Серлио, Себастьяно
- 1 year ago
- 0
- 0
Себастьяно Лучани ( итал. Sebastiano Luciani , приблизительно 1485 , Венеция — 21 июня 1547 , Рим ), более известный как Себастьяно дель Пьомбо ( итал. Sebastiano del Piombo — «Свинцовый Себастьян») — итальянский живописец Высокого Возрождения , сочетавший колорит венецианской школы с монументальностью римской школы. Бóльшую часть жизни творил в Риме по заказам римских пап и папской знати . После смерти своего соперника Рафаэля (1520) — крупнейший живописец Рима .
Юный Себастьяно Лучани получил известность в Венеции как искусный лютнист . Художественное образование получил в мастерской Джованни Беллини . Ранние произведения Себастьяно не всегда просто отличить от произведений Тициана и Джорджоне , тем более что все трое сотрудничали (например, после смерти последнего Лучани завершил его картину « Три философа »).
В 1511 году художник переехал в Рим, куда был приглашён банкиром Агостино Киджи для украшения живописью его виллы, известной теперь под названием Фарнезинской . Здесь были написаны им сцены из « Метаморфоз » Овидия и другие работы. Эти фрески не понравились заказчику, вследствие чего художник был отстранён от дальнейших работ.
Тем не менее Лучани остался в папской столице и сблизился с Рафаэлем . Его работы приобретают строгость, становятся более уравновешенными, но при этом не теряют венецианский колорит . Творчество Себастьяно пропагандировали его влиятельные друзья и покровители — такие, как Ариосто и кардинал Медичи . Особенно ценились его портреты современников ( Христофор Колумб , папа Медичи , адмирал Дориа , Джулия Гонзага , Аретино и др.).
После 1515 года картины Себастьяно дель Пьомбо обретают драматическую окраску (« », 1516-17; « », 1517-19). Это связывают с влиянием Микеланджело , чьи наброски венецианец иногда использовал для создания своих полотен. Микеланджело убедил Себастьяно в способности на равных конкурировать с Рафаэлем. После смерти последнего венецианец стал основным получателем художественных заказов римского понтифика.
Второе, будапештское «Несение креста» и другие работы, созданные в период контрреформации , отличаются мрачной суровостью образного строя, свидетельствующей о кризисе художественных принципов Высокого Возрождения . Суровый лаконизм поздних работ Лучани вдохновлял новое поколение римских живописцев.
В 1527 году нашествие немецко-испанского войска на Рим заставило художника вернуться в Венецию, где он писал довольно мало. Вернувшись в Рим, получил от Климента VII в 1531 году доходную должность хранителя и прикладывателя свинцовых печатей к папским буллам и грамотам (отсюда его прозвище «дель Пьомбо»; il piombo = свинец) и по этому случаю принёс обет монашества. Фра Бастьяно (как теперь его называли) рассорился со своим кумиром Микеланджело по вопросу использования масляных красок для фрески « Страшный суд ». Под конец своей жизни занимался почти исключительно портретами и упражнялся в стихосложении . Умер в Риме 21 июня 1547 года.