Люцерн (футбольный клуб)
- 1 year ago
- 0
- 0
Франциска́нская це́рковь Свято́й Мари́и в А́у ( нем. Franziskanerkirche St. Maria in der Au ) — католическая церковь в Люцерне , со своей более чем 700-летней историей объединяющая в себе все важнейшие культурно-исторические эпохи города. Является одним из старейших строений Люцерна и частью швейцарского участка пути Святого Иакова .
Уже в середине XIII века — спустя всего несколько десятилетий после основания ордена францисканцев — в Люцерне появились его первые представители, посланные туда из окрестностей Боденского озера . В 1282 году упоминается францисканский монастырь Люцерна, состоявший из церкви, кладбища, которое использовалось и для захоронения мирян , а также конвента, в первую очередь служившего общежитием для братьев ордена и в помещениях которого вплоть до XVI века проводились выборы и заседания городского совета, решались судебные дела. Однако важнейшей функцией францисканцев оставалась организация душепопечения : проповеди , молитвы , евхаристия .
В начале—середине XVIII века во францисканской общине города насчитывалось более 20 священников и она достигла своего расцвета, конец которому положили оккупация Швейцарии французскими войсками в 1798 году и последовавшая секуляризация швейцарского общества, в результате которой в 1838 году францисканский монастырь Люцерна был окончательно закрыт .
Возведение Францисканской церкви и монастыря стало возможным после того, как на пожертвования графини Гуты фон Ротенбург ( нем. Guta von Rothenburg ), к чьим владениям относился тогда Люцерн, орден купил себе участок земли в 30 дворов и права на их застройку .
Историю строительства Францисканской церкви — или, как её традиционно называли, церкви Босоногих ( нем. Barfüßerkirche ) — условно можно разделить на шесть этапов:
Церковь фрацисканцев была построена непосредственно за городской стеной по стандартному плану тех времён и стилистически относится к старейшим строениям ордена францисканцев. До воздвижения церкви иезуитов она оставалась самой большой в городе.
Особенно в XVII — XVIII веках не только территория вокруг церкви, но и она сама нередко использовалась в качестве места захоронения преимущественно для состоятельных горожан (в целом, во время реставрационных работ в ней было обнаружено около сотни могил) .
С 1895 года церковь францисканцев стала приходской , и в настоящее время в ней проводятся ежедневные богослужения, а каждые выходные её посещают до 1000 человек, одна треть из которых являются гостями города .
Францисканская церковь — единственная в городе — до сегодняшнего дня сохранила в себе элементы готической архитектуры , в стиле которой была первоначально построена, однако влияние этого архитектурного направления ограничивается его самой старой частью — хором . Её общая длина составляет 62 метра, две трети из которых приходятся на наос . Церковь францисканцев не имеет башен, что полностью соответствовало архитектурным представлениям своего времени о необходимой скромности и функциональности церковного здания нищенствующего ордена . Северный портал выводит на площадь францисканцев с установленным на ней колодцем, увенчанным фигурой основателя ордена , южный — обращён к площади с колодцем Девы Марии, находящейся на месте бывшего кладбища , а основной вход находится с западной стороны и украшен фреской , изображающей Благовещение Пресвятой Богородицы .
В интерьере Францисканской церкви переплетаются различные архитектурные элементы, соответствующие главным этапам в истории её строительства. В готическом хоре установлены 46 резных кресел, увенчанных органом и балдахином с фигурами святых и выполненных в стиле эпохи позднего Возрождения . Главный и двойные боковые алтари, сооружённые в 1733 — 1737 годах францисканцем Марианусом Моосбургером ( нем. Marianus Moosburger ), являются одним из примеров барокко , а в алтаре Богоматери чувствуется влияние классицизма . Особенно отчётливо переход к раннему южно-немецкому барокко чувствуется во внутреннем убранстве новой капеллы святого Антония, датированного 1673 годом и заметно отличающегося от оформления пристроенной всего три десятилетия до этого капеллы Девы Марии — а равно как и служащей им своего рода вестибюлем старой капеллы св. Антония, где ныне совершаются крещения — в них ещё господствует искусство Ренессанса.
Кафедра, которую называют самой богато украшенной во всей Швейцарии , была выполнена Никлаусом Гайслером ( нем. Niklaus Geisler ) спустя 6 лет после землетрясения 1622 года, последствия которого сделали необходимым обновление интерьера церкви . Её нижняя часть с изображениями церковных учителей и семи добродетелей опирается на скульптуру ангела, а верхняя украшена фигурами католических святых и воскресшего Христа .
В память о победе швейцарцев в битве при Земпахе в церкви францисканцев были торжественно вывешены захваченные австрийские знамёна , позднее дополненные трофеями Бургундских войн и других сражений. С 1625 года их заменили нарисованные изображения (общим числом 42 — по 21 с каждой из сторон), которые и теперь можно видеть на внутренних стенах церкви. Особого упоминания заслуживает также фреска над порталом, ведущим к хору, изображающая распятие Христа , окружённого апостолами и святыми, и созданная в первой половине XV века . На трёх потолочных картинах, относящихся к XVIII веку, можно видеть преображение святого Франциска , а также аллегории справедливости, силы, веры, надежды и любви .
Последней по времени является установка в 1988 году главного органа с его 33 регистрами на западных эмпорах , при этом был частично использован материал старого органа конца XVI века, некогда стоявшего на лектории .