Interested Article - Петров день
- 2020-08-08
- 1
Петро́в день — день святых апостолов Петра и Павла в народном календаре славян , приходящийся на 29 июня (12 июля) .
Это день окончания « купальских празднований » и начала летних свадеб , прощание с весной , первая прополка и подготовка к сенокосу . Петров день отмечался два-три дня .
Праздник Петра-ключника — хранителя ключей от небесного царства .
Другие названия
рус. Пётр-Павел , Петрок, Петры и Павлы, Петров день — разговенье, Петровки , Праздник солнца , Ярилин день , Петры-рыболовы , Рыболов, Облупа (тульск.), Навозница , Петраки ; белор. Пятро, Пэтроў дзень, Пятро-Павел, Пятрок, Паўлюк, Павел, Пятры ; полес. Петра, Петро, Петров день, Петро и Павел, Петрок, Петро-павло, Петрочек ; укр. Петрів день , Пе́тра , Петро-Павло , Петропавлов день, Петра і Павла , Петра, Свято Петра й Павла ; серб. Петровдан ; болг. Петровден , польск. Piotra i Pawła , чеш. Sv. Petr a Pavel .
Установление праздника
Согласно святителю Димитрию Ростовскому , день смерти апостола Павла либо совпадает с днём смерти апостола Петра, либо его смерть произошла ровно через год после распятия апостола Петра. О том, что казнь апостола Петра предшествовала казни апостола Павла, сообщает Блаженный Августин .
Этот праздник также связывают с перенесением мощей апостолов Петра и Павла, которое состоялось в Риме 29 июня 258 года , и с тем, что со временем содержание этого события было утрачено и день 29 июня стал рассматриваться как день общего мученичества святых Петра и Павла .
Апостолы в представлениях славян
В славянской традиции Пётр и Павел являются парными персонажами (ср. Кузьма и Демьян , Флор и Лавр ), которые часто могут выступать в едином образе: Пётр-Павел, Петро-Павло, Петропавля . Болгары считали их братьями, иногда даже близнецами, у которых была сестра — святая Елена или святая Мария ( Огненная ). Пётр — младший брат и более добрый: он позволяет земледельцам работать в свой праздник. Павел — старший, он грозен и сурово наказывает нарушителей праздничных обычаев, посылая с неба гром и молнии, сжигающие снопы. По сербскому преданию, «разделение вер на православную и католическую произошло после ссоры апостолов: Пётр объявил себя православным (сербом), а Павел сказал, что он католик ( шокац )». В представлении славян Пётр и Павел занимают особое место, выступая в роли хранителей ключей от рая (ср. белорусское название созвездия Лебедя — Пятрова палка , которое воспринимается также как ключ от рая). Болгары также считали святого Петра сторожем райского сада, охраняющим золотое райское дерево, вокруг которого в виде мух и пчёл летают души умерших детей .
В традиционном мировоззрении русского народа апостол Петр относился к числу наиболее чтимых святых угодников. В сказаниях и быличках он фигурирует под именем апостола-ключаря .
Среди гуцул существовало поверье, что ключи от земли святой Пётр хранит весь год и лишь весной их забирает у него святой Юрий ; в Петров день ключи вновь возвращаются к Петру, и тогда наступает осень .
В Сербии представляли апостола Петра «разъезжающим на златорогом олене по небесному полю над колосящимися земными нивами» .
Традиции
Петру и Павлу молятся об исцелении от горячки и лихорадки . Перед Касперовской иконой Божией Матери молятся при расслаблении, припадках, сумасшествии .
В праздновании нашли отражение не столько христианские легенды об апостолах Петре и Павле, сколько древние мифы, связанные с поклонением солнцу [ уточнить ] .
Вместе с праздниками Аграфены Купальницы и Ивана Купалы Петров день составляет единый праздничный цикл, знаменующий полный расцвет природных сил .
Лето местами отсчитывалось с Петрова дня: «Пётр лето зачинает, Илья лето кончает» ( заонеж. ) . Петров день — «верхушка» лета, наступают жаркие дни . О ненужных предметах и предложениях сохранилась ироничное выражение: «Нужен, как на Петров день варежка!» .
Петров день — проводы весны (пролетья) и встреча «красного лета» . Существовал обычай на Петров день устраивать «гулянки Петровки», водить хороводы и качаться на качелях . Иногда затевали игры с угадыванием: парни ходили среди девушек, закрыв лицо платками. Угадавшей предсказывалось в скором времени сыграть свою свадьбу. В Заонежье последний раз на «летних» святках проказили по деревне и гадали .
«На Петров день солнышко играет» (Тульская губерния) . В южнорусских губерниях к этому дню был приурочен обычай караулить солнце, когда молодежь обоего пола веселилась, рядилась, обвешиваясь колокольчиками и бубенцами, гуляла всю ночь в канун праздника, наблюдала, как при восходе солнце «играет» (ср. «игру солнца» на Иван Купала ), переливаясь разными цветами, устраивала в складчину трапезу, бесчинствовала . Девушки приносили в поле смоляные или масленые лампы, солому для сиденья или лавочки: жгли костры и гуляли всю ночь . «Собирали 12 цветов с 12 полей и под голову клали, произнося: „Двенадцать цветов с разных полей, двенадцать молодцов! Кто суженый-ряженый, мне покажися и меня погляди“» .
Кое-где в Белоруссии на Петра справляли свадьбы. У белорусов сохранилась поговорка: «До Петра девка хитра, а на Петры — хоть лицо ей подотри» ( белор. Да Пятра дзеўка хітра, а на Пятры — хоць твар ёй падатры ); до Петрова дня девушка старалась понравиться парню и выйти замуж, а если же усилия были напрасны, она должна была ждать следующей поры свадеб .
В некоторых местностях [ где? ] люди сходились на три родника умываться «петровой водицей» , что сопровождалось угощением сладким вином, песнями, плясками и играми . В Кашине и некоторых других городах было заведено устраивать некое подобие святочного ряженья . Игрище собиралось на берегу ручья .
В Воронежской губернии начиналась уборка озимых хлебов, подкашивали с края, хлеб пекли из нового урожая .
На Всесвятской неделе , перед Петровым днём или в первое воскресенье после него были известны у восточных славян под названием похорон Костромы и Ярилы . Похороны Костромы в Пензенской и Симбирской губерниях совершались таким образом: прежде всего девицы избирали из среды себя одну, которая обязана была представлять Кострому; затем подходили к ней с поклонами, клали её на доску и с песнями несли к реке; там начинали её купать, причём старшая из участвующих в обряде сгибала из лубка лукошко и била в него, как в барабан; напоследок возвращались в деревню и заканчивали день в хороводах и играх. В Муромском уезде соблюдалась иная обрядовая обстановка: Кострому представляла кукла, которую делали из соломы, наряжали в женское платье и цветы, клали в корыто и с песнями относили на берег реки или озера; собравшаяся на берегу толпа разделялась на две половины: одна защищала куклу, а другая нападала и старалась овладеть ею. Борьба оканчивалась торжеством нападающих, которые схватывали куклу, срывали с неё платье и перевязи, а солому топтали ногами и бросали в воду, между тем как побеждённые защитники предавались неутешному горю, закрывая лица свои руками и как бы оплакивая смерть Костромы .
Сербы три дня перед Петровым днём называли Крешеви или Кресиво и старались не посещать виноградников, не ходить в поле на выборку (уборку) конопли и не стирать, чтобы Бог не наслал града или болезней. В эти дни возжигали « живой огонь », и через дым костра прогоняли домашних животных для защиты от болезней .
В южнорусских губерниях было поверье, что в этот день уходят (исчезают) русалки, пребывающие на земле с Троицы .
Считалось, что кукушка кукует до Петрова дня, а в этот день «ячменным колосом давится» — умолкает, когда заколосится ячмень или «давится сыром », « мандрыкой » (ватрушкой) , которые готовили к празднику. Белорусы, когда варили на праздничный стол вареники — приговаривали: «будэм давить зовзюру (кукушку)» . В Белоруссии также записан апокрифический рассказ о том, что кукушка кукует до Петрова дня, так как когда апостол Пётр украл лошадь, а Христос позвал в свидетели ворону и кукушку и спросил, купил ли Пётр лошадь или украл, кукушка ответила «ку-пил, ку-пил», а ворона «крал! крал!»; поэтому Христос разрешил вороне каркать круглый год (за то, что сказала правду), а кукушке куковать только до Петрова дня (за ложь) .
На Русском Севере известно предание, гласящее о том, что на «мирской» Петров праздник, устраивавшийся селянами за Тотьмой , на реке Ваге , выбегал из леса олень, посылавшийся «праздновавшим Петру» мирянам в дар от «апостола-праздника». Оленя, останавливавшегося перед заранее приготовленными для варки котлами, убивали, свежевали и варили в котлах, а затем съедалось всем миром. Но это продолжалось только до той поры, пока жил народ праведно и честно, соблюдая традиции предков. А когда «пошёл по людям разврат-грех, ложь опутала мир-народ сетями-тенетами», — перестал апостол Петр высылать «праздничное угощенье даже и чествовавшим его святой день людям». После этого стали колоть быка из своего стада. Шли проходили годы — и совсем перестали селяне «справлять Петровщину» всем миром, — начал каждый у себя во дворе отмечать «наособицу» .
Петров день был важной вехой в сельскохозяйственных работах восточных славян — наряду с сенокосом крестьянин уже готовился к севу озимых: «С Петрова дня — красное лето, зелёный покос» ; «До Петрова взорать (вспахать пар), до Ильина заборонить, до Спаса засеять» .
Македонцы в этот день устраивали общее оро , затем молодёжь на окраине села танцевала и устраивала состязания в борьбе .
Поговорки и приметы
- На Петров день солнышко играет (Тульская губерния) .
- С Петрова дня — красное лето, зелёный покос .
- В Петровку нужно было липу драть на лыко , потому что позже уже кора пересыхает ( белор. У Пятроўку трэба было ліпы драць на лыка, бо пазней ужо кара прысыхае ) (белорус.).
- Худое порося и в Петровки зябнет; дворянская кровь и в Петров день мёрзнет .
- Петро-Павел жару прибавил .
- Пётр-Павел час убавил, а Илья-пророк два уволок .
См. также
Примечания
- , с. 565.
- ↑ , с. 364.
- , с. 24.
- ↑ , с. 27.
- , с. 65.
- ↑ , с. 96.
- , с. 747.
- ↑ , с. 318.
- ↑ , с. 319.
- , с. 362.
- , с. 345.
- ↑ , с. 135.
- , с. 316.
- , с. 66.
- , с. 355.
- , с. 62.
- , с. 144.
- , с. 294.
- от 16 марта 2018 на Wayback Machine (proridne.com)
- , с. 112.
- , с. 135, т. 2.
- от 31 октября 2014 на Wayback Machine (kasner.kiev.ua)
- , с. 172.
- , с. 136, т. 2.
- ↑ , с. 187.
- . Дата обращения: 19 ноября 2016. 30 августа 2016 года.
- от 20 ноября 2016 на Wayback Machine // от 20 ноября 2016 на Wayback Machine
- от 4 сентября 2017 на Wayback Machine // Православие.ру
- от 18 июня 2017 на Wayback Machine на сайте «Православие и мир»
- , с. 22.
- .
- ↑ , с. 25.
- ↑ , с. 202.
- , с. 133.
- от 4 марта 2016 на Wayback Machine // РЭМ
- ↑ .
- , с. 298.
- , с. 167.
- ↑ , с. 262.
- , с. 478.
- , с. 479.
- , с. 579.
- , с. 356.
- , с. 337.
- , с. 567.
- , с. 121.
- , с. 724.
- , с. 207–208.
- , с. 93.
- , с. 359.
- , с. 693.
- , с. 482.
- , с. 297.
- Народы зарубежной Европы, т. 1 (Народы мира. Этнограф. очерки) — 1964 — С. 477
- , с. 578.
- , с. 320.
Литература
- Петров день / Т. А. Агапкина // Славянские древности : Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого ; Институт славяноведения РАН . — М. : Межд. отношения , 2009. — Т. 4: П (Переправа через воду) — С (Сито). — С. 24—27. — ISBN 5-7133-0703-4 , 978-5-7133-1312-8.
- Анисимова О. М., Кусков В. В., Одесский М. П., Пятнов П. В. // / Под ред. В. В. Кускова. — М. : Высшая школа , 1994. — С. —325 . — ISBN 5-06-002874-7 .
- Афанасьев А. Н. . — М. : Тип. Грачёва и комп., 1869. — Т. 3. — 851 с.
- Пётр и Павел / О. В. Белова // Славянские древности : Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого ; Институт славяноведения РАН . — М. : Межд. отношения , 2009. — Т. 4: П (Переправа через воду) — С (Сито). — С. 22—24. — ISBN 5-7133-0703-4 , 978-5-7133-1312-8.
- Гура А. В. . — М. : Индрик, 1997. — 912 с. — ( Традиционная духовная культура славян . Современные исследования). — ISBN 5-85759-056-6 .
- Тараканы / Гура А. В. // Славянские древности : Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого ; Институт славяноведения РАН . — М. : Межд. отношения , 2012. — Т. 5: С (Сказка) — Я (Ящерица). — С. 239–241. — ISBN 978-5-7133-1380-7 .
- // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль . — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа , 1880—1882.
- Ермолов А. С. . — СПб. : Типография А.С.Суворина, 1901. — Т. 1. Всенародный меяцеслов. — 691 с.
- Зимина Т. . Российский этнографический музей . 4 марта 2016 года.
- Золотые правила народной культуры / О. В. Котович, И. И. Крук. — Мн. : Адукацыя i выхаванне, 2010. — 592 с. — 3000 экз. — ISBN 978-985-471-335-9 .
- Колесникова В. С. Русь православная. Праздники и обряды. — М. : Олма-пресс, 2005. — 606 с. — ISBN 5-224-05162-2 .
- Коринфский А. А. // . — М. : Издание книгопродавца М. В. Клюкина, 1901. — С. 316—322.
- Коршунков E. A. // Традиционная культура, № 2(4)/2001
- Лебедева Л. А. Устойчивые сравнения русского языка. Краткий тематический словарь. — Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2003. — 300 с.
- Логинов К. К. // / Ред. И. В. Мельников, Р. Б. Калашникова. — Кижи: Музей-заповедник «Кижи», 2003.
- Любецкий С. . — М. : тип. Н. Ф. Савича, 1872. — 348 с.
- Мадлевская Е., Эриашвили Н., Павловский В. Петров день // [www.litmir.me/bd/?b=121169 Русская мифология. Энциклопедия]. — М. : Эксмо, Мидгард, 2007. — С. 747—748. — 527 с. — (Тайны древних цивилизаций). — ISBN 5-699-13535-9 .
- Максимов С. В. // . — СПб. : Товарищество Р. Голике и А. Вильворг, 1903. — С. 477—479.
- Некрылова А. Ф. Круглый год. Русский земледельческий календарь. — М. : Правда, 1991. — 496 с. — ISBN 5-253-00598-6 .
- Пашина О. А. Kалендарно-песенный цикл у восточных славян. — СПб. : Композитор, 2006. — 280 с. — ISBN 5-7379-0326-5 .
- Платонов О. А. // . — М. : Институт русской цивилизации, 2007. — С. 565—568 . — ISBN 978-5-902725-05-3 . 4 марта 2016 года.
- Платонов О. А. Терновый венец России. Святая Русь : открытие русской цивилизации. — М. : Энциклопедия русской цивилизации, 2001. — 815 с. — ISBN 5-901364-03-1 .
- Петров день // / Сост. Т. Ф. Пухова, Г. П. Христова. — Воронеж: Изд-во ВГУ, 2005. — С. 121—122. — 249 с.
- Сахаров И. П. . — СПб. : Издание А. С. Суворина, 1885.
- Снегирёв И. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. (Выпуск 4). — М. : Университетская типография, 1839. — 200 с.
- Толстая С. М. Полесский народный календарь. — М. : Индрик, 2005. — 600 с. — ( Традиционная духовная культура славян . Современные исследования). — ISBN 5-85759-300-X .
- Усов В. В. Русский народный православный календарь. — М. : Издательский Дом МСП, 1997. — Т. 2. — 576 с. — ISBN 5-7578-0028-3 .
- Шангина И., Русские праздники. — СПб. : Азбука, Азбука-Аттикус, 2015. — 464 с. — (Русская энциклопедия). — ISBN 978-5-389-11816-4 .
- Васілевіч Ул. А. (белор.) // Паэзія беларускага земляробчага календара. Склад. А. С. Ліс. — Мн. , 1992. — С. 554—612 . 11 мая 2012 года. (белор.)
- Воропай О. (укр.) . — Мюнхен: Українське видавництво, 1958. — Т. 2. — 289 с. (укр.)
- Лозка А. Ю. Беларускі народны каляндар. — Мн. : Полымя, 2002. — 238 с. — ISBN 98507-0298-2 . (белор.)
- Петровић П. Ж. Крешеви или Кресиво // . — Београд: Нолит, 1970. — С. 187. — 317 с. — (Библиотека Синтезе). (сербохорв.)
- Сапіга В. К. Українські народні свята та звичаї. — К. : Т-во «Знання України», 1993. — 112 с. — ISBN 5-7770-0582-9 . (укр.)
- Скуратівський В. Т. Дідух. — К. : Освіта, 1995. — 272 с. — ISBN 5-330-02487-0 . (укр.)
- Традыцыйная мастацкая культура беларусаў. У 6 т / Пад аг. рэд. Т. Б. Варфламеева. — Мн. : Вышэйшая школа, 2006. — Т. 3. Гродзенскае Панямонне. — 608 с. — ISBN 985-06-1240-4 . (белор.)
Ссылки
- от 14 апреля 2012 на Wayback Machine // Pravoslavie.ru
- от 12 марта 2014 на Wayback Machine
- 2020-08-08
- 1