Interested Article - Рукописный девичий рассказ

Рукописный девичий рассказ литературный жанр , одна из форм письменного фольклора . Российско-советский культурный феномен представляющий собой анонимные рассказы о подростковой любви, записанные как в «неспециализированных» («альбомы», «песенники»), так и в специально заведенных для этого тетрадях девочек. Появился в середине 1950-х годов, наибольшего расцвета достиг в 1970—1980-е годы. В конце XX века, в связи с появлением журналов для девочек-подростков и развитием литературной интернет -коммуникации, бытование рассказов резко уменьшилось. Начало XXI века — период окончательного угасания и исчезновения девичьего рассказа как имеющего массовое распространение феномена рукописной культуры .

Открывателем жанра девичьих рукописных рассказов был доктор культурологии С. Б. Борисов . Впервые десять девичьих рукописных рассказов были опубликованы им как факт культуры в сборнике «Школьный быт и фольклор. Часть 2. Девичья культура» (составитель А. Ф. Белоусов — Таллин, 1992). В 1993 году был издан составленный С. Б. Борисовым сборник «Тридцать девичьих рукописных рассказов о любви» (Обнинск, 1993). В 2002 году в Москве в издательстве ОГИ вышел составленный им же 520-страничный фолиант «Рукописный девичий рассказ», в 2004 году было выпущено второе издание книги.

Рассказы переписывались девушками друг у друга от руки. Полного совпадения текстов практически никогда не наблюдается. Исследователями выделяются, как оригинальные (не тиражируемые) сюжеты , так и тиражируемые, которые на протяжении 15—30 лет переписывались из тетради в тетрадь с сохранением характеристик, позволяющих считать их вариантами одного и того же текста. Таким образом, с большой долей уверенности можно говорить о фольклорном (рукописно-фольклорном, квазифольклорном) статусе тиражируемых текстов .

Любовные девичьи рассказы, как и многие другие неофициальные, неканонические, запретные жанры и виды фольклора, обратили на себя внимание собирателей лишь в 1980-е годы, а бытование их имеет несравненно большую историю .

Девичий любовный рассказ связан с традицией городского предания, «бытового рассказа», описывающего трогательные и одновременно назидательные случаи из жизни. Этическая программа девичьих любовных рассказов традиционалистическая и конформистская . За немногими исключениями, все они утверждают приоритет семейных ценностей , гармоническую любовь , в которой сочетаются духовное и чувственное. Ореол раскрепощенного эротического фантазирования, заметный во многих рассказах, обычно не разрушает жёсткую систему норм и запретов. На понятном для юных читательниц языке, на простых и трогательных примерах эти рассказы очерчивают систему нравственных координат, обучает гендерным стереотипам , в самом широком смысле «учат жизни» .

В советское время традиционные девичьи культурные практики, в том числе традиция девичьих альбомов, воспринималась как буржуазная и подлежащая полному искоренению. В ряду ожесточенных критиков девичьей альбомной культуры как дурного наследия буржуазного прошлого были такие крупные писатели и идеологи, как Корней Чуковский и Аркадий Гайдар .

Примечания

  1. Гримберг Ф. // Знамя : Журнал. — 2003. — № 11 . 31 декабря 2013 года.

Литература

  • Борисов С. Б. Юности чистое зерцало. Автор заметки открыл феномен рукописного девичьего любовного рассказа // Молодой ленинец (газета, г. Курган). 1988, 5 октября.
  • Борисов С. Б. Эротические тексты как источник сексуального самообразования // Социологические исследования. — 1989. — № 1 .
  • Борисов С. Б. Девичий рукописный любовный рассказ в контексте школьной фольклорной культуры // Школьный быт и фольклор. Часть 2. Девичья культура. Таллин, 1992.
  • Борисов С. Б. Латентные феномены культуры (опыт социологического исследования личных документов девушек). — Автореф. дис. канд. филос. наук. — Екатеринбург, 1993.
  • Шинкаренко Ю. Рукописные рассказы о любви // Уральский следопыт. — 1995. — № 12 .
  • Борисов С. Б. . Прозаические жанры девичьих альбомов. // Новое литературное обозрение. № 22. 1996.
  • Жаворонок С. И. (предисл. и сост.), Борисов С. Б. (сост.). Девичьи рукописные любовные рассказы // Русский школьный фольклор. От «вызываний» Пиковой дамы до семейных рассказов / Сост. А. Ф. Белоусов. — М. : Ладомир, АСТ, 1998. — С. 185—268. — 752 с. — (Русская потаенная литература). — 10 000 экз. ISBN 5-15-001157-6 , ISBN 5-86218-316-7 .
  • Головин В., Лурье B. Девичий альбом XX века // Русский школьный фольклор. От «вызываний» Пиковой дамы до семейных рассказов / Сост. А. Ф. Белоусов. — М. : Ладомир, АСТ, 1998. — С. 269—363. — 752 с. — (Русская потаенная литература). — 10 000 экз. ISBN 5-15-001157-6 , ISBN 5-86218-316-7 .
  • Борисов С. Б. Рукописный девичий рассказ. — М. : ОГИ, 2002.
  • Гримберг Ф. // Знамя : Журнал. — 2003. — № 11 .
  • Кургузова Н. В. Специфика женского образа девичьего рукописного рассказа // / Сост. М. Д. Алексеевский. — М. : Государственный республиканский центр русского фольклора, 2013. — С. 108—122. — 352 с. — ISBN 978-5-86132-112-9 .
Источник —

Same as Рукописный девичий рассказ