Храмовая пещера на горе Шушуния
- 1 year ago
- 0
- 0
Пещера Ласкó или Ляскó ( фр. Grotte de Lascaux ) во Франции — один из важнейших позднепалеолитических памятников по количеству, качеству и сохранности наскальных изображений. Иногда Ласко называют « Сикстинская капелла первобытной живописи». Живописные и гравированные рисунки, которые находятся там, не имеют точной датировки: они появились примерно 15—18 тысяч лет назад. Долгое время их приписывали древней мадленской культуре , но последние изыскания показали, что они скорее относятся к более ранней солютрейской культуре .
Пещера находится в историческом регионе Франции Перигоре на территории коммуны Монтиньяк (департамент Дордонь ), примерно в 40 км к юго-востоку от города Перигё . Она расположена на левом берегу реки Везер в известняковом холме. В отличие от многих других пещер региона, Ласко — относительно «сухая» пещера. Слой непроницаемого мрамора ограждает её от проникновения воды, препятствуя образованию кальцитовых отложений.
Пещера была случайно открыта 12 сентября 1940 года четырьмя подростками . Они наткнулись на узкое отверстие, образовавшееся после падения сосны, в которую попала молния. Марсель Равида, Жак Марсаль, Жорж Аньель и Симон Коенка сообщили об этом открытии своему учителю Леону Лавалю.
Специалист по истории первобытного общества Анри Брейль , скрывавшийся в регионе во время немецкой оккупации, стал первым исследователем, посетившим пещеру Ласко 21 сентября 1940 года вместе с Жаном Буиссонни, Андре Шейнье, затем с Дени Пейрони и Анри Бегуэном. А. Брейль первым установил подлинность наскальных рисунков, описал и изучил их . С конца 1940 года он сделал множество измерений и провёл несколько месяцев на этом месте, изучая первобытную живопись, которую он отнёс к перигорской культуре .
Несколько лет А. Брейль провёл в Испании , Португалии и Южной Африке , а затем в 1949 году вернулся во Францию и начал раскопки Ласко вместе с Северином Бланом и Морисом Бургоном. Он рассчитывал найти там захоронение, но вместо этого открыл множество новых наскальных изображений. А. Брейль позже дал такое определение Ласко:
Если Альтамира — столица пещерной живописи, то Ласко её Версаль
С 1952 по 1963 годы по просьбе Брейля Андре Глори произвёл новые раскопки на поверхности площадью 120 м² и обнаружил 1433 изображения (сегодня в описи числится 1900 наименований).
Затем наскальную живопись Ласко изучали Аннет Ламинг-Амперер , Андре Леруа-Гуран и с 1989 по 1999 годы — .
Пещера Ласко была классифицирована как исторический памятник Франции практически сразу после её открытия, с 27 декабря 1940 года.
В октябре 1979 года Ласко вошла в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в числе других доисторических стоянок и пещер с наскальной живописью в долине реки Везер .
В 1948 году вход в пещеру был оборудован для туристических посещений, которых становилось с каждым днём всё больше и больше, и со временем они стали угрожать сохранности наскальных изображений. Были проведены серьёзные земляные работы, изменившие уровень и свойства грунтов в пещере. Кроме того, было установлено электрическое освещение и построена специальная лестница, чтобы упростить доступ в «зал быков». Вход в пещеру был закрыт тяжёлой бронзовой дверью.
В 1955 году были замечены первые признаки повреждения изображений. Они возникли из-за избытка углекислого газа , появившегося от дыхания посетителей. Углекислый газ и водяные испарения вступили в реакцию со стеклянистой корочкой кальцитных солей, покрывавшей изображения и защищавшей их как слой лака . В результате образовался хорошо растворимый гидрокарбонат кальция — Ca(HCO 3 ) 2 , разъедающий и повреждающий наскальные рисунки. В 1957 году в Ласко установили первую систему, которая должна была восстанавливать атмосферу и стабилизировать температуру и влажность. Однако посещения продолжались, и количество туристов увеличилось до 1000 человек в день. В результате в день вырабатывалось около 2500 литров углекислого газа и около 50 кг водяных испарений, в то время как пещера имеет довольно маленький размер — около 1500 м³ . А. Глори, который занимался в это время раскопками в Ласко, должен был работать по ночам, чтобы не мешать потоку посетителей.
В 1960 году в Ласко проявилась так называемая « зелёная болезнь »: избыток углекислого газа, слишком высокая температура и искусственное освещение стали причиной распространения колоний водорослей по стенам пещеры. Затем обогащение среды диоксидом углерода стало причиной « белой болезни », кальцитного покрова, который осел на стенах и на некоторых художественных произведениях. В 1963 году микроорганизмы продолжали быстро распространяться, несмотря на то, что была установлена система озоновой фильтрации. В апреле 1963-го Андре Мальро , министр по делам культуры, принял решение запретить доступ в Ласко для широкой публики.
С 1965 по 1967 годы системы, регулирующие тепловые и гигрометрические процессы, смогли, наконец, восстановить прежние условия циркуляции воздушных масс, которые ранее позволяли Ласко сохраняться на протяжении тысячелетий. Принцип этой статичной охлаждающей системы состоял в естественной конвекции для конденсации водяных испарений в определённом месте.
В начале 1970-х годов началось создание репродукции части пещеры. Она была открыта для широкой публики в 1983 и получила название .
В 2000 году аппаратуру по управлению климатом в пещере заменили. Весной 2001 года Брюно Депла и Сандрин ван Солинь, служащие, уполномоченные следить за пещерой, заметили появление плесени в тамбуре пещеры. Грунт покрылся грибами Fusarium solani . Этот процесс был связан с установкой новой системы гидротермического регулирования. Штаммы Fusarium solani , появившиеся в пещере, были устойчивы к формальдегиду , который использовался десятилетиями для дезинфекции подошв обуви посетителей. Грибы распространились на изображения, которые вскоре были покрыты белым слоем грибницы . Гриб существовал в симбиозе с бактерией Pseudomonas fluorescens , которая сводила на нет используемый до тех пор фунгицид . Поэтому его стали комбинировать с антибиотиком .
В 2002 году министерство культуры создало «Международный исследовательский комитет по пещере Ласко», который должен был решить эту проблему. В 2006 году заражение было почти полностью подавлено, но каждые две недели специальная команда, одетая в защитные комбинезоны, должна вручную очищать стены от грибных волокон, так как они, несмотря ни на что, продолжают появляться вновь .
Пятнадцать лет активных туристических посещений нарушили хрупкий баланс, благодаря которому Ласко сохранялась на протяжении тысячелетий, и подвергли уникальные наскальные изображения опасности исчезновения [ источник не указан 2356 дней ] .
Пещера Ласко относительно небольшого размера: совокупность галерей имеет длину примерно в 250 м при средней высоте в 30 м. Расписанная часть пещеры находится в основном в верхней части системы.
Современный вход соответствует доисторическому, несмотря на то, что сейчас он снабжён системой тамбуров. Исконный вход должен был быть несколько длиннее, но потолок в древние времена там обрушился и образовал скат, по которому сейчас спускаются посетители пещеры.
Чтобы упростить описание, пещеру по традиции разделили на несколько зон, соответствующих залам и определённой цветовой гамме. Эти образные названия, которые существуют сейчас, предложил А. Брейль.
Большая часть археологических открытий была сделана А. Глори во время оборудования тамбуров у входа в пещеру и самих залов, а затем при более методичных раскопках, особенно плодотворных в «шахте». В число сделанных археологических находок входят предметы, изготовленные из камня (403 орудия), из кости (28 орудий), растительного происхождения (113 фрагментов), украшения (10 раковин), многочисленные угольки и остатки красителей.
В «нефе» были найдены светильники, красящие вещества и остатки пищи. В «апсиде» также было найдено большое количество важных предметов: острия дротиков , скребки , резцы и светильники. В «шахте» были обнаружены остатки красящих веществ, острия дротиков, просверленные ракушки и светильники.
Было проведено изучение под электронным микроскопом красящих веществ, обнаруженных во время раскопок, и образцов, взятых с некоторых изображений. Чёрные красители соответствовали окиси марганца , а жёлтые, оранжевые и красные — окиси железа . Все они использовались в чистом виде без какого-либо добавления минеральных примесей и без тепловой обработки .
Скорее всего, в этой сцене различные предметы тесно взаимосвязаны, и притом не из-за близкого расположения животных и знаков на одной стене, как чаще всего бывает в палеолитическом искусстве. А. Леруа-Гуран считает, что эта сцена является отсылкой к мифу , смысл и значение которого практически невозможно восстановить .
В 2000 году немецкий учёный Михаэль Раппенглюк обнаружил летне-осенний треугольник ( Вегу , Денеб и Альтаир ), который образовывали глаза бизона, человека и птицы.
Среди художественных приёмов, которые использовались первобытными художниками, следует отметить следующие:
В пещере Ласко было найдено не очень много костяных и кремнёвых орудий: судя по всему, в пещере никогда не жили и её в основном посещали ради наскальных изображений. Животные, изображённые на стенах Ласко, — те же самые, что и во многих других пещерах с наскальными изображениями во франко-кантабрийском регионе : в основном это лошади, зубры, бизоны, олени и каменные бараны. Другие изображения животных встречаются реже и часто посвящены зверям, представляющим потенциальную опасность для человека (например, медведям, носорогам и крупным животным из семейства кошачьих). Виды нарисованных животных не соответствуют тем, на которые люди палеолита охотились и которые они использовали в разнообразных целях (ради мяса, шкур, костей и т. д.). Только гравированный северный олень (хотя такая интерпретация рисунка до сих пор вызывает сомнения) был определён как животное, чьи кости есть в пещере (более 88 % из найденных).
Изображения очень реалистичны, особенно это касается телосложения и поз животных, однако художники Ласко не стремились к исчерпывающему и натуралистическому отображению действительности: на рисунках нет ни флоры , ни ландшафтов , в отличие от многих других палеолитических наскальных изображений. Несомненно, некоторые элементы рисунков несут символическую нагрузку. Такая интерпретация касается трёх пар точек, которые нашли в глубине «кошачьего лаза» и в «шахте» на границах изображений. Это же относится и к зазубренным символам, «гербам» и отдельным точкам, расположенным в разных частях пещеры.
А. Леруа-Гуран считает, что пещера Ласко была святилищем , чем-то вроде культового места для людей того времени.
Британские учёные из университетов Эдинбурга и Кента считают, что изображения из пещеры Ласко отражают факт падения на Землю крупного метеорита около 17 тыс. лет назад .
Ласко является одной из первых палеолитических пещер, датировка которой определялась с помощью радиоуглеродного анализа , выполненного Уиллардом Либби . Этот метод был применён при анализе древесного угля , найденного в светильниках из «шахты». Первый полученный результат (15,5 тыс. лет назад) свидетельствовал о частом посещении Ласко в эпоху мадленской культуры , но этот результат был поставлен под сомнение А. Брейлем, который считал, что наскальные изображения относятся к граветтской культуре .
Позднее были проведены дополнительные анализы, результаты которых говорили всё-таки о принадлежности к мадленской культуре. Анализ был сделан на основе древесного угля, найденного во время раскопок А. Глори в «пассаже» и «шахте». Этот уголь относился к периоду ранней и средней мадленской культуры (около 17—15 тыс. лет назад).
В 1998 году была получена датировка примерно в 18,6 тыс. лет назад: был проведён радиоуглеродный анализ и масс-спектрометрия фрагмента деревянной палки из «шахты», которые показали, что пещера часто посещалась в эпоху солютрейской культуры .
Непосредственное определение возраста живописных изображений и рисунков при помощи радиоуглеродного анализа было бы возможно в некоторых расписанных частях пещеры, если бы они были выполнены углём. Но в Ласко таких изображений нет, они были выполнены с помощью окиси марганца . Фрагменты красителей, падавшие со стен, были обнаружены при археологических раскопках в различных культурных слоях : они позволили определить, что некоторые изображения были созданы в то же время, что и некоторые найденные предметы (кремнёвые орудия, заострённые при помощи кости дротики, светильники с жиром). Но такие предметы являются характерными как для мадленской культуры, так и для солютрейской.
Поэтому на сегодняшний день нет точной датировки наскальных изображений пещеры Ласко. Хотя по мнению Н. Ожуля , существуют некоторые доказательства, что Ласко скорее относится к солютрейской культуре:
После закрытия пещеры для широкой публики по причине обострения проблемы сохранности наскальных изображений, в конце 1960-х годов Национальный географический институт Франции (IGN) провёл стерео-фотограмметрическую съёмку всех расписанных поверхностей пещеры. После этого сообщество, владеющее Ласко, выдвинуло предложение сделать точную копию части пещеры («осевого прохода» и «зала быков»). Проект частично финансировался за счёт продажи Ласко государству в 1972 году. Он был приостановлен в 1980 году, а затем продолжен департаментом Дордонь .
Было построено бетонное сооружение, внутри которого точно воспроизвели наскальные изображения выбранных частей Ласко благодаря ранее проведённой съёмке IGN. Воспроизведение наскальных рисунков было осуществлено группой во главе с М. Пейтраль . Копия Ласко, названная Ласко II, находится в 200 м от настоящей пещеры. Она была открыта для посещения 18 июля 1983 года. Некоторые другие репродукции живописи Ласко (олений фриз , два бизона и чёрная корова из «нефа», сцена из «шахты») были выставлены в парке То ( фр. parc du Thot ) в нескольких километрах от Монтиньяка .
В документальном сериале « Жизнь после людей » показали, что станет с Ласко II через первые десять лет без людей — пещера начнёт обваливаться. В то же время оригинальная пещера Ласко сохранится и не изменится в течение тысяч и возможно миллионов лет.