Interested Article - Бутад

Бутад , Бутад Сикионский ( греч. Βουτάδης — исторический персонаж, древнегреческий гончар, иногда ошибочно называемый Дибутадом (Dibutades), с именем которого, согласно легенде, связано изобретение изобразительного искусства .

«Легенда Бутада» и её источники

Основная версия легенды изложена древнеримским писателем Плинием Старшим в « Естественной истории »:

Лепить из глины портретные изображения первым придумал гончар Бутад из Сикиона, в Коринфе, благодаря дочери: влюблённая в юношу, она, когда тот уезжал в чужие края, обвела тень от его лица, падавшую на стену при светильнике, линиями, по которым её отец, наложив глину, сделал рельеф и, когда он затвердел, подверг обжигу вместе с прочими глиняными изделиями

Примечательно, что Плиний излагает эту историю после пространных рассуждений на многих страницах о происхождении и развитии искусства живописи с упоминанием всех известных ему имён художников , о знаменитых картинах , об энкаустике , окраске и росписи тканей, а происхождение рисунка (в данном случае контурной линии) связывает с лепкой из глины и гончарным искусством (в оригинальном тексте: typus — очерк, отпечаток, форма). Такая связь отражает действительную нераздельность (синкретизм) разных видов искусства (в широком значении слова): гончарного и иного ремесла с рисованием и лепкой, свойственную архаическим стадиям развития культуры. Характерно также упоминание Сикиона , откуда были родом многие знаменитые художники, но действие перенесено в Коринф , что отражает историческое соперничество двух городов, где были собственные художественные школы . Многие исследователи считают, что Бутад — историческое лицо, гончар, который жил и работал в VII или VI в. до н. э. .

В другом месте своей книги Плиний упоминал о египтянах, которые, как они сами утверждают, придумали живопись «за шесть тысяч лет до того, как перешла в Грецию, — заявление явно пустое». Далее Плиний писал о том, снова повторяя легенду о Бутаде, но при этом называя и других мастеров, использовавших контурные изображения, как линеарно-плоскостные изображения сменялись монохромными (с заполнением краской поверхности между контурами), а затем и полихромными . Такие живописные картины «получили широкое признание» в Риме .

Плиний также называет Бутада изобретателем «желобчатых черепиц» и антефиксов из красной глины (с добавлением рубрики — красной краски) для кровли, и сообщает, что «контурный рельеф», созданный его дочерью, ещё долго хранился в Коринфе до разрушения города Муммием .

Историческое развитие легенды

Легенда, изложенная Плинием в поэтической форме, но содержащая историческое зерно, со временем претерпела ряд трансформаций. Так художников период романтизма рубежа XVIII—XIX веков и ампира начала XIX века привлекал сюжет об изобретении живописи девушкой, желавшей запечатлеть облик своего возлюбленного. В таком виде легенда о дочери Бутада пережила многие века (в тексте Плиния имя дочери гончара не называется). Девушку стали именовать « Корой Сикионской » ( др.-греч. Κόρα — девушка), или именем нимфы Каллирои ( др.-греч. Καλλῐρόη — «Прекраснотекущая»). Возможно, она в действительности переехала в Коринф из Сикиона вместе с отцом, предположительно, около 600 г. до н. э.

В образе прекрасной нимфы, рисующей тень от профиля своего возлюбленного, Кора из Сикиона запечатлена на многих рисунках, картинах и гравюрах. Её отец изображался редко, в частности, на гравюре Бенуа-Луи Прево по рисунку Шарля-Николя Кошена Младшего 1769 года или на двух рисунках Иоганна Эрдманна Гуммеля 1834 года .

К этому сюжету обращались художники-академисты , например Ж. О. Д. Энгр , Ж.-Б. Реньо , директор Прусской академии художеств Э. В. Даге .

В 1840-х годах, при строительстве здания Нового Эрмитажа в Санкт-Петербурге архитектор Лео фон Кленце предусмотрел « Галерею истории древней живописи », которую по его проекту мюнхенский художник-академист Иоганн Георг Хильтеншпергер оформил панно на медных досках в технике энкаустики (живописи восковыми красками), посвящёнными истории живописи и скульптуры. Необычная техника была выбрана с целью создать ощущение аутентичности древней живописи. На одном из панно изображена легенда о дочери Бутада ( Государственный Эрмитаж , зал № 241) .

Галерея

Примечания

  1. Плиний Старший. Естествознание. Об искусстве. — М.: Ладомир, 1994. — С. 108—109 (XXXV, 151)
  2. Власов В. Г. Происхождение искусства // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. VII, 2007. — С. 769—770
  3. Плиний Старший. — С. 81—84 (XXXV, 15—28)
  4. Плиний Старший. — С. 108—109 (XXXV, 152); 608 (примечания Г. А. Тароняна)
  5. Wagner M. Ein materialistischer Butades. Berliner Plädoyer für Kunst und Gewerbe // Kritische Berichte. — Band 39, Nr. 3, 2011. — S. 29-39, doi:10.11588/kb.2011.3.33161
  6. Дата обращения: 17 июня 2020. 17 июня 2020 года.
Источник —

Same as Бутад