Медики Шотландии
- 1 year ago
- 0
- 0
Церковь Шотландии ( англ. Church of Scotland , скотс Kirk o Scotland , гэльск. Eaglais na h-Alba ) — национальная пресвитерианская церковь Шотландии , возникшая в эпоху Реформации .
В настоящее время около 42 % населения Шотландии относят себя к приверженцам этой церкви, а официальное количество её прихожан составляет 600 тысяч человек (12 % шотландцев (данные на 2001 г.)). Общее количество священнослужителей церкви превышает 1400 человек, количество церковных приходов в Шотландии — около 1500, объединенных в 43 пресвитерия .
В отличие от Церкви Англии , Церковь Шотландии не подчинена государству и, являясь национальной по своему характеру, юридически не признаётся «государственной церковью». Монарх Великобритании не является главой шотландской церкви, как, впрочем, и английской (хотя в Церкви Англии он является верховным правителем, главным распорядителем имущества). При коронации монарх обязан приносить клятву защищать безопасность Церкви Шотландии. На заседаниях генеральной ассамблеи , высшего органа управления Церкви Шотландии, монарха представляет , имеющий, однако, чисто представительские функции.
Через систему священнослужителей церковь обеспечивает своё присутствие во всех приходах Шотландии (обычно по одному священнику на приход). Помимо заботы о прихожанах, церковь также берёт на себя обязанность по служению в интересах всех шотландцев, в частности большинство кладбищ находятся в ведении Церкви Шотландии. Кроме того, путём перераспределения финансовых средств из богатых приходов центральной части страны, поддерживается религиозная жизнь в отдалённых уголках Шотландии. Церковь также участвует в обеспечении всеобщности образования, с целью, главным образом, чтобы каждый человек мог прочесть Библию , однако со второй половины XIX века школы изъяты из ведения церкви. Церковь Шотландии также является крупнейшим институтом социальной поддержки различных групп населения страны, включая престарелых, зависимых от алкоголя и наркотиков, душевнобольных и бездомных.
Церковь Шотландии исторически всегда активно участвовала в политической жизни страны. В настоящее время в церкви действует специальный комитет по отношениям между церковью и обществом. Церковь выступает резко против программ ядерного вооружения, поддерживает передачу части функций центральной администрации Великобритании на региональный и местный уровни, активно участвовала в движении за расширение шотландской автономии, приведшем к воссозданию в 1997 г. парламента Шотландии .
В организационном плане Церковь Шотландии построена на пресвитерианских принципах церковного управления . С недавнего времени в Церкви присутствует пост епископа . Низовым звеном организации являются конгрегации ( congregation ), управляемые церковными сессиями ( Kirk Session ), в которые входят, обычно, один священнослужитель ( minister ) и несколько авторитетных прихожан — «старейшин» ( elder ), избираемых населением на длительные сроки. Церковные сессии подчиняются региональным коллегиальным органам управления — пресвитериям , которые формируются из представителей приходов данного региона. В настоящее время в Церкви Шотландии действуют более 40 пресвитериев. Высший орган управления церковью — генеральная ассамблея , собирающаяся ежегодно в Эдинбурге . В современной структуре церкви отсутствуют синоды как промежуточное звено между пресвитериями и ассамблеей, упразднённые в начале 1990-х гг.
Каждый из органов структуры управления Церкви Шотландии возглавляется модератором ( moderator ). В церковных сессиях функции модератора обычно выполняет священнослужитель, а пресвитерии и генеральная ассамблея избирают модератора из своего состава на один год. Модератор выполняет представительские и организационные функции, однако не имеет каких-либо особых прав или привилегий в церковных вопросах, а также не является официальным представителем церкви. Штаб-квартира Церкви Шотландии расположена в Эдинбурге в здании на Джордж-Стрит 121, построенном по проекту Сиднея Митчела в 1909—1911 гг.
У истоков организации Церкви Шотландии стоял лидер шотландской Реформации Джон Нокс . Прибыв в страну в 1559 г., Нокс, будучи учеником Жана Кальвина , возглавил движение шотландского дворянства и горожан против католической церкви . Уже в 1560 г. Реформация одержала победу: парламент Шотландии утвердил ликвидацию юрисдикции папы римского и протестантский символ веры . Решения парламента были ратифицированы королём Яковом VI в 1572 г. На протяжении следующего столетия в Шотландии шла борьба между сторонниками и противниками упразднения епископата . Идеологическим лидером борцов за чистое пресвитерианство был Эндрю Мелвилл , чьи взгляды легли в основу современной пресвитерианской системы церковного управления . В конце XVI века верховным органом шотландской церкви стала генеральная ассамблея . Однако постепенно королю удалось возродить роль епископов и уменьшить влияние коллегиальных органов церкви.
После вступления на престол Шотландии Карла I в 1625 г. королевская власть начала наступление на самостоятельность Церкви Шотландии. Карл I попытался ввести в пресвитерианское богослужение англиканскую литургию , что вызвало в 1637 г. восстание в Шотландии , переросшее во всеобщее движение в защиту пресвитерианской церкви. В начале 1638 г. восставшими были подписан « Национальный ковенант » , заложивший догматическую основу шотландской церкви, а вскоре генеральная ассамблея приняла решение об упразднении епископата . Попытки короля подавить движение завершились победой ковенантеров в Епископских войнах 1639—1640 гг. Шотландцы пошли на союз с английским парламентом, и по результатам совместной работы теологов обоих государств, в 1647 г. церковь Шотландии утвердила « Вестминстерское исповедание », которое до настоящего времени является главным источником пресвитерианской доктрины.
Пост епископа в шотландской церкви был восстановлен после Реставрации 1660 г. Ковенантеры продолжили борьбу, но лишь после Славной революции , в 1690 г., пресвитерианская система получила законодательные гарантии государства. При этом выделилась самостоятельная Шотландская епископальная церковь .
Тем не менее в стране сохранилось серьёзное противоречие между независимостью Церкви Шотландии и шотландским гражданским правом. Обычные суды продолжали вмешиваться в церковные дела, особенно в вопрос назначения священнослужителей. Это вызвало расхождение во взглядах между различными течениями в шотландской церкви, что в 1843 г. привело к расколу: сторонники полной автономии церкви от светских властей образовали Свободную церковь Шотландии . Сформировалось ещё несколько религиозных организаций пресвитерианского толка, оппозиционных официальной Церкви Шотландии. Лишь в 1921 г., когда парламент Великобритании принял «Закон о Церкви Шотландии», установивший полный суверенитет церкви в религиозной сфере, сложились условия для объединения пресвитерианских организаций. В 1929 г. Объединенная свободная церковь (создана в 1900 г. из Объединенной пресвитерианской церкви и большинства членов Свободной церкви) вновь вошла в состав Церкви Шотландии.
Некоторые независимые пресвитерианские религиозные организации продолжают существовать. Это, например, Свободная церковь (на основе той части, которая отказалась от объединения в 1900 г.), Объединенная свободная церковь Шотландии, Ассоциированные пресвитерианские церкви.
Как и у всех христианских церквей догматической основой вероисповедания, принятого Церковью Шотландии, является Библия . Следующий по значимости документ, содержащий общие принципы толкования Святого писания, — « Вестминстерское исповедание » 1647 г.
Церковь Шотландии не имеет обязательного к использованию молитвенника, однако существуют официальные книга церковных гимнов и «Руководство по общественному богослужению», которое определяет порядок осуществления церковных обрядов. Традиционно в шотландской церковной службе большую роль играет пение псалмов, однако в последнее время растёт значение других видов церковной музыки. Обычно служба в Церкви Шотландии продолжается около часа и состоит из чередования пения гимнов и молитв, а кульминация наступает во время пятнадцатиминутной проповеди в конце службы. Обедня в пресвитерианской церкви не используется. В то же время приходские священнослужители имеют достаточно широкую свободу в выборе стиля и способа богослужения, поэтому иногда службы могут выглядеть немного экспериментально. В настоящее время во многих приходах используются современные сборники церковных песнопений, отражающие последние тенденции в церковной музыке. Кроме того, расширяется участие прихожан в осуществлении богослужения.
Будучи протестантской церковью, пресвитерианство признаёт только два церковных таинства : крещение и евхаристию (причастие). Церковь Шотландии практикует крещение как взрослых верующих, так и детей. Причастие может принимать приверженец любой христианской конфессии. Церковь Шотландии очень серьёзно подходит к таинству святого причастия, и большинство приходских церквей совершают евхаристию лишь три или четыре раза в год.
Теологически, Церковь Шотландии является одной из кальвинистской веры . Однако, поскольку одним из основополагающих принципов церкви является «свобода мнений по вопросам, не касающимся существа вероучения» , шотландская церковь достаточно терпимо относится к различным религиозным и этическим взглядам в рамках кальвинистской доктрины.
Церковь Шотландии входит в состав организации «Совместное действие церквей в Шотландии» и через её комитет по церковным делам взаимодействует с другими религиозными организациями страны. Современное сотрудничество шотландских пресвитериан с представителями других конфессий контрастирует с резкой враждебностью церкви к ирландским католикам — иммигрантам в начале XX века . Церковь Шотландии также является членом Всемирного совета церквей и Конференции европейских церквей .
Девиз Церкви Шотландии — nec tamen consumebatur ( лат. ): «Ещё не сгорел» (парафраз стиха 3:2 из книги Исход о горящем, но несгорающем кусте).
В настоящее время Церковь Шотландии испытывает ряд серьёзных проблем. Начиная с 1950-х гг. количество прихожан неуклонно снижается, существуют финансовые проблемы, нерешённость правового статуса старинных культовых зданий. До недавнего времени церковь испытывала недостаток священнослужителей, хотя в последние годы численность желающих стать священниками стала расти. Актуальна также проблема увеличения среднего возраста прихожан церкви.
С 1958 г. все должности в Церкви Шотландии открыты для женщин на равных основаниях с мужчинами. В настоящее время женщины составляют большинство обучающихся на пост священнослужителя. Однако лишь в 2004 г. женщина была впервые выбрана модератором генеральной ассамблеи (Элисон Эллиот). Она же стала первым светским лицом, избранным на этот пост со времени Джорджа Бьюкенена в середине XVI века.
Ещё с периода Реформации одним из главных принципов Церкви Шотландии является утверждение, что она является ecclesia reformata semper reformanda ( лат. — реформированная церковь, всегда находящаяся в процессе реформ). Одним из последних проявлений реформатского духа шотландской церкви является отчёт генеральной ассамблеи 2001 г. «Церковь без стен», в котором акцент сделан не на церковные институты, а на обычную жизнь прихожан.