Interested Article - Корсар (балет)

Корсар — классический балет на приключенческую тему из жизни корсаров , поставленный на музыку композиторов Адольфа Адана , Лео Делиба , Рикардо Дриго , Цезаря Пуни , хореографию к которому создали Жюль Перро и Мариус Петипа .

Первое представление состоялось 23 января 1856 года в Парижской Опере .

История

Опера Верди

До Адана поэму Байрона на музыкальную сцену переносили и другие композиторы; в частности Дж. Верди сочинил одноимённую оперу в 1848 году.

Ранние балетные постановки

Первая известная балетная постановка под аналогичным названием прошла в театре Ла Скала в Милане в 1826 году в хореографии итальянского балетмейстера Джованни Гальцерани (ит.: Giovanni Galzeran). Каталог Итальянского балета упоминает другую постановку 1830 года, остававшуюся в репертуаре вплоть до 1842 года; композитор этих балетов неизвестен. В 1837 году в Королевском театре в Лондоне французский хореограф Альберт поставил свою сценическую версию балета «Корсар» — на музыку Николя Бокса . Но эти балеты до настоящего времени не сохранились.

Классическая версия

Балет создан по одноимённой поэме Байрона , сочинённой в 1814 году. Либретто написали Жюль-Анри Вернуа де Сен-Жорж и Жозеф Мазилье .

Сюжет спектакля

Либреттисты балетных спектаклей XIX века Жюль Анри Вернуа де Сен-Жорж и Жозеф Мазилье нарисовали красочную картину из жизни корсаров. Со времени постановки спектакля менялась хореография, добавлялись музыкальные номера, но сюжет оставался прежним с 1856 года до наших дней:

На площади Адриополя идёт торговля, продают и невольников. Появляются корсары вместе со своим предводителем Конрадом , у которого предстоит свидание с Медорой — воспитанницей хозяина рынка Исаака Ланкедема . Медора появляется на площади с Ланкедемом , внимательно рассматривающим невольников, и влюблённые успевают поговорить. Богатый паша Сеид выбирает новую невольницу для своего гарема и, увидев Медору , выкупает её у алчного Ланкедема . Спасая Медору , Конрад с корсарами устраивают весёлые пляски, увлекая в них невольниц, а затем незаметно уводят их. Ланкедем пытается вернуть Медору , но корсары уводят и его в свою пещеру.

По просьбе Медоры Конрад освобождает невольниц. Корсар Бирбанто , недовольный таким решением, обещает Ланкедему помочь вернуть ему Медору в обмен на золото. Бирбанто с помощью снотворного усыпляет Конрада и похищает Медору — девушка попадает в гарем к Сеиду . Для спасения Медоры корсары переодеваются в одежду паломников и проникают во дворец Сеида , но тайно вызванная Бирбанто городская стража обезоруживает корсаров. Конрад приговорён к смерти, Медора поклялась умереть вместе с ним и соглашается стать женой Сеида при условии, что он оставит Конрада в живых. Помилованный корсар узнаёт о таком условии и хочет умереть вместе с любимой. Одна из невольниц, Гюльнара , решается помочь влюблённым, обменявшись с Медорой одеяниями.

Корсары с Конрадом и Медорой обретают свободу на корабле, идущем в открытое море. Бирбанто пытается убить Конрада , но предателя сбрасывают в море. Начавшийся шторм разбивает корабль о прибрежные скалы, но Конрад и Медора на обломках корабля добираются до берега.

Действующие лица

  • Конрад , корсар;
  • Бирбанто, его друг;
  • Исаак Ланкедем, купец;
  • Медора, его воспитанница;
  • Сеид паша ;
  • Зюльма и Гюльнара, жёны паши;
  • Евнух ;
  • Корсары ;
  • Невольницы ;
  • Стража.

Музыка

Французский композитор Адольф Адан — один из основоположников романтического балета, написал музыку, которая отражает романтически напряжённый фон хореографического действия, как иллюстрацию сюжетной линии байроновской поэмы.

В 1858 году для петербургской постановки балета Цезарь Пуни дополнил спектакль своими музыкальными номерами и оркестровками.

Первые постановки в театрах

«Le Corsaire» — балет в 3 актах 5 картинах (по одноимённой поэме Дж. Байрона). Композитор Адольф Адан
Премьера состоялась 23 января в парижской Опере . Балетмейстер Мазилье, Художники Э. Деплешен, Ш. Камбон, Ж. Тьерри и Мартен.
Партии исполняли: Медора К. Розати , Конрад — .

Премьера состоялась 12 января в Большом каменном театре . Балетмейстер Ж. Перро (с частичным использованием хореографии Мазилье. Художники А. А. Роллер , Г. Г. Вагнер и Петров. Дирижёр К. Н. Лядов
Партии исполняли: Медора — , Конрад Мариус Петипа , Исаак Ланкедем — , Бирбанто — , Гюльнара — Л. П. Радина , Сеид-паша — Ж. Перро

Премьера состоялась 3 ноября в Большом театре . Балетмейстер , художники А. Бредов , , П. А. Исаков, Форнари и Ф. И. Шеньян Партии исполняли: Медора — П. П. Лебедева , Конрад — Ф. Монтасю, Бирбанто — Фредерик, Сеид-паша — Теодор (Шион)

Добавленные сцены в спектакле

Год Балетный номер Музыка Постановка Театр
1856 «Pas des fleurs» Лео Делиб Ж. Мазилье парижская Опера
1858 «Pas d’esclave» П. Г. Ольденбургский Мариус Петипа Большой театр , Петербург
1868 «Оживлённый сад» Лео Делиб Мариус Петипа Мариинский театр , Петербург
1899 «Вальс» и «Адажио» Рикардо Дриго Мариус Петипа Мариинский театр, Петербург

Премьера новой постановки состоялась 24 января в Мариинском театре в Петербурге . Балетмейстер М. И. Петипа. Художники А. А. Роллер и Г. Г. Вагнер
Партию Медоры исполнила М. С. Петипа (Суровщикова) .

Партиию Медоры исполнила А. И. Собещанская

Спектакль был возобновлен с добавлением «Pas des fleurs» на музыку Лео Делиба .

Партиию Медоры исполнила Адель Гранцова .

Партиию Медоры исполнили: Л. Н. Гейтен (позднее — О. Н. Николаева , П. М. Карпакова , М. Н. Горшенкова , Е. Н. Калмыкова, А. А. Джури , Л. А. Рославлева , ).

Возобновление балета 30 ноября . Художники Г. Г. Вагнер, М. А. Шишков , А. А. Роллер и М. И. Бочаров
Партиию Медоры исполнила Е. П. Соколова.

Партию Медоры исполняли:

Новая постановка. Балет в 3 актах, 7 картинах. Музыка : Цезарь Пуни , А. Г. Рубинштейн , К. Гольдмарк, Эдвард Григ , Антонин Дворжак , Лео Делиб , Фредерик Шопен , Пётр Чайковский , Рикардо Дриго (Drigo’s , ca. 1915)
Балетмейстер : А. А. Горский . Художник : К. А. Коровин . Дирижёр А. Ф. Арендс .
Партии исполняли: Медора Е. В. Гельцер , Конрад В. Д. Тихомиров , Бирбанто И. Е. Сидоров , Сеид-паша — , Гюльнара В. А. Каралли .

Балет в 4 актах (на музыку Адана и Ч. Пуньи). Возобновила Агриппина Ваганова (по М. И. Петипа). Художники О. К. Аллегри и П. Б. Ламбин. Дирижёр М. П. Карпов.

Новая постановка Ленинградского Малого театра в музыкальной редакции Е. М. Корнблита. Сценарий Ю. И. Слонимского (по либретто А. Сен-Жоржа и Ж. Мазилье). Балетмейстер Пётр Гусев (восстановлены многие сцены и танцы Ж. Перро и М. И. Петипа). Художник С. Б. Вирсаладзе , дирижёр Е. М. Корнблит
Партии исполняли: Медора — Г. Н. Пирожная, Конрад — В. С. Зимин.

Новая постановка Театра им. Кирова, оркестровка М. А. Матвеева, сценарий и постановка в новой редакции К. М. Сергеева (по Петипа). Художник С. М. Юнович, дирижёр В. Г. Широков
Партии исполняли: Конрад — Р. М. Абдыев, Бирбанто — А. В. Гридин, Сеид-паша — Э. Н. Михасев, Гюльнара — С. В. Ефремова.

Новая постановка Театра им. Станиславского
Балет в 3 актах 7 картинах (с музыкой Адана и Делиба, обработка и инструментовка В. Н. Кнушевицкого )
Балетмейстер Н. Г. Гришина, художник , дирижёр В. А. Эдельман
Партии исполняли: Медора — В. Т. Бовт, Конрад — Марис Лиепа , Бирбанто — В. В. Чигирёв, Сеид-паша — В. Н. Ильин, Гюльнара — Элеонора Власова .

  • 11 апреля 1968 года — возобновление: Медора — В. Т. Бовт, Конрад — Ю. В. Григорьев, Бир-банто — В. В. Чигирёв, Сеид-паша — А. А. Клейн, Гюльнара — Э. Е. Власова .

Возобновление спектакля

Балет в 3-х действиях с прологом и эпилогом. Либретто Вернуа де Сен-Жоржа, Жозефа Мазилье в редакции Юрия Слонимского и Петра Гусева
Музыка Адольфа Адана, Чезаре Пуни, Лео Делиба, Риккардо Дриго, Петра Ольденбургского
Хореография Пётра Гусева на основе композиции Мариуса Петипа, возобновление О. М. Виноградова (1987)

Художник — постановщик Теймураз Мурванидзе , ассистент художника — Михаил Шишлянников, костюмы Галины Соловьевой. художник по свету — Владимир Лукасевич

Партии исполняли:

Использована музыка Лео Делиба, Цезаря Пуни, Петра Ольденбургского, Риккардо Дриго, Альберта Цабеля, Юлия Гербера . Партитура восстановлена Александром Троицким

Хореография — Мариус Петипа . Постановка и новая хореография — Алексей Ратманский , Юрий Бурлака . Концепция музыкальной драматургии — Юрий Бурлака. Художник-постановщик — Борис Каминский, художник по костюмам — Елена Зайцева . Использованы костюмы Евгения Пономарева ( 1899 ) . Художник по свету — Дамир Исмагилов , дирижёр-постановщик — Павел Клиничев

Партии исполняли:

2008 год Пермский академический театр оперы и балета Балетмейстер-постановщик Василий Медведев Музыкальный руководитель и дирижёр-постановщик — Анисимов, Александр Михайлович Художник-постановщик Борис Каминский Художник по костюмам Елена Зайцева Медора- Наталья Моисеева,Конрад-Сергей Мершин

Хореография Мариуса Петипа и Петра Гусева в редакции Фаруха Рузиматова , новая хореография — Георгий Ковтун. Художник-постановщик Валерий Левенталь , дирижёр — Анатолий Рыбалко

Партии исполняли:

Медора Ирина Перрен , Конрад — Артём Пыхачов, Гюльнара — Сабина Яппарова, Али — Виктор Ищук, Исаак Ланкедем — Антон Плоом, Бирбанто — Андрей Касьяненко, Классическое трио — Ирина Кошелева, Екатерина Красюк, Виктория Кутепова

Музыкальный руководитель и дирижёр — Пётр Белякин, Хореография Мариуса Петипа, Петра Гусева, Вячеслава Хомякова в редакция Вячеслава Хомякова и Игоря Зеленского. Постановка: Вячеслав Хомяков и Игорь Зеленский .

Музыкальный руководитель и дирижёр-постановщик — Александр Анисимов , балетмейстер-постановщик — Василий Медведев, художник-сценограф — Андрей Войтенко, художник по костюмам — Елена Зайцева.

Партии исполняли: Медора — Екатерина Первушина, Конрад — Кирилл Софронов, Гюльнара — Ксения Овчинникова, Али — Виктор Мулыгин, Исаак Ланкедем — Сергей Гаген.

25 апреля 2015 г. в г. Владивосток . Премьера балета «Корсар» прошла в Приморском театре оперы и балета. Хореографом-постановщиком стал главный балетмейстер театра Эльдар Алиев. Дирижер А. П. Смирнов

Премьера — 08 сентября 2015 г.

Либретто Жюля‑Анри де Сен‑Жоржа в редакции Михаила Мессерера.

Хореография Мариуса Петипа, Константина Сергеева в редакции Михаила Мессерера. Используются фрагменты хореографии Жюля Перро, Александра Горского, Петра Гусева.

Балетмейстер-постановщик: Михаил Мессерер. Ассистент: Анна Разенко.

Музыкальный руководитель постановки и дирижёр: Павел Клиничев. Ассистент музыкального руководителя: Валентин Богданов.

Эскизы декораций: Вячеслав Окунев

Художник по костюмам: Татьяна Ястребова

Художник по свету: Александр Кибиткин

Видео: Виктория Злотникова

Партии исполняли:

Медора — Екатерина Борченко, Конрад — Леонид Сарафанов, Гюльнара — Анастасия Соболева, Бирбанто — Андрей Касьяненко, Pas des esclaves — Астхик Оганнесян, Виктор Лебедев

Среди наиболее ярких отличий данной постановки от предыдущей редакции (Фаруха Рузиматова) — главный мужской персонаж. Это Конрад.

Жизнь спектакля


«На основе спектакля Мариуса Петипа — Петра Гусева, который существует в театре, мы попытались создать новую версию, более динамичную, яркую и зрелищную. Сценографию и костюмы создал Валерий Левенталь , один из ярчайших балетных художников нашего времени».


«Нынешняя премьера — двухактный балет, воплощение мечты о приключениях и сказки со счастливым концом. Новая творческая реализация балета „Корсар“ Фаруха Рузиматова, признанного публикой и критиками одним из самых выдающихся исполнителей роли Али в истории балетного искусства, воссоздала в спектакле как „разбойничью романтику“ жизни пиратов, так и атмосферу быта Греции османского периода: яркие краски восточных базаров, султанских гаремов, пряных удовольствий юга.»


«Балету „Корсар“ больше полутора веков. Я стремился создать интересный спектакль, который увлечет публику и сохранит блестящие хореографические находки Мариуса Петипа и его предшественников и последователей. Спектакли продолжают жить, если они обновляются».

Михаил Мессерер. 01 сентября 2015 года

Примечания

  1. от 10 апреля 2010 на Wayback Machine // Адажио в исполнении Алины Сомовой на Youtube
  2. [rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=1160757 «Корсар» Мариинский театр, Фильм, 1989.]
  3. . Дата обращения: 30 сентября 2017. 6 октября 2016 года.
  4. Оригинальная партитура Адана/Делиба, хранящаяся в архивах Национальной библиотеки Франции, предоставлена Парижской национальной оперой
  5. Хореографическая нотация предоставлена Гарвардской театральной коллекцией
  6. эскизы предоставлены Санкт-Петербургской театральной библиотекой
  7. от 8 марта 2017 на Wayback Machine на сайте Ростовского музыкального театра
  8. . Дата обращения: 11 марта 2012. 14 марта 2012 года.
  9. . novat.nsk.ru. Дата обращения: 18 ноября 2016. 19 ноября 2016 года.
  10. . Дата обращения: 25 апреля 2010. 4 марта 2016 года.
  11. Фарух Рузиматов. Премьера балета "Корсар" // «Журнал любителей искусства». — 8 марта 2009. — С. 110 .
  12. Михайловский театр. «Корсар» — двухактный балет // Официальный сайт. — 8 марта 2009. — С. 110 .
  13. . Дата обращения: 2 июня 2016. 9 мая 2016 года.

Литература

  • 1971 Л.А.Энтелис . «100 балетных либретто», составление и редакция = в книге использованы материалы сб. «75 балетных либретто». — Л. : Искусство. Ленинградское отделение, май 1960.

Ссылки

Источник —

Same as Корсар (балет)