Штурм Зимнего дворца
- 1 year ago
- 0
- 0
Гербовый зал — одно из самых больших парадных помещений Зимнего дворца , использовалось в качестве аванзала дворца. Площадь – 1000 квадратных метров. Оформлен и спроектирован В. П. Стасовым в 1839 году.
В связи с тем, что в царствование Екатерины II Тронный зал Растрелли не был завершён, в 1774 году принимается решение коренным образом переделать под представительские функции находящуюся рядом с апартаментами Екатерины II Светлую галерею , на месте которой появляется Белая галерея , созданная по проекту архитектора Фельтена . Классическая колоннада из парных колонн поддерживала расположившийся по периметру балкон второго яруса. Белые колонны коринфского ордера были украшены лепными венками.
Однако вид нового зала по каким-то причинам не удовлетворил императрицу и уже в 1776 году принимается решение отделать галерею цветным камнем. Идею использовать цветной натуральный мрамор в парадных интерьерах Фельтен высказывал ещё в 1764 году, но одобрение последовало лишь спустя двенадцать лет. Беспримерная в отечественном строительстве отделка грандиозного зала «российским камнем» совпадала с идеей прославления могущества империи. В 1776 году был заключён контракт на изготовление для галереи мраморных деталей: 52 колонны, 48 пилястр и 165 аршин антаблемента с балюстрадой . Этот затратный проект не был реализован.
В 1830 году император Николай I решил придать залу иное смысловое значение. Главная идея нового проекта — прославление могущества Российской империи.
Воссоздан В. П. Стасовым в стиле позднего русского классицизма после пожара 1837 года для торжественных церемоний. Помещение было увеличено в длину на 12 метров. У входа в зал расположены скульптурные группы древнерусских воинов со знамёнами (скульптор Ю. Штрейбенберг), на древках которых были закреплены щитки с гербами российских губерний. Кроме того, гербы губерний расположены на позолоченных бронзовых люстрах. Зал окружает колоннада, несущая балкон с балюстрадой. Торжественный образ Гербового зала подчёркнут величественным ритмом французских окон, чередующих с массивными, сплошь позолоченными, колоннами. Позолота, ставшая доминирующим художественным приёмом в отделке зала, вызывала неоднозначную реакцию у современников.
В 1796 году Павел I в Белой галерее устроил Траурную залу для торжественного прощания со своими усопшими родителями.
В 1825 году зал имел траурное убранство для прощания с прахом императора Александра I . Ложная псевдоготическая аркада со стрельчатыми арками окружала траурный катафалк в центре зала (проект О. Р. Монферрана ).
В зале проводились дворцовые маскарады, парадные приёмы и балы.
По случаю открытия «народного театра» 12 июля 1919 года здесь была дана комедия Мольера « Лекарь поневоле ».
В центре зала установлена колоссальная чаша из таганайского авантюрина , выполненная мастером Гаврилой Налимовым по проекту Ивана Гальберга . Чаша весом более 250 пудов (4 тонны) изготовлялась на Екатеринбургской гранильной фабрике и была закончена в 1842 году .
Перед входом в Военную галерею установлены торшеры, перенесённые сюда из бывших царских покоев.
В зале проводятся временные выставки.