Interested Article - Кино (группа)

Прослушать введение в статью

« Кино́ » (раннее название — « Га́рин и гиперболо́иды ») — одна из самых популярных советских рок-групп 1980-х годов, входившая в состав ленинградского рок-клуба . Лидером группы и автором текстов песен и музыки, исполняемых ею на концертах, был Виктор Цой , после смерти которого в 1990 году, коллектив, выпустивший, в общей сложности, за 9 лет в студийных альбомах более 100 песен , несколько сборников и концертных записей, а также большое количество неофициальных бутлегов , надолго прекратил существование. В 2012 году несколько участников коллектива записали студийную версию песни « Атаман », используя старые сохранившиеся записи с вокалом Виктора Цоя, а в 2020 году произошло воссоединение коллектива на постоянной основе, началась подготовка к концертам, несколько из которых были проведены в 2021 году (инструментальные партии были исполнены музыкантами вживую, для вокала Виктора Цоя была использована фонограмма ). На 2022—2023 годы запланирован большой гастрольный тур группы по городам России и республикам бывшего Советского Союза.

Стилистически группа ушла от многих традиционных элементов русского рока , в частности, вместо обычных ударных установок нередко использовали разнообразные программируемые эффекты, создаваемые посредством драм-машин , что порой придавало звучанию «налёт дискотечности » или « попсовости ». Тематическая составляющая лирики на раннем этапе творчества отражает подростковую обыденность и драматические переживания по поводу любви, благодаря чему музыканты были удостоены звания « новые романтики »; в более же поздних текстах героика и протест сочетаются с трагичностью мироощущения.

Популярность группы «Кино» с годами постоянно росла, и если вначале музыканты играли лишь на квартирниках и подвергались жёсткой критике как со стороны официальной, так и подпольной прессы, то в конце десятилетия их пластинки уже были распространены миллионными тиражами, а на концерты собирались целые стадионы поклонников. Группа породила так называемый феномен «киномании», усилившийся после трагической гибели Виктора Цоя и существующий по сей день, место работы музыканта стало объектом « паломничества » многочисленных фанатов со всех стран постсоветского пространства ; в Кривоарбатском переулке (Москва) появилась так называемая « стена Цоя », которую поклонники исписали цитатами из его песен и признаниями в любви к творчеству группы. «Кино» часто находит отражение в массовой культуре , а оставленное ими наследие высоко оценивают сегодняшние обозреватели и музыковеды.

История

Возникновение коллектива

Прослушать раздел «История. Возникновение коллектива»
Алексей Рыбин и Виктор Цой выступают на сцене в образе «новых романтиков» , 1982 год

Группа «Кино» образовалась из участников двух ленинградских бит-групп — « Палата № 6 » и «Пилигрим»; в первой на бас-гитаре играл Виктор Цой, а во второй состояли гитарист Алексей Рыбин и барабанщик Олег Валинский . Кроме того, Цой несколько раз выступал на концертах группы « Автоматические удовлетворители » Андрея Панова , а Рыбин некоторое время репетировал с «Абзацем». Летом 1981 года трое друзей самостоятельно поехали отдыхать в Крым , где в селе Морское пришли к решению о создании собственной общей группы под названием «Гарин и гиперболоиды» (по аналогии с фантастическим романом Алексея Толстого « Гиперболоид инженера Гарина »). Как впоследствии вспоминал Алексей Рыбин, название было также навеяно тем, что западные рок-группы, которые музыканты в то время постоянно слушали, часто имели в своих названиях два или три слова . Вернувшись в Ленинград , они приступили к репетициям накопленного Цоем материала, однако Валинский почти сразу же был призван в армию и в связи с этим покинул коллектив . Осенью 1981 года музыканты вступили в « Ленинградский рок-клуб » и ближе познакомились с влиятельным представителем рок-андерграунда Борисом Гребенщиковым , которому настолько понравилось творчество молодой группы, что он предложил им совместно поработать в студии. В начале 1982 года название коллектива сменилось на «Кино» .

Смысл названия заключается в нём самом — оно краткое, ёмкое, а также «синтетическое», то есть искусственное. Когда придумывали название, главными условиями выбора были наличие не более двух слогов , распространённость и лёгкое произношение. Эти условия появились из-за того, что первое название группы — «Гарин и гиперболоиды» — было слишком длинным. Слово «кино» же, помимо краткости, понравилось Виктору Цою своей искусственностью, сродни песне «Алюминиевые огурцы», написанной им в 1981 году под впечатлением от сельскохозяйственных работ, на которые музыканта отправили во время обучения в училище. В песне есть такие «искусственные» слова, как «кнопки», «скрепки», «клёпки», «дырки», «булки», «вилки» и т. п . Цой и Рыбин обсуждали название на квартире у Геннадия Зайцева вместе с Борисом Гребенщиковым и другими участниками группы « Аквариум ». Шла подготовка к записи первого альбома, и требовалось простое название из одного слова, которое можно было бы поместить на обложку. Присутствовавшие на собрании музыканты перебрали множество вариантов, но к окончательному решению так и не пришли, и уже на обратном пути домой, направляясь к станции метро « Технологический институт », друзья обратили внимание на светящуюся вывеску кинотеатра «Космонавт». Слово «кино», светящееся на вывеске, показалось им вполне подходящим, хотя и было отброшено среди прочих ещё полчаса назад. Можно сказать, что музыканты уже устали мучиться проблемой выбора и остановились на этом варианте .

Дебютный альбом записывался в Доме пионеров Красногвардейского района, впоследствии — студии « АнТроп », собранной Андреем Тропилло из списанного оборудования различных организаций. На одном из квартирников Тропилло уже имел возможность наблюдать Цоя и Рыбина, поэтому сразу же после сведения аквариумовского « Треугольника », следуя рекомендации Гребенщикова, пригласил к себе музыкантов и приступил к работе над записью имевшегося у них материала. Так как группа «Кино» на тот момент состояла всего из двух человек, Гребенщиков попросил помочь своих коллег по «Аквариуму» — Всеволода Гаккеля ( виолончель ), Андрея Романова ( флейта ) и Михаила Файнштейна-Васильева ( бас-гитара ) . В связи с отсутствием барабанщика было решено использовать драм-машину , советский ритм-бокс «Электроника» . Получившийся магнитоальбом содержал 13 песен, а назван был по запланированной общей продолжительности в минутах — « 45 » . В среде музыкальных критиков альбом остался почти незамеченным, но поспособствовал популярности группы, в том числе за пределами Ленинграда. Цой впоследствии отмечал, что «запись вышла довольно-таки сырой, и выпускать её не следовало» .

Уход Рыбина из группы

Прослушать раздел «Уход Рыбина из группы»

В конце 1982 года в студии Малого драматического театра музыканты предприняли попытку записи второго альбома при участии барабанщика Валерия Кириллова (будущий член « Зоопарка ») и звукорежиссёра Андрея Кускова, однако в процессе Цою разонравился звук ударных инструментов и он решил прекратить запись. Впоследствии некоторые фрагменты этой плёнки были включены в издание под названием « Неизвестные песни Виктора Цоя » и выпущены в 1992 году на CD-носителе . Зимой 1983 года группа дала несколько концертов в Ленинграде и в Москве, причём на некоторых выступлениях «Кино» сопровождал барабанщик «Аквариума» Пётр Трощенков . Рыбин стал приводить на репетиции басиста Максима Колосова, а позднее — гитариста Юрия Каспаряна . По словам Гребенщикова, Каспарян не очень хорошо играл на гитаре, но быстро прогрессировал и в итоге стал вторым по значимости участником «Кино» . Об этом в 1988 году писал и журналист Евгений Додолев : «Первый же выбранный Цоем кандидат — гитарист Юрий Каспарян — вызвал в среде коллег-музыкантов недоумение: „он совсем играть не умеет“. Однако время расставило всё и всех по местам… искушённые мэтры, без энтузиазма встретившие Каспаряна, виновато разводят руками — ну кто бы мог подумать, что у Цоя такая интуиция» . С Колосовым и Каспаряном прошёл второй концерт на сцене «Ленинградского рок-клуба». Публика встретила выступающих с лёгким недоумением, так как программа «Кино» нуждалась в существенной доработке .

Обязанности между Цоем и Рыбиным чётко распределились: первый отвечал за творческую составляющую — написание текстов и музыки — второй же выполнял всю административную работу, организовывал концерты, репетиции и сессии записи. В марте 1983 года между ними разразился серьёзный конфликт, ставший итогом многочисленных разногласий. Цоя, в частности, раздражало, что Рыбин на стороне исполняет его песни, а своих не пишет, в то время как Рыбину не нравилось безоговорочное лидерство Цоя в принятии всех решений . В конечном счёте, они просто перестали созваниваться и с тех пор никогда больше не виделись. После распада группы Рыбин, по приглашению Сергея Рыженко , уехал в Москву играть с панк-командой « », а Цой, за неимением состава, на некоторое время прекратил музыкальную деятельность, из-за чего ему пришлось пропустить I фестиваль «рок-клуба» .

Единственным аудиодокументом того периода стал бутлег под названием « 46 » — демонстрационные версии новых песен Цоя, записанные в домашней портастудии Алексея Вишни , молодого звукорежиссёра, обучившегося этому мастерству у Тропилло и Гребенщикова. Песни продолжили линию городской романтики, но, вместе с тем, материал вышел более мрачным и холодным. Цой воспринимал «Сорок шесть» только лишь как репетиционную ленту, созданную для тренировки навыков Каспаряна, однако Вишня без ведома музыкантов пустил запись в народ, и многие восприняли её как второй номерной альбом группы «Кино», несмотря на то, что самой группой её легитимность никогда не признавалась .

Закрепление на сцене

Прослушать раздел «Закрепление на сцене»

В начале 1984 года Цой и Каспарян приступили к записи настоящего второго альбома; роль продюсера снова исполнил Гребенщиков , позвав на запись многих своих знакомых — Александра Титова (бас-гитара), Сергея Курёхина (клавиши), Петра Трощенкова ( ударные ), Всеволода Гаккеля (виолончель), Игоря Бутмана ( саксофон ) и Андрея Радченко (барабаны) . Сам Гребенщиков подыгрывал на небольшом клавишном инструменте «Кассиотон» . Запись была произведена в студии Андрея Тропилло и выпущена под названием « Начальник Камчатки » («Камчаткой» именовалась котельная , в которой Цой позже работал кочегаром ). На обложке, в числе прочих музыкантов, изображён Георгий «Густав» Гурьянов , хотя он влился в состав лишь в самом конце рабочего процесса, поучаствовав в записи только одной песни . Определяющим стилем альбома стал минимализм , проявившийся и в лаконизме аранжировок, и в техническом оснащении, когда, к примеру, обработка звука гитары Каспаряна осуществлялась не через овердрайв , а при помощи советского магнитофона «Нота», выполнявшего в тот момент функции фузз-эффекта . Подпольная рок-пресса, отметив в альбоме с полдесятка беспроигрышных хитов («Троллейбус», « Последний герой », «Генерал», «Камчатка», «Транквилизатор»), всё-таки съязвила на тему «атмосферы какого-то занудства». «Альбом был электрическим и несколько экспериментальным в области звука и формы. Не могу сказать, что по звуку и стилевой направленности он получился таким, каким бы мы его хотели видеть, но, с точки зрения эксперимента, это выглядело интересно», — отмечал в интервью лидер коллектива .

По окончании работы над альбомом сформировался «электрический» состав «Кино», в который, кроме Цоя, вошли Каспарян ( соло-гитара ), Титов ( бас-гитара ) и Гурьянов (ударные), и с мая 1984 года начали активно репетировать новую концертную программу. Тогда же музыканты выступили на II фестивале «Ленинградского рок-клуба», где произвели настоящую сенсацию, став его лауреатами и самым ярким открытием: в частности, лучшей песней мероприятия была признана их «Я объявляю свой дом» . С тех пор группа получила некоторую известность и стала регулярно гастролировать по другим городам Советского Союза . Летом состоялось совместное выступление «Кино» с группами «Аквариум», « Звуки Му » и « Браво », проходившее в подмосковном посёлке Николина Гора под пристальным наблюдением сил государственной безопасности и также отмеченное критиками как успешное .

Юрий Каспарян и Виктор Цой на концерте в Ленинграде, 1986 год

В начале 1985 года коллектив предпринял попытку записи ещё одного альбома, но Цою не понравилось излишнее вмешательство Тропилло, который постоянно пытался влиять на его творчество, поэтому тот проект оставили незаконченным, а запись произвели дома у Алексея Вишни с тремя гитарами и ритм-компьютером . Как отмечал журналист Андрей Бурлака , аудиокассета под названием « Это не любовь » получилась самым позитивным альбомом за всю историю «Кино» .

Александр Титов, одновременно с участием в деятельности группы, был членом «Аквариума», и с каждым днём ему становилось всё труднее совмещать работу в двух группах, поэтому в ноябре 1985 года он принял решение покинуть «Кино» в пользу ансамбля Бориса Гребенщикова . На его место взяли джазового гитариста Игоря Тихомирова (экс-« Джунгли ») . Таким образом, сформировался классический состав группы, просуществовавший до самого её конца .

В январе 1986 года Андрей Тропилло всё-таки выпустил запись, произведённую у него в студии несколькими месяцами ранее . Альбом под названием « Ночь » стал первым официальным релизом «Кино», изданным московской фирмой « Мелодия ». Пластинка, по некоторым данным, разошлась двухмиллионным тиражом, сделав группу знаменитой далеко за пределами рок-сообщества. Тем не менее сами музыканты крайне негативно восприняли выпуск этого альбома, с продаж которого не получили ни копейки ; нелестно отозвалась об альбоме и подпольная рок-пресса .

В конце февраля 1986 года группа начала работать над новым альбомом в студии Алексея Вишни; велась работа над песнями романтической направленности, которые группа решила не исполнять на концертах — «Рядом со мной», «Братская любовь», «Ты обвела меня вокруг пальца» и т. д. Рабочие сессии, однако, не дали нужного результата, и запись (впоследствии известная как «Любовь — это не шутка») отправилась в архив. Этому решению также поспособствовал подарок группе от Джоанны Стингрей в виде 4-канальной портастудии «Yamaha MT-44», открывавший ранее недоступные возможности студийной работы .

Летом музыканты съездили в Киев на съёмки фильма Сергея Лысенко « Конец каникул », в котором прозвучало четыре песни группы , и дали концерт в киевском Доме учёных . В июле, совместно с «Аквариумом» и « Алисой », они дали концерт в московском дворце культуры МИИТ, после чего с этими же группами был выпущен общий сплит-сборник под названием « Red Wave » («Красная волна») . Этот альбом, вывезенный из СССР контрабандой и распространившийся в Калифорнии количеством в 10 000 экземпляров, стал первым релизом советской рок-музыки на Западе . В 1987 году, по итогам опроса журнала «РИО», группа «Кино» было признана лучшей группой года, а их песня « Следи за собой » была названа песней года .

В период с 1986 по 1988 года Виктор Цой активно снимался в кино: сначала в « Ассе » (1987) Сергея Соловьёва , потом в « Игле » (1988) Рашида Нугманова . Он постоянно пропадал на съёмках, надолго уезжая в Казахстан , и группа из-за этого часто простаивала . Юрий Каспарян, например, благодаря изобилию свободного времени успел порепетировать с Максимом Пашковым, а позднее принял участие в записи дебютного альбома группы « Петля Нестерова ». Цой же, находясь «в степях», продолжал сочинять песни и в 1987 году выгадал время для записи альбома « Группа крови », большинством критиков считающегося наиболее цельной и зрелой работой «Кино» . Запись производилась дома у Георгия Гурьянова в Купчино , и, по сравнению с ранними этапами творчества, группа в этот раз обладала хорошим техническим оснащением, позволившим сделать запись на уровне европейских и американских исполнителей . Каспарян был в то время женат на американке Джоанне Стингрей, привозившей из-за границы качественное оборудование — в частности, у них имелась драм-машина Yamaha RX-11 , что позволяло легко редактировать не только ритмический рисунок, но также тембры и громкость . Александр Житинский назвал «Группу крови» одним из лучших альбомов отечественного рока, отметив, что «он поднимает русский рок на новую ступень, ступень мужественной гражданской ответственности» . Альбом сделал группу популярной и на Западе — так, крайне положительно о нём отозвался Роберт Кристгау , обозреватель газеты Village Voice .

Также во время отъезда Цоя на съёмки фильма «Игла», в 1987 музыканты группы Георгий Гурьянов, Юрий Каспарян и Андрей Крисанов совместно с дуэтом « Новые композиторы » записывают сайд-проект — инструментальный альбом Start , изданный лишь в 2015 году .

Группа появилась на центральном телевидении с концертом в передаче « Музыкальный ринг », а в 1988 году на экраны кинотеатров вышел фильм « Асса », в последних сценах которого группа «Кино», выступая перед огромной аудиторией, исполняет песню « Хочу перемен! ». Этот финальный эпизод имел эффект, близкий к культурному шоку , и стал одной из причин «киномании», охватившей всю страну. Мироощущение романтического героя цоевских песен оказалось очень созвучно настроениям молодых слушателей поколения 1980-х .

Пик популярности

Прослушать раздел «Пик популярности»
Виктор Цой настраивает гитару для акустического концерта, 1986 год

Обретя популярность, группа стала получать приглашения из разных социалистических республик и даже из некоторых стран дальнего зарубежья. В рамках движения « Next Stop » состоялся благотворительный концерт в Дании , доход от которого шёл пострадавшим от землетрясения в Армении , был дан концерт на крупнейшем французском рок-фестивале в Бурже , а также на советско-итальянском фестивале « Back in the USSR („Назад в СССР“)» в Мельпиньяно . В это же время у «Кино» появился профессиональный менеджер Юрий Белишкин (ранее всеми делами заведовала жена Цоя Марианна ) . В 1989 году музыканты поехали в Нью-Йорк , где состоялся премьерный показ фильма « Игла » и был сыгран небольшой концерт . После этого группа получила предложение записать сборник лучших песен который будет сводиться во Франции , музыканты собрались в Москве на студии Валерия Леонтьева , после записи кассета была отправлена в Париж , где происходил процесс сведения сборника « Последний герой », который представляет собой, по сути, сборник старых песен, перезаписанных в хорошем качестве. Запись и выпуск пластинки профинансировал французский дипломат Жоэль Бастенер, ценитель русской культуры, широко известный в узком кругу московской богемы . Сущетсвует распространённый миф, что сборник был записан группой в Париже, но на деле он был записан в Москве. Итоговый вариант сборника группа услышала в конце весны 1989 года в ходе поездки во Францию. 16 ноября во время выступления на мемориальном концерте Александра Башлачёва во Дворце спорта «Лужники» зрители, после того как музыкантам отключили звук, полностью смели стулья в партере и не желали расходиться . 20 ноября состоялся ещё один концерт памяти Башлачёва, на котором впервые в СССР из партера были убраны стулья и поднята сцена, как это принято на концертах западной рок-музыки. Выступление Цоя, однако, было прервано, когда пустили фонограмму песни Башлачёва « Время колокольчиков », которой должен был завершиться концерт, после чего зрителям было велено покинуть зал. Они стали бурно выражать своё недовольство, но лидер группы «Кино» вновь появился на сцене и успокоил толпу . В результате группе на некоторое время запретили играть в Москве .

В 1989 году на прилавках появился альбом « Звезда по имени Солнце ». Черновые наброски к нему составлялись ещё весной 1988 года, а сама запись была произведена в конце декабря в московской студии, принадлежавшей Валерию Леонтьеву . Группа поучаствовала в популярной телепрограмме « Взгляд » и предприняла попытку записи нескольких видеоклипов (на песни «Видели ночь», « В наших глазах », «Группа крови», « Дальше действовать будем мы » и « Звезда по имени Солнце »). Виктор Цой впоследствии жаловался на неприемлемые условия, в которых им приходилось сниматься; тем не менее клипы получились довольно неплохими и попали в ротацию ведущих телеканалов страны . Кроме того, музыканты вынашивали идею о создании отдельного поп-коллектива, который мог бы исполнять накопившиеся «лёгкие» песни:

У Виктора был запас таких любимых песен, которые по каким-то причинам не входили в альбомы. Тогда он носился с мыслью создать коллектив из молодых людей, которые исполняли бы эти песни. Мы находились в плену своего героического пафоса , и петь о любви нам казалось как-то не по рангу. А песни были неплохие: «Разреши мне», «Братская любовь», «Малыш», «Когда твоя девушка больна». Это был целый новый стиль. Грандиозный самостоятельный коллектив мог бы существовать, и даже были наработки. Мы искали какого-нибудь симпатичного парня и мечтали создать бойз-бэнд . Если бы всё это получилось, мы могли бы делать концерты из двух отделений — сперва они, а потом мы. Много было мыслей в этом направлении.

Юрий Каспарян

В декабре 1989 года, вместо Белишкина, продюсером стал недавно освободившийся после отбывания наказания Юрий Айзеншпис ; весной группа отправилась в Токио , где был заключён договор по раскрутке в Японии .

В начале июня 1990 года группа приняла участие в фестивале « МузЭко-90 » в Донецке , а 24 июня 1990 года музыканты отыграли 45-минутный сет на Большой спортивной арене « Лужники » в завершение ежегодного праздника газеты «Московский Комсомолец», что было последним появлением Виктора Цоя на сцене . Организаторы устроили грандиозный салют, в рамках шоу зажгли Олимпийский огонь , который до этого зажигался лишь четыре раза ( Олимпиада в Москве в 1980 году, Всемирный фестиваль молодёжи и студентов в 1985 году, Игры доброй воли в 1986 году, Московский международный фестиваль мира в 1989 году) .

Последний альбом

Прослушать раздел «Последний альбом»
Музыканты группы «Кино», журналист Евгений Додолев и продюсер Юрий Айзеншпис на презентации « Чёрного альбома » в МДМ. Москва, 12 января 1991 года

В июне 1990 года, окончив тяжёлый гастрольный сезон, музыканты хотели записывать новый альбом, сведение которого планировалось во Франции , но перед этим решили взять небольшие каникулы и разъехались отдыхать . В полной мере планам не суждено было осуществиться, поскольку 15 августа, возвращаясь с рыбалки, Виктор Цой погиб в автокатастрофе на 35-м километре старого шоссе « Слока Талси », в нескольких десятках километров от Риги . Смерть музыканта стала потрясением для всей советской общественности; среди фанатов было зафиксировано несколько случаев самоубийств, на Богословском кладбище , где музыкант был похоронен, образовался целый палаточный городок, просуществовавший несколько месяцев .

К этому моменту полностью была готова только песня « Красно-жёлтые дни »; ещё несколько песен сохранились в черновых вариантах с акустической гитарой Цоя и частично сделанными инструментальными партиями. Осенью в студии ВПТО «Видеофильм» Каспарян, Тихомиров и Гурьянов дописали аранжировки для имевшихся четырёхканальных записей и завершили альбом, получивший в народе название « Чёрный » (за полностью чёрный цвет обложки) .

В декабре состоялось первое прослушивание в «Ленинградском рок-клубе», а в январе 1991 года в Московском дворце молодёжи были проведены презентация и телевизионная (« Первый канал », телекомпания « ВИD ») пресс-конференция, приуроченная к выходу «Чёрного альбома» . На вопросы журналистов отвечали музыканты группы «Кино» и другие приближённые к Виктору Цою люди — Юрий Каспарян, Георгий Гурьянов, Игорь Тихомиров, Рашид Нугманов, Марианна Цой, Артемий Троицкий , Сергей Бугаев и Юрий Айзеншпис . После этого группа «Кино» надолго прекратила своё существование .

Во время распада

Предположительно в 1988 году Виктор Цой написал стихи « Дети минут », текст был передан другу Цоя Александру Липницкому . По утверждению Липницкого, Цой решил не выпускать песню, чтобы не обидеть своих товарищей-музыкантов из-за отсылок , которыми наполнены стихи . 20 июня 1992 года песня на эти стихи была впервые исполнена Алексеем Рыбиным (одним из основателей «Кино») и группой «Атас» на концерте, посвящённом памяти Виктора Цоя, но не получила распространения . К двадцатилетию со дня смерти Цоя Рашид Нугманов задумал снять «ремикс» своего фильма « Игла » 1988 года, главную роль в котором исполнил Цой. Узнав об этом, Липницкий передал режиссёру копию текста. Нугманов, в свою очередь, обратился к Вячеславу Бутусову , основателю групп « Наутилус Помпилиус » и « Ю-Питер ». Тот написал музыку, а гитарные партии исполнил Юрий Каспарян , гитарист «Кино» и «Ю-Питера» . Также Нугманов выступил режиссёром клипа на песню «Дети минут», который был впервые показан на фестивале « Рок над Волгой » 12 июня 2010 года .

Георгий Гурьянов буквально сразу же завершил музыкальную карьеру и посвятил себя живописи. Игорь Тихомиров некоторое время руководил клубом « », играя вместе с Александром Ляпиным , после чего летом 1995 года перешёл в « ДДТ ». Юрий Каспарян, после долгого периода молчания, записал инструментальный альбом «Драконовы ключи» (1996), несколько раз аккомпанировал Сергею Курёхину, а в октябре 2001 года совместно с Вячеславом Бутусовым (экс-« Наутилус Помпилиус ») и Олегом Сакмаровым (экс-«Аквариум») основал группу « Ю-Питер », в концертный репертуар которой вошли многие хиты «Кино» . В том же году Бутусов с Тихомировым и Каспаряном записали проект под названием « ». Альбом получился мрачным и мистическим, все тексты написал именитый поэт Евгений Головин ; тем не менее, большинство обозревателей подвергли этот диск критике за неоправданную эксплуатацию слова «Кино», написанного на обложке жирными буквами .

Некоторое время ходили слухи о возрождении группы «Кино» с новым вокалистом Бекханом Барахоевым : он спел с Каспаряном и Тихомировым на двух юбилейных концертах, принял участие в нескольких студийных записях, но в итоге этот проект не состоялся — певец продолжил выступать со своим собственным коллективом « Бекхан » .

В 2008 году вышел трёхсерийный документальный фильм о группе «Кино» Александра Липницкого под названием «Еловая субмарина. Виктор Цой. Дети минут» .

В 2010 году, в рамках концерта «20 лет без Кино», впервые прозвучали симфонические инструментальные версии песен группы, оркестровки сделал Игорь Вдовин . Затем два года продолжалась работа над полноценной концертной программой, на этом этапе к проекту подключился гитарист «Кино» Георгий Каспарян, продюсером проекта выступил сын Виктор Цоя — Александр Цой , а барабанщиком Олег Шунцов, в 2020 году вошедший в состав группы как сессионный музыкант . Проект «Симфоническое Кино» был представлен 21 июня 2012 года, к 50-летию со дня рождения Виктора Цоя . В 2017 году был издан дебютный концертный альбом проекта «СимфониК», представляющий собой запись выступления 2015 года в БКЗ « Октябрьский » г. Санкт-Петербурга . Дизайн обложки альбома успел создать сессионный гитарист «Кино» второй половины 1980-х Андрей Крисанов , умерший в 2018 году от онкологического заболевания . 18 декабря 2020 года вышел фильм-концерт «Симфонического Кино» в рамках проекта «Музыкальная гостиная» Газпромбанка .

В 2019 году сооснователь и гитарист группы в 1981—1983 годах Алексей Рыбин , используя изначальное название «Кино», собрал коллектив «Гарин и Гиперболоиды». Основу репертуара новой команды составляют кавер-версии песен Виктора Цоя и Майка Науменко , причём Рыбин использует лишь те песни «Кино», к которым имеет историческое отношение . В 2021 году «Гарин и Гиперболоиды» Алексея Рыбина выпустили дебютный альбом «Экстрада», в который вошло 5 кавер-версии песен «Кино» — «Бездельник», «Битник», «Генерал», «Мне не нравится город Москва» и «Просто хочешь ты знать» .

Воссоединение 2012 года

В 2012 году на « Первом канале » был показан документальный фильм «Цой — Кино», в котором прозвучала новая песня группы — « Атаман ». Старые участники коллектива собрались, чтобы завершить эту песню.

После издания песни, 20 июля 2013 года умирает барабанщик группы Георгий Гурьянов .

С 2019 года

Концерт проекта « » в Санкт-Петербурге. Музыка группы «Кино» звучит в исполнении симфонического оркестра, гитарные партии же исполняет Юрий Каспарян. 2019 год

В 2019 году сын Виктора Цоя Александр Цой предложил организовать концерты группы, в которых использовался бы вокал Виктора Цоя из старых песен, но при этом живая музыка бывших участников группы и специально разработанный видеоряд. Предполагалось, что на сцену выйдут музыканты «Кино» — Тихомиров, Титов и Каспарян, барабанные партии должен был исполнить Олег Шунцов (участник проекта «Симфоническое Кино»), на акустической гитаре — Дмитрий Кежватов из группы « Тараканы! ». Концерты должны были состояться 31 октября (Петербург) и 21 ноября (Москва) 2020 года . Из-за ограничений, вызванных пандемией COVID-19 , концерты были перенесены на 2021 год .

1 июля 2020 года Юрий Каспарян презентовал свой инструментальный проект YK , в состав которого также вошёл сессионный барабанщик «Кино» Олег Шунцов . В начале осени вышел первый сингл проекта, а 22 декабря 2020 года состоялся первый онлайн-концерт YK . В основу программы легли две пьесы барабанщика «Кино» Георгия Гурьянова — «Доктор Мабузе» (Dr. Mabuze из альбома Start (1987) группы « Новые композиторы ») и «Рига», тема из фильма « Игла » (1988) и новые композиции Каспаряна .

14—16 мая 2021 года в московской « ЦСКА Арене » прошли первые концерты новой группы, в 2022 году выступление получило премию « Чартова дюжина » Нашего радио как лучший концерт года . 30 марта 2023 года группа выпустила концертное видео данного выступления — «Кино 2021 Live — Концерт в ЦСКА Арене 15.05.2021» .

20 октября 2020 года был выпущен клип на песню «Попробуй спеть вместе со мной», в который вошли кадры короткометражного фильма Сергея Лысенко « Конец каникул » (1986), ставшего первой картиной с участием группы .

В 2021 году также состоялись концерты в Санкт-Петербурге, Минске и Нижнем Новгороде. На 2022—2023 года были запланированы концерты в Санкт-Петербурге, Москве, Киеве, Риге, Южно-Сахалинске, Владивостоке, Иркутске, Красноярске, Барнауле, Новосибирске, Тюмени, Перми, Уфе, Магнитогорске и Челябинске, на 2023 год — в Саратове, Тольятти, Казани и Нижнем Новгороде.

1 марта 2021 года вышел концертный альбом «Кино В Дании. Христания. Фестиваль Next Stop Sovjet. 14.01.1989» с аудиозаписью выступления группы 1989 года в Дании .

15 марта 2021 года состоялся выход нового концертного альбома группы под названием « Кино в Севкабеле », на котором участники новой группы исполнили множество хитов в «тяжёлом» звучании .

В 2022 году началась подготовка второй части трибьюта « Выход Дракона » памяти Рикошета и группе « Объект насмешек ». Музыканты группы «Кино» и бывший участник «Объекта насмешек» Евгений Фёдоров записали новую версию песни «Любовь к оружию» из альбома « Жизнь настоящих ковбоев » (1988) .

В ноябре 2022 года группа сообщила о выходе альбома, в который вошли все студийные записи в современном звучании за прошедшие десять лет . Релиз альбома, получившего название « 12 22 », состоялся 22 декабря . Релиз заявлен как студийный альбом, однако, критик Алексей Мажаев в рецензии отметил: «Это сборник , который сам собой сложился за последние десять лет. На этом сборнике „Кино“ звучит так, как должно звучать в 2023 году» , газета « Московский комсомолец » в своей рецензии также отметила: «Трек-лист у „12_22“ не очень похож на сборник мечты . Здесь нет „ Группы крови “, „ Звезды по имени Солнце “, „ Пачки сигарет “ и прочих чемпионов караоке» .

Перед выходом альбома-сборника, 20 октября 2022 года был представлен клип на песню « Закрой за мной дверь », в который как и в «Попробуй спеть вместе со мной» (2020) вошли кадры фильма «Конец каникул» .

На февраль 2024 года намечен выход перезаписанной версии альбома « Это не любовь » (1985), продюсер группы Александр Цой отметил: «Качество записи в начале 1980-х не позволило полностью оценить эти песни: вроде бы все инструменты слышно, но цельной картинки нет. Спустя 40 лет эта музыка получает тот звук, которого она заслуживает» .

Авторские права

После смерти Виктора Цоя возникли серьёзные разногласия в отношении авторских прав на творчество группы «Кино». По словам Александра Липницкого , нарушались права третьих лиц со стороны вдовы Цоя и фирмы звукозаписи « Moroz Records ». При этом использовались хитрые схемы. В результате музыканты «Кино» и другие заинтересованные лица утратили свои права на творчество группы, а Марьяна Цой платила им деньги несколько лет (это не являлось полноценной компенсацией). Липницкий отобразил такую сторону истории легендарного коллектива, «чтобы была восстановлена историческая справедливость» .

Впервые музыканты «Кино» заявили о своих правах на аудиозаписи группы в 2001 году. С 1990 года все авторские гонорары от использования творческого наследия группы «Кино» получала вдова Марианна Цой, которая передала доставшиеся ей авторские права компании «Мороз рекордз». В 2001 году Каспарян, Гурьянов и Тихомиров решили, что это ущемляет их права как музыкантов, и подали иск к родителям Виктора Цоя и Марианне в один из районных судов Санкт-Петербурга. В нём они требовали признать их соавторами аранжировок песен и выплатить причитающиеся им авторские гонорары. Однако отсудить что-либо им так и не удалось .

Вторую попытку музыканты предприняли в Москве в 2003 году, обратившись в юридическую компанию « », профессионально занимающуюся защитой интеллектуальной собственности. Николай Зорин, юрист компании «Городисский и партнёры»:

После распада коллектива вопрос о авторских и смежных правах на песни группы «Кино» остался неурегулированным. Новый иск — на этот раз не к Марианне Цой, а к компании «Мороз мьюзик», более известной как «Мороз рекордз», будет подан в конце этой или начале следующей недели… Налицо длящееся нарушение, не имеющее элемента оконченности: «Мороз» продолжает нарушать права наших клиентов, это дает нам все основания для судебного разбирательства .

В апреле 2018 года отец Виктора Цоя, Роберт Цой, выиграл суд с компанией Moroz Records, и права на песни музыканта у компании были изъяты . В 2021 году компания Moroz Records потребовала 13,4 миллиона рублей у Александра Цоя (сына Виктора Цоя) за авторские права на песни его отца .

Состав

Текущий состав

Сессионные музыканты

  • Дмитрий Кежватов — акустическая гитара, бэк-вокал (2020—наст. время)
  • Олег Шунцов — ударные (2020—наст. время)

Бывшие участники

Кроме перечисленных на схеме, в 1985—1988 годах вместе с «Кино» играли многие их приятели и знакомые: Алексей Вишня , Юрий Лебедев, Дмитрий Анашкин («Электростандарт», «Оркестр А»), Игорь Борисов («Цивилизации Z», «Нате!») — гитары; Андрей Крисанов — бас (умер в 2018); Дмитрий Павлов, Андрей Сигле , Сергей Курёхин — клавишные (умер в 1996); Роман Баринов, Сергей Бугаев — барабаны, перкуссия; Джоанна Стингрей — бэк-вокал. В свою очередь, многие из музыкантов группы были участниками проекта « Поп-механика » .

Временная шкала

Музыкальный стиль

Дети минут (отрывок песни) — песня «Дети минут» на стихи Виктора Цоя исполняется группой « Ю-Питер »‎ с музыкой Вячеслава Бутусова , стилизованной под группу «Кино». Текст песни Виктор Цой написал предположительно в 1988 году

Музыка «Кино», написанная преимущественно Виктором Цоем, близка к стилистике постпанка и новой волны , хотя сам он не раз отождествлял свой жанр с бит-музыкой и поп-музыкой . Звучание группы было по-хорошему модным: они внимательно и заинтересованно наблюдали за развитием музыкального процесса на Западе и стремились найти в своём творчестве применение наиболее интересному из услышанного. Песни всегда отличало обилие свежих мелодических находок — романтико-героическая патетика текстов соседствовала с реалистическими зарисовками с натуры, сдержанной иронией и характерным сардоническим юмором . По словам Анатолия Гуницкого , стиль «Кино» напоминает зрелый « T. Rex » — ритмическим однообразием и лаконизмом инструментальных партий, а также запоминающейся, навязчивой мелодикой . Тематика текстов чаще всего затрагивает проблемы человека, вступившего в противоборство с окружающими его обстоятельствами — обозреватель журнала « Ровесник » сравнил музыку Цоя со злым воплем городского партизана, ненавидящего испоганенный мир, в котором ему приходится жить . Несмотря на это, все песни далеки от политических лозунгов; отвечая на вопрос об отсутствии социально-политических тем, Цой отметил, что относится к своим песням как к художественным произведениям и не желает заниматься публицистикой .

Источниками вдохновения критики считают группы The Cure , Duran Duran , R.E.M . , The Smiths (в период « Это не любовь ») , The Sisters of Mercy . Во многом на стиль Цоя повлияли его знакомые, музыканты групп «Аквариум», « Зоопарк » и « Телевизор », отмечается взаимное влияние с группой « Алиса ». Вокальная манера Цоя напоминает стиль Иэна Кёртиса , вокалиста группы Joy Division . Пластика поведения на сцене навеяна впечатлениями от фильмов с Брюсом Ли , часто пересматриваемых участниками группы в гостях у друзей .

Авторы некоторых статей считают, что группа играет альтернативный рок . Например Иван Михайлов с сайта [ неавторитетный источник ] относит коллектив к этому жанру, из-за того, что группа «использовала синтезатор вместо ударных инструментов», а анонимный автор сайта [ неавторитетный источник ] утверждает, что «в Советском Союзе сформировался свой подход альтернативной музыке, получившей название русский рок» и относит к альт-року заодно « Наутилус », «Алису», « Агату Кристи » .

«Киномания»

« Стена Цоя » в Москве

Песни «Кино» среди любителей русского рока остаются популярными по сей день. Считается, что смерть Цоя даже способствовала популяризации группы, создав своего рода культ трагически погибшего героя . Тем не менее, авария произошла на пике популярности «Кино», что привело к катализации феномена «киномании» . В Кривоарбатском переулке (Москва) появилась « стена Цоя », которую поклонники группы исписали надписями наподобие «Кино», «Цой жив», а также цитатами из песен и признаниями в любви к музыканту . Представители властей и некие неформальные организации неоднократно пытались закрасить стену, но до сих пор многие фанаты со всей России и стран ближнего зарубежья продолжают паломничество к этому мемориалу, приносят цветы, вешают плакаты и добавляют новые надписи .

Котельная « Камчатка » (улица Блохина, 15), в которой Цой больше года (с осени 1986 до января 1988) работал кочегаром, также стала объектом паломничества. В 2001 году здание было выкуплено коммерческой компанией, и легендарный подвал планировалось уничтожить, однако Валентина Матвиенко посетила это место и распорядилась о сохранении котельной, а также о создании здесь музея Виктора Цоя и его финансировании из городского бюджета . В Киеве, на озере Тельбин , где снимался короткометражный фильм «Конец каникул», до настоящего времени растут старые ивы , которые видны в кадрах фильма, и это место является культовым для украинских фанатов .

Летом 2011 года к 30-летию рок-группы в посёлке Морское ( Крым ) — на месте, где в 1981 году стояла палатка будущих музыкантов группы судакским рок-клубом — был установлен памятный знак в виде гитары с мемориальной доской .

Отражение в культуре

Будучи одной из самых ярких советских групп второй половины 1980-х, «Кино» оказало большое влияние на становление многих молодых коллективов, и, в определённой степени, продолжает оказывать влияние до сих пор. Деятели музыки, знавшие Виктора Цоя лично или просто являвшиеся поклонниками его группы, высказывали своё уважение не только в интервью, но и непосредственно в творчестве . Хороший тому пример — проект « КИНОпробы », двойной трибьют-альбом, состоящий из кавер-версий, выполненных самыми известными рокерами постсоветского пространства. Альбом вышел осенью 2000 года и сопровождался масштабными стадионными концертами в Москве и Санкт-Петербурге .

Группа «Кино» — это группа феноменальная, и то, что за время, прошедшее после смерти Цоя, она не стала менее популярной — это удивительная вещь. Если проводить какие-то аналогии с западными, то можно вспомнить « Doors », « Beatles » — группы, которые никак не стареют со временем. У всех этих групп были какие-то универсальные достоинства, которые с годами не то что не тускнеют, а становятся ещё более отчётливыми. Скажем, если говорить о «Beatles» — то это фантастические мелодии, хотя, естественно, их лирика сейчас звучит очень наивно. Но их мелодии, их музыка, — вечны и классичны. Если говорить о «Doors» — то это как раз лирика Джима Моррисона , его удивительный голос, его феерическая, харизматическая фигура. Что же касается Цоя, то он объединил в каком-то смысле и то, и другое достоинства.

Константин Кинчев , друживший с Цоем, на концертах « Алисы » нередко исполняет « Песню без слов », «Транквилизатор» и « Спокойную ночь ». «Алисоманы» даже придумали свой ритуал : во время исполнения песни «Спокойная ночь» они садятся на корточки и зажигают зажигалки, а на словах «Тем, кто ложится спать — спокойного сна» все разом встают . В 2008 году Кинчев посвятил памяти друга целый альбом « Пульс хранителя дверей лабиринта » (в этом контексте под «хранителем лабиринта» подразумевается сам Цой) .

Илья Чёрт , лидер группы « Пилот », признавался, что альбом « Ч/б » сознательно записывался в стиле «Кино»: «Мне стало обидно, что в нашей стране существуют тысячи команд, которые копируют группу „ Nirvana “. Ведь такая музыка и стилистика абсолютно вторичны. А отечественный исполнитель Виктор Цой родился и умер — и никто его дело не продолжает. А у его музыки — российские корни» . В 2000 году Рикошет , лидер группы « Объект насмешек », выпустил сборник ремиксов на песни с « Последнего героя », получивший название «Виктор Цой: Печаль» .

В октябре 2010 года в Москве и Санкт-Петербурге прошёл фестиваль «20 лет без „Кино“», где их песни вновь прозвучали в исполнении главных рокеров страны — групп «Алиса», «Ю-Питер», « Король и шут », « Пикник », « Кукрыниксы », «Пилот» и др .

16 декабря 2010 года в Crocus City Hall состоялся концерт «Музыка „Кино“ для оркестра», в рамках которого симфонический оркестр « Глобалис » при участии Каспаряна отыграл 30 композиций группы в оркестровых версиях. Автором аранжировок выступил музыкант Игорь Вдовин .

31 декабря 1999 года « Наше радио » огласило список « », составленный на основе выбора радиослушателей. «Кино» с десятью песнями (« Группа крови », « Звезда по имени Солнце », « В наших глазах », « Последний герой », « Хочу перемен! », « Пачка сигарет », « Спокойная ночь », « Восьмиклассница », « Война » и « Закрой за мной дверь ») имеет в нём наибольшее представительство, причём «Группа крови» в общем списке почётно занимает позицию № 1. « Комсомольская правда », в соответствии с опросом читателей, назвала «Кино» второй по влиятельности группой за всю историю отечественного рока . Кроме того, «Группа крови» попала в список «40 песен, изменивших мир», составленный редакцией русскоязычной версии журнала « Rolling Stone » в 2007 году .

В апреле 2011 года известный русский бизнесмен Олег Тиньков приобрёл права на песню «Дальше действовать будем мы» для новой рекламной кампании своего банка « Тинькофф Кредитные Системы »; песня стала корпоративным гимном банка, а сама фраза — слоганом. Кроме того, композиция звучит во время телепрограммы «Бизнес-секреты с Олегом Тиньковым». По некоторым источникам, стоимость сделки составила один миллион долларов США, хотя сам предприниматель частично опроверг эту информацию в своём блоге .

Критика творчества группы

… большинство его песен — маршеобразны, а главной темой стала война … его герой чаще всего говорит о себе «мы» … его поэтика — предельное упрощение главных мотивов и приёмов позднесоветской поэзии; это не примитив, но очень сильная редукция … сообщает самые общие сведения, которые можно понимать как угодно … у него очень простые, самые общие слова и почти элементарная музыка

Видеография

Концертные видео

Концерты, изданные после распада группы

Концертные трибьют-видео других исполнителей

  • 1992 — Концерт, посвящённый памяти Виктора Цоя, передача «Последний вечер».
  • 1996 — «Солнечные дни».
  • 2000 — Концерт, посвящённый « КИНОпробы » памяти Виктора Цоя, 17 ноября.
  • 2002 — Последний концерт Виктора Цоя.
  • 2006 — «Просто хочешь ты знать».
  • 2009 — Юрий Каспарян и Мои друзья — КИНОмания 21 июня.
  • 2010 — Концерт, посвящённый памяти Виктора Цоя, «От Камчатки до небес!».
  • 2019 — Песня « Группа крови » в исполнении американской метал-группы Metallica на концерте в московских Лужниках .
  • 2020 — «Симфоническое Кино. Музыкальное гостиная»

Видеоклипы

  1. 1985 — «Фильмы» ( Лен. ТВ )
  2. 1985 — «Видели ночь» ( Д. Стингрей )
  3. 1985 — «Фильмы» ( Д. Стингрей )
  4. 1986 — Feeling (с участием группы «Кино»)
  5. 1987 — « В наших глазах »
  6. 1987 — « Война »
  7. 1989 — « Звезда по имени Солнце »
  8. 1989 — « Пачка сигарет »
  9. 1989 — « Стук »
  10. 1989 — « Песня без слов»
  11. 1989 — «Невесёлая песня»
  12. 1989 — « Печаль »
  13. 2012 — « Атаман ». Была найдена неизвестная запись Виктора Цоя, после чего участники группы собрались вместе и записали композицию.
  14. 2020 — «Попробуй спеть вместе со мной»
  15. 2022 — « Закрой за мной дверь » (версия из альбома-сборника « 12 22 »)
  16. Связанный: 1999, группа « Легальный Бизне$$ » — «Пачка сигарет». Клип и песня содержат семпл из одноимённой песни группы «Кино».
  17. Связанный: 2010, группа « Ю-Питер » — « Дети минут ». Песня на стихи Цоя, в записи принял участие Юрий Каспарян, в клипе присутствуют кадры с Цоем

Видеоигры, в которых играют песни группы «Кино»

  • 2008 — Grand Theft Auto IV — «Группа крови» (радио «Vladivostok FM»; песня была вырезана из игры в 2018 году из-за истечения прав на использование) .
  • 2013 — «Поезд» (С.Носков) — «Хочу Перемен» (Начало игры, «Связь с машинистом»)
  • 2019 — Metro Exodus — «Хочу Перемен», «Песня без слов», «Алюминиевые огурцы», «Следи за собой» (радиостанция в поезде), «Закрой за мной дверь я ухожу» (магнитофон в храме, в Тайге и на радиостанции), «Музыка волн» (свадьба Кати и Степана, начало главы «Тайга» — магнитофон на дрезине и на радиостанции).
  • 2023 — Atomic Heart — «Хочу Перемен», «Звезда по имени Солнце».

Дискография

См. также

Примечания

  1. Григорий Шарапа. . www.soyuz.ru . Дата обращения: 29 мая 2022. 24 июня 2021 года.
  2. Алексей Хромов. . dtf.ru . Дата обращения: 29 мая 2022. 29 мая 2022 года.
  3. Бурлака А. . — Москва: Амфора, 2007. — Т. 1—3. 22 октября 2020 года.
  4. Алексей Рыбин . Глава 6 // Кино с самого начала и до самого конца. — Москва: Феникс, 2001. — 278 с. — ISBN 5-222-01924-1 .
  5. (рус.) . Дата обращения: 28 мая 2022. 30 мая 2022 года.
  6. , p. 23.
  7. , p. 24.
  8. Виктор Цой. Иллюстрированная история жизни и творчества Виктора Цоя и группы «Кино». — М. : АНТАО, 2005. — С. 332, 334, 337, 342. — ISBN 5-94037-066-7 .
  9. Виктор Цой. Иллюстрированная история жизни и творчества Виктора Цоя и группы «Кино». — М. : АНТАО, 2005. — С. 346. — ISBN 5-94037-066-7 .
  10. , p. 26.
  11. , p. 29.
  12. Александр Кушнир . Кино 45 (1982) // . — Москва: Крафт+, 2003. — 400 с. — ISBN 5-7784-0251-1 . 28 сентября 2017 года. . Дата обращения: 7 марта 2010. Архивировано 28 сентября 2017 года.
  13. Борис Гребенщиков . . www.kinoman.net. Дата обращения: 23 октября 2009. 22 августа 2011 года.
  14. Евгений Додолев . . — Московский комсомолец , 25 марта 1988. 11 декабря 2011 года.
  15. Рыбин, Глава 7.
  16. Алексей Рыбин . . — Рокси , № 6, 1983. 24 февраля 2024 года.
  17. Рыбин, Глава 8.
  18. Андрей Бурлака . Том II. Кино // . — М. : Амфора, 2007. — 416 с. — ISBN 978-5-367-00362-8 . 12 июня 2021 года.
  19. , p. 42.
  20. , p. 45.
  21. Александр Кушнир . Кино. Начальник Камчатки (1984) // . — Москва: Крафт+, 2003. — 400 с. — ISBN 5-7784-0251-1 . 28 сентября 2015 года. . Дата обращения: 8 марта 2010. Архивировано из 28 сентября 2015 года.
  22. , p. 46.
  23. Александр Липницкий . www.rockhell.spb.ru (7 июня 1991). Дата обращения: 16 марта 2010. 22 августа 2011 года.
  24. , pp. 54—55.
  25. , p. 56.
  26. , pp. 56—57.
  27. , p. 58.
  28. Терещенко В. . — Рокси , № 11, 1986. 24 февраля 2024 года.
  29. . Дата обращения: 4 июля 2022. 18 ноября 2021 года.
  30. , p. 64.
  31. , pp. 64—65.
  32. Константин Преображенский. . www.kinoman.net. Дата обращения: 15 марта 2010. 22 августа 2011 года.
  33. Всеволод Гаккель . . — М. : Амфора, 2007. — С. 322. — 416 с. — (История Аквариума). — ISBN 978-5-367-00331-4 . 14 декабря 2007 года.
  34. "ВОТ ТАКОЕ «КИНО»". Советская молодёжь . No. 105. 1990-06-14. p. 3.
  35. , p. 68.
  36. , pp. 71—12.
  37. , pp. 71—12, 75.
  38. Foss, Richard . AllMusic . Дата обращения: 29 марта 2010. 22 августа 2011 года.
  39. , p. 71.
  40. Программа « Летопись », передача, посвящённая альбому «Группа крови». Архив программы доступен по адресу . Дата обращения: 21 сентября 2007. 12 сентября 2007 года. (Дата обращения: 9 марта 2010)
  41. Александр Житинский . . — Рокси , № 14, 1988. 11 января 2012 года.
  42. . Дата обращения: 11 сентября 2017. 11 сентября 2017 года.
  43. VTV. (23 декабря 2015). Дата обращения: 11 сентября 2017.
  44. . www.intermedia.ru (20 ноября 2015). Дата обращения: 14 мая 2023. 14 мая 2023 года.
  45. , p. 80.
  46. , p. 81.
  47. , pp. 78—79.
  48. , p. 82.
  49. Марина Леско. // Музыкальная правда . — Издательский дом «Новый Взгляд», 11 марта 2010. — № 2 . 28 июня 2012 года.
  50. Шагги А., Осадчая И. Концерт памяти друга // Советская Молодёжь. — Рига , 1989. — 4 февраля.
  51. . Дата обращения: 23 марта 2010. Архивировано 25 июня 2010 года. . Дата обращения: 23 марта 2010. Архивировано из 25 июня 2010 года.
  52. Антон Чернин. . — СПб. : Амфора, 2006. — С. —305. — 638 с. — (Стогoff project). — 5000 экз. ISBN 5-367-00238-2 .
  53. , p. 83.
  54. , p. 85.
  55. Солдатенков Н. // «АиФ». — 1990. — № 40 .
  56. Артур Гаспарян «Мы помним чудное мгновение…», «Московский комсомолец» 29.06.1990 от 1 ноября 2012 на Wayback Machine
  57. , p. 8.
  58. . РИА Новости (15 августа 2007). Дата обращения: 9 марта 2010. 22 августа 2011 года.
  59. . vrt.al.ru. Дата обращения: 7 марта 2010. 29 октября 2013 года.
  60. , p. 87.
  61. Рашид Нугманов . . «Йа-Хха» — официальный сайт Рашида Нугманова. Дата обращения: 19 ноября 2009. Архивировано из 11 декабря 2008 года.
  62. , p. 88.
  63. Мурга, Наталья (2010-06-20). . Комсомольская правда . из оригинала 25 июня 2011 . Дата обращения: 13 апреля 2013 .
  64. Дата обращения: 28 октября 2016. 28 февраля 2017 года.
  65. Пономарёв, Алексей (2010-06-08). . Lenta.ru . из оригинала 22 января 2013 . Дата обращения: 13 апреля 2013 .
  66. Правоторова, Любовь (2010-06-12). . lifenews.lv . из оригинала 13 апреля 2013 . Дата обращения: 13 апреля 2013 .
  67. Сурков, Павел (2010-11-17). . Звуки.ру . из оригинала 25 января 2013 . Дата обращения: 25 апреля 2013 .
  68. Ефимова, Ксения (2010-06-16). . FANlife.ru . из оригинала 25 апреля 2013 . Дата обращения: 25 апреля 2013 .
  69. Вадим Пономарёв . . — Взгляд , 24 октября 2005. 27 сентября 2011 года.
  70. Святослав Бирюлин. . Звуки.Ру (28 августа 2008). Дата обращения: 9 марта 2010. 22 августа 2011 года.
  71. Юлия Санкович. . — Новая газета , 18 октября 2001. 2 марта 2007 года.
  72. Алексей Сорокин. . — Журнал «Тинейджер» #54, 27 июня 2002. 17 декабря 2011 года.
  73. Вассар, Александр (2009-08-14). . Комсомольская правда . из оригинала 13 апреля 2013 . Дата обращения: 13 апреля 2013 .
  74. . Дата обращения: 14 января 2020. 14 января 2020 года.
  75. (рус.) (24 июля 2016). Дата обращения: 11 мая 2023. 11 мая 2023 года.
  76. (рус.) . Дата обращения: 11 мая 2023. 11 мая 2023 года.
  77. (англ.) . Дата обращения: 11 мая 2023. 11 мая 2023 года.
  78. Елена Безгодова. . Комсомольская правда . Комсомольская правда (издательский дом) (7 августа 2018). Дата обращения: 11 мая 2023. 11 мая 2023 года.
  79. (рус.) (15 января 2021). Дата обращения: 12 мая 2023. 12 мая 2023 года.
  80. (рус.) (6 июня 2021). Дата обращения: 10 мая 2023. 7 июня 2023 года.
  81. . www.intermedia.ru (19 ноября 2021). Дата обращения: 10 мая 2023. 23 мая 2023 года.
  82. (англ.) . Дата обращения: 10 мая 2023. 7 июня 2023 года.
  83. . Lenta.ru . 2013-07-20. из оригинала 19 августа 2014 . Дата обращения: 20 июля 2013 .
  84. . Дата обращения: 12 февраля 2022. 14 февраля 2022 года.
  85. (рус.) (1 июля 2020). Дата обращения: 12 мая 2023. 12 мая 2023 года.
  86. (рус.) (22 декабря 2020). Дата обращения: 12 мая 2023. 12 мая 2023 года.
  87. Коммерсантъ (4 декабря 2020). Дата обращения: 12 мая 2023. 29 марта 2023 года.
  88. . www.intermedia.ru (23 февраля 2022). Дата обращения: 14 мая 2023. 14 мая 2023 года.
  89. (рус.) . Дата обращения: 31 марта 2023. 31 марта 2023 года.
  90. . РБК (20 октября 2020). Дата обращения: 17 декабря 2023. 11 мая 2023 года.
  91. (рус.) (1 марта 2021). Дата обращения: 12 мая 2023. 12 мая 2023 года.
  92. (англ.) . Дата обращения: 12 мая 2023. 12 мая 2023 года.
  93. . Дата обращения: 14 марта 2021. 29 апреля 2021 года.
  94. (рус.) (17 мая 2022). Дата обращения: 30 января 2023. 30 января 2023 года.
  95. . TACC (16 ноября 2022). Дата обращения: 16 ноября 2022. 16 ноября 2022 года.
  96. . Дата обращения: 22 декабря 2022. 22 декабря 2022 года.
  97. Алексей Мажаев . . InterMedia (22 января 2023). Дата обращения: 22 января 2023. 22 января 2023 года.
  98. Илья Легостаев. . www.mk.ru (22 декабря 2022). Дата обращения: 14 февраля 2023. 14 февраля 2023 года.
  99. . Собака.ru (20 октября 2022). Дата обращения: 17 декабря 2023. 20 октября 2022 года.
  100. . газета Фонтанка.ру (20 декабря 2023). Дата обращения: 21 декабря 2023.
  101. 21 декабря 2014 года. « Комсомольская правда » (2009 г.)
  102. . Дата обращения: 27 января 2021. 1 февраля 2021 года.
  103. Роман Дорофеев. . Коммерсантъ (19 апреля 2018). Дата обращения: 27 января 2021. 5 февраля 2021 года.
  104. Маргарита Потапова. . Экспресс-газета (26 марта 2021). Дата обращения: 4 июня 2022. 4 июня 2022 года.
  105. Даниил Фарниев. . Секрет фирмы (26 марта 2021). Дата обращения: 4 июня 2022. 14 мая 2022 года.
  106. soulsound. . www.soulsound.ru . Дата обращения: 29 мая 2022. 17 мая 2021 года.
  107. paul-nidlle. . v-r-tsoy.livejournal.com . Дата обращения: 29 мая 2022. 9 ноября 2017 года.
  108. Северная Каролина Ассоциации Конвенции и бюро посетителей. . www.abbreviationfinder.org . Дата обращения: 2 февраля 2023. 6 августа 2022 года.
  109. (англ.) . Zvuki.ru . Дата обращения: 31 декабря 2022. 31 декабря 2022 года.
  110. Алексей Астров. . — , № 19, 1988. 24 ноября 2003 года.
  111. . www.nashe.ru . Дата обращения: 2 октября 2022. 2 октября 2022 года.
  112. Анатолий Гуницкий . . — Рокси , № 8, 1985. 24 февраля 2024 года.
  113. Алексей Поликовский. . — Ровесник , № 11, ноябрь 1997. 24 февраля 2024 года.
  114. Sabrina Jaszi; Steve Huey.: . AllMusic . Дата обращения: 29 марта 2010. 22 августа 2011 года.
  115. Дмитрий Бебенин. . Звуки.Ру (24 мая 2006). Дата обращения: 7 марта 2010. 5 марта 2009 года.
  116. Владислав Бачуров. . — Fuzz , 1 июня 1999. — № 6 . (недоступная ссылка)
  117. Ольга Окнер. . — Газета «Курьерчик», приложение к газете «Петербургский курьер», 1999. 24 февраля 2024 года.
  118. autogear.ru. . autogear.ru .
  119. Иван Михайлов. . МедиаПоток (8 февраля 2021). Дата обращения: 12 марта 2022. 6 августа 2022 года.
  120. Richard Foss. . Allmusic . 4 июня 2017 года.
  121. Андрей Тропилло . . www.rockarchive.ru. Дата обращения: 30 октября 2009. 22 августа 2011 года.
  122. Алексей Плуцер-Сарно. . — Русский журнал , 13 октября 1998. 6 августа 2022 года.
  123. Николай Морозов, Богдан Степовой. . — Известия , 28 октября 2009. 3 августа 2012 года.
  124. Валентина Илюшина. . Живой журнал (20 июня 2007). Дата обращения: 28 марта 2010. 22 августа 2011 года.
  125. Андрей Архангельский. . — Факты и комментарии , 21 июня 2001. (недоступная ссылка)
  126. . Севастопольский новостной портал. Дата обращения: 27 декабря 2021. 27 декабря 2021 года.
  127. . yalta.tv. Дата обращения: 15 августа 2021. 5 декабря 2020 года.
  128. Светлана Гудеж. . Звуки.Ру (30 марта 2009). Дата обращения: 29 октября 2009. 22 августа 2011 года.
  129. Дед Звукарь. . Звуки.Ру (28 сентября 2000). Дата обращения: 1 ноября 2009. Архивировано из 15 августа 2011 года.
  130. А-лена. . Звуки.Ру (28 июня 2006). Дата обращения: 30 марта 2010. 22 августа 2011 года.
  131. Вадим Пономарёв . . — Взгляд , 1 июня 2008. 4 июня 2008 года.
  132. Радиф Кашапов. . Звуки.Ру (4 июня 2006). Дата обращения: 9 марта 2010. 22 августа 2011 года.
  133. . NEWSmusic.ru (23 марта 2007). Дата обращения: 18 марта 2010. Архивировано из 11 апреля 2009 года.
  134. // Музыкальная правда . — Издательский дом «Новый Взгляд», 13 сентября 2010. — № 8 . 16 июля 2012 года.
  135. // Музыкальная правда . — Издательский дом «Новый Взгляд», 8 декабря 2010. — № 11 . 16 июля 2012 года.
  136. Леонид Захаров. . — Москва : Комсомольская правда , 6 июля 2004. 26 сентября 2010 года.
  137. Редакция Rolling Stone. 40 песен, изменивших мир // Rolling Stone Russia . — Москва : Издательский дом СПН, Октябрь 2007.
  138. Павел Головкин. // Коммерсантъ . — Москва , 11 апреля 2011. — № 14 (821) . 12 апреля 2016 года.
  139. . Дата обращения: 26 августа 2022. 26 августа 2022 года.
  140. . Дата обращения: 22 июля 2019. 16 июня 2020 года.
  141. . Дата обращения: 22 июля 2019. 22 июля 2019 года.
  142. . Дата обращения: 3 марта 2019. 11 апреля 2018 года.
  143. . discogs . discogs. Дата обращения: 22 января 2024.
  144. . discogs . discogs. Дата обращения: 22 января 2024.
  145. . Фонтанка.ру (13 февраля 2020). Дата обращения: 24 августа 2021. 23 августа 2021 года.
  146. Кино. . Discogs (сентябрь 2020). Дата обращения: 24 ноября 2021. 24 ноября 2021 года.
  147. . discogs . discogs. Дата обращения: 22 января 2024.
  148. discogs . discogs. Дата обращения: 22 января 2024.
  149. . calendar.fontanka.ru (13 февраля 2020). Дата обращения: 1 марта 2020. 23 августа 2021 года.

Литература

  • Бурлака А. П. Кино. Иллюстрированная история группы. — СПб. : Амфора, 2014. — 95 с. — (Коллекция иллюстрированных справочников "Легенды нашего рока", выпуск №1). — 50 058 экз. ISBN 978-5-367-03399-1 .
  • Калгин В. Н. . — М. : Молодая гвардия, 2015. — 368 с. — (Малая серия). — 4000 экз. ISBN 978-5-235-03751-9 .
  • Калгин В. Н. Виктор Цой и его «Кино». — М. : АСТ, 2015. — 306 с. — 4000 экз. ISBN 978-5-17-091690-0 .

Ссылки

  • — прослушивание всех альбомов на сайте Яндекс.Музыка
  • Курий Сергей Иванович. . Рок-толкование . КУР.С.ИВ.ом. Дата обращения: 26 октября 2016.
Источник —

Same as Кино (группа)