Кирилло-Белозерский монастырь
- 1 year ago
- 0
- 0
Ферапо́нтов Белозе́рский Богоро́дице-Рожде́ственский монасты́рь — мужской монастырь Вологодской епархии Русской православной церкви , расположенный в селе Ферапонтово Кирилловского района Вологодской области ; один из древнейших монастырей Русского Севера , основанный в XIV столетии. В течение 400 лет обитель являлась важнейшим культурным и религиозным просветительным центром Белозерского края . До нашего времени монастырь дошёл в строениях XIV—XVII веков и росписях прославленного иконописца Дионисия . Монашеская традиция в нём была прервана последствиями смены государственного строя в России в начале XX века. С советского времени в стенах Ферапонтова монастыря находится — филиал Кирилло-Белозерского музея-заповедника . Сессия ЮНЕСКО внесла в 2000 году монастырь в список Всемирного наследия .
Монастырь, находящийся в 20 км на северо-восток от Кириллова и в 120 км на северо-запад от Вологды , выстроен на холме меж двух озёр — Ферапонтовского и Спасского, которые соединяет маленькая речка Паска. Само село Ферапонтово расположено, преимущественно, на противоположном от монастыря берегу реки. Монастырь доминирует над окружающей местностью, однако благодаря своим камерным размерам и изящному стилю он не подавляет величием, как его ближайший сосед — Кирилло-Белозерский монастырь .
Ансамбль Ферапонтова монастыря уникален по красоте, подлинности, согласованности архитектурных деталей разных столетий, объединяющих его в единое целое. Идея ансамбля — раскрытие в архитектурных и живописных образах темы Боговоплощения.
Особую значимость для русской и мировой культуры имеет собор Рождества Богородицы. Согласно тексту летописи на откосе северной двери он расписан Дионисием и его сыновьями с 6 августа по 8 сентября 1502 г. Это единственная сохранившаяся роспись выдающегося представителя , главного художника рубежа XV—XVI веков.
Площадь стенописи собора 600 м². Она является единственной документально подтверждённой росписью мастера. Индивидуальность настенной живописи Дионисия — в неповторимом тональном богатстве мягких цветов, ритмической гармонии многочисленных сюжетов в сочетании с архитектурными членениями собора. Особенности взаимосвязи между сюжетными циклами ( Акафист Богородице , Вселенские соборы , Страшный суд и другие) и отдельными композициями как внутри собора, так и снаружи, колористическое многообразие и философская глубина определяют значение стенописи собора Рождества Богородицы . Среди памятников православного круга стенопись собора выделяет полная сохранность никогда не поновлявшейся авторской живописи.
Ферапонтов монастырь с росписью Дионисия является редким образцом сохранности и стилевого единства русского северного монастырского ансамбля XV—XVII веков, раскрывающего типичные особенности архитектуры времени формирования Русского централизованного государства. Ансамбль Ферапонтова монастыря — яркий пример гармоничного единения с практически не изменившимся с XVII века естественным окружающим ландшафтом, подчёркивающим особый духовный строй северного монашества, в то же время раскрывающим особенности хозяйственного уклада северного крестьянства.
Здания монастыря, единственные на Русском Севере , сохранили все характерные особенности декора и интерьеров. Ансамбль монастыря — единственный полностью сохранившийся в России от начала XVI века пример взаимодействия архитектуры и стенописи, созданной самым выдающимся мастером эпохи.
Изображение | Элемент комплекса | Дата постройки |
---|---|---|
Собор Рождества Пресвятой Богородицы | 1490 год | |
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы с трапезной палатой |
1530—1531 годы
1530—1534 годы |
|
Колокольня | XVII век | |
Церковь преподобного Мартиниана |
1640—1641 годы
1640 год |
|
Церкви Богоявления Господня и преподобного Ферапонта над Святыми воротами | 1649 год | |
Казённая палата. Предназначалась для хранения документов монастыря — «великого государя жалованных грамот и заложных писем и всяких крепостей ». Эти документы, а также монастырские описи находились здесь вплоть до закрытия обители. Самый древний каменный памятник гражданской архитектуры из сохранившихся на Русском Севере . | Середина XVI века (1530 год ) | |
Стены и башни ограды | 1870 год |
Историческая значимость Ферапонтова монастыря, основанного в период расширения политического влияния Московского великого княжества, определяются его участием в узловых моментах эпохи становления Русского централизованного государства и тесно связана с основными историческими событиями, происходившими в Москве в XV—XVII веках.
Монастырь был основан в 1398 году святым Ферапонтом . Будучи выходцем из боярского рода Поскочиных, Ферапонт постригся в монахи в московском Симонове монастыре , пришёл на Север вместе со своим другом и сподвижником святым Кириллом Белозерским , но не остался с ним на Сиверском озере , основав в 15 км от Кирилло-Белозерского монастыря свою обитель. Так же как и Кирилл, Ферапонт недолго оставался в одиночестве. Число иноков росло, они строили себе кельи, в 1409 году возвели деревянную церковь Рождества Богоматери, а немного позже — трапезную :156 . Благодаря деятельности ученика Кирилла Белозерского преподобного Мартиниана Белозерского , по просьбе братии ставшего игуменом монастыря , Ферапонтов монастырь приобрёл широкую известность.
Наряду с Кирилло-Белозерским монастырём он стал традиционным местом поклонения и вкладов (в том числе земельных) многих представителей русской феодальной знати ( Андрей и Михаил Можайские , Василий III , Иван IV и другие).
Из его стен на рубеже XV—XVI веков вышли видные иерархи русской церкви, активно участвовавшие во внутренней жизни страны — архиепископ Ростовский и Ярославский Иоасаф (Оболенский) , епископ Пермский и Вологодский Филофей, епископ Суздальский Ферапонт . Здесь работали книгописцы Мартиниан, Спиридон, Филофей, Паисий, Матфей, Ефросин, иконописец Дионисий . Постриженником монастыря был преподобный Кассиан Грек , прибывший в Россию в составе свиты Софии Палеолог .
В то же время сюда ссылали крупных церковных деятелей, боровшихся за приоритет церковной власти в государстве ( митрополит Спиридон-Савва , патриарх Никон ).
Всё XVI столетие является периодом расцвета монастыря. Об этом свидетельствуют сохранившиеся вкладные и жалованные грамоты светских и духовных властей, прежде всего Ивана IV. В монастырь на богомолье приезжали Василий III и Елена Глинская , Иван IV. монастыря, начатая в 1534 году, называет среди вкладчиков «князей Старицких, Кубенских, Лыковых, Бельских, Шуйских , Воротынских … Годуновых, Шереметевых» и других. Здесь же упоминаются епископы Сибирские , Ростовские, Вологодские, Белозерские , Новгородские .
С обретением мощей преподобного Мартиниана и последующей его канонизацией возросло внимание к монастырю, способствовавшее росту вкладов и доходов.
В 1490 году с постройки ростовскими мастерами первого каменного храма Белозерья, собора Рождества Богородицы, началось формирование каменного ансамбля Ферапонтова монастыря XV—XVII веков.
В XVI веке в монастыре построены монументальные церковь Благовещения с трапезной, казённая палата, служебные постройки — каменное сушило, гоственная палата, поваренная палата.
Однако такой мощной крепостью, как Кирилловский, Ферапонтов монастырь так и не стал. Даже ограда его до XIX века оставалась деревянной. Именно из-за полного отсутствия каких бы то ни было укреплений монастырь в 1614 году был разорён польско-литовскими грабительскими отрядами. Заранее зная о нашествии, монахи успели спрятать наиболее ценные вещи. В результате польско-литовского разорения были сожжены кельи и ворота, разорены окрестные деревни и убиты местные жители.
Соседний Кирилло-Белозерский монастырь успешно отбил все атаки интервентов.
Ферапонтов монастырь был богатейшим вотчинником Белозерья. Ему в начале XVII в. принадлежали несколько сёл , около 60 деревень , 100 пустошей , более 300 крестьян .
Тяжёлое экономическое положение Белозерья в первой половине XVII в. отразилось и на Ферапонтовом монастыре. Только 25 лет спустя после нашествия было возобновлено каменное строительство :156 . Оправившись после литовского разорения, в середине XVII в. монастырь возводит надвратные церкви на Святых вратах, церковь Мартиниана, колокольню.
Но и этот новый подъём в жизни обители не был долгим, во второй половине XVII века положение опять ухудшилось.
Отчасти это было связано с пребыванием здесь в ссылке бывшего патриарха Никона с 1666 по 1676 год. Десятилетнее пребывание Никона в Ферапонтове было последним ярким событием в истории монастыря. Постепенно он беднел и приходил в запустение :156 .
После екатерининского указа 1764 года о секуляризационной реформе принадлежащие монастырю земли с населёнными пунктами передавались в Государственную коллегию экономии.
В 1798 году Ферапонтов монастырь был упразднён указом Синода , а церкви стали приходскими. В XIX в., в приходской период, сузившуюся монастырскую территорию обнесли каменной оградой.
В 1903 году монастырь стараниями игуменьи Таисии (Солоповой) был возобновлён как женский, и действовал до 1924 года. Затем снова обращён в приход, и был закрыт полностью в 1936 году.
С 1975 года началось формирование современного музея , превратившегося в научно-исследовательский и просветительский центр, распространяющий знания об уникальных памятниках ансамбля Ферапонтова монастыря через разнообразные формы музейной работы.
В соответствии с экспертным решением от 2011 года о необходимости контроля над состоянием законсервированных росписей Дионисия, с 2012 по 2018 год осуществлялись консервационные мероприятия в северной, западной, южной и восточной частях четверика собора, а также в северной алтарной апсиде-жертвеннике. В 2018 году они продолжались в восточной и центральной апсидах. В апреле 2019 года Финансово-хозяйственное управление Московской патриархии сообщило о завершении работ по сохранению монументальной живописи XVI века .
Проекты возобновления «монашеского жительства» на исторической территории монастыря существуют уже много лет .
Ныне службы совершаются в надвратных церквях Ферапонтова монастыря, в летнее время — в церкви преподобного Мартиниана. Первое полноценное богослужение в соборе Рождества Богородицы за последние десятилетия было совершено 21 сентября 2016 года в престольный праздник Рождества Богородицы настоятелем архиерейского подворья. Русская православная церковь пока не рассматривает вопрос о службе в центральном соборе монастыря, расписанном Дионисием, как основной.
Епископ Вологодский и Великоустюжский Игнатий (Депутатов) определил с 8 июля 2014 года образовать православную религиозную организацию «Архиерейское подворье „Ферапонтов монастырь“ села Ферапонтово Кирилловского района Вологодской области Вологодской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)» .
16 июня 2018 года с предстоятельским визитом Ферапонтов монастырь посетил патриарх Московский и всея Руси Кирилл, высказавший пожелание возродить полноценную монашескую жизнь в стенах обители. Митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий, общаясь со СМИ, сообщил, что ничего точно о возрождении обители сказать нельзя, но если даже здесь будет открыт действующий монастырь, то это никак не будет препятствовать нахождению там же . 15 октября того же года Священный синод решил открыть монастырь . В 2019 году Казённая палата передана Ферапонтову монастырю во временное владение и пользование на 490 лет в соответствии с целями деятельности религиозной организации .
Всемирное наследие
ЮНЕСКО
, объект
№ 982
• • |
Монастырь является памятником истории и культуры федерального значения, а также единственным на территории Вологодской области памятником Всемирного наследия ЮНЕСКО . является филиалом ФГБУК «Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник» (КБИАХМЗ), на основании Указа Президента в 1997 году включённого в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации .
В музее Ферапонтова монастыря находится . Датируется IV—IX веками, высота — около 1 м. Найден в деревне Сиверово Суховерховского сельсовета Кирилловского района.