Interested Article - Парнах, Валентин Яковлевич

Валенти́н Я́ковлевич Парна́х ( 15 [27] июля 1891 , Таганрог 29 января 1951 , Москва ) — российский поэт и переводчик , музыкант , танцор , хореограф . Основатель парижской литературной группы «Палата поэтов» , пионер советского джаза . Первое выступление его экспериментального джаз-банда 1 октября 1922 года принято считать днём рождения джаза в СССР.

Детство. Таганрог

Дом в Таганроге , где с 1902 года жила семья Парнох

Валентин Парнах (настоящая фамилия Парно́х) родился 27 июля 1891 года в Таганроге в зажиточной еврейской семье.

Отец — Яков Соломонович Парнох ( 1857 1912 ) — был провизором , владельцем аптеки и довольно состоятельным человеком, являлся членом городской Думы и потомственным почётным гражданином . По семейному преданию, его предки в XV веке после изгнания евреев из Испании бежали на восток и в середине XIX века осели в городе на Азовском море . Дед, Залман Кусиелевич Парнох, был с 1865 года попечителем еврейского молитвенного дома в Таганроге .

Мать — Александра Абрамовна Парнох (урождённая Идельсон, 1857 1895 ) — выпускница организованных в Петербурге женских врачебных курсов (1883), в 1883—1885 годах — ординатор Еврейской больницы в Ростове . В 1877 году состоялся четвёртый выпуск 19 женщин-врачей, среди которых была и Александра Идельсон, одна из первых женщин, получивших диплом врача в России . Как и муж, её двоюродный брат Р. Б. Идельсон был провизором и хозяином аптеки Идельсона в Таганроге [ нет в источнике ] . После смерти матери детей воспитывала мачеха — Александра Иосифовна Левенсон, которая в 1903 г. стала матерью четвёртого ребёнка в семье (дочери Алисы).

Кроме единокровной сестры Алисы, у Валентина были две родные сестры: София и сестра-близнец Лизавета . Обе впоследствии стали поэтессами.

В 9 лет Валентин написал своё первое стихотворение. Оно начиналось словами: «Мойсей, о, если б ты увидел / Позор народа своего …» .

Валентин и Лиза на балконе дома в Таганроге , 1910 г.

Валентин Парнах с золотой медалью окончил таганрогскую мужскую гимназию . В гимназии, в отличие от своих товарищей, с удовольствием учил латынь и другие языки, французским владел с детства . В дальнейшем освоил языки немецкий, испанский и португальский.

Учёба в Университете

В 1910 г. был принят в Санкт-Петербургский университет на юридический факультет в числе 45 евреев, «положенных» на всю Россию согласно процентной норме . Учился сначала на юридическом факультете , затем на романском отделении историко-филологического факультета. Одновременно с учёбой успевал заниматься музыкой под руководством М. Ф. Гнесина и драматическим искусством в студии В. Э. Мейерхольда . По рекомендации А. Блока стихи Парнаха были опубликованы в журнале В. Мейерхольда «Любовь к трём апельсинам» (№ 3, 1914), позднее там же было напечатано его эссе о танцах.

Путешествия

Тео ван Дусбург . Фотопортрет Валентина Парнаха, исполняющего танец «Эпопея», 1925.

Не ранее 4 июня 1915 года через Стокгольм и Лондон выехал во Францию , где прожил около 6 лет . Путешествовал по Аравии и Палестине , Испании , Египту и Сицилии , искал и изучал следы древней и средневековой еврейской культуры, а в европейских библиотеках и архивах открыл пласт поэзии, созданной жертвами инквизиции , главным образом евреями, писавшими на испанском и португальском языках.

В Париже был близок с И. Эренбургом , входил вместе с Довидом Кнутом ( 1900 1955 ), А. Гингером ( 1897 1965 ), Б. Поплавским ( 1903 1935 ) и другими в созданную им русскую литературную группу «Палата поэтов», печатал многочисленные статьи, переводы и эссе в периодических изданиях французского авангарда.

10 июня 1921 года В. Парнах выступил в парижской галерее «Монтень» с танцем «Чудесная домашняя птица» («Чудесная дичь»/«La Volaille miraculeuse» ) на вечере дадаистов в рамках Салона Дада, устроенного Франсисом Пикабиа и Тристаном Тцара . 21 октября того же года Парнах выступил в парижском кафе «Хамелеон» в программе вечера, организованного Сергеем Шаршуном .

В ноябре 1921 года Валентин Парнах сыграл главную мимическую роль в синкретической драме-буфф «Театр ужасов», которую поставил в «Передвижном Театре на Столах» в Париже его старый знакомый по Ростову Павел Вейсбрём-Куклимати .

Первые стихотворные книги Парнаха вышли в Париже , их иллюстрировали Наталия Гончарова и Михаил Ларионов , а одну из них предварял портрет автора работы Пабло Пикассо . В. Парнах переводил на русский язык произведения Ш. Бодлера , П. Верлена , А. Рембо , Ф. Пикабиа , , В. Ларбо , Ж. Сюпервьеля , Б. Сандрара , Ж. Кокто , Т. Тцара , Л. Арагона , , — с французского; П. де Кальдерона , Л. де Гонгоры , Ф. Г. Лорки , Р. Альберти — с испанского; Л. де Камоэнса — с португальского; И. В. Гёте , Н. Ленау , И. Р. Бехера , , Х. Арпа , М. Эрнста — с немецкого; Я. Ивашкевича — с польского и др. Переводил на французский язык стихи А. С. Пушкина.

Пионер советского джаза

В июле 1921 года в модном парижском кафе «Трокадеро» Парнах впервые слышит джаз в исполнении «Джазовых королей Луиса Митчелла» . Эта музыка его потрясла.

Во второй половине августа 1922 года вернулся в Россию, привезя с собой комплект инструментов для джаз-банда . Объявление о его прибытии газета «Известия» в конце августа поместила на первой странице: «В Москву приехал Председатель Парижской палаты поэтов Валентин Парнах, который покажет свои работы в области новой музыки, поэзии и эксцентрического танца, демонстрировавшиеся с большим успехом в Берлине , Риме , Мадриде , Париже » . Поначалу поселился в левом флигеле писательского общежития Дома Герцена на Тверском бульваре , у Осипа и Надежды Мандельштам , которые добились выделения ему там же отдельной комнаты. До 1924 года они были соседями: в комнаты семьи Мандельштам можно было попасть только через комнату Парнаха .

Парнах первым в России написал по- русски слово « джаз » ( «По-немецки — яц, по-французски — жаз, по-английски — джаз» — написал Парнах в 1922 году в берлинском русскоязычном журнале «Вещь», который издал Илья Эренбург ). Закупив за границей полную экипировку для джаз-банда — банджо, саксофон, целую ударную установку с ножной педалью, наборы сурдин, всевозможные диковинные шумовые инструменты — создаёт в Москве ансамбль, называемый «Первый в РСФСР эксцентрический оркестр джаз-банд Валентина Парнаха».

Первый концерт состоялся в Москве 1 октября 1922 года в час дня на сцене Центрального техникума театрального искусства (позже — ГИТИС ) в Малом Кисловском переулке . Билеты стоили от полутора до десяти миллионов рублей . На рояле в ансамбле Парнаха играл будущий знаменитый киносценарист Евгений Габрилович , на ударных — актёр Александр Костомолоцкий . Саксофонист — бывший полковой музыкантский воспитанник , контрабасист — Сергей Тизенгайзен . Габрилович вспоминал, что оркестр изобиловал экзотическими ударными, а также включал редкий инструмент флексатон . Именно этот концерт послужил отправной точкой российского джаза, и спустя 60 лет советские музыканты стали отмечать 1 октября как День рождения российского джаза .

В декабре 1922 года состоялся второй концерт, на этот раз в Доме печати (ныне — Дом журналиста) . В апреле 1923 года оркестр дал концерт в Ассоциации художников, поэтов, актёров и музыкантов «Странствующий энтузиаст» .

«Джаз-банд» Парнаха впервые участвовал в государственных торжествах ( карнавальный парад на Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке в Москве ( 1923 ), «чего до сих пор не было на Западе», комментировала пресса это событие. Летом 1924 года «Джаз-банд» Парнаха играл для делегатов V конгресса Коминтерна . Наряду с боевиками «Japanese Sandman» Ричарда Уайтинга, «For Me And My Gal» Джорджа Мейера, «Chong» Харолда Уикса, популярной песенки «Sunflower» были исполнены ещё и фрагменты из музыки Дариюса Мийо к балету «Бык на крыше» .

Театр и поэзия

Вернувшись в Россию, заведовал музыкальной и хореографической частью в театре В. Мейерхольда (спектакль «Даёшь Европу!»). По приглашению С. Эйзенштейна в том же году Парнах преподавал хореографию в драматической студии Первого рабочего театра Пролеткульта .

«Эксцентрический оркестр под управлением Валентина Парнаха» в кинотеатре на Малой Дмитровке (ныне — здание Театра им. Ленинского Комсомола ) исполнял и хиты того времени, и экспериментальные произведения модернизма (например, сюиту Д. Мийо из балета Жана Кокто «Бык на крыше») . Ансамбль Парнаха с успехом участвовал в мейерхольдовских постановках «Великодушный рогоносец» и «Д. Е.» («Даёшь Европу»), исполняя по ходу «популярные фокстротты и шимми» . В спектакле «Человек-масса» Валентин Парнах поставил для молодого актёра Игоря Ильинского «Танец банкиров на бирже» .

В 1925 году в Москве за счёт автора был издан первый и единственный в советский период сборник стихов В. Парнаха «Вступление к танцам» .

По мнению историка Алексея Баташева , глагол заколебать введён в русский язык Валентином Парнахом:

Как стройно пальцами я щёлкаю,
Шёлк нот меня заколебал.
Я изогнусь иглою колкою,
Я сам — оркестр и дрожь цимбал. ст. «Весёлый мим», 1915—1918

Однако заколебать у Парнаха означает всего лишь «начать колебаться», а в этом значении глагол известен в русском языке, по крайней мере, с начала XIX века. Этот глагол есть у Валерия Брюсова в стихотворении 1903 года «В зеркале»: «Страшное беспокойство заколебало мою сонную душу».

С конца 1925 года по конец 1931 года Валентин Парнах жил во Франции. Уехав в Париж, он оставался сотрудником театра Мейерхольда, готовя для него культурную информацию .

В июне 1931 года вернулся в СССР, так как во Франции, по его словам, «было трудно свести концы с концами».

В 1934 году в СССР вышла в свет книга В. Парнаха «Испанские и португальские поэты — жертвы инквизиции».

Женился на Екатерине Классон, дочери инженера-нефтяника, которая в 1930 году работала секретарём «Цеха живописцев» (до его закрытия). В 1936 году у них родился сын Александр.

Зрелые годы

В 1941 году он попал в эвакуацию в Чистополь , вместе с Мариной Цветаевой . Парнах волею случая становится свидетелем трагического для Марины эпизода: он и Цветаева одновременно пытаются устроиться работать за пропитание в литфондовской столовой, и Парнаха, в отличие от Цветаевой, берут — стоять на дверях.

В 1949 году В. Парнаху удалось опубликовать книгу поэта эпохи Возрождения Агриппы д’Обинье . Стихи д’Обинье, обличающие забвение христианских заповедей, Парнах выдал за антирелигиозные и выпустил отрывки из его «Трагических поэм» вместе с прозой ( мемуарами поэта). Борис Пастернак отозвался о переводах Парнаха как об «очень удачных», а часть их назвал «превосходными по силе, выразительности и точности» .

Умер В. Я. Парнах 29 января 1951 в Москве. Прах захоронен в колумбарии на Новодевичьем кладбище (секция 100); позже в той же нише был захоронен прах его сестры-близнеца Елизаветы Яковлевны Тараховской . Проститься с Валентином Яковлевичем на похоронах посчитали своим долгом Фаина Раневская , Илья Эренбург , Михаил Гнесин , Леонид Утёсов , Дмитрий Шостакович и многие другие деятели культуры .

Григорий Козинцев написал в некрологе «Смерть жирафовидного истукана»: «Поиски материалов исступленной поэзии XVI века и джаз. Соединение, возможное только для той эпохи. Луис де Гонгора и саксофон. Интеллигенция всегда куда-то ходит. В народ, в монастырь, в себя. Печорин и Парнах» .

Культурное влияние

Память

  • На праздновании 60-летия советского джаза А. Н. Баташев , которые впервые в своей монографии «Советский джаз» (1972) упомянул и первый концерт 1 октября 1922 года и впервые назвал фамилию его организатора), собрал ансамбль, который сыграл одну из пьес Джазбанда Парнаха.
  • 1 октября 2002 года в час пополудни, впервые через 80 лет, на сцене ГИТИСа Алексей Баташев вновь собрал возрожденный Джазбанд Валентина Парнаха в составе: Лев Лебедев (старинный саксофон, кларнет), Евгений Крючков (скрипка), Борис Рукинглуз (тромбон), Андрей Родионов (банджо), Борис Назаревский (контрабас и барабан), Борис Савельев (ударные и шумовые), Левон Оганезов (рояль). 3 октября 2002 года в том же составе этот ансамбль на сцене Зала имени Чайковского в рамках Фестиваля, организованного Баташевым, «Российскому джазу — 80» сыграл четыре пьесы из репертуара «Первого в Р.С.Ф.С.Р. эксцентрического оркестра джаз-банда Валентина Парнаха», стихи Парнаха читал Илья Рутберг .
  • В 1990-е годы в Таганроге существовал Клуб любителей джаза им. Валентина Парнаха .
  • В марте 2012 года городской Думой Таганрога было принято решение о создании муниципального . Первый концерт-презентация Таганрогского джазового оркестра им. Валентина Парнаха состоялся 19 апреля 2013 года в Городском доме культуры Таганрога . В программу первого концерта вошли популярные произведения Дюка Эллингтона , Каунта Бейси , Гордона Гудвина .
  • 24 ноября 2012 года в Таганроге на фасаде родительского дома семейства Парнохов ( ул. Александровская, 62 ) при большом стечении публики была торжественно открыта мемориальная доска . Текст доски гласит: «В этом доме провели детские и юношеские годы представители талантливого семейства Парнох: София Парнок (1885—1933) поэт, переводчик, литературный критик; Валентин Парнах (1891—1951) поэт, переводчик, танцор, создатель первого отечественного джазового оркестра; Елизавета Тараховская (1891—1968) поэт, переводчик, автор детских стихов и сказок» .
  • В марте 2013 года в Таганрогской музыкальной школе им. П. И. Чайковского был проведён Городской фестиваль эстрадной и джазовой музыки им. В. Парнаха .
  • 27 июля 2016 года в честь 125-летия Валентина Парнаха был проведён вечер в Таганрогском краеведческом музее . Присутствующим был продемонстрирован документальный фильм Михаила Басова « Валентин Парнах: не здесь и не теперь » .
  • В августе 2020 года в Таганроге персональной выставкой художника Алексея Яковлева «Последняя ночь августа» была открыта частная художественная галерея «Переулок Парнаха» .
  • В мае 2022 года в Таганроге в рамках XV Чеховского книжного фестиваля была проведена презентация сборника произведений Валентина Парнаха и Елизаветы Тараховской «Зеркальная душа» . Также в рамках этого фестиваля Таганрогский муниципальный джазовый оркестр дал концерт под названием «Парнах-джаз» .

Семья

Дополнительные факты

Библиография

Книги

  • Le quai (Набережная) [2 рис. М. Ларионова ]. — Париж: Б. и., 1919. — 15 с.
  • [3 рис. Н. С. Гончаровой ]. — Париж: Б. и., 1919. — 45 с.
  • Словодвиг (Mot dinamo). Стихи [8 ил. Н. С. Гончаровой ; обл. и 7 ил. М. Ф. Ларионова ]. — Париж: La Cible, 1920.
  • Карабкается акробат [Портр. авт. раб П. Пикассо , рис. Л. Гудиашвили ]. — Париж: Изд-во «Франко-русская печать», 1922. — 64 с.
  • Вступление к танцам. Избр. стихи [Портр. авт. раб П. Пикассо ]. — М.: Ржевская тип. УИКа, 1925. — 82 с.
  • Антология авангардной эпохи. Россия. Треть XX века. Поэзия. — Нью-Йорк—СПб: Глагол, 1995. — 380 с.
  • Парнах В. Жирафовидный истукан: 50 стихотворений, переводы, очерки, статьи, заметки. — М.: Пятая страна, Гилея, 2000. — 222 с., 1 500 экз. — ISBN 5-901250-01-X .
  • Парнах В. Я. История танца (по изданию 1932 года, перевод с французского). — М.: Собраніе, 2012. — 150 с. — ISBN 5-902797-03-9 .
  • Парнах В. Три книги. — М.: Sam&Sam, 2012. — 276 с.

Публикации

  • Парнах В. Я. Стихотворения // Строфы века. Антология русской поэзии. / Под. ред. Е. Евтушенко . — М.: Полифакт, 1999. — 350 с. — ISBN 5-89356-006-X .
  • Парнах В. Я. Стихотворения // От символистов до обэриутов. Поэзия русского модернизма. Антология. В 2 кн. Кн 1. — М.: Эллис Лак, 2001. — 704 с. — ISBN 5-88889-047-2 .
  • Парнах В. Я. ПАНСИОН МОБЕР. Воспоминания // ДИАСПОРА: НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ. Том VII — СПб: Феникс—ATHENAEUM, 2005. — С. 7-91.
  • Парнах В. Я. Стихотворения // / Сост. И. М. Бондаренко . — Таганрог: Лукоморье, 2007. — С. 194—195. — ISBN 978-5-902450-11-5 .
  • Джаз-банд и самый левый театр. Письма В. Я. Парнаха Вс. Э. Мейерхольду (1922—1930). Публ., вст. ст. и коммент. О. Н. Купцовой // Документы и факты из истории отечественного театра XX века. Вып. 4 / Ред.-сост. В. В. Иванов. — М.: Индрик, 2009. — С. 819—841.
  • «Мои танцы — эксцентрического характера…» Три танца Валентина Парнаха в спектаклях Мейерхольда: «Жирафовидный истукан», «Этажи иероглифов» и «Эпопея». Публ., вступ. статья и коммент. О. Н. Купцовой // Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра XX века / Ред.-сост. В. В. Иванов. Вып. 6. М.: Индрик, 2014. С. 534—554.

Переводы

  • Испанские и португальские поэты, жертвы инквизиции. Стихотворения, сцены из комедий, хроники, описания аутодафэ, протоколы, обвинительные акты, приговоры / Собрал, пер., снабдил статьями, биографиями и примеч. В. Парнах. — М.—Л.: Academia, 1934. — 192 с.
  • Агриппа д’Обинье. Трагические поэмы; Мемуары / Пер. В. Я. Парнаха; вступ. ст. Р. М. Самарина. — М.: Гослитиздат, 1949. — 152 с.
  • Испанские и португальские поэты, жертвы инквизиции. Стихотворения, сцены из комедий, хроники, описания аутодафэ, протоколы, обвинительные акты, приговоры / Собрал, пер., снабдил статьями, биографиями и примеч. В. Парнах. — СПб: Гиперион, 2012. — 224 с. — ISBN 978-5-89332-184-5 .

Фильмография

Примечания

  1. Баташев А. Советский джаз. — М.: Музыка, 1972. — 176 с.
  2. Ливак Л. Героические времена молодой зарубежной поэзии // ДИАСПОРА: НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ. Том VII — СПб: Феникс—ATHENAEUM, 2005. — 752 с.
  3. Калло Е. Послесловие // «Серебряный век» в Крыму: взгляд из XXI столетия: Материалы Четвёртых Герцыковских чтений в г. Судаке 6—10 июня 2005 года. — М.—Симферополь—Судак: Дом-музей Марины Цветаевой, КЦГУ, 2007. — С. 207. — ISBN 5-93015-032-X .
  4. Парнах А. В. Заметки о моём отце // «Серебряный век» в Крыму: взгляд из XXI столетия: Материалы Четвёртых Герцыковских чтений в г. Судаке 6—10 июня 2005 года. — М. Симферополь—Судак: Дом-музей Марины Цветаевой, КЦГУ, 2007. — 304 с. — ISBN 5-93015-032-X .
  5. Некролог // Таганрогский вестник. — 1895. — 26 апр.
  6. Калло Е. Послесловие // «Серебряный век» в Крыму: взгляд из XXI столетия: Материалы Четвёртых Герцыковских чтений в г. Судаке 6—10 июня 2005 года. — М.—Симферополь—Судак: Дом-музей Марины Цветаевой, КЦГУ, 2007. — С. 213. — ISBN 5-93015-032-X .
  7. Нерлер П. Вступительная статья к публикации Парнах В. Я. ПАНСИОН МОБЕР. Воспоминания // ДИАСПОРА: НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ. Том VII — СПб: Феникс—ATHENAEUM, 2005. — 752 с.
  8. Энциклопедия Таганрога. — Р-н/Д: Ростиздат, 2003. — 512 с — ISBN 5-7509-0662-0 .
  9. Цымбал А. Первый русский джазмен // Вехи Таганрога. — 2003. — № 18. — С. 24-26.
  10. Сануйе Мишель. Дада в Париже. — М.: Ладомир, 1999. — 638 с. — ISBN 5-86218-345-0 .
  11. Гонтмахер М. А. от 1 марта 2021 на Wayback Machine . — Ростов н/Д: Ростиздат, 2007. — С. 694.
  12. Баташев А. от 21 сентября 2020 на Wayback Machine // Театр. — 1991. — № 10.
  13. Собств. корр. от 16 сентября 2016 на Wayback Machine // www.b-port.com. — 2013. — 30 сент.
  14. Арензон Е. Р. Изобретатель строф и танцев… // Парнах В. Жирафовидный истукан: 50 стихотворений, переводы, очерки, статьи, заметки. — М.: Пятая страна, Гилея, 2000. — 222 с — ISBN 5-901250-01-X .
  15. — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  16. (рус.) . Дата обращения: 10 февраля 2024.
  17. Гейзер М. Фаина Раневская. — М.: Молодая гвардия, 2010. — С. 29. — ISBN 978-5-235-03372-6 .
  18. Козинцев Г. М. Собрание сочинений в 5 томах. Т. 2. — Л.: Искусство, 1983. — 527 с.
  19. Лебедь Л. 1 марта 2014 года. // Трибуна. — 2012. — 5 окт.
  20. Бычков С. 9 января 2013 года. // Московский Комсомолец. — 2012. — 3 окт.
  21. Дурново Г. от 4 марта 2016 на Wayback Machine // Коммерсантъ Weekend. — 2012. — 5 окт.
  22. от 29 декабря 2021 на Wayback Machine // Полный джаз # 33 2002 год
  23. . Дата обращения: 29 декабря 2021. 29 декабря 2021 года.
  24. Вовк Е. И все это — джаз! // Таганрогская правда. — 2013. — 16 апр.
  25. Скляр Т. Дали джазу! И МФЦ! // Таганрогская правда. — 2012. — 3 марта.
  26. Собств. корр. Джаз родом из Таганрога // Таганрогская правда. — 2012. — 27 ноября.
  27. Мошков К. от 10 января 2013 на Wayback Machine // Полный Джаз 2.0. — 2012. — 13 дек.
  28. Собств. корр. (недоступная ссылка) // www.tagancity.ru. — 2013. — 1 апр.
  29. Собств. корр. В ритмах джаза // Таганрогская правда. — 2013. — 5 апр.
  30. Нейма Д. Таганрогский джаз // Таганрогская правда. — 2016. — 10 авг.
  31. Алексей Яковлев. Последняя ночь августа. Каталог. — Таганрог: БАМbook, 2020. — 8 с.
  32. Даренская М. Два имени «Зеркальной души». — Таганрогская правда. — 2022. — 1 июня. — С. 5.
  33. . Дата обращения: 1 июля 2019. 16 ноября 2019 года.
  34. Проценко Н. от 13 февраля 2012 на Wayback Machine // Эксперт Юг. — 2011. — № 50.
  35. Собств. корр. от 25 апреля 2015 на Wayback Machine // www.mosantico.ru. — 2012. — 4 сент.
  36. Гулин И. от 3 марта 2012 на Wayback Machine // Коммерсантъ Weekend. — 2012. — 2 марта.
  37. Ухов Д. от 4 октября 2012 на Wayback Machine // РИА Новости. 2012. — 1 окт.

Литература

  • Алексей Баташев . Советский джаз. — М.: Музыка, 1972. — 175 с., илл.
  • Алексей Баташев . Египетский поворот (о судьбе Валентина Парнаха): повесть // Театр. — 1991. — № 10
  • Мислер Н. Парнах Валентин Яковлевич // Энциклопедия русского авангарда / Авторы-составители В. И. Ракитин , А. Д. Сарабьянов ; Научный редактор А. Д. Сарабьянов. — М. : RA, Global Expert & Service Team, 2013. — Т. II: Л—Я . — С. 227 . — ISBN 978-5-902801-11-5 .
  • Безносов Денис . ] // . — 2013. — 6 июня.
  • Джаз-банд и самый левый театр. Письма В. Я. Парнаха Вс. Э. Мейерхольду (1922—1930). Публ., вступит. статья и коммент. О. Н. Купцовой // Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра XX века / Ред.-сост. В. В. Иванов. Вып. 4. М.: Индрик, 2009. С. 819—843.
  • «Мои танцы — эксцентрического характера…» Три танца Валентина Парнаха в спектаклях Мейерхольда: «Жирафовидный истукан», «Этажи иероглифов» и «Эпопея». Публ., вступ. статья и коммент. О. Н. Купцовой // Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра XX века / Ред.-сост. В. В. Иванов. Вып. 6. М.: Индрик, 2014. С. 534—554.

Ссылки

  1. . Дата обращения: 1 октября 2009. 21 сентября 2020 года.
Источник —

Same as Парнах, Валентин Яковлевич