Interested Article - Хорив
- 2020-08-07
- 1
Хори́в ( др.-рус. и церк.-слав. Хоривъ ) — в восточнославянской мифологии генеалогический герой , наряду со своими братьями Кием , Щеком и сестрой Лыбедью , один из легендарных родоначальников племени днепровских полян , наряду со своими братьями, персонаж легенды об основании Киева , один из его легендарных основателей. Каждый из братьев основал поселение на одной из трёх днепровских «гор» (холмов) .
Этимология
Ряд учёных считает легенду об основании Киева этимологическим мифом , призванным объяснить названия киевских местностей. Имена этих персонажей производны от киевских топонимов , а не наоборот. В частности, Хорив является персонажем, призванным объяснить название одной из киевских гор — Хоривица . Данные персонажи рассматриваются как генеалогические герои, герои мифологического эпоса, связанные с началом мифологизированной исторической традиции .
Согласно лингвисту А. И. Соболевскому , название Хоривица ( Хоревица, Хорива ) происходит из иранских языков . Тождественно др.-перс. Наrаivа- — название горной местности . По мнению лингвиста Макса Фасмера в таком случае собственное имя Хоривъ было вторично отвлечено от местного названия, подобно тому как название Хоривица производили от библейского Хорив ( др.-рус. и церк.-слав. Хоривъ , от греч. Χωρήβ ) — гора Синай , гора закона в Синае .
Источники
Самый ранний известный источник об этих персонажах — русская летопись начала XII века « Повесть временных лет », предположительно отразившая древнерусское предание о происхождении полян .
В недатированной части «Повесть временных лет» сообщает:
Поляне же жили в те времена сами по себе и управлялись своими родами; ибо и до той братии были уже поляне, и жили они все своими родами на своих местах, и каждый управлялся самостоятельно. И были три брата: а один по имени Кий, а другой — Щек, а третий — Хорив, и сестра их — Лыбедь… И построили город и в честь старшего своего брата дали имя ему Киев… Кий же, вернувшись в свой город Киев, тут и окончил жизнь свою; и братья его Щек и Хорив и сестра их Лыбедь тут же скончались. И после этих братьев стал род их княжить у полян…
Оригинальный текст (церк.-сл.)Поляномъ же живущиим о собѣ и владѣющимъ роды своими, яже и до сея братья бяху поляне, и живяху кождо съ родом своимъ на своихъ мѣстехъ, володѣюще кождо родомъ своимъ. И быша 3 брата: а единому имя Кий, а другому Щекъ, а третьему Хоривъ, и сестра ихъ Лыбѣдь… Створиша городокъ во имя брата ихъ старѣйшаго и наркоша и́ Киевъ… Киеви же пришедшю въ свой городъ Киевъ, ту и сконча животъ свой, и брата его — Щекъ и Хоривъ, и сестра ихъ Лыбѣдь ту скончашася. И по сей братьи почаша дѣржати родъ ихъ княжение в поляхъ…
Легенда известна также в древнеармянской передаче у армянского историка Зиновия Глака о братьях по имени Kuaṙ и Хоṙеаn и городе Kuaṙi в стране Paluni .
Киевский синопсис , составленный во второй половине XVII века, предположительно, Иннокентием Гизелем , архимандритом Киево-Печерского монастыря , включает специальные разделы «о преславном верховном и всего народа российского главном граде Киеве». Автор привёл летописную легенду о поселении на горах Кия, Щека, Хорива и сестры их Лыбеди, основавших там города, и дал и точную дату основания Киева — 431 год .
Гора Хорива
Согласно одному из толкований летописного рассказа об основании Киева высказывалось мнение, что горой Хорива была так называемая « Лысая гора » над Подолом. Некоторые исследователи считали, что именно Замковая гора была местом начального пребывания Кия и лишь впоследствии был построен «град» на соседней Старокиевской горе. [ источник? ]
Примечания
- ↑ .
- ↑ .
- , с. 24—25, 70—71, 84.
- , с. 105—126.
- Известия Отделения русского языка и словесности Академии наук . № 26. С. 41.
- // = Russisches etymologisches Wörterbuch : в 4 т. / авт.-сост. М. Фасмер ; пер. с нем. и доп. чл.‑кор. АН СССР О. Н. Трубачёва , под ред. и с предисл. проф. Б. А. Ларина [т. I]. — Изд. 2-е, стер. — М. : Прогресс , 1986—1987.
- .
- ↑ Повесть временных лет (Подготовка текста, перевод и комментарии О. В. Творогова ) // Библиотека литературы Древней Руси / РАН . ИРЛИ ; Под ред. Д. С. Лихачёва , Л. А. Дмитриева , А. А. Алексеева , Н. В. Понырко. СПб. : Наука , 1997. Т. 1 : XI—XII века. ( Ипатьевский список «Повести временных лет» на языке оригинала и с синхронным переводом). от 5 августа 2021 на Wayback Machine , публикация Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН.
- Якобсон. IJSLP. L/2. 1959. С. 275.
- // = Russisches etymologisches Wörterbuch : в 4 т. / авт.-сост. М. Фасмер ; пер. с нем. и доп. чл.‑кор. АН СССР О. Н. Трубачёва , под ред. и с предисл. проф. Б. А. Ларина [т. I]. — Изд. 2-е, стер. — М. : Прогресс , 1986—1987. / комментарий О. Н. Трубачёва .
- , с. 20.
Литература
- / В. В. Иванов , В. Н. Топоров // Мифы народов мира : Энцикл. в 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев . — 2-е изд. — М. : Советская энциклопедия , 1987. — Т. 1 : А—К. — 671 с.
- / В. В. Иванов , В. Н. Топоров // Мифы народов мира : Энцикл. в 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев . — 2-е изд. — М. : Советская энциклопедия , 1988. — Т. 2 : К—Я. — С. 82.
- / В. В. Иванов , В. Н. Топоров // Мифы народов мира : Энцикл. в 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев . — 2-е изд. — М. : Советская энциклопедия , 1988. — Т. 2 : К—Я. — 719 с.
- Щавелёв А. С. Кий, Щек, Хорив, Лыбедь // Древняя Русь в Средневековом мире: энциклопедия / под общ. ред. Е. А. Мельниковой , В. Я. Петрухина . — Институт всеобщей истории РАН . — М. : Ладомир , 2014. — С. 382. — ISBN 978-5-86218-514-0 .
- Иванов В. В. , Топоров В. Н. Мифологические географические названия как источник для реконструкции этногенеза и древнейшей истории славян // в кн.: Вопросы этногенеза и этнической истории славян и восточных романцев. — М., 1976.
- Петрухин В. Я. . — 2-е изд., испр. и доп.. — М. : Форум : Неолит, 2014. — 464 с.
- Щавелёв А. С. . — М. : Северный паломник, 2007.
Ссылки
- 2020-08-07
- 1