Interested Article - Оттепель (картина Васильева)

«Оттепель» — пейзаж русского художника Фёдора Васильева (1850—1873), написанный в 1871 году. Принадлежит Государственной Третьяковской галерее ( инв. 904). Размер — 53,5 × 107 см .

Картина была написана Васильевым в начале 1871 года. Весной того же года она была представлена на конкурсной выставке Общества поощрения художников и отмечена там первой премией. Вскоре после окончания работы над полотном его приобрёл Павел Третьяков .

Авторское повторение картины «Оттепель», заказанное великим князем Александром Александровичем (будущим императором Александром III), в 1872 году было послано на международную выставку в Лондон , где было высоко оценено британскими критиками, один из которых отмечал, что картина выполнена «с такой своеобразностью, что навряд ли кто не признает тут присутствия самого высокого таланта» .

Много лет спустя искусствоведы отмечали смелый, новаторский характер этого пейзажа, открывшего «новые перспективы и новые возможности выразить идейную содержательность, минуя принятую систему жанрового повествования» . Картина «Оттепель» — одно из самых известных произведений Фёдора Васильева , который умер от туберкулёза в возрасте 23 лет, через два с половиной года после её создания .

История

Подготовительная работа над сюжетом и композицией будущей картины «Оттепель» была начата Фёдором Васильевым в 1870 году (в частности, один из этюдов к этой картине был датирован этим годом) . Летние месяцы этого года художник провёл на Волге , написав по результатам поездки ряд полотен, включая « Вид на Волге. Барки » ( ГРМ ) и « Волжские лагуны » ( ГТГ ), а также картину «Берег Волги после грозы» ( ГТГ ), работа над которой растянулась до апреля 1871 года . По словам искусствоведа , «можно с уверенностью утверждать, что рождение „Оттепели“ было подготовлено поездкой на Волгу», поскольку, с одной стороны, жизнь среди крестьян обогатила художника впечатлениями, связанными с социальными вопросами, а с другой — работа над изображением приволжских ландшафтов открыла ему «своеобразие пейзажа с необозримыми далями» .

Фёдор Васильев написал окончательный вариант картины «Оттепель» в начале 1871 года, в течение одного месяца . Весной 1871 года картина участвовала в конкурсной выставке Общества поощрения художников и получила там первую премию , причём соперничала она с полотном Алексея Саврасова « Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода », которое в результате удостоилось второй премии . Картина «Оттепель» была приобретена Павлом Третьяковым ещё до начала выставки .

Великий князь Александр Александрович (будущий император Всероссийский Александр III ) заказал Васильеву авторское повторение картины «Оттепель», работа над которым заняла у художника немногим более месяца . В письме от 5 апреля 1871 года Фёдор Васильев, извинившись перед Павлом Третьяковым за долгое молчание, сообщал ему: «Вы писали мне, что Вам неизвестно, начал ли я повторение картины, купленной Вами… Теперь же я могу Вас уведомить, что конкурс кончился 2 апреля и я взял картину. Надеюсь окончить ее повторение к последним числам апреля» . В мае 1871 года работа над авторским повторением была завершена, и тогда же Васильев передал свой первый вариант картины Третьякову .

В том же 1871 году картина экспонировалась на выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ). В рецензии, опубликованной в номере « Московских ведомостей » за 28 октября 1871 года, особого внимания критика Владимира Чуйко (печатавшегося под псевдонимом В. В. ) удостоились два представленных на этой выставке пейзажа — «Оттепель» Фёдора Васильева и « Грачи прилетели » Алексея Саврасова .

Оттепель (авторское повторение, 1871, холст, масло, 55,5 × 108,5 см , ГРМ )

После того как авторское повторение картины «Оттепель» было передано заказчику — Александру Александровичу, оно было помещено в Аничков дворец . В 1872 году эта авторская копия была послана на , где она была отмечена премией, а также получила хорошие отзывы в английской прессе . В частности, автор статьи, опубликованной 6 мая 1872 года в газете The Morning Post , выражал желание, чтобы Васильев приехал в Лондон и написал «лондонские улицы во время быстрой оттепели», поскольку «никто бы не написал их так, как он». Далее он писал: «Взгляните на его отличную картину „Оттепель“, на мокрую грязь, на серый, грязный и коричневый снег; заметьте колеи, текущую воду и общую слякоть и скажите, не он ли настоящий артист для этой задачи» . В настоящее время второй авторский вариант картины «Оттепель» находится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге ( инв. Ж-4105 ), куда он поступил из Аничкова дворца в 1928 году .

Весной 1871 года у Фёдора Васильева случилась вспышка туберкулёза , и врачи настаивали на том, чтобы он уехал на лечение на юг. Вскоре после окончания работы над авторским повторением картины «Оттепель», 22 мая 1871 года, художник выехал из Петербурга в Харьковскую губернию , где остановился в имении Хотень , принадлежавшем Павлу Сергеевичу Строганову и его жене Анне Дмитриевне . 18 июля Фёдор Васильев выехал из Хотени в Крым , в Ялту , где и провёл последние два года своей жизни . Таким образом, картину «Оттепель» можно рассматривать в качестве рубежа, отделяющего петербургский период творчества художника от крымского .

Описание

Монета Банка России к 150-летию со дня рождения Ф. А. Васильева с изображением фрагмента картины «Оттепель», 2 рубля , реверс

На картине изображён холодный, унылый пейзаж с размытой от растаявшего снега просёлочной дорогой, которую пересекает тёмная полоса талой воды. Оживляют пейзаж лишь птицы, изображённые в левой части картины, да фигурки путника и ребёнка, которые стоят у проталины на дороге . Унылость картины дополняют написанные на заднем плане обледенелые деревья и покосившаяся изба, крыша которой покрыта снегом. Ощущение безнадёжности, вызываемое видом этой распутицы , подчёркивается растянутым вширь форматом холста . Состояние переменчивой погоды и всеобщего уныния выражены «чутким мазком», который мастерски передаёт фактуру снега, следы полозьев и застилающую дали снежную пелену .

Чётко намеченную диагональ в композиции картины образует дорога , которая служит «центральным элементом пейзажного мотива» и в значительной степени определяет его смысловое содержание . Растянутый по горизонтали формат картины усиливает эффект, подчёркивающий протяжённость этой дороги. То, что рядом с путником находится ребёнок, не только не смягчает ощущение людского одиночества среди снежных просторов, а наоборот, дополняет его пониманием того, насколько тяжёл дальний путь по заснеженной равнине для маленького человека .

При написании картины Васильев отклонился от классической трёхплановой схемы, используемой в романтических пейзажах: на заднем плане отсутствует единая замыкающая плоскость (есть разрыв между тёмными группами деревьев), а пространство зрительно углублено с помощью объёмного изображения нависшей над равниной тучи .

Эскизы и этюды

В Государственной Третьяковской галерее находится картина «Оттепель» (бумага на картоне, масло, 16 × 28,3 см , инв. 11029) , также известная под названием «Зима» . Считается, что она отражает первоначальный замысел картины «Оттепель» 1871 года. Этот пейзаж был приобретён художником и коллекционером Ильёй Остроуховым у петербургского антиквара И. Ф. Шёне и впоследствии стал частью созданного им частного музея. После смерти Остроухова, последовавшей в 1929 году, его музей был расформирован, а картина была передана в собрание Государственной Третьяковской галереи .

Известен ещё один этюд Фёдора Васильева с названием «Оттепель» (1870, холст, масло, 26 × 33 см ), который находился в коллекции Козьмы Солдатёнкова , а затем в собрании Румянцевского музея . Согласно документам, после расформирования Румянцевского музея в 1924 году этот этюд был передан в Самарский музей , но по какой-то причине туда так и не поступил. Его местонахождение в настоящее время неизвестно .

К подготовительным материалам, послужившим основой для разработки темы будущей картины, искусствоведы также относят рисунок «Деревня. Распутица» , или «Деревенский пейзаж» (1870, бумага, сепия , 17 × 28 см , инв. Р-170), находящийся в Пермской государственной художественной галерее .

Кроме этого, в Государственной Третьяковской галерее хранится одноимённый эскиз картины «Оттепель» (холст, масло, 21 × 43 см , инв. Ж-591), который был приобретён в 1969 году у московского коллекционера Н. А. Соколова .

Оттепель (или Зима , первоначальный замысел, бумага на картоне, масло, ГТГ )
Оттепель (этюд, 1870, холст, масло)
Деревенский пейзаж (1870, бумага, сепия, ПГХГ )
Оттепель (эскиз картины 1871 года, холст, масло, ГТГ )

Отзывы

Художник Иван Крамской , сравнивая «Оттепель» с появившимся двумя годами позже полотном « В Крымских горах », отмечал, насколько различны эти две картины и какой «страшилищной пропастью» отделены они друг от друга. В письме к Фёдору Васильеву от 28 февраля 1873 года он писал: «Картина „Оттепель“ такая горячая, сильная, дерзкая, с большим поэтическим содержанием и в то же время юная (не в смысле детства) и молодая, пробудившаяся к жизни, требующая себе право гражданства между другими, и хотя решительно новая, но имеющая корни где-то далеко, на что-то похожая и, я готов был бы сказать, заимствованная, если бы это была правда, но все-таки картина, которая в русском искусстве имеет вид задатка» .

Искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов писал, что «Оттепель» — первая значительная работа Фёдора Васильева, которая «знаменует окончание ученичества и выход на самостоятельную творческую дорогу» . Новизну этого художественного произведения он видел в том, что его «композиционная построенность, стаффажная насыщенность и сюжетная занимательность» направлены на «идейное истолкование русской природы, раскрытие её национального характера» . Сравнивая «Оттепель» с появившейся в том же году картиной Саврасова « Грачи прилетели », Фёдоров-Давыдов отмечал лиричность обеих картин, но разницу между ними видел в том, что саврасовская лирика соответствует ясному и чёткому повествованию, в то время как васильевская «носит более общий, но вместе с тем и непосредственный характер, становясь содержанием картины» .

Критик и музыковед Борис Асафьев (литературный псевдоним — Игорь Глебов) считал картину «Оттепель» одним из лучших образцов сочетания лиричности в изображении русской природы со строгой дисциплиной художника. По его словам, в этой картине «композицией управляет тема дороги, русский дальний путь, на бесконечности „протяжений“ которого миллионами людей передумано столько дум о жизни и смерти и где перестрадало столько сердец» .

Обсуждая картину «Оттепель», искусствовед писала, что она «поражает смелостью в выборе столь необычного пейзажного мотива со столь же смелым его художественным обобщением и всё проникающей тревожностью, как бы отнимающей у человека надежду на весеннее пробуждение природы и веру в её благостное участие» . Отмечая мастерство художника в решении композиции картины, Мальцева писала, что этим полотном он «открывал для пейзажа новые перспективы и новые возможности выразить идейную содержательность, минуя принятую систему жанрового повествования» .

См. также

Примечания

  1. , с. 101, № 160.
  2. (HTML). Государственная Третьяковская галерея — www.tretyakovgallery.ru. Дата обращения: 24 мая 2019. 13 мая 2014 года.
  3. (HTML). Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации — goskatalog.ru. Дата обращения: 31 мая 2019. 25 декабря 2017 года.
  4. , с. 61.
  5. , с. 32.
  6. , с. 30.
  7. , с. 162—163.
  8. , с. 158.
  9. , с. 16.
  10. , с. 153.
  11. , с. 29.
  12. В. М. Скляренко . (HTML). tphv.ru. Дата обращения: 6 июня 2016. 4 июня 2013 года.
  13. , с. 31.
  14. , с. 33.
  15. , с. 62.
  16. , с. 124.
  17. (HTML). nearyou.ru. Дата обращения: 6 июня 2016. 11 июня 2013 года.
  18. , с. 151.
  19. , с. 70, № 960.
  20. (HTML). Русский музей — виртуальный филиал — yawww.virtualrm.spb.ru. Дата обращения: 24 мая 2019. 18 мая 2013 года.
  21. , с. 164—165.
  22. , с. 171.
  23. , с. 31.
  24. , с. 202.
  25. , с. 160.
  26. , с. 60—61.
  27. , с. 101, № 158.
  28. , с. 153, № 92.
  29. (HTML). www.art-catalog.ru. Дата обращения: 2 июня 2016. 11 мая 2016 года.
  30. , с. 101, № 160.
  31. (HTML). www.rmuseum.ru. Дата обращения: 2 июня 2016. 14 мая 2014 года.
  32. , с. 153—154.
  33. , с. 59.
  34. .
  35. , с. 101, № 159.
  36. , с. 146.
  37. , с. 162.
  38. , с. 41.
  39. , с. 41.
  40. .

Литература

  • Асафьев Б. В. Русская живопись. Мысли и думы. — М. Л. : Искусство , 1966.
  • Боткина А. П. . — М. : Искусство , 1993. — 371 с. — ISBN 9785210025500 .
  • Дюженко Ю. Ф. Ф. А. Васильев. — Л. : Художник РСФСР , 1973. — 72 с. — (Массовая библиотека по искусству).
  • Мальцева Ф. С. Федор Александрович Васильев. — М. : Искусство , 1984. — 272 с.
  • Мальцева Ф. С. Мастера русского пейзажа. Вторая половина XIX века. Часть 2. — М. : Искусство , 1999. — 136 с. — ISBN 9785210013439 .
  • Манин В. С. Русский пейзаж. — М. : Белый город , 2001. — 632 с. — (Энциклопедия мирового искусства). — ISBN 5-7793-0293-6 .
  • Матвеева Е. А. . — М. : Белый город , 2009. — 48 с. — ISBN 978-5-7793-1264-6 .
  • Новоуспенский Н. Н. Федор Александрович Васильев. — М. : Изобразительное искусство , 1991. — 160 с.
  • Ткач М. И. . — Москва: ОЛМА-ПРЕСС , 2002. — 350 с. — ISBN 978-5-948-49136-3 .
  • Фёдоров-Давыдов А. А. . — М. : Изогиз , 1937. — 244 с.
  • Фёдоров-Давыдов А. А. Русский пейзаж XVIII — начала XX века. — М. : Советский художник , 1986. — 304 с.
  • Чурак Г. С. Федор Васильев. — М. : Белый город , 2000. — 64 с. — ISBN 5-7793-0221-9 .
  • Государственная Третьяковская галерея — каталог собрания / Я. В. Брук , Л. И. Иовлева . — М. : Красная площадь, 2001. — Т. 4: Живопись второй половины XIX века, книга 1, А—М. — 528 с. — ISBN 5-900743-56-X .
  • Государственный Русский музей — Живопись, XVIII — начало XX века (каталог). — Л. : Аврора и Искусство , 1980. — 448 с.
  • Крамской об искусстве / Т. М. Коваленская . — М. : Изобразительное искусство , 1988. — 176 с. — ISBN 5-85200-015-9 .
  • Пермская государственная художественная галерея / В. А. Кулаков . — Москва: Изобразительное искусство , 1976. — 184 с.
  • Пермская государственная художественная галерея. Каталог произведений живописи, скульптуры, графики / В. И. Корнилова . — Пермь: Пермское книжное издательство , 1963. — 232 с.

Ссылки

  • в базе данных проекта « Моя Третьяковка »
  • (HTML). www.art-catalog.ru. Дата обращения: 1 июня 2016. 10 мая 2016 года.
  • (HTML). Google Arts & Culture — artsandculture.google.com. Дата обращения: 31 мая 2019. 31 мая 2019 года.
Источник —

Same as Оттепель (картина Васильева)