Церковь Святого Михаила (Хильдесхайм)
- 1 year ago
- 0
- 0
Церковь Святого Михаила ( укр. Церква Святого Михайла ); Церковь Святого Архангела Михаила ( укр. Церква Святого Архангела Михаїла ) или Михайловская церковь ( укр. Михайлівська церква ) — деревянная церковь Мукачевской и Ужгородской епархии Украинской православной церкви Московского патриархата в селе Ужок Великоберезнянского района Закарпатской области .
Церковь находится у верхнего течения Ужа и относится к бойковскому стилю. Также имеется около полусотни бойковских церквей в Сколевском и Турковском районах Львовской области , несколько в Ивано-Франковской области и в Польше , неподалёку от Ужоцкого перевала . Верх над западной частью превращается в башню, и если в Ужоцкой церкви башня не превышает центральный шатëр, то в других уже превышает. Ещё в начале XX века такие церкви находились почти в каждом селе верхнего течения Ужа. Сейчас сохранено пять, но три были перекрытым железом .
По преданию, в древности Ужок был крупным поселением и имел семь мельниц, но после эпидемии чумы, прошедшей по всей Европе , в селе остался один человек, который жил выше церкви. Новые поселенцы пришли из соседних галицких сёл Гнилая, Яворов , Сянки . Церковь построили мастер Павел Тонов из соседнего села Битля на львовском стороне Карпаты и мастер Иван Циганин из села Тихого. Строители закончили работу 11 июня 1745 года. Другие надписи на срубе добавляют штрихи к истории церкви: «1895 Гирич Пëтр куратор весил» (тогда подстраивали церковь и заменяли нижние брёвна срубов) и «Гаврилко Василий куратор» — очевидно, этот куратор организовал ремонтную работу, а выполнил её мастер Циганин из Тихого (возможно, потомок строителя церкви). Рассказывают, что первоначально церковь построили высоко на склоне горы, но старым людям было трудно туда подниматься и церковь перенесли вниз по склону, почти к дороге. В епископской визитации 1751 года говорится о новой церкви в Ужке, обеспеченной всеми книгами и двумя колоколами .
Возле церкви стоит классическая верховинская деревянная колокольня, квадратная в плане, двухъярусная, покрытая четырёхскатным шатром, построена в 1927 году. Во время Первой мировой войны австрийское правительство реквизировало колокола на военные нужды. Два новых колокола были значительно тяжелее, и их не решились установить на колокольне . Ужоцкая церковь уже около 100 лет чрезвычайно популярна. Её фото много раз печатались в периодике, книгах и буклетах. Немногие закарпатские художники посвятили этой достопримечательности свои полотна, её изображение украсило епископскую часовню и часовню учительской семинарии в Ужгороде .
21 июня 2013 года на 37-й сессии Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО , которая проходила в Камбодже , Церковь святого Михаила вместе с другими деревянными церквями карпатского региона на территории Польши и Украины была включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО .
Храм архангела Михаила является памятником деревянного зодчества бойковского архитектурного стиля. Расположен на выступе высокого холма и органично вписывается в окружающий село Ужок горный ландшафт. Три квадратных в плане сруба определили композицию его объёмов, где доминанта принадлежит среднему, верх которого имеет два квадратных в плане залома и шатровое завершения. Верх над алтарём сделан более низким и с одним заломом. Над бабинцом устроена небольшая колокольня , которая по высоте намного превышает алтарный верх, однако ниже центрального, что лишает массы храма недвижимости и вносит в его общую композицию элемент динамики и живописности .
Деревянная церковь была построена из еловых брусьев. Покрыта гонтом . Угловые соединения выполнены в простой замок с двухсторонним вырезом с прямым потайным зубом. Тризубчатая, трёхъярусная. По виду и конструктивным решениям памятник относится к бойковской школе народной архитектуры, однако, в отличие от неё, западный верх превышает восточную. Храм квадратный в плане, центральный сруб шире остальных прямоугольных срубов. Срубы центрального и восточного объёмов перекрыты шатровыми верхами с залом на плоском перекрытии бабинца устроены эмпоры , над которыми поднимается невысокая каркасная колокольня с открытой аркадой голосников под шатровой крышей. Опирается на выпуски срубов навес далее переходит в крышу. К северо-западу от сооружения находится двухъярусная, квадратная в плане, деревянная колокольня. На выпусках венцов первого срубного яруса устроено опасение, второй каркасный ярус покрыт шатровой крышей .
Три части храма, объединëнные широкими плоскостями навеса , напоминают конический холм с тремя сливками. Камерностью и доброжелательностью дышат потемневшие за века бревна срубов, фигурно обработаны на угловых соединениях, склон крыши, входные двери с широкой косяком, верхняя часть которого сохранила драгоценную надпись с именами авторов этого архитектурного произведения .
Внешне Михайловская церковь простая и неприхотливая. Храм лишён резких внешних украшений, причудливых подробностей — он стройный и изящный. Силуэт Михайловского храма живописный, выразительного рисунка, с явным преимуществом горизонтального членения верхов. Широкий скат опасения, охватывая всë здание, придаёт ему компактный вид и создаёт органичный переход от окружающей среды до основных масс храма, которые вырастают над галереей .
С низкого, тёмного бабинца, через арку-вырез можно увидеть расположенный в главном помещении резной позолоченный иконостас . Так как верхние части купола нефа погружены во мрак и зенит её почти не улавливается, усиливается ощущение высоты этого помещения, хотя в абсолютных размерах оно весьма скромно. Живопись и резьба иконостаса достаточно своеобразные. Особенно запоминаются царские врата, на полотнищах которых мастер расположил симметричные стебли, в верхних завитках которых в медальонах он написал «Благовещение», а в нижних — четырёх евангелистов .
В интерьере Михайловской церкви мастер использовал контраст света и тени. Попадая из тёмного бабинца (помещения для женщин) в торжественную, нарядную, освящённую центральную часть храма, который воспринимается гораздо большим, чем он есть на самом деле. Этот эффект несомненно учитывали талантливые народные зодчие. Впечатление усиливает красивый резной иконостас, который играет позолотой в солнечных лучах, которые попадают сюда через окна вверху .
В интерьере церковь захватывает контрастом между полутëмным низким бабинцем и величественным раскрытым под самую шатровую крышу пространством центрального помещения. Декоративное богатство — это фигурно прорезанный проход из бабинца к нефы , резьба иконостаса XVIII века, отдельные сохранившиеся фрагменты старой резьбы, красивый балдахин и киот в святилище. К сожалению, оригинальный интерьер был повреждëн из-за установки новых входных дверей, без сучка стены обиты картоном, бумагой и разрисованы, перерисованы все иконы, развешаны пластмассовые цветы и прочее .