Interested Article - Мосфильм

« Мосфи́льм » — советская и российская киностудия, основанная в 1924 году. Одна из крупнейших киностудий Европы, на базе которой осуществляется производство большей части российской кино-, теле- и видеопродукции. Расположена на Воробьёвых горах , площадь территории составляет 34,5 га .

По состоянию на 2020 год на киностудии было создано более 2500 полнометражных кинофильмов .

Полное наименование — Федеральное государственное унитарное предприятие «Киноконцерн „Мосфильм“» .

История

Начало

В ноябре 1923 года на базе двух национализированных кинофабрик — А. А. Ханжонкова и И. Н. Ермольева — была создана 1-я фабрика Госкино, первоначально располагавшаяся на Житной улице . Дату рождения киностудии принято отсчитывать от 30 января 1924 года, когда состоялась премьера фильма «На крыльях ввысь» .

С 1926 года, после слияния с 3-й фабрикой Госкино — объединённая Московская фабрика «Совкино», с 1930 года — Московская объединённая фабрика «Союзкино», с 1932 года — Московская фабрика «Росфильм», с 1933 года — Московская кинофабрика «Союзфильм», с 1934 года — Москинокомбинат, с 1935 года — кинофабрика «Мосфильм», с 4 января 1936 года — киностудия «Мосфильм».

Закладка первой очереди новой кинофабрики состоялась 20 ноября 1927 года на Воробьёвых горах близ слободы Потылихи . К февралю 1931 года по проекту архитекторов и инженеров « Совкино » Е. Ю. Брокмана и В. М. Воинова был выстроен Главный корпус в стиле конструктивизма . В нём размещались четыре больших съёмочных павильона, подсобные помещения для всех необходимых цехов и служб, актёрские комнаты, монтажный цех . С появлением звука архитектором Госкинопроекта А. П. Модестовым и технологом В. В. Баташовым в 1935 году был подготовлен проект двухэтажного здания тонстудии в стиле неоклассицизма , строительство удалось завершить лишь в 1954 году .

Решением Главного управления кинофотопромышленности (ГУКФ) от 26 сентября 1936 года в ведение «Мосфильма» была передана Ялтинская киностудия . В октябре 1938 года на «Мосфильме» была организована мастерская комбинированных съёмок .

Военные годы

В дни формирования народного ополчения в июле 1941 года партийная организация «Мосфильма» создала из добровольцев целую роту . В состав 21-й дивизии народного ополчения Киевского района Москвы вошли 280 мосфильмовцев — режиссёры, операторы, инженеры, сотрудники различных служб и цехов. Бывший директор киностудии Аркадий Хачатурьян был назначен комиссаром 63-го стрелкового полка .

Всего на фронты Великой Отечественной войны отправились около тысячи работников студии, 146 из них не вернулись с войны . 14 октября 1941 года киностудия решением правительства была эвакуирована в Алма-Ату (Казахская ССР) , став частью Центральной объединённой киностудии (ЦОКС) . Съёмки в Москве возобновились в 1944 году .

С 1946 года работает Театр-студия киноактёра — обособленное структурное подразделение с труппой профессиональных киноактёров, располагавшееся на Поварской улице д. 33 стр. 1.

Заставка студии с 1947 года

Большой Мосфильм

В 1952 году вышло постановление Правительства СССР о реконструкции киностудий Москвы, крупнейших культурных центров страны и столиц Союзных республик. Проектированием киностудий занимался специализированный проектный институт «Гипрокинополиграф» , находившийся в ведении Министерства кинематографии СССР и с 1953 года — Министерства культуры СССР .

Согласно плану «Большой Мосфильм» на территории в 43 га возводились новые производственно-бытовые и технические корпуса, искусственные водоёмы, оборудовались площадки для натурных съёмок. Суммарная площадь съёмочных павильонов составляла 10 000 м² , что должно позволить выпускать 40 художественных цветных фильмов в год, в том числе 20 широкоэкранных . В коллективе, возглавляемом главным архитектором Н. И. Транквиллицким, работали кинотехнологи С. Н. Бронштейн и В. Б. Толмачёв , консультантом проекта выступил действительный член Академии архитектуры СССР И. В. Жолтовский . В 1953 году проект прошёл обсуждение на собрании работников кинематографии, ряд критических замечаний внесли операторы Юлий Кун и Леонид Косматов , режиссёры Александр Довженко и Александр Птушко . Последний высказался о недостаточных габаритах павильона для комбинированных съёмок. Внесённые предложения были учтены авторским коллективом .

Склад фундусных щитов в одном из новых блоков

Согласно проекту вдоль Мосфильмовской улицы в 1956—1959 годах выстроили два новых корпуса сталинского ампира с колоннами и лепниной . В каждом из корпусов-блоков находилось по три съёмочных павильона, отделённых звукоизолирующими воротами от коллекторов для предварительной сборки декораций и отсеков для хранения декорационных фундусных щитов. В верхних этажах располагались помещения для съёмочных групп .
По тому же плану «Большой Мосфильм» вдоль Воробьёвского шоссе в 1964 году для размещения киногрупп был возведён пятиэтажный производственный корпус (архитектор Н. Курнышева ).

Творческой деятельностью студии руководила Художественная коллегия, созданная при Генеральной дирекции .

Творческие объединения 1960—1970-х годов

В 1959—1960 годах в качестве структурных подразделений были организованы творческие (производственные) объединения : Первое (художественный руководитель Григорий Александров), Второе (художественный руководитель Иван Пырьев ), Третье (руководители Михаил Ромм , Юлий Райзман ), а также объединение детских и юношеских фильмов (руководитель Александр Птушко ), объединение телевизионных фильмов (руководитель Роман Тихомиров), объединение писателей и киноработников (руководители Ефим Дзиган , Григорий Бакланов , Юрий Бондарев ) . В 1966 году порядковые номера творческих объединений были заменены именами. Первое объединение стало называться «Время», второе — «Луч», третье — «Товарищ», четвёртое — «Юность», пятое — «Телефильм», шестое — «Глобус». С целью обеспечить тесные связи «Мосфильма» с Театром-студией было создано объединение «Актёр» . В 1968 году на правах объединения к киностудии была присоединена созданная в 1964 году Экспериментальная творческая киностудия .

Студия оказывала производственные и творческие услуги зарубежным кинофирмам в подборе актёров, операторов, художников, гримёров, осветителей, предоставляла съёмочное и осветительное оборудование для съёмок на территории СССР . В штате студии состояли около 5 тысяч специалистов, занимаемая студией территория составляла 54 га .

В 1973 году произошла новая реорганизация : драмы стали производить Первое, Второе, Третье и Четвёртое творческие объединения, производство комедий было закреплено за Экспериментальным творческим объединением. В феврале 1976 года оно было реорганизовано в Шестое творческое объединение, которое в мае того же года было ликвидировано . Мастерская комедийных и музыкальных фильмов была реорганизована в Творческое объединение музыкальных и комедийных фильмов, в 1979 году Шестое творческое объединение было восстановлено, производство телефильмов (как драм, так и комедий) было закреплено за Пятым творческим объединением, но в 1977 году оно было переименовано в Творческое объединение телевизионных фильмов. В 1979 году было организовано Экспериментальное молодёжное творческое объединение «Дебют», оказывавшее помощь в становлении начинающим кинематографистам .

В середине 1980-х на студии была построена новая тонстудия (главный архитектор Н. Давыдов), спроектированная при участии британского архитектора Тома Хидли, специалиста в области акустики .

Рыночная модель

С перестройкой в 1987 году была принята и одобрена новая модель развития советского кино, предусматривавшая переход на «рыночные» рельсы. 16 марта 1987 года «треугольниками цехов», творческих объединений, режиссёрским бюро, объединённым бюро СК СССР директором «Мосфильма» был выбран Владимир Досталь . К этому моменту киноконцерн включал в себя десять творческих объединений, огромную производственную базу, Театр-студию киноактёра , филиал в Ялте. В штате было 5 тысяч человек, в худсовет входило более 60 профессионалов. От 150 до 200 штатных творческих работников одновременно находились в так называемом «творческом резерве», получая «простойные» в размере минимальной зарплаты. Студия производила 40 фильмов в год .

В 1989 году киностудия была реорганизована в Государственное творческо-производственное объединение «Мосфильм», была изменена система подразделений: производство драм стало осуществляться преимущественно киностудиями «Время», «Союз», «Жанр», «Круг», «Товарищ», «Старт», комедий — преимущественно киностудией «Ритм», детские и молодёжные фильмы — киностудией «Юность», экспериментальные фильмы — Экспериментальным молодёжным творческим объединением, телефильмов — киностудией «Телефильм». В декабре 1990 года ГТПО «Мосфильм» стало киноконцерном «Мосфильм» . Была полностью реорганизована система подразделений: производство драм стали осуществлять киностудии «Слово», «Жанр», «Союз», «Круг», «Курьер» и «Арк-Фильм», а комедии производились преимущественно на киностудии «Ритм», однако с середины 1990-х годов деятельность киноконцерна фактически замерла. Производство телефильмов и мини-сериалов было закреплено за киностудией «Телефильм», однако в связи с ростом популярности телесериалов и теленовелл и соответствующим падением популярности мини-сериалов, она произвела их сравнительно мало, преимущественно для созданной 27 декабря 1991 года на базе Центрального телевидения Российской государственной телерадиокомпании « Останкино ». После ликвидации последней в 1995 году производство телефильмов и мини-сериалов на киностудии «Телефильм» замерло, и в 2007 году она была ликвидирована ).

Досталь руководил «Мосфильмом» до 1998 года и смог сохранить базу киностудии «малой кровью», пожертвовав только Театром-студией киноактёра и цехом комбинированных съёмок . Мастера старшего поколения ( Бондарчук , Райзман , Наумов , Данелия ) сохранили руководство творческими объединениями и снимали новые фильмы. Новые объединения возглавили Валентин Черных , Сергей Соловьёв , Владимир Меньшов . Дебютное объединение «Шанс» Карена Шахназарова получило финансирование на пять картин в год. В кризисные годы экономическое положение «Мосфильма» оказалось самым устойчивым среди киностудий страны . Владельцем прав на коллекцию фильмов является «Мосфильм» .

Фильмография

Руководство

Киностудия сегодня

«Мосфильм» является отраслеобразующим предприятием в системе российской кинематографии . По состоянию на 2002 год на нём работали 1020 человек . Производственная мощность позволяет оказывать услуги около ста фильмам в год . На 2020 год «Мосфильм» является федеральным государственным унитарным предприятием ( ФГУП ) и работает как киноконцерн, предоставляя свои производственные мощности разным кинокомпаниям и творческим объединениям, которые арендуют не только съёмочные павильоны, но и офисы (рабочие помещения для киносъёмочной группы), а также специализированные комплексы — от пиротехнического до автотранспортного. По словам генерального директора концерна и председателя правления киностудии Карена Шахназарова , предприятие не получает никаких бюджетных дотаций , его реконструкция и модернизация производятся на собственные доходы . Отдавая должное оснащённости современными кинотехнологиями, Шахназаров отозвался о состоянии киноотрасли в целом как «совершенно не сложившейся» :

Новый кинокомплекс с концертным залом и павильоном № 17

Корни проблемы в том, что Россия не нашла ещё правильной формы существования своего кино. Есть две модели кинопроизводства: американская — чисто рыночная, и советская — условно говоря, административная. Обе модели очень успешны. А российское кино застряло где-то посередине, а это самая неэффективная позиция.<…> Поэтому прежде всего надо определиться с системой — либо рыночная, либо государственная. Карен Шахназаров , « Российская газета » № 231 2020

Помимо оказания услуг в производстве фильмов, «Мосфильм» занимается дублированием художественных фильмов иностранного производства по заказу разных компаний-прокатчиков [ источник не указан 82 дня ] .

В 2011 году корпорация Google и киностудия «Мосфильм» объявили о подписании партнёрского соглашения и запуске канала «Мосфильм» на видеопортале YouTube . По итогам 2018 года доля зарубежной аудитории на канале составила 59 % .

С 2020 года на территории студии возводился многофункциональный комплекс с киноконцертным залом и новым съёмочным павильоном № 17 . Строительство велось инвесторам в обмен на право строить жилой комплекс «Вишнёвый сад» — приобретение земельного участка компенсировалось строительством необходимых для киностудии объектов. Кинокомплекс открыли в октябре 2023 года, в обычные дни общедоступный прокат фильмов в четырёх кинозалах «Синема Парк Мосфильм» будет вестись сетью кинотеатров «Синема Парк & Формула Кино» .

Подразделения

  • Дом костюма и реквизита
  • Отдел телевизионных прав и интернет-проектов
  • Центральное производственное управление
  • Комплекс операторской техники
  • Производственный комплекс «Тонстудия»
  • Участок монтажа
  • Производственный комплекс «Телекино»
  • Группа компьютерной графики
  • Лаборатория обработки плёнки
  • Служба международных связей и проката
  • «Мосфильм-Декорстрой»
  • Военно-техническая кинобаза
  • Автотранспортный цех
  • Оружейный участок
  • Информационный центр «Мосфильм-инфо»
  • «Мосфильмофонд»
  • Курсы подготовки специалистов
  • Редакция киноконцерна «Мосфильм»
  • Гостиница «Мосфильм»
  • Музей Киноконцерна «Мосфильм»

Награды

Достопримечательности

  • Музей киностудии «Мосфильм»
  • Памятник Сергею Бондарчуку
  • Памятник работникам киностудии, погибшим в Великую Отечественную войну
  • Памятник Василию Шукшину
  • Памятные доски в различных корпусах киностудии, посвящённые известным советским кинематографистам
  • Площадь Леонида Гайдая
  • Скульптура «Девушка с хлопушкой»
  • Скульптура «Неизвестный оператор»

Фотогалерея

Комментарии

  1. В проекте фабрики на Потылихе проектировщики не предусмотрели прихода в кино звука и связанных с ним особенностей новой технологии производства, — только что построенное сразу же нуждалось в коренной перестройке. Трудноразрешимость проблем со звукоизоляцией основательно подкосила работу студии на много лет: с грехом пополам в год удавалось выпускать по 3—5 фильма вместо запланированных по проекту 20—30 .
  2. В заметках « Искусство кино » № 8 1959 года среди архитекторов, участвовавших в проекте «Большой Мосфильм», упоминается Н. Курныш о ва .
  3. Силами сторонней компании компьютерных технологий С. Баженова « Б.С. Графика » в главном корпусе студии на месте цеха комбинированных съёмок в 1996 году создали новую структурную единицу «Мосфильм — Фантазия» .
  4. А. Н. Грошева освобождили от обязанностей директора 3 января 1942 года «в связи с переходом на другую работу» .

Примечания

  1. . Каталог организаций по отраслям (4 декабря 2023). Дата обращения: 4 декабря 2023. 18 октября 2020 года.
  2. . Официальный сайт Киноконцерна «Мосфильм» . Дата обращения: 17 марта 2022. 31 января 2021 года.
  3. . Официальный сайт Киноконцерна «Мосфильм» . Дата обращения: 17 марта 2022. 4 февраля 2021 года.
  4. Орлов Павел. . Профессиональный портал для работников телевидения, кино и радиовещания (24 января 2014). Дата обращения: 12 октября 2020. 12 октября 2020 года.
  5. . ТАСС (30 января 2014). Дата обращения: 2 февраля 2022. 5 августа 2021 года.
  6. Туровская Майя. // Киноведческие записки : журнал. — 2001. — № 50 . — С. 198—218 . — ISSN . 19 марта 2022 года.
  7. . Узнай Москву . Дата обращения: 24 ноября 2020. 23 октября 2020 года.
  8. , с. 514—515.
  9. . Официальный сайт Киноконцерна «Мосфильм» . Дата обращения: 4 декабря 2023.
  10. Советское кино в датах и фактах. (1917—1969): [Справочник] / В. Е. Вишневский, П. В. Фионов; Всесоюз. гос. фонд кинофильмов (Госфильмофонд). Гос. ком. Совета Министров СССР по кинематографии. — Москва: Искусство, 1974, с. 109.
  11. Новейшая история отечественного кино, 1986—2000. — СПб.: Сеанс, 2004, с. 78.
  12. Меметов В. С. Защищая Москву: интеллигенция столицы в период битвы под Москвой. — М.: Наука, 1979, с. 60.
  13. Жаренов А. С. Братство фронтовое. — М.: Московский рабочий, 1982, с. 19.
  14. Фомин В. И. Кино на войне: документы и свидетельства. — М.: Материк, 2005, c. 229.
  15. , с. 279.
  16. / Гл. ред. М. М. Козлов. — М. : Советская энциклопедия, 1985. — 832 с. — 500 000 экз. 23 ноября 2022 года.
  17. , с. 13.
  18. . Каталог путеводителей по российским архивам . Дата обращения: 3 декабря 2023.
  19. // Вечерняя Москва : газета. — 1953. — 6 июня ( № 132 (8954) ). — С. 1 .
  20. , стб. 133.
  21. . 29 августа 1961 . Фильмы и герои . Дата обращения: 17 марта 2022. Архивировано 13 сентября 2019 года.
  22. Новейшая история отечественного кино, 1986—2000. — СПб.: Сеанс, 2004, с. 69.
  23. . Коммерсантъ (12 ноября 1997). Дата обращения: 17 марта 2022. 11 января 2020 года.
  24. Марков Никита Александрович. // Genesis: исторические исследования. — 2018. — Вып. 1 . — С. 102–111 . — ISSN . — doi : . 11 января 2020 года.
  25. // Советский экран : журнал. — 1972. — Январь ( № 2 ). — С. 2 .
  26. . Русская история сквозь гатчинскую призму . Дата обращения: 17 марта 2022. 7 декабря 2019 года.
  27. от 28 января 2021 на Wayback Machine . — M.: НИИК ВГИК, 2012. — С. 2442—2443.
  28. . Москвич Mag (9 октября 2020). Дата обращения: 17 марта 2022. 7 мая 2021 года.
  29. Павлова Ирина. . Искусство кино (10 октября 2019). Дата обращения: 18 ноября 2020. 30 октября 2020 года.
  30. . ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС . Дата обращения: 17 марта 2022. 13 ноября 2021 года.
  31. . KM.RU . Дата обращения: 11 июля 2022. 22 октября 2020 года.
  32. . Sostav.ru (29 июня 2011). Дата обращения: 7 сентября 2011. 19 сентября 2012 года.
  33. Летопись российского кино // 1930—1945 / авт. и рук. проекта В. И. Фомин; сост.: В. Е. Вишневский и др. — 2-е изд., доп. — М. : Канон+, 2017. — С. 734. — 958 с. — ISBN 978-5-88373-018-3 .
  34. . Официальный сайт Киноконцерна «Мосфильм» . Дата обращения: 3 марта 2021. 23 января 2021 года.
  35. . Официальный сайт Мэра Москвы (6 ноября 2018). Дата обращения: 12 октября 2020. 12 октября 2020 года.
  36. Кичин Валерий. // Российская газета. — 2020. — 13 октября ( № 231(8285) ). — ISSN . 13 октября 2020 года.
  37. . youtube.com . Дата обращения: 13 мая 2021. 9 мая 2021 года.
  38. Крупин Андрей. . 3DNews Daily Digital Digest (28 апреля 2011). Дата обращения: 1 мая 2011. Архивировано из 2 мая 2011 года.
  39. Новгородцев Сева. . Русская служба Би-би-си (4 мая 2011). Дата обращения: 4 мая 2011. Архивировано из 23 августа 2011 года.
  40. . ТАСС . Дата обращения: 10 августа 2019. 10 августа 2019 года.
  41. . ТАСС (20 декабря 2019). Дата обращения: 24 ноября 2020. 3 августа 2021 года.
  42. Игумнова Зоя. // Известия : газета. — 2023. — 11 октября. — ISSN .
  43. Васянин Андрей. // Российская газета. — 2023. — 11 октября ( № 231 (9176) ). — ISSN .
  44. . Официальный сайт Киноконцерна «Мосфильм» . Дата обращения: 15 июня 2021. 13 июня 2021 года.
  45. . Официальный сайт Киноконцерна «Мосфильм» . Дата обращения: 6 января 2013. Архивировано из 19 августа 2013 года.

Литература

  • Фердман Ю. // Искусство кино : журнал. — 1959. — Август ( № 8 ). — С. 13—15 .
  • Кинословарь // В 2 т. / Ред. коллегия: С. И. Юткевич (глав. ред.) и др. — М. : Советская энциклопедия, 1970. — Т. 2 (М — Я). — 1424 с. — 82 000 экз.
  • Кино. Энциклопедический словарь / Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др. — М. : Советская энциклопедия, 1987. — 640 с. — 100 000 экз.
  • Гращенкова И. Н., Фомин В. И. История российской кинематографии (1896—1940 гг.) . — М. : Канон+, 2016. — 768 с. — 1000 экз. ISBN 978-5-88373-049-7 .

Ссылки

  • (рус.) (англ.) — официальный сайт киноконцерна «Мосфильм»
  • . Онлайн-кинотеатр «Мосфильма» . Дата обращения: 4 декабря 2023.
  • . Общественное телевидение России (30 января 2014). Дата обращения: 2 февраля 2022.
  • // kopachev.com
  • // moe.kpv.ru
  • « Первый канал » // 1tv.ru
  • . . Живой журнал (31 июля 2015). Дата обращения: 4 декабря 2023.
  • . «Мосфильму» — 100 лет. Некогда пропагандистский кинозавод больше не нужен государству. Теперь компании приходится работать по рыночным правилам, почти не выпуская фильмы . Новая Газета Европа (30 января 2024).
Источник —

Same as Мосфильм