Interested Article - Блюзовый квадрат

Гармонии блюзового квадрата в до мажоре

Блюзовый квадрат — принятое в России разговорное обозначение формы двенадцатитактового блюза ( англ. 12-bar blues , нем. Zwölferblues ). Для блюзового квадрата характерен следующий гармонический план:

  • первые 4 такта на тонике , как вариант — т. 2 на субдоминанте ( англ. quick change )
  • т. 5—6 на субдоминанте,
  • т. 7—8 на тонике,
  • т. 9 на доминанте ,
  • т. 10 на субдоминанте либо на доминанте,
  • т. 11—12 — варьируемая каденция , заканчивающаяся доминантой (для перехода к следующему квадрату, так называемый англ. turnaround ) или тоникой (для окончания).

Схематически:

|| T | T (S) | T | T | S | S | T | T | D | S (D) | T | T (D) ||

Эта типовая последовательность гармоний в англоязычной литературе описывается как blues progression . В немецком музыкознании для описания блюзового квадрата используется термин «12-тактовая блюзовая строфа» ( нем. zwölftaktige Bluesstrophe ) . Ю. Н. Холопов называет блюзовый квадрат «блюзовой формой» . Блюзовый квадрат широко используется джазовыми музыкантами как наиболее простая, общеизвестная гармоническая схема и форма в джем-сессиях , реже — как основа для студийных джазовых композиций.

В 1950-е годы блюзовый квадрат был ассимилирован музыкантами рок-н-ролла , стал чрезвычайно типичным для этого стиля (например, положен в основу хита « Rock around the clock » Макса Фридмана). Блюзовый квадрат использовался также в позднейших видах и жанрах неакадемической музыки, испытавших влияние американского рок-н-ролла (например, в песне The Beatles « Birthday »).

Примечания

  1. Progression — последовательность, подразумевается последовательность (типичных) гармоний.
  2. Hoffmann B. // Die Musik in Geschichte und Gegenwart (онлайновая версия, дата обращения 13.02.2021).
  3. Холопов Ю. Н. Гармония. Практический курс. Ч. 2. Изд. 2. М., 2005. С. 154—155.

Литература

Источник —

Same as Блюзовый квадрат