Interested Article - Музыка Хорватии

Хорватская музыка , развитие которой охватывает период от средневековья до современности, — важная составляющая часть хорватской культуры .

Профессиональная музыка

На благотворительном концерте Križ nek 'ti sačuva ime в концертном зале им. Ватрослава Лисинского в Загребе , 7 сентября 2008 года

Первые памятники профессиональной музыкальной культуры — культовые произведения, возникшие в X веке в монастырях Далмации (побережье Адриатического моря). Не будучи зависимой от Османской империи, как другие районы страны, она поддерживала связь с Италией, поэтому в светском профессиональном музыкальном искусстве Далмации ощутимо влияние итальянской музыки, особенно в Дубровнике — крупнейшем культурном центре Далмации. С XVI века здесь ставились пасторали, драматические игры с пением и танцами, мистерии, литургические драмы, в XVI—XVIII веках — пьесы с музыкальными номерами. Среди композиторов XVI—XVII веков, работавших в городах Далмации, выделяются хорваты А. Патриций, Ю. Скаветич, В. Елич, особенно И. Лукачич (сб.: мотетов «Sacrae cantiones» , 1620) и итальянец Т. Чеккини.

Новое время

В XIX веке ряд хорватских музыкантов были известны и за рубежом. В их числе — М. Степан, Ю. Байамонти, И. М. Ярнович, отец и сын Л. и А. Соркочевичи. В XIX веке центр музыкальной культуры переместился в северные области Хорватии — выдвигается Загреб , где в 1797 году открылся первый постоянный «Амадеем театр» (существовал до 1834 года ), на сцене которого выступали приезжие труппы (немецкие, итальянские).

Решающее влияние на дальнейшее развитие хорватской музыки произвел иллиризм — общественно-политическое и культурное движение в Хорватии в 1830-40-х годах, которое вызвало подъем и музыкального искусства. Пробудился интерес к народному творчеству, национальной истории, развернулась просветительская деятельность хорватских музыкантов, возникли хоровые общества, в том числе Народное Иллирийское хоровое общество ( 1839 ), появились массовые песни и другие произведения, проникнутые национально-патриотическим содержанием. Среди авторов популярных патриотических песен и маршей того времени — Ф. Ливадич, Ф. Пинтарич, И. Падовец, Ф. Русан, Ф. Покорный. Первый крупный хорватский профессиональный композитор — Ватрослав Лисинский , создатель национальной оперы (романтическая опера « Любовь и злодейство », 1846 ; историческая драма « Порин », 1851 , постановка в Загребе в 1897 году ). В 1827 году в Загребе группой любителей музыки создана первая в Хорватии значительная музыкальная организация — общество «Музикферайн» (неоднократно переименовывался; с 1925 года — «Хрватски глазбени завод»), при котором в 1829 году основана музыкальная школа, потом любительский оркестр (участвовал в оперных спектаклях, которые ставились в нем итальянскими труппами). В 1834 году построено первое в Хорватии специальное театральное здание — театр на Марковой площади (позже стал называться Хорватский национальный театр ). По инициативе деятелей иллиризма в театре исполнялись отрывки из пьес и опер хорватском языке, между действиями звучали национально-патриотические песни, так называемые будници. В 1840 году поставлен первым хорватский национальный музыкальный спектакль «Юран и София» Ливадича (текст И. Кукулевича-Сакцинського).

XX и XXI века

После образования Королевства сербов, хорватов и словенцев (1918; с 1929 года — Королевство Югославия ) началось формирование хорватской национальной композиторской школы. Её утверждению способствовал общий подъем культурной жизни Хорватии в 1920-30-е годы, в том числе развитие музыкального образования. В 1916 году в Загребе на основе музыкальной школы при музыкальном обществе «Хрватски глазбени завод» была организована консерватория , в 1920 году стала государственной (с 1922 года Музыкальная академия ). Открылось несколько средних музыкальных школ в Загребе (в том числе «Лисинская», 1927 ) и других городах. Организованы новые и реорганизованы ранее существовавшие исполнительные коллективы. В 1919 году на базе оркестра хорватского национального театра создан филармонический оркестр, получивший в 1920 году название Загребской филармонии и занявший ведущее место в концертной жизни Хорватии. Ведущая роль в развитии национальной музыкальной культуры в 1920—30-е годы принадлежала крупнейшим хорватским композиторам К. Барановичу , Я. Готовацу и Й. Славенскому . Они внедрили новые жанры — национальную комическую оперу («Стриж-котенок» Барановича, 1932 ; «Эро с того света» Готоваца, 1935 ) и балет («Пряничное сердце» Барановича, 1935 ), программную оркестровую музыку и камерно-инструментальный ансамбль.

С образованием Федеративной Югославии в Хорватской республике были открыты новые оперные театры — в Осиеке и Сплите (1945), симфонические оркестры Радио в Загребе, Риеке и Дубровнике, камерный оркестр « Загребские солисты », хоровое общество «Пава Марковац», «Владимир Назорей», «Братство и единство» и другие. Стали регулярно выходить музыкальные журналы «Muzicke novine» (1946), «Muzika i skola» (с 1956) и др. Организован союз хорватских композиторов, музыкантов-исполнителей, музыкантов-педагогов, фольклористов. Создан музыкальный отдел в Академии наук и искусств Хорватии.

Проводятся музыкальные фестивали, в том числе международные — «Дубровницкие летние игры» (с 1950 года), «Сплитские летние игры» (с 1954 года), «Загребский биеннале» (с 1961 года) и другие. Среди композиторов конца 1940—50-х годов — Б. Папандопуло , М. Ципра , И. Брканович , Б. Белинский, C. Златич, И. Лхотка-Калинский, М. Девчич, С. Шулек. Новые течения западноевропейской музыки 50-х годов, в том числе авангардизм , отразились в произведениях следующих композиторов: Б. Сакач, М. Келемен , . В 1960—70-е годы выдвинулись композиторы , , , , в 1990-х и начале 2000-х — , И. Йосипович (президент Хорватии в 2010-15), (род. 1958), (род. 1962).

Крупнейшие хорватские музыковеды — Й. Андрич, В. Жганец , А. Видакович, К. Ковачевич, И. Суцичич, Л. Жупанович, Н. Глиго.

Среди исполнителей: дирижеры — Л. фон Матачич , , , , ; пианисты — И. Погорелич , , , , , ; скрипачи — З. Балия , И. Пинкава , И. Клима, Т. Нинич; виолончелисты А. Янигро , В. Дешпаль ; певцы — В. Руждяк , Н. Путтар-Голд, М. Подвинец, Ф. Паулик, Н. Жунец, Б. Стилинович, М. Кларич, М. Радич, Р. Поспеши Балдан, Б. Рук-Фочич, Л. Молнар-Талаич.

Фольклор

Хорватская музыка черпает свои истоки из фольклора славянских племен, поселившихся на Балканах в VII веке. Ритуальные, эпические, танцевальные, лирические и другие песни имеют областные различия. Наибольшим национальным своеобразием отличаются народные песни центральных районов Хорватии. У жителей побережья Адриатического моря они близки к итальянским песням, в северных областях — в альпийскому музыкальному фольклору, в Меджимурье — к старинным венгерским крестьянским песням.

Для хорватских народных песен характерны 7-ступенные натуральные лады , иногда пентатоника , встречается ладовая переменность, богатая ритмика отличается разнообразием (в танцевальных напевах частые синкопы), применяются также переменные размеры. Среди специфических жанров народной музыки Хорватии следует отметить следующие:

  • Ганга ( хорв. ganga ) — бытует в сельской местности Лики и Далмации, а также в Боснии и Герцеговине. Ганга поётся солистом, к нему присоединяется хор в крикливой манере и в диссонирующий интервал (обычно в малую секунду).
  • Грокталица ( хорв. groktalica, rozgalica — букв. ворчание ) — помимо Лики, Далмации и Боснии встречается и в Сербии, где входит в список нематериального культурного наследия. Грокталица также запевается солистом, но продолжается хором протяжным пением слога «ой», тремоло и вибрато, напоминающими блеяние. В этой технике поются эпические, лирические и свадебные песни.
  • Ойканье ( хорв. ojkanje ) — двух- или многоголосное пение, распространённое во внутренних районах Далмации и характеризующиеся использованием тремоло и ограниченных набором гамм, главным образом хроматических . Ойканье исполняется и мужчинами, и женщинами .
  • ( хорв. tamburica ) — инструментальный жанр, название которого происходит от названия семейства струнных инструментов — тамбуры, используемых для исполнения музыки этого жанра. Представляет собой песни, которые поются под аккомпанемент , преимущественно любовной и пасторальной тематики. Расцвет жанра приходится на XIX век, когда исполнители тамбурицы — тамбураши собирались в большие ансамбли, однако популярность сохранялась и в XX веке (среди самых известных исполнителей — ). В Хорватском Загорье тамбурица включена в состав народных оркестров, вместе со скрипками, цимбалами и аккордеоном .
  • Клапа ( хорв. klapa ) — традиционное название мужских акапелльных коллективов, а также музыки, которую эти коллективы исполняют. Возникла в 1960-х годах.
  • Бечарац ( хорв. bećarac ) — юмористические песенки вроде русских народных частушек , также распространённые в Воеводине , на севере Сербии. Каждый куплет представляет собой десятисложное четверостишие и сопровождается игрой на тамбурах и хором. Первая строка, как и в случае с гангой и грокталицей, поётся запевалой, вторая хором. Вместе они образуют первый стих, являющийся логическим тезисом (сетап). Второй же полностью исполняется хором и является юмористической антитезой , разрушающей эффект тезиса, грубо говоря, панчлайном. Довольно часто слова являются импровизацией, а исполение продолжается до тех пор, пока силы не иссякнут . В 2011 году бечарац, наряду с исполнением коло без какой-либо музыки (немое коло, хорв. nijemo kolo , англ. silent kolo ) было внесено в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО в Хорватии .
  • Линджо ( хорв. linđo ) — парный танец, распространённый на юге Далмации (например, в Дубровнике и его окрестностях), характеризующийся припрыжками и сопровождающийся речитативом или припевками. Танцоры исполняют танец, кружась вокруг музыканта-лиечара .
  • Дрмеш ( хорв. drmeš ) — круговой танец наподобие коло , распространённый в Посавине , Подравине и Загорье .
  • Морешка ( хорв. moreška ) — танец, традиционно исполняемый во время дней чествования святых (например, 29 июля — в день Феодора Тирона ), а ныне — еженедельно для развлечения туристов, в городе Корчула на одноимённом острове . Танец основан на мореске — западноевропейском (преимущественно итальянском) танце Ренессанса , а в современном виде он сформировался в середине XVII века . Морешка в утрированном и гипертрофированном виде описывает битву сарацин - мавров и христианских рыцарей (впоследствии, в XIX веке, произойдёт уточнение: вместо безликих христиан маврам будут противостоять хорваты ), поводом для которой, по сюжету, следует похищение принцессы Булы (традиционно одетой по-турецки) королём мавров Моро. Однако её возлюбленный, христианский король Осман побеждает Моро и его войско, и освобождает Булу из плена. Участники танца, гарцуя и подскакивая, размахивают фальшивыми мечами. «Мавры» облачены в чёрно-белые кафтаны и брюки, а «христиане» — в красно-белые, на голове танцоры носят тюрбаны, украшенные подушечками. Иногда танцоры, играющие роль мавров, наносят на лицо чёрный грим . Участие в танце является почётным для островитян, только они имеют право его исполнять. Всего на Корчуле существуют две группы, исполняющие морешку.
  • Кумпания ( хорв. kumpanija ) — схожий танец, также исполняемый в Корчуле, но на этот раз во многих городах и деревнях, в особенности в селе Блато . Традиционно сопровождается аккомпанементом волынки.

Кроме тамбуры, среди хорватских народных инструментов — гусле , используемые преимущественно для сопровождения эпических и исторических песен, в тематике которых важное место занимали войны за независимость от османского ига. В фольклоре пастухов Далмации, Лики и Истрии встречается язычковый духовой инструмент дипле ( хорв. diple ), который в зависимости от распространения, может быть как и волынкой ( хорв. gajde, mih ), так и флейтой наподобие жалейки . Среди других духовых инструментов выделяются малые и большие сопелки ( хорв. roženica ). В Далмации и Герцеговине (а особенно в Дубровнике ) встречается лиерица ( хорв. lijerica ) — трёхструнный смычковый инструмент, родственный греческой лире , болгарской гадулке или русскому гудку , чаще всего использующаяся как аккомпанирующий инструмент к вышеупомянутому линджо. Исполнитель музыки на лиерице называется лиеричар. В Истрии, побережье залива Кварнер и на острове Крк распространены ансамбли и дуэты рожечников, играющих на ( хорв. sopile ) — язычковых инструментах, отдалённо напоминающих рожки или зурны . Кроме того, для этих мест характерно двухголосое пение, нередко аккомпанируемое сопилами. И пение, и инструментальное исполнение использует в Истрийский звукоряд , для которого характерны назализация , вариация , разрешение в унисон или октаву , что придаёт мелодии замысловатое, на первый взгляд алогичное звучание. Двухголосие также является членом списка нематериального культурного наследия ЮНЕСКО, куда было внесено в 2009 году .

Литература

  • Ямпольский И. Музыка Югославии. — М. , 1958.
  • Kuhač F. Prilog za poviest glasbe Juinoslovjenske. Opis i poviest narodnih glazbala juinih Slovena)// Rad Jugoslavenske akademije znanosti i umjetnosti, 1877, kn. 38, 39, 41; 1878, kn. 45; 1879, kn. 50; 1882, kn. 62—63.
  • Pregled povilesti hrvatske muzike. — Zagreb, 1922.
  • Žganec V. Narodne popijevke Hrvatskog Zagorja. — T. 1—2. — Zagreb, 1950—52.
  • Andrić J. Razvoj muzicke umjetnosti u Hrvatskoj. // Historijski razvoj muzicke kulture u Jugoslaviji. — Zagreb, 1962.
  • The history of Croatian music of the twentieth century. — Zagreb, 1967.
  • Kovačević К. Die kroatische Musik des XX. Jahrhunderts, «Zvuk», 1967, No 77—78.
  • Žganec V. Odnos glagoljaskog crkvenog i svjetovnog narodnog pjevanja u kvarnerskom podrucju // Rad XVII kongresa Saveza udruzenja folklorista Jugoslavije. — Роrec, 1970; Zagreb, 1972.
  • Kovačević К. Hrvatska glazba. // Hrvatska. — Zagreb, 1972.
  • Rithman D.С. , Polifoni oblici druge kategorije u narodnoj muzici Hrvatske. // Rad XVII kongresa Saveza udruzenja folklorista Jugoslavije. — Porec, 1970, Zagreb, 1972.
  • Županović L. Centuries of Croatian music. — Zagreb, 1984.
  • Gligo N. Pojmovni vodič kroz glazbu 20. stoljeća s uputama za pravilnu upotrebu pojmova. — Zagreb, 1996.
  • Bezić, Jerko . "Yugoslavia, Folk Music: Croatia", New Grove Dictionary 2:594.

Примечания

  1. от 4 ноября 2011 на Wayback Machine .
  2. . Дата обращения: 9 февраля 2020. 11 апреля 2019 года.
  3. . Дата обращения: 9 февраля 2020. 22 октября 2020 года.
  4. . Дата обращения: 9 февраля 2020. 5 апреля 2022 года.
  5. . Дата обращения: 1 апреля 2019. 1 апреля 2019 года.
  6. . Дата обращения: 16 ноября 2019. 17 июля 2021 года.
  7. Max Harris; Lada Cale Feldman (2003). . Comparative Drama . 37 . {{ cite journal }} : Википедия:Обслуживание CS1 (url-status) ( ссылка )
  8. Korčulanska Moreška : [] / . — Turistička zajednica Grada Korčule, 2006. — ISBN 953-95471-0-5 .
  9. Rostuhar, Davor (October 2009). "Moreška, posljednji autentični mačevalački ples Mediterana ( trans: The last authentic sword dance of the Mediterranean )". (хорв.) . 8 (70): 96—107.
  10. Niemčić, Iva (2008). (pdf) . Institute of Ethnology and Folklore Research, Zagreb. pp. 167—182. из оригинала 7 апреля 2022 . Дата обращения: 15 июля 2020 .
  11. Дата обращения: 20 июня 2020. 29 ноября 2020 года.

Ссылки

  • Глиго Н. (хорв.)
  • (англ.)
  • // Музыкальная энциклопедия
  • . Этнографические очерки. В 2-х т. — М.: Наука, 1965. — Т. 2. — 999 с.
Источник —

Same as Музыка Хорватии