Interested Article - Нурхаци
- 2020-08-29
- 2
Нурхаци ( кит. 努爾哈赤 [Nǔ'ěrhāchì] или кит. 努爾哈齊 [Nǔ'ěrhāqí]) ( 1559 — 1626 ) — основатель маньчжурской империи, названной Да Цзинь — «Великая Золотая» (она же Хоу Цзинь — «Поздняя Золотая»; Первой, или Ранней, считалась чжурчжэньская империя Цзинь (1115—1234), в 1636 году переименованной в Да Цин — «Великая Чистая» (согласно китайской традиции существующая в данный момент империя всегда называлась с приставкой Да — «великая», а предыдущие упоминались с указателем чао — «двор». Вариант записи Цин — «Чистая» — является общеупотребительным в научной и научно-популярной литературе).
Биография
Объединение маньчжур и создание государства
Нурхаци происходил из чжурчжэньского рода Тун, переселившегося в южную часть Маньчжурии из района горы Пэктусан ( кит. 长白山 Байтоушань) в первой половине XV века под натиском корейских войск. Внук (маньчж. князь) и сын бэйлэ , Нурхаци являлся одним из князей 6 небольших городов-крепостей (маньчж. нингута бэйлэ — 6 князей) в долине реки Суксухэ-бира (совр. кит. ). Тем не менее, он претендовал на родство с правящей династией чжурчжэньской империи Цзинь, существовавшей на севере Китая и Внутренней Монголии в 1115—1234 годах. Поэтому свою фамилию Нурхаци объявил «Золотым родом» ( Айсинь Гьоро ), подчёркивая тем самым своё происхождение от царствовавшей семьи империи Цзинь (чьё название в переводе с китайского означает «Золотая»). Род Нурхаци претендовал на земли долины реки Суксухэ-бира, на базе которых было основано владение Маньчжоу.
В ходе междоусобных войн между чжурчжэньскими племенами в 1582 году при невыясненных обстоятельствах от рук китайских солдат ляодунского бо Ли Чэнляна погибли отец и дед Нурхаци. Согласно традиционной китайской историографии в этом обвинялся Никан Вайлан — владетель чжурчжэньского городка Турунь, расположенного неподалёку от долины Суксухэ-бира, сумевший поссорить Ли Чэнляна с вполне лояльными минским властям Такши и Гиочанги. Свою политическую карьеру Нурхаци начал с мести за отца и деда, выступив против Никан Вайлана с отрядом всего из 13 латников. Первоначальная реакция минских властей в Ляодуне была весьма вялой — Нурхаци представлялся китайцам очередным авантюристом, сводящим мелкие счёты с соседями, и поэтому китайские власти не оказали помощи Никан Вайлану , который в результате был захвачен и убит Нурхаци в 1584 году .
Нурхаци оказался талантливым политиком и полководцем: именно он осуществил объединение чжурчжэньских племён и создал Маньчжурское государство. Старейшин соседних племён Нурхаци всемерно привлекал на свою сторону: в ход шли щедрые подарки, многодневные пиры, брачные союзы. Те, в свою очередь, вместе с сыновьями, рабами и воинами переселялись во владения Нурхаци на постоянное жительство и переходили на службу к новому владыке. Так был создан весьма жизнеспособный племенной союз , быстро переросший в раннеклассовое общество с сильнейшим военным и рабовладельческим началом.
В 1585—1589 годах Нурхаци, подчинив племена минского вэя Цзяньчжоу (своих непосредственных соседей), объединил их с населением Маньчжоу. Затем он приступил к завоеванию чаньбайшаньских племён и племенного союза. За два десятилетия маньчжуры совершили около 20 военных экспедиций против соседей. Для укрепления своего положения Нурхаци предпринял поездку в Пекин , где был представлен на аудиенции императору Ваньли .
Пристально наблюдавшие за усилением Нурхаци китайские пограничные власти добились присвоения ему титула «полководца тигра и дракона » (лунху цзянцзюнь) с выплатой жалования в 800 лян и разрешением носить пожалованную императором церемониальную одежду китайского образца . Это значительно укрепило влияние Нурхаци на подвластные племена.
В 1589 году Нурхаци объявил себя ваном , а в 1596 году — ваном государства Цзяньчжоу . Его союзники — восточномонгольские князья — поднесли ему в 1606 году титул Кундулэн-хана . К этому времени в руках у нового правителя оказалось сильное войско, организованное по «знамённой» системе: пять рот (ниру) сводились в полк ( джала , чжала ), а пять полков — в корпус, или «знамя» («гуса»). По мере подчинения соседних племён и территорий Нурхаци сформировал войско из четырёх «знамён» (1601). Первоначально в них числились только чжурчжэни племенного союза Маньчжоу, а также добровольно примкнувшие к ним чжурчжэни других племенных союзов. В 1615 году были созданы ещё четыре новых корпуса, и войска получили название « восьмизнамённых »; корпуса различались по цвету знамён.
В 1616 году Нурхаци провозгласил себя монархом созданного им нового государства. Приняв титул хана , он провозгласил воссоздание чжурчжэньского государства Цзинь, сокрушенного монголами в 1234 году, под названием ханства Айсин Гурунь (маньчж. Золотое Государство). Ретроспективно китайские историки соотнесли это название с китайским названием чжурчжэньского государства Цзинь (1115—1234) и присвоили ему определение «позднее» — Хоу Цзинь. Впоследствии же был составлен девиз правления Нурхаци — «Тяньмин» («Мандат неба») . Тем самым, согласно официальной версии истории маньчжурской династии, он объявил себя Сыном Неба, обладавшим Мандатом неба на верховную власть над всем земным пространством. Столицей Маньчжурского государства стал город . Благодаря дипломатической и военной активности Нурхаци, к 1619 году в рамках нового государства было объединено большинство чжурчжэньских племён.
Начало маньчжурской экспансии
Укрепление государства Маньчжоу и его приближение к китайской границе в Ляодуне обострили отношения между Нурхаци и империей Мин . В 1618 году Нурхаци опубликовал манифест под названием « Семь больших обид », в котором изложил основные, по его мнению, преступления китайцев против его народа и лично его самого. В том же году 20-тысячная армия Нурхаци вторглась на китайскую территорию в Ляодуне, захватила три важные крепости и пять городов. Все они были разрушены, а пленные и местное население (согласно данным официальной китайской историографии — более полумиллиона человек) уведены в Маньчжоу. По официальной версии цинских историков, в ответ на это империя Мин собрала в Ляодуне 200-тысячную хорошо вооружённую армию. Против неё Нурхаци мог в 1619 году выставить только 50 тысяч воинов. Однако маньчжуров спасла бездарность военачальников противника: китайцы разделили свою армию на четыре корпуса, каждый из которых наступал на столицу Маньчжоу отдельно от других. Это позволило Нурхаци поочерёдно разгромить три из них в битве, известной в истории как « сражение при Сарху-алинь »; четвёртому корпусу удалось отступить. Шедший на помощь китайцам корейский корпус Кан Хоннипа был встречен маньчжурами на реке Шэньхэ и после непродолжительного сопротивления капитулировал.
В 1621 году маньчжуры вторглись в Ляодун и разбили китайские войска. Нурхаци осадил и взял штурмом город Шэньян (瀋陽), получивший маньчжурское название Мукден (от маньчжурского слова мукдэмби — «возноситься», что отражало религиозные представления маньчжуров и дублировалось в новом китайском названии города Шэнцзин 盛京), и город Ляоян. Весь этот край оказался в руках маньчжурского хана. Решив прочно закрепиться на захваченной территории, он не стал угонять покорённое население в Маньчжоу, оставив его и своё войско в Ляодуне, а столицу из Синцзина перенёс в 1625 году в Мукден. Вновь завоеванные земли стали базой для новых походов — отсюда маньчжуры уже в 1622 году вторглись в Ляоси и разбили китайскую армию. Китайцы перешли к обороне, начали собирать новую армию и воссоздавать систему укреплений. Однако в феврале 1626 года войска Нурхаци не смогли овладеть китайской крепостью Нинъюань — главным городом Ляоси. В защите Нинъюани принял участие иезуит , руководивший действиями артиллерии европейского типа ( хунъипао ), впервые с успехом примененной против маньчжуров в этом сражении. В бою Нурхаци получил тяжелое ранение и уехал лечиться на горячие источники. В отместку за неудачу под стенами крепости маньчжуры захватили остров Цзюхуадао, где сожгли 2 тысячи китайских судов и склады с провиантом, подорвав основные силы китайского флота в Бохайском заливе .
Воюя с китайцами, Нурхаци продолжал подчинение оставшихся ещё независимыми от него чжурчжэньских племён. С 1619 по 1625 годы он и его сын Хуантайцзи ( Абахай ) совершили четыре успешных похода. В сентябре 1626 года Нурхаци умер. По мнению ряда исследователей, причиной смерти стали последствия ранения в феврале 1626 года и моральная травма от поражения под Нинъюанью. Перед смертью он не назначил наследника. Сородичи умершего избрали ханом и императором его восьмого сына — Хуантайцзи ( Абахая ).
Семья
- дед: (覺昌安)
- отец: (塔克世)
- мать: наложница из рода Хитара (喜塔拉氏)
- единоутробный брат: Сурхаци (蘇爾哈吉)
- супруги:
- Императрица Сяоцыгао (孝慈高皇后), личное имя — Монго, дочь Янгину из рода Ехэнара
- Супруга Юань, личное имя — Хаханацзяцин, из рода Тунцзя
- Супруга Цзи, личное имя — Гундай, из рода Фуца
- Императрица Сяолеу (孝烈武皇后), личное имя — Абахай, дочь Маньтая из рода Уланара
- сыновья:
- Цуень (褚英) (1580—1615), наследник престола, имел трех сыновей
- Дайшань (代善) (19 августа 1583 — 25 ноября 1648), принц Ли (1636—1648), оставил восемь сыновей
- Абай (阿拜)(8 сентября 1585 — 14 марта 1648), имел семь сыновей
- Тангулдай (湯古代) (24 декабря 1585 — 3 ноября 1640), оставил двух сыновей
- Мангултай (莽古爾泰) (1587 — 11 января 1632)
- Табай (塔拜) (2 апреля 1589 — 6 сентября 1639), имел восемь сыновей
- Абатай (阿巴泰) (27 июля 1589 — 10 мая 1646), принц Raoyu (1644—1646), имел пять сыновей
- Абахай (皇太極) (28 ноября 1592 — 21 сентября 1643), хан, затем император Цинской империи (1626—1643). Имел 11 сыновей и 14 дочерей
- Бабутай (巴布泰) (13 декабря 1592 — 27 февраля 1655), имел трёх сыновей
- Дэгэлэй (德格類) (16 декабря 1592 — 11 ноября 1635), бэйлэ, оставил трёх сыновей
- Бабухай (巴布海) (15 января 1596—1643),
- Аджигэ (阿濟格) (28 августа 1605 — 28 ноября 1651), принц Ин (1644—1651), имел 12 сыновей
- (賴慕布) (26 января 1611 — 23 июня 1646), принц Фу, оставил одного сына
- Доргонь (多爾袞) (17 ноября 1612 — 31 декабря 1650 ), регент Цинской империи (1643—1650)
- Додо (多鐸) (2 апреля 1614 — 29 апреля 1649), принц Ю (1636—1649), имел восемь сыновей
- Фиянгу (費揚果) (ноябрь 1620—1640), имел четырех сыновей.
Предки Нурхаци
-
Мэнгэ-темур (Мэнтэму)
(猛哥帖木耳) (1370—1433)
- Чуянь (Агу) (убит в 1433 ), старший сын предыдущего
-
(充善) (1433—1467), второй сын Мэнгэ-темура
- (妥罗) (1467—1481), старший сын предыдущего
- Тоймо (妥义谟)
-
(锡宝齐篇古) (1481—1522)
-
(福滿) (1522—1542), сын предыдущего
- Дэшику (德世庫)
- Лючань (劉闡)
- Сочанъя (索長阿)
- Баоланъа (包朗阿)
- Баоши (寶實)
-
(覺昌安) (1542—1582)
- Лидунь-Батуру ((禮敦巴圖魯)
- Эргунь (額爾袞)
- Цзекань (界堪)
- Тачабяньгу (塔察篇古)
-
(塔克世) (убит в 1582)
- Нурхаци (努爾哈赤) (1559—1626)
- Мурхаци (穆爾哈齊) (1561—1620)
- Сурхаци (舒爾哈齊) (1564—1611)
- Ярхаци (雅爾哈齊) (1565—1589)
- Байала (巴雅喇) (1582—1624)
-
(福滿) (1522—1542), сын предыдущего
Примечания
- — 1 — Пекин: , 2015. — С. 20. — ISBN 978-7-5161-5522-6
- Кузнецов В. С. Нурхаци. — Новосибирск, 1985.
Литература
- Кузнецов B. C. Нурхаци — основатель маньчжурского государства. // Дальний Восток и соседние территории в Средние века. / Отв. ред. . — Новосибирск : Наука , 1980. — С. 48-53.
- Кузнецов B. C. Нурхаци. — Новосибирск: Наука, 1985. — 192 с. — ( Страны и народы ).
- Непомнин О. Е. от 3 марта 2008 на Wayback Machine . — М.: Восточная литература , 2005. — ISBN 5-02-018400-4
- Мелихов Г. В. Маньчжуры на северо-востоке (XVII в.). — М. : Наука, 1974.
- 2020-08-29
- 2