Interested Article - Тихвинский, Фёдор Васильевич
- 2020-01-07
- 1
Фёдор Васильевич Тихвинский ( 1 ( 13 ) февраля 1861 , село Пектубаево , Яранский уезд , Вятская губерния — ?) — священник, известный миссионер, депутат Государственной думы II созыва от Вятской губернии , лишён сана.
Биография
Родился в семье диакона села Пектубаево Яранского уезда Василия Тихвинского и его жены Екатерины Стефановны, урождённой ?. Отец скончался в 1881 году, когда Фёдор ещё учился в семинарии.
В 1885 году окончил с отличием Вятскую духовную семинарию , получив аттестат первого разряда. С 18 января 1886 года назначен псаломщиком Успенской церкви слободы Кукарка . 29 августа 1888 года рукоположён в иереи к церкви Висилия Великого села Байса Уржумского уезда .
В 1892 году при содействии благочинного о. Иакова Редникова впервые в благочинии организовал библиотеку для духовенства 2-го Благочинного округа Уржумского уезда , в 1893 по избранию духовенством назначен её библиотекарем. Чуть позже вошёл в состав вятского братства святителя и чудотворца Николая.
Миссионер и борец со старообрядчеством
11 апреля 1895 года в Уржумском уезде была официально учреждена противораскольническая миссия, а отец Фёдор назначен миссионером по Уржумскому уезду. Опубликовал ряд трудов об истории старообрядчества в Вятской губернии . Во время служения о. Фёдора миссионером был открыт православный приход с деревянным храмом во имя Святого Духа в селе Русский Турек , центре старообрядцев-беспоповцев юга Вятской губернии. Миссионер Фёдор Тихвинский опубликовал в начале 1898 года в «Вятских епархиальных ведомостях» поздравление ко дню открытия этого прихода . Отец Фёдор писал о старообрядцах-беспоповцах:
[Село Русский Турек, как центр старообрядчества, представляет собой] «тесно сплоченную, религиозно-экономическую общину, в коей одно держится другим: рубль растет верою, а вера крепнет рублем. Общинный строй поддерживается благоустроенными моленными, широкой благотворительностью и своевременной в нужде помощью „своим“, питанием бедных поминальными обедами в богадельном доме и экономической зависимостью населения от щедрот работодателей богатых лесопромышленников — раскольников. Крепка такая община» .
По инициативе о. Фёдора в 1901 году на съезде миссионерского общества 2-го Благочинного округа постановили открыть «вновь церковную школу в д. Комаровой прихода с. Вотского , где центр раскола, и открыть церковную школу в д. Чернушке прихода села Лаж , которое тоже с раскольничьим населением». Проводил беседы со староверами, о чём публиковал отчёты в «Вятских епархиальных ведомостях», в частности, в 1903 году .
Начало политической деятельности
В феврале 1905 группа из 20 священников обратилась к митрополиту Антонию (Вадковскому) с просьбой принять их для обсуждения положения, в котором находилась Русская православная церковь. 14 февраля священники передали ему при встрече записку с призывом начать церковные реформы, созвать поместный Собор и восстановить канонические свободы Церкви. Вокруг этой группы священников сформировалось ядро «обновленческого» движения, в которое входил в том числе и о. Фёдор Тихвинский .
В 1905 году о. Фёдор переведён из Байсы в город Уржум , где стал настоятелем Троицкого собора. Представлен к сану протоиерея, но не получил его. В том же 1905 году попал в опалу и, за «несоответствие во взглядах» на Манифест 17 октября 1905 года с епархиальным начальством, переведён настоятелем Троицкой церкви в селе Чудиново Орловского уезда . Затем служил законоучителем в Уржумской женской гимназии. Член и организатор Всероссийского Крестьянского союза в Уржумском уезде .
В Государственной Думе
14 февраля 1907 года был избран в Государственную думу II созыва от общего состава выборщиков Вятского губернского избирательного собрания. Вошёл в состав Трудовой группы и фракции Крестьянского союза .
Православный публицист Д. Скрынченко пишет о том, как был шокирован появлением священника на левом фланге Думы:
«Присутствуя на одном из заседаний Государственной Думы, я невольно обратил внимание на священника сидящего на левой стороне, среди депутатов, бравирующих своими красными галстуками, красными приколками на пиджаках, красными карточками на креслах. „Кто это“ — спросил я. — „О. Тихвинский“, — сказали мне… И хотелось от всей души крикнуть этому „отцу“: зачем Вы здесь? Зачем вы оскорбляете тот крест, который носите на своей груди?»
О. Фёдор был членом думской комиссии об отмене военно-полевых судов, комиссии по запросам, комиссии о свободе совести и комиссии по делам православной церкви. С Думской трибуны он произнёс немало речей, и стал известен как один из лучших ораторов. Выступая по поводу отмены смертной казни, он определил их, как «противные Христу» деяния и отказал правительству в оправдании его жестокости . В своих речах по аграрному вопросу о. Фёдор говорил:
«Земля Божья, и трудящийся крестьянин имеет право на неё так же, как каждый из нас имеет право на воду и воздух».
"… крестьянство в массе царелюбиво. Крестьянство трудовое требует только, чтобы строго был проведён принцип: «вся земля — всему народу». Каким путем земля будет отчуждаться в пользу крестьян не столь важно, главное — наделить всех «по справедливости», а не из «практических соображений» .
Кроме того известны выступления Тихвинского о военно-полевых судах и об амнистии.
В 1907 году во время работы в Думе сотрудничал в издании органа Трудовой группы газеты « ».
Лишение сана
7 мая 1907 года в Думе было назначено обсуждение по поводу запроса правительству о слухах про покушение на Николая II (дело Никитенко и других). Но трудовики и члены левых фракций демонстративно отсутствовали при объяснениях правительства. В том числе отсутствовали и пять священников: Антоний Гриневич , Александр Бриллиантов , Александр Архипов , Константин Колокольников и Феодор Тихвинский. Это вызвало обсуждение в Святейшем Синоде , 12 мая 1907 года он принял определение «О священниках, состоящих членами Государственной думы и принадлежащих к крайним революционным партиям». В нём говорилось, что перечисленные клирики «явно уклонились от порицания замыслов цареубийства» , что сан священника требует «быть покорным высшим властям» и стремление к ниспровержению власти несовместимо со званием «духовного пастыря». «Оправдаться» удалось только А. Гриневичу, остальные, включая и о. Фёдора, были запрещены в служении .
После лишения сана пытался поступить в Юрьевский университет , но получил отказ. Поселился в городе Слободском , поступил в частную службу . Затем поступил на военную службу. В 1917 году служил старшим ординатором Холмского военного госпиталя , по другим сведениям работал врачом .
6 марта 1917 года от собрания духовенства города Вятки было направлено приветствие бывшим священникам Николаю Огнёву и Фёдору Тихвинскому, как членам клира, пострадавшим при старом строе за свои убеждения .
12-15 августа 1917 участвовал в Государственном совещании в Москве .
Дальнейшая судьба и дата смерти неизвестны.
Отзывы
«Он коренаст и широк, с большой бородой, большими серыми простодушными глазами. Несмотря на свое красноречие. Он застенчив и мнителен. Ему все кажется: не так сказал, недостаточно сильно». В. Г. Тан-Богораз .
Семья
-
Жена — Афанасия Петровна, урождённая ?, дочь священника.
- Сын — Иоанн, окончил Вятскую духовную семинарию в 1910 году .
- Сын — Никанор,
- Дочь — Афанасия
- Дочь — Варвара (?—17.05.1899)
- Сестра — Александра, в замужестве ?, просфорница в Успенской церкви города Нолинска , вдовствовала с 1885 года.
Награды
- 1891 — набедренник .
- 1896 — Медаль в память императора Александра III .
- 1897 — скуфья .
- Якобы, награждён [ чем? ] Временным правительством, как «жертва царизма» .
Сочинения
- Тихвинский Ф. История раскола в деревне Русский Турек Уржумского уезда Вятской епархии. // Вятские губернские ведомости, 1897.
- Тихвинский Ф. Турек и его значение в старообрядчестве. 1897.
- Тихвинский Ф. О мерах пастырского воздействия на раскол. // Вятские епархиальные ведомости, 1903.
Примечания
- ↑ . Дата обращения: 16 октября 2017. 17 октября 2017 года.
- ↑ . Дата обращения: 16 октября 2017. 17 октября 2017 года.
- В других источниках дата иная 11 апреля 1897 года от 17 октября 2017 на Wayback Machine
- . Дата обращения: 17 октября 2017. 18 октября 2017 года.
- Вадим Колмаков. С Россией в сердце. Дмитрий Скрынченко, история жизни. Воронеж. 2012.
- Дата обращения: 16 октября 2017. 5 июня 2021 года.
- В источнике дата иная 4 февраля 1907 года — это очевидная опечатка, так как собрание общего состава выборщиков Вятской губернии проходило 14 февраля, см. биографии других депутатов
- Скрынченко Д. В. По поводу текущих событий. Что же делать? // Минские епархиальные ведомости, 1907 № 10, с. 297. Цит. по: Вадим Колмаков. С Россией в сердце. Дмитрий Скрынченко, история жизни. Воронеж. 2012. Следует подчеркнуть, что судя по дате издания, эта оценка опубликована уже после лишения о. Фёдора сана.
- ↑ Платонов Г. М. Православная церковь и общественно-политическая жизнь провинциальной России. 1900—1914 гг. : На материалам Саратовской губернии Дис. … канд. ист. наук : 07.00.02 .-М.: РГБ, 2003 (Из фондов Российской Государственной Библиотеки)
- . Дата обращения: 17 октября 2017. 18 октября 2017 года.
- ↑ . Дата обращения: 16 октября 2017. 17 октября 2017 года.
- Слово и жизнь. Вятка, 1917. № 21. С. 4. Цит. по: от 18 октября 2017 на Wayback Machine
- Дата обращения: 16 октября 2017. 17 октября 2017 года.
Литература
- Платонов Г. М. Православная церковь и общественно-политическая жизнь провинциальной России. 1900—1914 гг. : На материалам Саратовской губернии Дис. … канд. ист. наук : 07.00.02 .-М.: РГБ, 2003 (Из фондов Российской Государственной Библиотеки)
Рекомендуемые источники
- Герасимов Л. Во второй Государственной Думе. // Современный мир, № 6 за 1907 год;
- Тан . Депутаты II Думы: Очерки и наброски. // Русское богатство, № 4 за 1907 год;
- А. Марков. Энциклопедия Земли Вятской. т. 6. Знатные люди. Киров. 1996. стр. 440—441
- Николаев А. Б. Борьба сил революции и контрреволюции в связи с созывом Государственного совещания (апрель — август 1917 года): Диссертация…. кандидата исторических наук. Л, 1989.
- Буланакова М. А., Куликов С. В., Патрикеева О. А., Чубинский-Надеждин В. В., Шамахов В. А. Ораторы России в Государственной Думе (1906—1917 гг.): 1906—1907 гг.. В 2-х томах. Т. 1 °C. 334—342
Архивы
- Российский государственный исторический архив. Фонд 1278. Опись 1 (2-й созыв). Дело 433; Дело 601. Лист 2.
- 2020-01-07
- 1