Interested Article - В окопах Сталинграда

«В окопах Сталинграда» — повесть Виктора Некрасова , рассказывающая о героической обороне Сталинграда Красной Армией от наступавших военных сил Германии и ее союзников в 1942—1943 годах. Впервые опубликована в 1946 году в журнале « Знамя ». Удостоена Сталинской премии (1947). Неоднократно переиздавалась большими тиражами, но после лишения автора советского гражданства была изъята из публичных библиотек СССР , небольшая часть экземпляров была перемещена в спецхран , оставшиеся тиражи были утилизованы на макулатуру . В 1989 году цензурные ограничения были сняты, уцелевшие книги были переведены в общий фонд .

История публикации

Л. З. Лунгина вспоминала со слов В. П. Некрасова, что он не особенно рассчитывал на публикацию. Однако, согласно воспоминаниям Г. Ц. Свирского , рукопись повести попала к критику Владимиру Александрову , который заказал её перепечатку согласно принятым стандартам и после этого положил на стол Александру Твардовскому ; Александрова благодарит за публикацию и сам Некрасов в мемуарной книге «Саперлипопет» . Рукопись под первоначальным названием «На краю света» Твардовский порекомендовал для публикации сначала издательству « Советский писатель », а после полученного там отказа — редакции журнала «Знамя». Повесть, переименованная в «Сталинград», была быстро опубликована в № 8-10 журнала за 1946 год . Под этим же названием она вышла в том же году отдельной книгой в издательстве « Московский рабочий ». Все последующие издания были под уточнённым названием « В окопах Сталинграда ».

В 1962 году при переиздании по требованию Гослитиздата (в лице директора Григория Владыкина ) из книги была удалена часть упоминаний о Сталине, однако в полной мере пойти навстречу требованиям Некрасов отказался, написав Владыкину: «От меня требовали, чтобы я вставил в повесть специальную главу, посвящённую Сталину. Я тогда отказался это сделать. Теперь от меня требуют обратного, но и на это я тоже пойти не могу. Не хочу грешить против правды» .

Книга переиздана общим тиражом в несколько миллионов экземпляров и переведена на 36 языков. Последняя в СССР книга Некрасова — «В жизни и в письмах» вышла в 1971 году. После этого на издание его новых книг был сначала наложен негласный запрет, а с 1976 года (приказ Главлита № 31 от 13.08.1976) из-за эмиграции автора из библиотек стали изыматься и все ранее вышедшие книги. В перечне запрещённых книг повесть «В окопах Сталинграда» была указана с отметкой: « Все издания на всех языках » . .

Содержание

Время и место действия

Описываемые события охватывают период военных действий с июля 1942 года по февраль 1943 года, когда под натиском немецкой армии и ее союзников части Красной Армии , создавая и оставляя оборонительные рубежи в районе Харькова и реки Оскол , отступали за Дон , чтобы закрепиться и сражаться в районе Сталинграда . Именно в этот период — 28 июля 1942 года И. В. Сталиным был подписан Приказ № 227 с призывом: « Ни шагу назад! ».

Автобиографичность

Повесть написана от лица лейтенанта-сапёра Юрия Керженцева , в биографии которого использованы некоторые обстоятельства жизни самого В. П. Некрасова — они оба киевляне, архитекторы в мирной жизни, призваны на службу в армию военными инженерами. В географии и оценках событий Керженцевым отражены личные впечатления боевого пути автора, воевавшего и под Сталинградом, и на Украине.

Среди немногих конкретных дат в повести упоминается день рождения Керженцева — 19 ноября. Именно в этот день православная церковь отмечает именины мученика Виктора .

События и герои

По ходу сюжета ключевые эпизоды повести посвящены:

  • участию военного инженера Керженцева в составе батальона в боевом прикрытии отступающего полка, а затем — с группой бойцов — в прикрытии батальона, пытавшегося в царившей прифронтовой сумятице найти свой полк;
  • появлению Керженцева и его друга Игоря Свидерского в пока не затронутом боями Сталинграде и нескольким дням почти забытой мирной жизни в нём;
  • подготовке сапёрами взрыва Cталинградского тракторного завода ;
  • направлению Керженцева в инженерный отдел на правом берегу Волги и участию его в боях в районе Мамаева кургана уже в качестве командира стрелкового батальона.

Военная судьба сводит Керженцева с различными персонажами. Среди них вызывающие симпатии автора военные профессионалы — майор Бородин , капитан Максимов , командир батальона Ширяев , командир разведчиков морской пехоты старшина Чумак , пехотинец Во́легов («Валега») и бывшие гражданские — командиры рот — интеллигент, математик Фарбер и шахтёр из Сучана Карнаухов .

Наоборот, с антипатией автор относился к штабисту Абросимову , по вине которого в атаке бессмысленно погибли люди, к приспособленцу Калужному , заранее во время наступления немцев уничтожившему знаки офицерского отличия и запасшемуся гражданской одеждой, демагогически объясняя, что « себя нужно сохранить — мы ещё можем пригодиться родине ». В этом же ряду — прямые дезертиры, солдаты Сидоренко и Кваст .

Место в литературе

В. П. Некрасов словами своего альтер эго ( лат. Alter ego ) Керженцева говорил: « Есть детали, которые запоминаются на всю жизнь. Маленькие, как будто незначительные, они как-то въедаются в тебя, вырастают во что-то большое, значительное, становятся как бы символом ».

Впитавшая в себя такие символы, повесть « В окопах Сталинграда » стала одной из первых художественных книг о войне, написанных непосредственными участниками боевых действий, настолько правдиво, насколько это было возможно в условиях того времени. Она оказалась у истоков целого литературного направления, получившего в современном литературоведении название « лейтенантская проза » и объединяющего произведения, авторами и героями которых были молодые фронтовики, по большей части лейтенанты, на собственном опыте познавшие « окопную правду » .

Мнения и оценки

Несмотря на то, что официозные критики сначала не приняли повесть, после её прочтения Сталиным, в 1947 году В. П. Некрасов получил за эту книгу Сталинскую премию 2-й степени. Полагающиеся лауреату Сталинской премии деньги писатель передал на покупку инвалидных колясок бывшим фронтовикам .

Позднее он вспоминал: « По непонятным мне причинам Фадеев не очень благосклонно отнесся к этой повести. Это уже потом мне рассказывал Всеволод Витальевич Вишневский , который был редактором журнала „Знамя“ и опубликовал, и, нужно сказать, без всяких поправок и изменений, повесть. Но дальше, когда случилось совершенно неожиданное для меня событие — она получила Сталинскую премию, — Всеволод Витальевич вызвал меня, закрыл все двери, по-моему, даже выключил телефон и сказал: „Виктор Платонович, вы знаете, какая странная вещь произошла? (Он сам был членом Комитета по Сталинским премиям). Ведь вчера ночью, на последнем заседании Комитета, Фадеев вашу повесть вычеркнул, а сегодня она появилась“. За одну ночь только один человек мог бы вставить повесть в список. Вот этот человек и вставил » .

8 января 1956 года В. Т. Шаламов , никогда не бывавший на фронте, писал Б. Л. Пастернаку о повести « В окопах Сталинграда »: « это чуть не единственная книжка о войне, где сделана робчайшая попытка показать кое-что, как это есть ».

Высокую оценку повести дал А. П. Платонов : « Книга В. Некрасова приближается к истине действительности, и слова ее проверены человеческим сердцем, пережившим войну; это составляет силу книги и заставляет читателя доверить автору… В самом изображении наших воинов автор сумел раскрыть тайну нашей победы ».

Ещё более категорично высказывался Д. А. Гранин : « „В окопах Сталинграда“ Виктора Некрасова — безупречная правда ».

Один из авторов произведений лейтенантской прозы Василь Быков писал, что Некрасов, показавший « правоту и высокую сущность индивидуальности на войне <…> увидел на войне интеллигента <….>, утвердил его правоту и его значение как носителя духовной ценности в условиях, так мало способствующих какой-либо духовности » .

Поэт-фронтовик Борис Слуцкий считал, что « повесть В. Некрасова обогнала свою литературную эпоху, во многом предваряя наше время » .

Исследованиям художественных особенностей и актуальности повести посвящены работы российских литературоведов .

Экранизация

По мотивам повести и по сценарию Некрасова в 1956 году в СССР был снят художественный фильм «Солдаты» , отмеченный премией Всесоюзного кинофестиваля . Одну из своих первых больших киноролей в фильме сыграл Иннокентий Смоктуновский .

Память

В марте 2023 года в Санкт-Петербурге, в Музее Академии художеств открылась выставка «В окопах Сталинграда», посвященная 80‑летию победоносного завершения битвы на Волге. Впервые широкой публике представлены 12 рисунков к известной повести Виктора Некрасова — в 1955 году они были дипломной работой студента академии Филиппа Махонина .

См. также

Комментарии

  1. В 1971 году были опубликованы под общим названием « Чёртова семёрка » начальные главы заключительной части книги, которую В. П. Некрасов не завершил к моменту принятия главным редактором журнала В. В. Вишневским решения о срочной публикации повести с условием « не канителиться с 3-й частью ». // Некрасов В. П. В жизни и в письмах — М.: Сов. писатель, 1971. — 256 с. — С. 203—254.
  2. Запрет был отменён только после смерти писателя приказом Главлита № 90 от 02.02.1989.
  3. Полагающиеся лауреату Сталинской премии деньги В. П. Некрасов передал на покупку инвалидных колясок бывшим фронтовикам. // Литературная Россия, 19.01.2007, № 02-03

Примечания

  1. Платонов А. О книге Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда». // Подъём . — № 10. — 1989. — С. 229.
  2. Огонёк. — 1989. — С. 18: " По акту № 220—76 все книги Виктора Некрасова в 1976 году были уничтожены, а единственные их экземпляры оказались в сейфах «спецхрана». На днях принято решение о переводе книг Некрасова в общий фонд ".
  3. Дорман О. В. Подстрочник. Жизнь Лилианны Лунгиной, рассказанная ею в фильме Олега Дорман — М.: АСТ , 2016. — 480 с. ISBN 978-5-271-24764-4
  4. от 6 января 2022 на Wayback Machine /⁠/ Revue des études slaves . — Année 1982. — Vol. 54. — No. 3. — P. 358.
  5. от 6 января 2022 на Wayback Machine // Виктор Некрасов: Сайт памяти писателя
  6. Дата обращения: 11 февраля 2017. 12 февраля 2017 года.
  7. Бой с «тенью» Сталина. Продолжение: Документы и материалы об истории XXII съезда КПСС и второго этапа десталинизации. — М. — СПб.: Нестор-История, 2015. — С. 312.
  8. . Дата обращения: 29 апреля 2019. 15 мая 2019 года.
  9. . Дата обращения: 29 апреля 2019. 11 августа 2020 года.
  10. Жиндеева, Е. А. , Карабанова Н. В. и др. История русской литературы XX века (советский период): Учебное пособие — Саранск: Мордов. гос. пед. ин-т, 2014.- 237 с. — С. 95 ISBN 978-5-8156-0667-8
  11. . Дата обращения: 29 января 2017. 2 февраля 2017 года.
  12. . Дата обращения: 11 февраля 2017. 19 июня 2015 года.
  13. . Дата обращения: 22 октября 2011. 9 ноября 2011 года.
  14. Платонов А. П. В окопах Сталинграда — /Огонек, 1947, № 21. — C. 24
  15. . Дата обращения: 29 января 2017. 2 февраля 2017 года.
  16. Быков В. В. Несколько встреч и вся жизнь… — Знамя, 1990, № 5. — С. 51-53
  17. . Дата обращения: 29 января 2017. 2 февраля 2017 года.
  18. . Дата обращения: 29 января 2017. 5 апреля 2017 года.
  19. . Дата обращения: 29 января 2017. 2 февраля 2017 года.
  20. Белая Н. В. Своеобразие жанра и традиции в повести В. Некрасова «В окопах Сталинграда» — /Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. — 2009. — Вып. 2
  21. . Дата обращения: 11 февраля 2017. 12 февраля 2017 года.
  22. . Дата обращения: 29 января 2017. 2 февраля 2017 года.
  23. . Дата обращения: 11 февраля 2017. 11 февраля 2017 года.
  24. Дата обращения: 22 марта 2023. 22 марта 2023 года.

Литература

  • Виктор Некрасов . [militera.lib.ru/prose/russian/nekrasov1/ В окопах Сталинграда]. — М. : Русская книга, 1995.
  • // Литературная газета . — 1946. — 28 ноября. — № 52 (2315). — C. 2
  • // Литературная газета. — 1946. — 21 декабря. — № 51 (2314), с. 3
  • // Литературная газета. — 1947. — 15 марта, № 11 (2326), C. 3
  • // Литературная газета. — 1947. — 9 мая. — № 19 (2334). — C. 2
  • Постановление Совета Министров Союза ССР
  • Некрасов Виктор . // Радянське мистецтво. — 1947. — 18 июня. — № 25 (115). — C. 2
  • Платонов Андрей . // Огонёк . — 1947. — № 21. — С. 24
  • Антокольский Павел . // Литературная газета. — 1948. — 8 мая. — № 37. — С. 2
  • Виноградов Игорь . // Новый мира. — 1968. — № 3. — С. 227—247
  • Эльяшевич Аркадий . // Литературная газета. — 1968. — 24 июля. — № 30 (4160). — C. 4
  • Голованова Тамара . Послесловие Тамары Головановой к книге Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда» (роман, повесть, рассказы). Составители Н. Аль и Т. Голованова. — Л. : Лениздат, 1991. — C. 501—508
  • Лазарев Лазарь . — / Виктор Некрасов. Там где горела земля. Собрание сочинений в трех книгах. Сост. Григорий Анисимов, Виктор Кондырев, Лазарь Лазарев. Кн. 1. — М. : Изографус, 2004 — С. 3—28
  • Лазарев Лазарь . Глава из книги Лазаря Лазарева «Живым не верится, что живы…» (Заметки о литературе, посвященной Великой Отечественной войне). — М. : МИК, 2007, 416 с. — C. 79—113
  • Александр Парнис на радио Эхо Москвы (февраль 2013)
  • Быков Д. Л. // Дилетант. — 2013. — № 11
  • Джонс Майкл . // The Wall Street Journal . — 2015. — 23 октября
  • Дядькина Анастасия . // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». — 2017. — № 6 (17). — C. 37—40
  • // Телеканал «Культура» (Россия), 5 октября 2017 г. «Игра в бисер» с Игорем Волгиным.
  • (англ.) на сайте Internet Movie Database
Источник —

Same as В окопах Сталинграда