Голосов, Михаил Юрьевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Михаил Юрьевич Угаров ( 23 января 1956 , Архангельск , РСФСР , СССР — 1 апреля 2018 , Москва , Россия ) — российский драматург , режиссёр театра и кино, сценарист , один из организаторов фестиваля молодой драматургии « Любимовка », художественный руководитель « Театра. DOC », художественный руководитель «Центра драматургии и режиссуры А. Казанцева и М. Рощина», руководитель семинара молодых драматургов, идеолог движения « ».
Родился 23 января 1956 года в Архангельске . Учился в Литературном институте им. А. М. Горького , но не окончил его, ушёл с 4-го курса ; в списках выпускников с 1971 года по 2003 год его нет .
В середине 1990-х был одним из организаторов и участников творческого совета «Дебют-центра» Центрального Дома актёра . Работал на телевидении: автор сценариев для сериалов « Петербургские тайны » и « Дневник убийцы » (в соавторстве, режиссёр Кирилл Серебренников ). Публиковал пьесы в драматургических альманахах, повесть «Разбор вещей» напечатана в журнале « Дружба народов ». Был руководителем популярной программы « Моя семья » ( РТР ), ведущим которой был Валерий Комиссаров . В 2002 году недолгое время работал сценаристом в другом проекте Комиссарова — ток-шоу « Окна » на СТС .
C 2009 года вёл направление «Документальный театр» образовательной программы «Творческий менеджмент и режиссура документального кино и документального театра» в Высшей школе журналистики НИУ ВШЭ . Преподавал в Школе документального кино и Театра Марины Разбежкиной и Михаила Угарова .
С 2010 по 2012 год был художественным руководителем Центра драматургии и режиссуры . Главной целью своей работы Михаил Угаров видел возвращение к экспериментальной работе, спонтанности постановок. Под его руководством режиссёр Марат Гацалов создал специальную лабораторию «Мастерская на Беговой» , в которой молодые театральные деятели могли представить планы новых постановок на суд совета экспертов. Именно при Угарове стали популярны «лабораторные» опыты студии, зрители проявили интерес к незавершенным и динамичным спектаклям ЦДР.
В конце 2013 года Угаров принимал участие в телепроекте «Былое и Дума », организованном телеканалом « Дождь » . В нём группа актёров зачитывала на камеру фрагменты стенограмм наиболее значимых для российской истории заседаний нижней палаты парламента.
Был женат на Елене Греминой (1956—2018).
Скончался на 63-м году жизни от сердечного приступа 1 апреля 2018 года в Москве . Похоронен на Троекуровском кладбище .
В 2018 году поддержал обращение Европейской киноакадемии в защиту заключенного в России украинского режиссёра Олега Сенцова .
Борис Минаев в своей статье «Два сюжета из театральной жизни» в журнале « Октябрь » так оценивает деятельность Угарова:
Между тем явление, созданное Угаровым и Греминой, безусловно, огромно. До начала 2000-х годов о новой русской драме практически никто и не слышал. Ничего не было. Театры и в столице, и в провинции наперебой ставили Чехова, Горького, Шекспира, советские пьесы, американскую классику, инсценировки всемирно знаменитых романов. Никому и в голову не приходило вытащить на сцену «нового русского человека». А ведь, как выяснилось, драматургию, как и стихи, нельзя остановить. Современные пьесы пишутся. Создаются вопреки и несмотря на. В стол, для непонятно кого, при полном отсутствии социального запроса, равнодушии заказчика, отторжении зрителя от современных сюжетов. Угаров сломал всю эту историю своим личным, многолетним подвигом просветителя.
<…>.
Миша и Лена создали не только Театр.doc, но целую школу новой драмы — сотни новых пьес прошли через их руки, через обсуждения в студии, на фестивале «Любимовка», десятки новых имён загорелись благодаря их заботе и прямому разговору со своими воспитанниками. Новая драма разлетелась по театрам страны, ученики стали маститыми авторами, в том числе и в теледраматургии, эта эстетика вошла в плоть и кровь современного русского кино, театра — а они продолжали работать в своем подвале .