Interested Article - Чумаки
- 2020-05-19
- 1
Чумаки ( возчики, виноторговцы, солеторговцы ) — категория населения, проживавшая на территории нынешней Украины и Юге России XVI—XIX веков, занимавшаяся торгово-перевозным промыслом.
Чумаки отправлялись на телегах , запряжённых волами , к Чёрному и Азовскому морям за солью и рыбой, развозили их по ярмаркам , а также занимались доставкой других товаров. Чумаки играли важную роль в торговле Гетманщины и Слободской Украины . Позднее чумаками стали называть торговцев, привозивших соль и с других месторождений, например с озёр Эльтон и Баскунчак .
Этимология
Исследователи объясняют слово как заимствованное из тюркских языков : от турецкого čоmak ( булава , длинная палка), уйгурского čоmak (сильный) или турецкого čumakdar (тот, что носит булаву) .
В «Древнетюркском словаре» слово «чомаг» ( çomaq ) означает посох , или палку с загнутым концом, на которую опирались при ходьбе
Согласно «Словарю тюркизмов в русском языке» в древнетюркских языках слово «чомак» ( чomaq ), наряду со значением «деревянная подпорка», обозначало дубинку с металлическим или каменным набалдашником .
Менее убедительна версия, согласно которой название происходит от крымскотатарского слова «чюм», то есть ковш для питья; также утверждается, что этим словом у татар обозначали перевозчиков или даже извозчиков .
Деятельность
До проведения железных дорог это был обширный промысел, занимавший много людей. Кроме крупной торговли с турками , поляками , украинцами , новосербами, крымскими татарами , чумаки вели мелкую торговлю внутри Сечи , предметом которой были епанчи , седла, стрелы, луки, стремена, сабли, удила и прочее. Кроме Сечи, торговля производилась и в паланках — в сёлах на Кальмиусе , Буге , Днепре и других.
По степям Северного Причерноморья и Приазовья были проложены несколько чумацких шляхов — Черный, Муравский, Молдавский, Бакаев.
Перевозка осуществлялась большими деревянными возами (мажами), в которые запрягались пара или четверо волов. На такой воз могли загружать более 60 пудов соли. Чаще всего использовали так называемых бессарабских волов половой масти с длинными рогами.
Походы чумаков были весьма рискованными мероприятиями: часто торговцы подвергались нападениям со стороны гайдамаков и татар . По этой причине чумаки редко отправлялись в путь в одиночку. Их часто сопровождали конвойные, нанятые за особый «ралец». В случае набега грабителей чумаки для защиты строили из возов так называемый табор. Всякая группа или валка имела своего выборного атамана, избиравшегося из опытных чумаков: он указывал путь, определял дневных и ночных сторожей для скота, распоряжался временем езды и отдыха, разбирал ссоры между ватажанами и тому подобное. Кроме атамана, каждая валка имела ещё кухаря, то есть кашевара, на возу которого находились съестные припасы, а также казан и таганы. Позднее, особенно в первой половине XIX века, чумачество приобрело более мирный характер.
Обычно чумаки нагружали на воз около 50 пудов (820 кг ); соли клали до 60 и 65 пудов (1 000 кг). В дорогу отправлялось несколько хозяев, по предварительному взаимному уговору. Общее число пар волов доходило тогда до 40. С хозяевами шли наймиты, по одному человеку на четыре-пять волов. Срок найма начинался Светлым Христовым Воскресением и кончался зимним Николаем , и за всё это время наймит получал от хозяина рублей 8 или 10 серебром . В XIX веке чумацкая валка уже не выбирала атамана и кашевара; старшим считался тот, кто уже ходил в дорогу и знал чумацкие тракты и обычаи. Варили пищу и стерегли волов в ночное время чумаки поочерёдно.
Присоединение причерноморских земель к Российской империи во второй половине XVIII века способствовало расцвету чумацкого промысла. В это время чумацкие шляхи проходили через Богополь , Кривое Озеро , Вознесенск . По словам русского писателя Г. П. Данилевского , в 1856 году командированного Морским министерством для изучения народного быта в малороссийские губернии и посвятившего чумацкому промыслу этнографический очерк, «прежде, за Екатерину и гетманов, бывали на Украине слободы человек в три тысячи и более жителей, всё чумаков, где не было ни одного плуга и ни одной бороны. Жители у себя дома только косили на зиму сено волам, а жены занимались молочными скопами со скота и птицею. Хлеб эти настоящие “чумацкие гнезда” покупали и за стыд считали вспахать и засеять хоть одну десятину земли, разве бабы только вскопают какой клочок под дыни и арбузы» .
Учитывая высокий спрос на лес и стройматериалы в южном регионе, чумаки скупали лес и лесоматериалы на днепровских пристанях в Черкассах , Новогригорьевске, Кременчуге , Каховке , а затем распродавали в Херсоне , Николаеве и Одессе . Часть этого леса и разные изделия из дерева выменивались на зерно в окружающих селах. С Киевщины в Николаев доставлялся хлеб; часть его покупалась для нужд флота морским ведомством, остальной доставлялся в Одессу каботажным флотом. Чумаки также доставляли на юг различные овощи, особенно картофель и лук , продавая их, в основном, в Херсоне и Николаеве. С юга традиционно доставляли соль, рыбу и разные товары из Одесского, Херсонского портов, а начиная с 1860-х годов и из Николаевского коммерческого порта. Одним из центров чумацкого промысла на Юге Украины был Ольвиополь . Чумаки из этого города специализировались на доставке зерна в Одессу, Николаев. Вознесенск . Более состоятельные закупали рыбу и соль, которую продавали в Каменце-Подольском и Старконстантинове.
Главным недостатком чумацкого транспорта была малая скорость транспортировки; при этом он считался достаточно надёжным.
Роль чумаков
Чумаки представляли собой прототип национального украинского купечества, основанный на началах товарищества и взаимовыручки. Однако первые чумаки были не только торговцами, но и промышленниками, и воинами. Чумацкая торговля была популярна и уважаема, так как была честна и сопряжена с опасностями для жизни. В Запорожье чумаки объединялись в «артели», как воины входили в состав низового казачества, платили всю прибыль от промысла в войсковой скарб и возмещали свои убытки войсковой казной.
См. также
- Чумацкие песни
- Чумацкая икона на рыбе
- Чумацкий шлях — историческая дорога, по которой чумаки вели свои обозы.
- Чумацкий тракт в Мариуполе — картина Архипа Куинджи , написанная в 1875 году.
Примечания
- . Дата обращения: 11 ноября 2021. 11 ноября 2021 года.
- , с. 382.
- Боровкова Т. А. , Дмитриева Л. В., Зырин А. А., Кормушин И. В., Летягина Н. И., Насилов Д. М., Наделяев В. М., Тенишев Э. Р. , Тугушева Л. Ю. , Щербак А. М. Древнетюркский словарь. Издание второе, пересмотренное / Под ред. , И. В. Кормушина, А. В. Дыбо , У. К. Исабековой. — Астана: Ғылым, 2016. — 760 с. — 1000 экз. — ISBN 978-601-7793-32-6 .
- Шипова Е. Н. Словарь тюркизмов в русском языке / Е. Н. Шипова (составитель); Отв. ред. акад. А. Н. Кононов ; Институт языкознания АН КазССР. — Алма-Ата : «Наука» КазССР, 1976. — 444 с. — 3550 экз.
- Иманов Камран. от 4 августа 2014 на Wayback Machine // Бакинский рабочий. — 2013, 17 декабря. — С. 8.
- Данилевский Г. П. от 28 августа 2023 на Wayback Machine // Библиотека для чтения . — СПб., 1857. — Т. 142. — № 3. — С. 119, 122.
- Супруненко В. П. Чумацким шляхом // Вокруг Света . — 1996, март. — № 3. — С. 19.
- Данилевский Г. П. от 28 августа 2023 на Wayback Machine // Библиотека для чтения . — СПб., 1857. — Т. 142. — № 4. — С. 260.
Литература
- Данилевский Г. П. // Библиотека для чтения . — СПб., 1857. — Т. 142—143. — №№ 3—6 (апрель—июнь).
- Фасмер М. // Этимологический словарь русского языка / Пер. с нем. и доп. О. Н. Трубачева . — М. : Прогресс , 1987. — Т. 4 (Т — Ящур) . — С. 382 .
- Супруненко В. П. // Вокруг Света . — 1996, март. — № 3. — С. 16-22.
- Вілінов Ю., Шишков С. Чума і чумаки // Мелитопольский краеведческий журнал. — 2016. — № 8. — С. 74-81.
Ссылки
- (youtube.com)
- 2020-05-19
- 1