Джаз-фьюжн
- 1 year ago
- 0
- 0
Модальный джаз ( англ. modal jazz ), также ладовый джаз, — направление в джазовой музыке, возникшее в 1960-х годах. В его основе лежит ладовый принцип импровизации, в отличие от тонального, более характерного для классической музыки и раннего джаза. В отличие от традиционного джаза, где основой для импровизации чаще всего являлась пентатоника, в модальном джазе активно используются лады — дорийский , фригийский , лидийский и другие звукоряды как европейского, так и неевропейского происхождения. В соответствии с этим в модальном джазе сложился особый тип импровизации: в качестве основы для импровизации выступает не гармония как таковая (многие пьесы содержат минимум аккордов), а лад. Такой подход сближает джаз с этнической музыкой (рага, мугам). Это направление представляют такие выдающиеся музыканты, как Телониус Монк , Майлз Дэвис , Джон Колтрейн , Джордж Рассел , Дон Черри .
Хотя сам термин идет от использования определенных ладов (или гамм) при создании соло, композиции или аккомпанементы модального джаза могут использовать одну или несколько из следующих техник:
— Медленный гармонический ритм, где один аккорд может длиться от четырёх до шестнадцати (или больше) тактов;
— Органный пункт (или педаль);
— Отсутствие стандартной последовательности аккордов;
— Мелодические интонации с использованием широких интервалов (квинта, кварта, сексты, септимы);
— Политональность и полимодальность;
Понимание модального джаза требует знания музыкальных ладов . В бибопе , так же как и в хард бопе , музыканты используют аккорды как основу для импровизации. В начале пьесы музыканты играют тему. Затем аккорды темы повторяются на протяжении всей композиции, пока солист играет импровизацию поверх повторяющейся прогрессии аккордов. К 50-м импровизация на аккордах стала настолько доминирующей в джазе, что музыкантам на сессиях записи зачастую не давали ничего кроме листа с аккордами.
рассказывал , что Хуан Тизол придумал знаменитую мелодию « Caravan » в 36-м году как результат его ранних лет учёбы в Пуэрто-Рико , где из-за нехватки нот учитель заставлял его играть мелодии задом наперед, после того как он выучит их в правильном виде. Эта «инверсная» техника и внесла модальное звучание, которое можно услышать во многих работах Тизола. К концу 50-х благодаря экспериментам Джорджа Рассела музыканты стали всё чаще использовать модальный подход. Они предпочитали писать свои партии, основываясь не на обычной смене аккордов, а на использовании модальных гамм. Первыми эту технику освоили такие музыканты, как Майлз Дэвис, Фредди Хаббард , Билл Эванс , Херби Хэнкок и Уэйн Шортер .
Для баса и фортепиано возможен сдвиг внутри лада, который диссонирует с основой аккорда ( тоникой ). К примеру, внутри ионийского лада До (C) ноты имеют следующую последовательность CDEFGAB, с До как основной нотой. Другие, не диатонические ноты, к примеру, Си-бемоль (B♭), диссонируют с ионийским ладом До, поэтому мало используются в немодальном джазе, когда обыгрывается этот аккорд. В модальном джазе эти ноты могут быть свободно использованы, и это открывает большую гармоническую гибкость и разнообразные гармонические возможности.
Среди знаковых композиций модального джаза можно выделить «So What» Майлза Дэвиса и «Impressions» Джона Колтрейна . Обе композиции следуют одной песенной форме AABA, с дорийским Ре для части А и модуляцией на полтона вверх, до Ми-бемоль для части B. Дорийский лад — это натуральная минорная гамма с повышенной шестой ступенью. Среди других композиций стоит отметить «Flamenco Sketches» Дэвиса, «Peace Piece» Билла Эванса и «Footprints» Шортера.
Аккомпанирующие инструменты не ограниченны стандартными аккордами как в бопе, а могут обыгрывать аккорды, основываясь на различных комбинациях лада.
Кроме того, музыкант может использовать различные пентатоники внутри гаммы (гамма До-мажор): До-мажор пентатоника, Фа-мажор пентатоника и Соль-мажор пентатоника (а так же связанные с ними минорные пентатоники Ля, Ре и Ми).
Майлз Дэвис записал одну из самых успешных джазовых пластинок, используя модальную основу. Kind of Blue — это исследование возможностей модального джаза. Участие в записи принял Джон Колтрейн, который на протяжении 60-х глубже всех вложился в развитие модальной импровизации. Другими участниками записи были альт-саксофонист Кэннонболл Эддерли, пианисты Билл Эванс и Уинтон Келли, басист Пол Чамберс и барабанщик Джимми Коубб. Причем Дэвис отмечал ключевую роль игры Била Эванса, бывшего участника ансамбля Джорджа Рассела, в переходе от хард-бопа к модальному джазу. Композиции «So What» и «All Blues» с альбома сегодня считаются стандартами современного джаза.
В то время как увлечение Дэвиса модальным джазом носило эпизодический характер, он включил несколько тем из Kind of Blue в репертуар своего «Second Great Quintet». Колтрейн, со своим классическим квинтетом, встал в авангарде развития модальной импровизации. Некоторые его альбомы того периода считаются определяющими для развития джаза в целом и особенно для модального джаза: Giant Steps, Live! at the Village Vanguard (1961), Crescent (1964), A Love Supreme (1964) , и Meditations (1965). Композиции того времени, такие как «India», «Chasin' the Trane», «Crescent», «Impressions», а также стандарты, к примеру « My Favorite Things » Ричарда Роджерса, в исполнении Колтрейна стали неотъемлемой частью джазового репертуара.
Колтрейновские успехи в модальной импровизации вырастили целое поколение саксофонистов (преимущественно тенор), которые продолжили развитие нового стиля (зачастую комбинируя его с джаз-фьюжн). Среди прочих здесь выделяются Майкл Брекер, Девид Либман, Стив Гроссман и Боб Берг.
Ещё одним новатором модального джаза был пианист Херби Хэнкок. Он известен своей работой в «Second Great Quintet» Майлза Девиса и, ещё до этого, несколькими сольными работами. Заглавная мелодия альбома « Maiden Voyage » 65-го года — один из самых известных примеров модального джаза: навязчиво повторяющиеся риффы в ритм-секции и ощущение поиска на протяжении всей композиции.
Кроме того, настоящим предтечей модального джаза, чье влияние признавал Майлз Дэвис, был виртуозный пианист Ахмад Джамал . В своих ранних записях Джамал использовал растянутые рифы (своеобразные остановки посреди мелодии для вставки зацикленного фрагмента), позволившие ему играть затяжные соло, опираясь на повторяющиеся фрагменты баса и ударных.
Well Tizol did the melody, and he said that, you know, he used to hear those unusual melodies, because in Puerto Rico where he studied, they were very poor and they couldn't afford too much music. So in order to make them get more practice and get varied compositions, they'd turn the music upside down. And the result, you get that modal sound that comes from most of the things Tizol's involved in.
{{
cite interview
}}
:
Неизвестный параметр
|program=
игнорируется (
справка
)