Interested Article - Клоун

Почтовая марка с изображением клоунов. Фарерские острова , 2002

Кло́ун ( англ. clown — «деревенщина» , от лат. colōnus — «крестьянин, грубиян» — родственно colonia — «земля» (отданная в аренду) ) в современном значении термина — цирковой , эстрадный или театральный артист, использующий приёмы гротеска и буффонады . Родственные определения: шут , гаер, паяц . Цирковой жанр, состоящий из комических сценок, исполняемых клоунами, вносящими в них приёмы эксцентрики и буффонады — клоунада .

Известные цирковые артисты-клоуны: Бим-Бом , Грок , Танти , Фрателлини , Виталий Лазаренко , Алексей Иванович Сергеев (Серго́, Мусля́), Михаил Румянцев (Карандаш) , Олег Попов , Юрий Никулин и Михаил Шуйдин , Леонид Енгибаров , Анатолий Дубино , Борис Вяткин , Андрей Николаев , Анатолий Марчевский , Владимир Кремена .

Профессия

Выступление французского клоуна Жана-Батиста Ориоля

В современном цирковом и эстрадном искусстве клоуны работают, как правило, парами или группой (устойчивая традиционная клоунская пара — «рыжий» и «белый» клоуны). При сольном выступлении партнёром «рыжего» клоуна может выступать шпрехшталмейстер или униформист , а также публика в зале или отдельный зритель.

Цирковые клоуны имеют множество специализаций ( музыкальные эксцентрики , ковёрные , акробаты , дрессировщики , пантомимисты , сатирики ), однако чёткого подразделения не существует, большинство цирковых клоунов, как правило, работают в самых разных жанрах. Часто артист использует приёмы весьма сложных жанров циркового искусства, например, эквилибристики , акробатики или жонглирования .

Выдающийся мастер чехословацкого цирка Карел Клудский в своей книге «Жизнь на манеже» признаётся:

Хотите – верьте, хотите – нет, душа цирка – это не директор, не режиссёр, не дрессировщик «большого номера», не самый знаменитый укротитель. Душа цирка – всегда самый лучший клоун… Цирк может остаться, даже если в нём уже нет тигров, львов, шутов, батутов и манежа, но перестаёт быть цирком, когда теряет клоуна. Покажите мне своего клоуна – и я скажу, каков ваш цирк.

Клоун — одна из самых демократических и в то же время самых сложных и универсальных специализаций актёра. История не знает примеров освоения жанра клоунады трагическими артистами, однако обратные примеры не столь уж редки. Многие выдающиеся клоуны (в том числе — цирковые) добивались значительных успехов в кинематографических и театральных ролях трагического характера ( Ю. Никулин , Л. Енгибаров , В. Кремена , А. Марчевский ).

Джозеф Гримальди в роли клоуна Джоя

Белое лицо

Есть два основных типа клоунов. Грим первого типа клоуна (тип Пьеро) имеет белое лицо с подчёркнутыми чертами лица, например, такими, как брови. Он более умный и изощрённый клоун, контрастирующий с грубыми или гротескными типами Огюста. Франческо Кароли и Гленн «Фрости» Литтл представляют собой примеры этого типа.

Второй тип белолицего клоуна — это шутоватый клоун типа Бозо. У этого типа есть гротескно подчёркнутые особенности, особенно красный нос и красный рот, часто с редкими (главным образом рыжими) волосами. В комедийном партнёрстве Эбботта и Костелло Бад Эббота был бы классическим белолицым клоуном, а Лу Костелло — комическим белолицым клоуном или Огюстом

Традиционно клоун с белым лицом использует белый клоунский макияж, чтобы покрыть всё лицо и шею, не оставляя видимой кожу . Европейские клоуны с белым лицом окрашивают уши в красный цвет.

Макияж белолицего клоуна был первоначально разработан Джозефом Гримальди в 1801 году. Он начал с нанесения белой основы на лицо, шею и грудь, а затем добавил красные треугольники на щеках, густые брови и большие красные губы, сложенные в озорную улыбку. Дизайн Гримальди используют многие современные клоуны. По словам биографа Гримальди Эндрю Макконнелла Стотта, это был один из самых важных театральных проектов 1800-х годов .

Первым великим американским клоуном с белым лицом был сценическая звезда . Вслед за англичанином Джозефом Гримальди в первой половине XIX века Фокс популяризировал в США истории Шалтая-Болтая.

В искусстве

Художественные фильмы о клоунах

Примечания

  1. Этимологический словарь русского языка Крылова Г. А. «В этимологии этого слова поможет разобраться одно из значений (помимо значения «клоун») английского clown — „деревенщина“, ведь именно такое значение и было у слова-первоисточника, латинского colonus — „житель деревни“; кстати, из того же источника и современная колония, которая оказывается в неожиданном родстве с клоуном»
  2. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера «Из англ. сlоwn „остолоп, грубиян, шут“ от лат. colōnus „крестьянин, грубиян“»
  3. Этимологический словарь русского языка Шанского Н. М. «Заимств. в середине XIX в. из англ. яз., где clown „шут, клоун“ < „мужик, деревенщина“ < франц. colon, восходящего к colonus „крестьянин“, производному от colonia „земля“ (отданная в аренду)»
  4. McCoy, Tiffany (2010). 26 октября 2015 года.
  5. , pp. 117–118

Литература

  • Радунский И. С. Записки старого клоуна / Под ред. Ю. А. Дмитриева; В подготовке книги принимал участие Я. В. Энгель; Всероссийское театральное общество . — М. : Искусство , 1954. — 160 с. — 30 000 экз.
  • Старобинский Жан . Портрет художника в образе паяца // Старобинский Жан. Поэзия и знание: История литературы и культуры. — Т. 2. — М. , 2002. — С. 501—579.
  • . — Т. 1: Клоуны.
  • Плучс К. Белый клоун: Воспоминание о цирке. — Рига , 1963.
  • Макаров С. М. . — М. : Либроком, 2010. — 274 с. — ISBN 978-5-397-00959-1 .
  • Макаров С. М. . — М. : РОССПЭН , 2001. — 367 с. — ISBN 5-8243-0180-8 .
  • Успенский Э. Школа клоунов. — 1988.
  • McConnell Stott, Andrew. : [ англ. ] . — Edinburgh : Canongate Books Ltd, 2009. — ISBN 978-1-84767-761-7 .
Источник —

Same as Клоун