Волков, Фёдор Иванович
- 1 year ago
- 0
- 0
Фёдор Григо́рьевич Во́лков ( 9 (20) февраля 1729 , Кострома — 4 (15) апреля 1763 , Москва ) — русский театральный режиссёр и актёр , один из основоположников (вместе с поэтом Александром Сумароковым ) профессионального театра в России ; организатор и руководитель «Русского для представления трагедий и комедий театра» — предшественника Александринского театра .
Родился 9 февраля ( 20 февраля по новому стилю ) 1729 года в Костроме . Мемориальная доска установлена на д. 10 по улице Симановского .
Имел двух братьев — Гаврилу и Григория.
Отец его, костромской купец , умер во время его малолетства. Мать в 1735 году вторично вышла замуж за купца Фёдора Полушкина и переехала к нему с детьми в Ярославль . Отчим Волкова был человек состоятельный и добрый. Ярославцам были знакомы разные виды театральных представлений. Волков с детства видел народные игрища, любительские спектакли и представления школьных драм. Он отличался разнообразными талантами. Первые уроки грамотности мальчик получил от пастора , состоявшего при герцоге Э. И. Бироне , сосланном в Ярославль.
В возрасте 14 лет отправлен в Москву обучаться делу к немецким промышленникам, у которых Волков, помимо всего прочего, в совершенстве выучил немецкий язык , на котором говорил «как природный немец». В Москве же он увлёкся театральными представлениями, которые разыгрывались студентами Славяно-греко-латинской академии . Учась в Москве, Волков, по свидетельству А. А. Шаховского , «отличался на святках в представлении духовных драм и переводных комедий, которыми издавна славились заиконоспасские студенты». Волков выделялся из среды сверстников умом, прилежанием и знаниями, «пристрастно прилежал, — по словам Новикова, — к познанию наук и художеств». Время учёбы совпало с восхождением на престол Елизаветы Петровны , которая немало способствовала развитию культуры.
В 1746 году молодой купец прибыл по делам в Петербург , и здесь, по преданию, посещение придворного театра произвело на него потрясающее впечатление. Он весь отдался новой страсти и в течение двух лет пребывания в Петербурге занимался искусствами и изучением сценического дела. В 1748 году после смерти отчима Фёдор Волков получает в управление заводы, но вскоре уходит от дел, передав управление брату.
Обретя независимость, он собирает вокруг себя любителей театральных представлений из числа ярославской молодёжи. 29 июня ( 10 июля ) 1750 года в большом каменном амбаре, где прежде купец Полушкин хранил свой товар, Волков дал своё первое публичное представление, показав драму «Эсфирь» (в переводе Волкова) и пастораль «Эвмон и Берфа». Хотя не все ярославцы приняли новую забаву, и даже имеются сведения о разбое, учинённом несколькими горожанами во время одного из спектаклей, уже в следующем году в Ярославле специально для спектаклей Волкова был построен деревянный театр на берегу Волги, открывшийся 7 января 1751 года трагедией А. П. Сумарокова « Хорев ». В театре Волкова, кроме него самого, играли его братья Григорий и Гаврила, «канцеляристы» Иван Иконников и Яков Попов, «церковник» Иван Дмитревский , «пищики» Семён Куклин и Алексей Попов , цирюльник Яков Шумский , посадские люди Семён Скачков и Демьян Галик. Это был первый общедоступный театр в России.
Вскоре про «ярославские комедии» стало известно при дворе императрицы Елизаветы Петровны. Специальным указом 1752 года она вызвала Волкова в Петербург :
…Императрица Елисавета Петровна самодержица всероссийская сего генваря 3 дня указать соизволили: ярославских купцов Фёдора Григорьева сына Волкова с братьями Гаврилою и Григорием, которые в Ярославле содержат театр и играют комедии, и кто им для того ещё потребны будут, привесть в Санкт-Петербург <…> Для скорейшего оных людей и принадлежащего им сюда привозу, под оное дать ямские подводы и на них из казны прогонные деньги…
С конца января ярославцы во главе с Фёдором Волковым уже играли перед императрицей и двором. Способных молодых «охочих комедиантов» отдают учиться в Сухопутный Шляхетный корпус — и 4 года они получают «высшее образование», учатся танцам, наукам, языкам, декламации. Только после того, как любители стали профессионалами, Елизавета Петровна подписывает Указ.
30 августа 1756 года был официально учреждён « Русский для представления трагедий и комедий театр », положивший начало созданию Императорских театров России , а Фёдор Волков был назначен «первым русским актёром», а директором театра стал Александр Сумароков, в 1761 году этот пост занял Волков. Но ради любимого дела Фёдор Григорьевич отказался от поста в личной канцелярии императрицы ( кабинет-министра ), ордена Святого Андрея Первозванного , поместий и крепостных. [ источник не указан 2989 дней ]
В 1762 году именным указом императрицы Екатерины II Григорий и Фёдор Григорьевичи Волковы возведены в дворянское достоинство с выдачей диплома и герба 10 сентября 1765 года (Герб. Часть XX. № 12) .
Фёдор Волков написал около 15 пьес («Суд Шемякин», «Всяк Еремей про себя разумей», «Увеселение московских жителей о масленице» и др.), не сохранившихся до нашего времени, также был автором торжественных од (известно, что начал писать оду «Пётр Великий») и песен (сохранились «Ты проходишь мимо кельи, дорогая» о насильно постриженном в монахи и «Станем, братце, петь старую песню, как живали в первом веке люди» о минувшем Золотом веке ). Помимо этого он занимался художественным оформлением спектаклей; известна его картина, изображающая его и братьев во время спектакля, бюст Петра I; согласно преданию его работой является и резной иконостас Николо-Надеинской церкви в Ярославле. Играл на многих инструментах и создавал музыку к спектаклям.
До сих пор одним из самых неясных моментов в его жизни является его роль во время переворота и возведения на престол Екатерины II . Обращает на себя внимание факт включения гражданского лица в отряд гвардейцев, охранявших свергнутого императора Петра III в Ропше , существует версия о его причастности к его смерти . После переворота он всегда имел доступ в кабинет государыни без доклада . На масляную неделю 1763 года , в честь коронации императрицы Екатерины II, в Москве был устроен многодневный «большой маскарад, называемый „Торжествующая Минерва“, в котором изъявится Гнусность пороков и Слава добродетели», который стал последним творением Волкова.
Во время маскарада он простудился. Пролежав несколько дней в беспамятстве, он уже начал поправляться, но внезапно у него развился аппендицит и 4 апреля ( 15 апреля по новому стилю ) 1763 года Фёдор Волков умер . Свой последний спектакль он сыграл 29 января , выступив в своей лучшей роли Оскольда в трагедии Сумарокова «Семира».
Похоронен в Москве на кладбище Златоустовского монастыря (монастырь не сохранился, находился между Мясницкой и Покровской улицами). Никаких следов от его могилы не осталось. До обнаружения Л. М. Стариковой документов о погребении Ф. Г. Волкова местом его захоронения считалось кладбище Спасо-Андроникова монастыря (данная информация шла от первого биографа Ф. Волкова Н. И. Новикова ). При этом и на данном кладбище не было известно, где именно он был похоронен. Когда праздновалось 150-летие основания русского театра (в 1912 году), русское театральное общество постановило водрузить на кладбище памятную доску с надписью. Доска была помещена на склепе, сооруженном над могилой отца артистки Савиной . Впоследствии склеп подвергся разрушению, а доска с него была сорвана. В 1923 году историк театра А. Бахрушин обратился в Глазмузей с просьбой принять меры по охране памятника, и было обещано поместить доску на стене монастыря . Однако в итоге особых мер по сохранению доски предпринято не было. Только в 1960 году на территории монастыря было установлено надгробие-кенотаф Ф. Волкову .
Г. Р. Державин называл Волкова «знаменитым по уму своему» .
Познакомился я тут с Ф. Г. Волковым, мужем глубокого разума, наполненного достоинствами, который имел большие знания и мог бы быть человеком государственным. Д. И. Фонвизин
Сей муж был великого, обымчивого и проницательного разума, основательного и здравого рассуждения и редких дарований, украшенных многим учением и прилежным чтением наилучших книг. Н. И. Новиков