, самостоятельна, всегда умела отстаивать своё мнение. Никогда ни под кого не приспосабливалась, была участницей спектаклей Якобсона, спектаклей Григоровича, — это было какое-то „новое слово“. Это было — неожиданно. Это — поражало»
.
«Она актриса и человек выдающихся качеств. Существование её рядом для многих было нетерпимо. Для балетмейстеров она была, видимо, слишком умна, для коллег она была грандиозно одарена, да и личность её многим не давала покоя. Я не встречал людей её масштаба. Как среди женщин, которых я знал в жизни, я такого масштаба людей не видел, — боюсь, что и среди мужчин таких людей не было»
.
«Выдающихся танцовщиц и танцовщиков очень много, а дуэты можно сосчитать по пальцам:
Люком
-
Шавров
,
Уланова
-
Сергеев
,
Дудинская
-
Чабукиани
,
Максимова
-
Васильев
, и, как говорят, мы с Марковским. Когда мне было 14-15 лет,
Якобсон
на меня с
Клявиным
поставил дуэт „Размышление“. Мы имели огромный успех! Потом я продолжала танцевать этот номер с другими партнёрами, но никогда больше не удалось достичь такого партнёрского слияния, какое было с Клявиным. И я задумалась, как найти постоянного партнёра, близкого по духовной, по творческой отдаче. Мне повезло, что я встретила Джона Марковского.
Сейчас считается, что надо танцевать с разными партнёрами. Но мне кажется, в этом случае многое теряется в работе над образом. Мы общались с Джоном с утра до ночи, без конца говорили, репетировали — дома, на отдыхе, наши тела абсолютно друг друга ощущали. Это великое счастье. Мне очень жаль, что это ушло»
.
Семья
Первый муж —
(1937—2012), артист балета и педагог;
21 июня 1950 — Передача № 91
Ленинградского телевидения
, реж.
, «Концерт молодых исполнителей» — первое появление на экране «выпускницы художественного ВУЗа Ленинграда»
Алла Осипенко, — предпоследняя
ученица
Агриппины Вагановой
, — никогда не была «техничной» балериной.
«
У меня от природы не было хороших данных. Я, например, не могла вертеться. Всю свою балетную жизнь избегала исполнять 32
фуэте
. Ноги оказались не приспособлены к этому от природы
»
.
Но это не значит, что Осипенко не умела делать фуэте. Как и некоторые другие великие балерины (
Майя Плисецкая
, к примеру), она предпочитала заменить их другим элементом, — и смотрелось это не менее эффектно. Так, в «
Лебедином
», вместо фуэте она гениально, утверждает
Валерий Михайловский
, исполняла вращения по кругу — «и это было фантастически красиво». — «А в балете „
Легенда о любви
“
Юрий Григорович
настаивал, чтобы балерины исполняли только 32 фуэте, а не что-то иное. И Осипенко их делала…»
.
«Комиссия при горкоме в составе трёх женщин, одной из которых была Валентина Матвиенко, не пропустила
нимфу
с
минотавром
… Да, смутные в то время были представления о порнографии у феминисток комсомольско-партийного розлива. Якобсон, по словам Аллы Евгеньевны, вышел из себя и кричал на них: „Да кто вы такие, чтобы запрещать! Что вы понимаете!“. Ошарашенные „культурологи“ того времени возмутились, как он разговаривает с женщинами. „Вы для меня не женщины“, — ответил им балетмейстер. И пришлось артистам идти на приём <…> к
председателю горисполкома
А. А. Сизову
, строителю по профессии….»
Произошло чудо: номинальный руководитель города — разрешил исполнение.
Добровольская Г.
Алла Осипенко // Ленинградский балет сегодня / Вступ. ст., сост. и общ. ред.
В. В. Чистяковой
. Л.-М.:
Искусство
, 1967. Вып.1. С.112—139.
Иванов В.
(недоступная ссылка)
// Волжская Коммуна. 1998. 23 декабря. № 225
Красовская В.
Алла Осипенко
//
. —
СПб.
: Академия Русского балета им. А.Я. Вагановой, 1999. — С. 196—228. — 400 с. — (Труды Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой). —
2000 экз.
—
ISBN 5-93010-001-2
.
↑
Бройдо Ю.
20.11.1995: Впервые на московской сцене выступает Алла Осипенко // Новейшая история отечественного кино. 1986—2000. СПб.:
Сеанс
,
2004
. Т. VI: Кино и контекст.